ЭП

Документ подписан электронной подписью
19.05.2021;11:25;Землянская Людмила Григорьевна;Директор ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат
Ключ электроннй подписи

 

государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Колушкинская специальная школа – интернат»

 

Принято на заседании

педагогического совета

Протокол № 5 от «30» 03. 2018 г.

Утверждаю

 директор________Л.Г.Землянская

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ
о посещении учебных занятий участниками образовательных отношений

1.Общие положения

1.1 Настоящее Положение устанавливает порядок посещения занятий участниками
образовательных отношений в
ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» и призвано обеспечить: права на получение образования; права родителей (законных представителей) на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости обучающихся; права педагогов на свободу творчества; права директора, заместителя директора по учебной работе, заместителя директора по воспитательной работе (далее-администрация) на осуществление контроля за соблюдением законодательства в области образования.

1.2. Под занятием понимается: урочная деятельность (уроки); внеурочная деятельность (коррекционные курсы, индивидуальные и групповые занятия); воспитательная работа (воспитательские занятия, классные часы).

1.3. Участниками образовательного процесса являются: педагогический коллектив, обучающиеся, воспитанники, родители (законные представители).

2. Посещение занятий администрацией школы-интерната

2.1.Администрация школы-интерната посещает занятия в соответствии с планом работы
школы по имеющимся разделам этого плана.

2.2.Основными целями посещения занятий являются: помощь в выполнении профессиональных задач, контроль за деятельностью педагогов по вопросам усвоения обучающимися программного материала,  контроль за соблюдением законодательства в сфере воспитания и обучения, повышение эффективности результатов работы школы-интерната.

2.3.Порядок посещений занятия:

2.3.1. Администрация осуществляет посещение занятий согласно плану-графику контрольно-оценочной деятельности.

2.3.2. План-график посещения  занятий доводится до сведения  педагогических работников в начале учебного периода (помесячно) и размещается в доступном для просмотра месте.

 

2.3.3 В случае проведения тематического контроля, требующего специальной подготовки к учебному занятию, учитель должен быть предупрежден не менее чем за 2-3 дня до занятия.

2.3.4. Администрация имеет право: ознакомиться с рабочей программой педагога;
собрать и просмотреть тетради обучающихся;

2.3.5. Администрация вправе привлекать к посещению занятия МС, МО, ПМПк, ППМС.

2.3.6. Во время посещения занятия администрация не имеет права: вмешиваться в ход его проведения; выходить во время занятия (за исключением экстремальных случаев); уходить до звонка.

2.3.7. По уважительным причинам (болезнь педагога, отсутствие на уроке большого числа учащихся из-за эпидемии, сбой в работе технических средств, оборудования и т.п.) учитель имеет право просить перенести посещение занятия должностными лицами на другое время.

3. Посещение занятий родителями (законными представителями)

3.1. Родители (законные представители) обучающихся обязаны уважать честь и
достоинство обучающихся и педагогов школы.

3.2. Родители (законные представители) имеют право посещать занятия в школе-интернате, где могут: ознакомиться с его содержанием, требованиями педагогов;
оценить работоспособность своего ребенка, его активность на занятиях;
посмотреть его умение грамотно, правильно излагать свои мысли; понять место ребенка в коллективе; сравнить объем его знаний с государственными образовательными стандартами; ознакомиться с системой оценки планируемых результатов изучения учебного предмета, курса; ознакомиться с успеваемостью своих детей, их отметками.

3.3. Родители (законные представители) обучающихся имеют право посещать учебные занятия только с разрешения директора школы-интерната. Директор назначает по согласованию с родителями (законными представителями) сопровождающего на данное занятие (одного или нескольких из нижеприведенных лиц): заместителя директора по учебной работе, заместителя директора по воспитательной работе, руководителя МО, учителей-предметников, учителей коррекционных курсов, воспитателей, опытного педагога, имеющего высшую или первую квалификационную категорию.

3.4. Родители (законные представители) обучающихся во время посещения занятий не имеют права: вмешиваться в ход занятия; выходить из кабинета до окончания занятий; разговаривать по телефону (за исключением случаев крайней необходимости).

3.5. Родители (законные представители) имеют право: получить консультацию по интересующим их вопросам; обратиться к директору по дальнейшему решению данных вопросов.

