|
![]() Документ подписан электронной подписью |
государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат»
Принято на заседании педагогического совета Протокол от «13» 08. 2021г. №1 |
УТВЕРЖДАЮ: Директор Л.Г. Землянская Приказ от «13»08. 2021г. № 69 |
Программа воспитания
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2021-2025 уч. год
Программа воспитания ГКО РО «Колушкинская специальная школа-интернат» разработана на основе Примерной программы воспитания, предложенной Институтом стратегии развития образования РАО и в рамках государственного задания и утвержденной решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020г.№2/20) Данная программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы учреждения.
Содержание программы:
1 раздел |
Особенности организуемого в ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа- интернат» воспитательного процесса. |
стр. 3-4 |
2 раздел |
Цель и задачи воспитания |
стр. 4-10 |
3 раздел |
Виды, формы и содержание деятельности. |
стр. 11-31 |
4 раздел |
Основные направления самоанализа воспитательной работы» |
стр.32-34 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа -интернат» направлена на личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы воспитания, на всех уровнях образования, является приобщение обучающихся воспитанников к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение обучающихся воспитанников личностных результатов, указанных во ФГОС УО(ИН): формирование у обучающихся воспитанников основ российской идентичности; готовность обучающихся воспитанников к саморазвитию; мотивации к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся воспитанников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагогические работники (учитель, воспитатель, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, педагог дополнительного образования и т.п.) наставники, могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с обучающимися воспитанниками деятельности и тем самым сделать свою школу воспитывающей организацией.
Программа воспитания описывает систему форм и способов работы с детьми и включает в себя четыре основных раздела.
1.Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса».
2.Раздел «Цель и задачи воспитания».
3.Раздел «Виды, формы и содержание деятельности».
4.Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы».
К Программе прилагается календарный план воспитательной работы
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области « Колушкинская специальная школа-интернат» находится по адресу: Ростовская область, Тарасовский район сл. Колушкино ул. Лесная 8а.
Она основана в 1967 году.
На сегодняшний день ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» является единственным для 8 районов севера Ростовской области учреждением, оказывающим образовательные услуги для обучающихся воспитанников данной категории.
Школа-интернат работает в 1 смену, учебные занятия проходят с 8.30 до 15.00. Вторая половина дня: внеурочные занятия, индивидуальные консультации для обучающихся, родителей, работа кружков, внешкольные и общешкольные мероприятия.
Следует отметить, что в школе-интернат обучаются дети из семей разных уровней жизни. В школе-интернате есть спортивный зал, футбольное поле, игровые площадки, актовый зал, библиотека, столовая, достаточное количество кабинетов для образования и воспитания обучающихся. Среда воспитательной системы ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» включает в себя не только возможности школы, но и социокультурные ресурсы села, района. Школа-интернат тесно сотрудничает с РДК, сельским ДК, районной библиотекой , с районным домом творчества, с которыми у школы сложились партнёрские отношения. Организация и проведение профилактических мероприятий в школе-интернате проходят совместно с ПДН. Не смотря на то, что каждый ребенок имеет сопутствующие заболевания, положительным влиянием является расположение школы интернат, школа находиться в сельской местности в близ лесного массива, речки, где хорошая , чистая экология , это дает большие возможности для осуществления оздоровительной работы.
Отрицательные явления , это то что школа находиться в отдаленье от города, и сложно сформировать социально-значимые навыки у обучающихся воспитанников для проживания в городских условиях.
Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с обучающимися воспитанниками деятельности. В центре программы воспитания ГКОУ РО
« Колушкинская специальная школа-интернат» находится личностное развитие обучающихся воспитанников в соответствии с ФГОС ОУ (ИН).
Основными традициями воспитания в школе являются следующие:
Процесс воспитания в школе-интернате основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и обучающихся воспитанников:
Современный национальный воспитательный идеал — это творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Исходя, из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие обучающихся воспитанников, проявляющееся:
1. В воспитании умственно отсталых обучающихся младшего школьного возраста (уровень начального общего образования – 1-4 классы) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями умственно отсталых обучающихся младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе – статусе обучающегося, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе-интернате педагогическими работниками и воспринимаются обучающимися воспитанниками именно как нормы и традиции поведения обучающегося воспитанника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений обучающихся воспитанников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
Знание обучающимся воспитанниками младших классов данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для обучающегося воспитанника этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир,
в открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании умственно отсталых обучающихся воспитанников подросткового возраста (уровень основного общего образования – 5-9классы) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся воспитанников, и, прежде всего, ценностных отношений:
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития умственно отсталого обучающегося воспитанника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.
