|
![]() Документ подписан электронной подписью |
государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Колушкинская специальная школа – интернат»
Принято на заседании педагогического совета Протокол № 5 от «30» 03. 2018 г. |
Утверждаю директор________Л.Г.Землянская
|
ПОЛОЖЕНИЕ
о посещении учебных занятий участниками образовательных отношений
1.Общие положения
1.1 Настоящее Положение устанавливает порядок посещения занятий участниками
образовательных отношений в ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» и призвано обеспечить: права на получение образования; права родителей (законных представителей) на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости обучающихся; права педагогов на свободу творчества; права директора, заместителя директора по учебной работе, заместителя директора по воспитательной работе (далее-администрация) на осуществление контроля за соблюдением законодательства в области образования.
1.2. Под занятием понимается: урочная деятельность (уроки); внеурочная деятельность (коррекционные курсы, индивидуальные и групповые занятия); воспитательная работа (воспитательские занятия, классные часы).
1.3. Участниками образовательного процесса являются: педагогический коллектив, обучающиеся, воспитанники, родители (законные представители).
2. Посещение занятий администрацией школы-интерната
2.1.Администрация школы-интерната посещает занятия в соответствии с планом работы
школы по имеющимся разделам этого плана.
2.2.Основными целями посещения занятий являются: помощь в выполнении профессиональных задач, контроль за деятельностью педагогов по вопросам усвоения обучающимися программного материала, контроль за соблюдением законодательства в сфере воспитания и обучения, повышение эффективности результатов работы школы-интерната.
2.3.Порядок посещений занятия:
2.3.1. Администрация осуществляет посещение занятий согласно плану-графику контрольно-оценочной деятельности.
2.3.2. План-график посещения занятий доводится до сведения педагогических работников в начале учебного периода (помесячно) и размещается в доступном для просмотра месте.
2.3.3 В случае проведения тематического контроля, требующего специальной подготовки к учебному занятию, учитель должен быть предупрежден не менее чем за 2-3 дня до занятия.
2.3.4. Администрация имеет право: ознакомиться с рабочей программой педагога;
собрать и просмотреть тетради обучающихся;
2.3.5. Администрация вправе привлекать к посещению занятия МС, МО, ПМПк, ППМС.
2.3.6. Во время посещения занятия администрация не имеет права: вмешиваться в ход его проведения; выходить во время занятия (за исключением экстремальных случаев); уходить до звонка.
2.3.7. По уважительным причинам (болезнь педагога, отсутствие на уроке большого числа учащихся из-за эпидемии, сбой в работе технических средств, оборудования и т.п.) учитель имеет право просить перенести посещение занятия должностными лицами на другое время.
3. Посещение занятий родителями (законными представителями)
3.1. Родители (законные представители) обучающихся обязаны уважать честь и
достоинство обучающихся и педагогов школы.
3.2. Родители (законные представители) имеют право посещать занятия в школе-интернате, где могут: ознакомиться с его содержанием, требованиями педагогов;
оценить работоспособность своего ребенка, его активность на занятиях;
посмотреть его умение грамотно, правильно излагать свои мысли; понять место ребенка в коллективе; сравнить объем его знаний с государственными образовательными стандартами; ознакомиться с системой оценки планируемых результатов изучения учебного предмета, курса; ознакомиться с успеваемостью своих детей, их отметками.
3.3. Родители (законные представители) обучающихся имеют право посещать учебные занятия только с разрешения директора школы-интерната. Директор назначает по согласованию с родителями (законными представителями) сопровождающего на данное занятие (одного или нескольких из нижеприведенных лиц): заместителя директора по учебной работе, заместителя директора по воспитательной работе, руководителя МО, учителей-предметников, учителей коррекционных курсов, воспитателей, опытного педагога, имеющего высшую или первую квалификационную категорию.
3.4. Родители (законные представители) обучающихся во время посещения занятий не имеют права: вмешиваться в ход занятия; выходить из кабинета до окончания занятий; разговаривать по телефону (за исключением случаев крайней необходимости).
3.5. Родители (законные представители) имеют право: получить консультацию по интересующим их вопросам; обратиться к директору по дальнейшему решению данных вопросов.
4. Посещение занятий педагогами школы и руководителем МО
4.1. Посещения учебных занятий педагогическими работниками школы-интерната возможны по предварительному согласованию с педагогом в рамках работы школьных методических объединений, обмена опытом, изучения инновационной деятельности педагога, передовых педагогических технологий.