4. Посещение занятий педагогами школы и руководителем МО

4.1. Посещения учебных занятий педагогическими работниками школы-интерната возможны по предварительному согласованию с педагогом в рамках работы школьных методических объединений, обмена опытом, изучения инновационной деятельности педагога, передовых педагогических технологий.

5. Анализ посещенного занятия

5.1. Анализ посещения занятия включает четыре обязательных этапа:

- самоанализ занятия педагогом;

- анализ занятия должностным лицом, посетившим занятие;

- согласование выводов педагога и должностного лица по результатам;

- оформление необходимых документов, отражающих посещение занятия.

5.2. Рекомендуется проводить анализ занятия в день его посещения выделить на его проведение достаточное количество времени.

5.3. Администрация, руководители методических объединений, педагогические работники, посетившие занятие, вправе дать рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Протокол посещения урока 

Ф.И. О. учителя _______________________________________________________________

Ф.И.О. посещающего __________________________________________________________

  1. Общие сведения об уроке:

Дата проведения

класс

предмет

Количество учащихся

% присутствующих учащихся

По списку

Присутствовало

 

 

 

 

 

 

Тема урока

 

 

  1. Цель  посещения: __________________________________________________________________
  2. Планирование учебной деятельности:
    • наличие плана урока _____________________________________________________
    • соответствие содержания урока программе __________________________________
    • соответствие календарно-тематическому планированию _______________________

Готовность к уроку учителя ___________________  Учащихся    ___________________

4.   Цель, задачи урока:

Образовательные:__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Коррекционно-развивающие_________________________________________________________

Воспитательные___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель урока обсуждается, согласуется с учащимися, задается учителем, ставится проблема

Тип урока: изучение нового, закрепление, обобщение и повторение, контроль знаний, 

                     комбинированный.

Форма урока: исследование, аукцион, игра, путешествие, традиционный, семинар, зачет, другое _______________________________________________________________________

Организация урока, этапы урока:

Оргмомент ___________психологический настрой_________проверка дом.задания

опрос - _______ актуализация знаний _____, объяснение нового материала - _______,  закрепление изученного - ______ , самостоятельная работа - ______ ,  оценивание_____ , итог урока - ________ домашнее задание _____________________

Другие этапы:  _______________________________________________________________

Виды контроля: индивидуальный, фронтальный, письменный, устный, тестирование.

Формы контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя, сочетание количественной и качественной оценки фронтального опроса, графический диктант) 

Количество опрошенных учащихся ______________________________________________

Используемые методы (выбраны оптимально, рационально, нет)

Методы

На каких этапах урока используются

Объяснительно-иллюстративные (рассказ, описание, упражнение, беседа, практическая работа, анализ таблицы, схемы)

 

 

Репродуктивные (пересказ прочитанного, списывание готового материала с доски, выполнение заданий по образцу, анализ по алгоритму, работа с книгой)

 

 

 

Проблемно-сообщающие (объяснение причин различия в фактах, процессах, объяснение с опорой на наглядность, доказательства путем сравнения подобий предметов)

 

 

 

Частично-поисковые (эвристическая беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое)

 

 

 

Исследовательские методы (работа с книгой по поиску метода, самоанализ нескольких таблиц по поиску общего вывода, практические действия с последующим доказательством закономерности)

 

Формы работы (фронтальные, групповые, индивидуальные), дифференцированный подход, рациональное сочетание форм работы.

Организация самостоятельной работы (индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная), на каком этапе урока   ______________________________________

Эффективность - ________, количество времени - __________, уровень (репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский).

Подготовлена предшествующими этапами урока - __________________________________

Организация работы со способными учащимися __________________________________

Организация работы со слабоуспевающими  учащимися ___________________________

Использование ИКТ (целесообразность применения, соблюдение норм САНПиН, вид ИКТ)

Наглядность плакатов, дидактического материала, карточки с заданиями, текстами, другое ______________________________________________________________________

Здоровьесберегающие технологии (физминутка, релаксация, гимнастика для глаз)

Композиция урока (логичность подачи материала, наличие выводов и обобщений, четкость переходов от одного этапа к другому, завершенность, итог урока)

Темп ведения урока (оптимальный, доступный для слабоуспевающих)

Плотность (достаточная/недостаточная)

Профилактика и ликвидация пробелов в знаниях,(вопросы на сравнение, акценты, повторение)

Психологический климат, (учет особенностей учащихся, уровень сформированности мыслительной деятельности, внимания, памяти, тревожности др. , доброжелательный)

Домашние задание (наличие инструкции, методические советы по выполнению, запись на доске, дифференцированно, опережающие творческие задания, запись в дневник)

Активность и работоспособность учащихся (высокая, средняя, низкая)

Уровень знаний (восприятие, осмысление, запоминание, применение в сходной ситуации, новой ситуации,)

Работа над формированием общих учебных навыков (развитие речи, работа с книгой, картой, в тетрадях, практические навыки, через связь с учителем)

Урок окончен вовремя/ после звонка.