Выделение данного приоритета в воспитании обучающихся воспитанников, обучающихся на ступени основного общего образования (5-9 классов), связано с особенностями обучающихся подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для обучающихся приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений обучающихся воспитанников.
3. В воспитании умственно отсталых обучающихся воспитанников юношеского возраста (уровень профессионального образования 10-11 классы) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся воспитанников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе-интернате. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению обучающихся воспитанников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями обучающихся воспитанников - не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Для каждого ребенка воспитатель, классный руководитель должны обеспечить его продвижение к поставленной цели, уделять первостепенное, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогических работников, направленная на достижение поставленной цели, позволит обучающемуся воспитаннику получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе-интернате интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся воспитанников и педагогических работников, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся воспитанников и будет способствовать их личностному развитию.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы-интерната. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся воспитанников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и обучающимися воспитанниками. Это комплекс коллективных творческих дел (далее КТД), интересных и значимых для обучающихся воспитанников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы.
Вне образовательной организации:
-социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися воспитанниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума:
-социально-благотворительная инициатива Акция « Мы рядом»
На уровне образовательной организации:
Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу:
На уровне классов:
На уровне обучающихся воспитанников :
Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися воспитанниками вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом: инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи обучающимся воспитанникам в их подготовке, проведении и анализе;
организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося, совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них обучающихся воспитанников с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
Проведение классных часов, как часов плодотворного и доверительного общения классного руководителя и обучающихся воспитанников, основанных на принципах уважительного отношения к личности обучающегося воспитанника,
поддержки, активной позиции каждого обучающегося воспитанника в беседе, предоставления обучающимся воспитанникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
Сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные походы и экскурсии, пешие прогулки, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения обучающихся, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; дающие каждому обучающемуся воспитаннику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
Выработка совместно с обучающимися воспитанниками законов класса, помогающих обучающимся воспитанникам освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с обучающимися воспитанниками:
Изучение особенностей личностного развития обучающихся воспитанников класса, через наблюдение за поведением обучающихся воспитанников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося воспитанника в мир человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником беседах по тем или иным нравственным проблемам;
результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями обучающихся воспитанников, учителями-предметниками, а также (при необходимости) – со школьным психологом; поддержка обучающегося воспитанника в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками, выбор профессии, дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.),
когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для обучающегося воспитанника , которую они совместно стараются решить; индивидуальная работа с обучающимися воспитанниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых обучающиеся воспитанники не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи; коррекция поведения обучающегося воспитанника через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими обучающимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями-предметниками в классе:
регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями-предметниками и обучающимися воспитанниками;
проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся воспитанников; привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся воспитанников.
Работа с родителями обучающихся воспитанниками или их законными представителями: регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их обучающихся воспитанников, о жизни класса в целом;
помощь родителям обучающихся воспитанников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями предметниками;
организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся воспитанников;
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
Внеурочная деятельность в ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» осуществляется через организацию блока дополнительного образования по следующим адаптированным дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам: целью организации дополнительного образования в ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» является привлечение максимального количества обучающихся воспитанников в кружках и секциях для развития их творческих способностей, склонностей и интересов, трудового и физического воспитания, обеспечения их занятости и организации социально значимого досуга. Основная задача деятельности кружков и секций на базе школы-интерната - создать такие условия, чтобы ребенок с раннего возраста активно развивался в соответствии с его интересами, желаниями и имеющимся потенциалом, постоянно стремился узнать что-то новое, изучал окружающую среду, пробовал свои силы в творческой деятельности, спорте.
Организация дополнительного образования в школе-интернате является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и предпрофессионального самоопределения обучающихся воспитанников . Эта система позволяет вовлечь в продуктивную деятельность и общение обучающихся воспитанников «группы риска», компенсировать негативное влияние среды на становление личности, расширить кругозор, развить творческие способности, значительно повысить степень ориентации обучающихся воспитанников в культурных событиях, мире профессий.
Художественная деятельность:
На занятиях в кружках « Сувенирная лавка», « Ладушки» кукольный театр, создаются благоприятные условия для самореализации обучающихся воспитанников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения обучающихся воспитанников к культуре и их общее духовно нравственное развитие. Участие в фестивалях, конкурсах различных уровней.
Физкультурно-спортивная деятельность:
На секциях «Баскетбол», «Волейбол» прививаются навыки физической культуры формируются потребности в здоровом и безопасном образе жизни.