5. Анализ посещенного занятия
5.1. Анализ посещения занятия включает четыре обязательных этапа:
- самоанализ занятия педагогом;
- анализ занятия должностным лицом, посетившим занятие;
- согласование выводов педагога и должностного лица по результатам;
- оформление необходимых документов, отражающих посещение занятия.
5.2. Рекомендуется проводить анализ занятия в день его посещения выделить на его проведение достаточное количество времени.
5.3. Администрация, руководители методических объединений, педагогические работники, посетившие занятие, вправе дать рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
Приложение № 1
Протокол посещения урока
Ф.И. О. учителя _______________________________________________________________
Ф.И.О. посещающего __________________________________________________________
Дата проведения |
класс |
предмет |
Количество учащихся |
% присутствующих учащихся |
|
По списку |
Присутствовало |
||||
|
|
|
|
|
|
Тема урока |
|
Готовность к уроку учителя ___________________ Учащихся ___________________
4. Цель, задачи урока:
Образовательные:__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Коррекционно-развивающие_________________________________________________________
Воспитательные___________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель урока обсуждается, согласуется с учащимися, задается учителем, ставится проблема
Тип урока: изучение нового, закрепление, обобщение и повторение, контроль знаний,
комбинированный.
Форма урока: исследование, аукцион, игра, путешествие, традиционный, семинар, зачет, другое _______________________________________________________________________
Организация урока, этапы урока:
Оргмомент ___________психологический настрой_________проверка дом.задания
опрос - _______ актуализация знаний _____, объяснение нового материала - _______, закрепление изученного - ______ , самостоятельная работа - ______ , оценивание_____ , итог урока - ________ домашнее задание _____________________
Другие этапы: _______________________________________________________________
Виды контроля: индивидуальный, фронтальный, письменный, устный, тестирование.
Формы контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя, сочетание количественной и качественной оценки фронтального опроса, графический диктант)
Количество опрошенных учащихся ______________________________________________
Используемые методы (выбраны оптимально, рационально, нет)
Методы |
На каких этапах урока используются |
Объяснительно-иллюстративные (рассказ, описание, упражнение, беседа, практическая работа, анализ таблицы, схемы) |
|
Репродуктивные (пересказ прочитанного, списывание готового материала с доски, выполнение заданий по образцу, анализ по алгоритму, работа с книгой) |
|
Проблемно-сообщающие (объяснение причин различия в фактах, процессах, объяснение с опорой на наглядность, доказательства путем сравнения подобий предметов) |
|
Частично-поисковые (эвристическая беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое) |
|
Исследовательские методы (работа с книгой по поиску метода, самоанализ нескольких таблиц по поиску общего вывода, практические действия с последующим доказательством закономерности) |
|
Формы работы (фронтальные, групповые, индивидуальные), дифференцированный подход, рациональное сочетание форм работы.
Организация самостоятельной работы (индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная), на каком этапе урока ______________________________________
Эффективность - ________, количество времени - __________, уровень (репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский).
Подготовлена предшествующими этапами урока - __________________________________
Организация работы со способными учащимися __________________________________
Организация работы со слабоуспевающими учащимися ___________________________
Использование ИКТ (целесообразность применения, соблюдение норм САНПиН, вид ИКТ)
Наглядность плакатов, дидактического материала, карточки с заданиями, текстами, другое ______________________________________________________________________
Здоровьесберегающие технологии (физминутка, релаксация, гимнастика для глаз)
Композиция урока (логичность подачи материала, наличие выводов и обобщений, четкость переходов от одного этапа к другому, завершенность, итог урока)
Темп ведения урока (оптимальный, доступный для слабоуспевающих)
Плотность (достаточная/недостаточная)
Профилактика и ликвидация пробелов в знаниях,(вопросы на сравнение, акценты, повторение)
Психологический климат, (учет особенностей учащихся, уровень сформированности мыслительной деятельности, внимания, памяти, тревожности др. , доброжелательный)
Домашние задание (наличие инструкции, методические советы по выполнению, запись на доске, дифференцированно, опережающие творческие задания, запись в дневник)
Активность и работоспособность учащихся (высокая, средняя, низкая)
Уровень знаний (восприятие, осмысление, запоминание, применение в сходной ситуации, новой ситуации,)
Работа над формированием общих учебных навыков (развитие речи, работа с книгой, картой, в тетрадях, практические навыки, через связь с учителем)
Урок окончен вовремя/ после звонка.