Рекомендации:  (все задания продуманы взаимосвязаны. На каждом этапе подведен итог. Урок построен методически грамотен. Выбранные методы работы способствовали увеличению мотивации, познавательной активности обучающихся. Урок достиг поставленных целей, результативен)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С протоколом ознакомлен: ___________________/__________________________________

 

Анализ урока при взаимопосещении

Предмет_______________Учитель_____________________Дата___________

Класс ___

Цель посещения:

Тема урока____________________________________________________________

Цель, задачи урока:

Образовательные:____________________________________________________________________________________________________________________________

Коррекционно-развивающие_________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитательные____________________________________________________________________________________________________________________________

Количество учащихся в классе ________ Присутствуют

Посещающий ________________________________________________

Цель урока обсуждается, согласуется с обучающимися, задается учителем, ставится проблема

Тип урока: изучение нового, закрепление, обобщение и повторение, контроль знаний,   комбинированный.

Форма урока: исследование, аукцион, игра, путешествие, традиционный, семинар, зачет, другое __________________

Организация урока, этапы урока:

Оргмомент ___________психологический настрой_________проверка дом.задания ____опрос - _______ актуализация знаний _____, объяснение нового материала - _______,  закрепление изученного - ______ , самостоятельная работа - ______ ,оценивание_____ , итог урока - ____ рефлексия_______домашнее задание _______

Мобилизующее начало

Класс к уроку

готов

не готов

Тема урока

названа

не названа

Цели, задачи урока

поставлены

не поставлены

Ход урока

продуман

не продуман

Проверка домашнего задания

1) фронтальная проверка

2) выборочная проверка письменного задания

3) фронтальный опрос по заданию

4) выполнение аналогичного упражнения

5) взаимопроверка выполнения письменного задания

6) опрос по индивидуальным карточкам

 

7) опрос с вызовом к доске

8) проверка тетрадей

 

Средства активизации

1) живое слово учителя

2) использование доски

3)ТСО

4) дидактические игры

5) практическая работа

6) самостоятельная работа

7) индивидуальное задание

8) парная работа

9) групповая работа

 Загадка, ребус, кроссворд; игра, словарная работа (связь с новым материалом),

проблемный вопрос.

 Контакт с классом

1) есть взаимопонимание

2) нет взаимопонимания

Формы организации познавательной деятельности

1) фронтальная

2) индивидуальная

3) групповая

4) парная

5)

6)

в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами); самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения и использования учебника; вводной беседы (если у обучающихся есть запас сведений по данной теме);чередование беседы и рассказа;

применение ТСО

Формы и методы закрепления знаний

1) фронтальная

2) индивидуальная

3) групповая

4) парная

5)

6)

Беседа, работа с учебником, работа с тетрадью, практическая работа, программированные задания, дидактические игры, ТСО, таблицы, схемы, тесты, самостоятельная работа.

Домашнее задание

Дано:

до звонка

после звонка

 

с пояснением

без пояснения

 Дозировка домашнего задания

1) недостаточное

2) превышенное

3) оптимальное

4) дифференцировано

3) индивидуально

 

7. Выставленные отметки за урок

«5»

«4»

«3»

«2»

с комментарием

без комментария

8. Активность класса:

1) высокая

2) средняя

3) низкая

Работа со слабоуспевающими обучающимися:

1) индивидуальный

подход

2) дифференцированный

подход

3) не велась

 Итог урока

подведен

не подведен

 

Создание комфортной обучающей среды

установление эмоционального контакта

да

нет

учет индивидуальных психологических особенностей

да

нет

соблюдение индивидуального темпа работы

да

нет

поддержание доброжелательной атмосферы

да

нет

Мнение об уроке:

 

 

 

                     

Дата _______________ Подпись __________________