Рекомендации: (все задания продуманы взаимосвязаны. На каждом этапе подведен итог. Урок построен методически грамотен. Выбранные методы работы способствовали увеличению мотивации, познавательной активности обучающихся. Урок достиг поставленных целей, результативен)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С протоколом ознакомлен: ___________________/__________________________________
Анализ урока при взаимопосещении
Предмет_______________Учитель_____________________Дата___________
Класс ___
Цель посещения:
Тема урока____________________________________________________________
Цель, задачи урока:
Образовательные:____________________________________________________________________________________________________________________________
Коррекционно-развивающие_________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспитательные____________________________________________________________________________________________________________________________
Количество учащихся в классе ________ Присутствуют
Посещающий ________________________________________________
Цель урока обсуждается, согласуется с обучающимися, задается учителем, ставится проблема
Тип урока: изучение нового, закрепление, обобщение и повторение, контроль знаний, комбинированный.
Форма урока: исследование, аукцион, игра, путешествие, традиционный, семинар, зачет, другое __________________
Организация урока, этапы урока:
Оргмомент ___________психологический настрой_________проверка дом.задания ____опрос - _______ актуализация знаний _____, объяснение нового материала - _______, закрепление изученного - ______ , самостоятельная работа - ______ ,оценивание_____ , итог урока - ____ рефлексия_______домашнее задание _______
Мобилизующее начало |
||||||||||
Класс к уроку |
готов |
не готов |
||||||||
Тема урока |
названа |
не названа |
||||||||
Цели, задачи урока |
поставлены |
не поставлены |
||||||||
Ход урока |
продуман |
не продуман |
||||||||
Проверка домашнего задания |
||||||||||
1) фронтальная проверка |
2) выборочная проверка письменного задания |
3) фронтальный опрос по заданию |
||||||||
4) выполнение аналогичного упражнения |
5) взаимопроверка выполнения письменного задания |
6) опрос по индивидуальным карточкам
|
||||||||
7) опрос с вызовом к доске |
8) проверка тетрадей |
|
||||||||
Средства активизации |
||||||||||
1) живое слово учителя |
2) использование доски |
3)ТСО |
||||||||
4) дидактические игры |
5) практическая работа |
6) самостоятельная работа |
||||||||
7) индивидуальное задание |
8) парная работа |
9) групповая работа |
||||||||
Загадка, ребус, кроссворд; игра, словарная работа (связь с новым материалом), проблемный вопрос. |
||||||||||
Контакт с классом |
||||||||||
1) есть взаимопонимание |
2) нет взаимопонимания |
|||||||||
Формы организации познавательной деятельности |
||||||||||
1) фронтальная |
2) индивидуальная |
3) групповая |
||||||||
4) парная |
5) |
6) |
||||||||
в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами); самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения и использования учебника; вводной беседы (если у обучающихся есть запас сведений по данной теме);чередование беседы и рассказа; применение ТСО |
||||||||||
Формы и методы закрепления знаний |
||||||||||
1) фронтальная |
2) индивидуальная |
3) групповая |
||||||||
4) парная |
5) |
6) |
||||||||
Беседа, работа с учебником, работа с тетрадью, практическая работа, программированные задания, дидактические игры, ТСО, таблицы, схемы, тесты, самостоятельная работа. |
||||||||||
Домашнее задание |
||||||||||
Дано: |
до звонка |
после звонка |
||||||||
с пояснением |
без пояснения |
|||||||||
Дозировка домашнего задания |
||||||||||
1) недостаточное |
2) превышенное |
3) оптимальное |
||||||||
4) дифференцировано |
3) индивидуально |
|
||||||||
7. Выставленные отметки за урок |
||||||||||
«5» |
«4» |
«3» |
||||||||
«2» |
с комментарием |
без комментария |
||||||||
8. Активность класса: |
||||||||||
1) высокая |
2) средняя |
3) низкая |
||||||||
Работа со слабоуспевающими обучающимися: |
||||||||||
1) индивидуальный подход |
2) дифференцированный подход |
3) не велась |
||||||||
Итог урока |
||||||||||
подведен |
не подведен |
|||||||||
Создание комфортной обучающей среды |
||||||||||
установление эмоционального контакта |
да |
нет |
||||||||
учет индивидуальных психологических особенностей |
да |
нет |
||||||||
соблюдение индивидуального темпа работы |
да |
нет |
||||||||
поддержание доброжелательной атмосферы |
да |
нет |
||||||||
Мнение об уроке:
|
||||||||||
Дата _______________ Подпись __________________