Туристско-краеведческая деятельность:
На занятиях кружка «Юный эколог» обучающиеся воспитанники приобретают определенные знания и умения, с помощью которых определяется собственная жизненная позиция. Воспитание чувства патриотизма и уважения к истории, традициям и культуре своей Родины.
Техническая направленность:
На занятиях кружка «Техническое творчество» знания основываются о месте и роли технического творчеств в жизни человека, это расширение творческого кругозора, формирование интереса к занятиям, развитие технического и творческого мышления, приобретение умений и навыков работы с различными инструментами.
Реализация педагогическими работниками ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа- интернат» воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогическим работникам воспитывать в обучающихся воспитанников инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся воспитанникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку умственно отсталым обучающимся воспитанникам младших и подростковых классов, групп не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога ) в детско взрослое самоуправление.
Приложение: план работы детской организации «Алые паруса» ГКОУ РО « Колушкинская специальная школа-интернат»
План работы детской организации «Алые паруса» на 2021-2022уч.г.
Мероприятие |
Дата проведения |
ответственные |
Организационное заседание совета детской организации по выборам актива |
сентябрь |
зам директора по ВР Олифер Л.П. |
Беседы в отрядах по сохранности школьного имущества |
сентябрь |
воспитатели 1-9гр.Командиры отрядов |
Распределить шефство над младшими школьниками « Дети-детям» |
сентябрь |
зам директора по ВР Олифер Л.П. , воспитатели Звычайная Е.В. и Панченко Л.В. Кострубина Т.Н. |
Работа по посещению библиотеки обучающихся воспитанников операция « Дружу с книгой» |
октябрь |
библиотекарь Прохорова Е.М. командиры отрядов. |
Подготовка и проведение праздника День учителя. Выпуск стенгазет о каждом классном руководителе. |
октябрь |
обучающиеся воспитанники 1-9групп. Воспитатели Олифер Г.С. Кравец О.В. |
Размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей на страницах газеты стенда «Жизнь школы» |
октябрь |
обучающиеся воспитанники .дежурный воспитатель. |
Акция «Мы рядом» |
октябрь |
обучающиеся воспитанники 1-9групп, учителя трудового обучения. |
Подготовка к областному фестивалю детского творчества «Мне через сердце виден мир» |
ноябрь |
обучающиеся воспитанники 1-9групп, учителя трудового обучения. |
Рейд по борьбе с курением «Школа-здоровья» |
ноябрь |
доктор Мелкумян И.Г. дежурный воспитатель, дежурный учитель. Командиры отрядов. |
Акция «Добрая суббота» |
ноябрь |
обучающиеся воспитанники 7-9гр групп, воспитатели |
Новогодняя карусель. Выпуск новогодних стенгазет к новому году «Новогодняя сказка в подарок» |
декабрь |
обучающиеся воспитанники 1-9 групп, воспитатели. |
Акция «Покормим птиц» изготовление кормушек |
декабрь |
обучающиеся воспитанники столярного дела учителя трудового обучения Олифер В.Н. Олифер М.Н. |
Рейд «Внешний вид обучающихся» |
декабрь |
доктор Мелкумян И.Г. санитарная комиссия. |
Рейд по проверке учебников |
январь |
библиотекарь Прохорова Е.М. |
Праздничное украшение кабинетов, окон спален. (К новогодним праздникам, ко дню Победы) |
январь-май |
обучающиеся воспитанники, воспитатели 1-9гр |
Игровая программа «Путешествие в страну спасибо» |
январь |
обучающиеся воспитанники. воспитатели Автомонова С.А. Чернова АА, Фирсова Т.Д. |
Спортивные соревнования в рамках месячника Спортивно-оздоровительной работы и патриотического воспитания. |
январь- февраль |
обучающиеся воспитанники, воспитатели 1-9гр. |
Мероприятие «Масленица на Дону» |
март |
обучающиеся воспитанники, воспитатели 1-9гр. |
Мероприятие « Книжкина неделя» |
март |
обучающиеся воспитанники 1-3групп библиотекарь Прохорова Е.М. |
Участие в мероприятиях школьного волонтерского отряда «5D» |
сентябрь-май |
обучающиеся воспитанники, воспитатели 1-9гр |
Весенняя Неделя Добра,(ряд мероприятий, осуществляемых каждым классом«Чистая планета –чистое-село», «Здоровая перемена», «Посади дерево» |
Апрель |
обучающиеся воспитанники, воспитатели 1-9гр. |
Акция «Чистые берега. Чистые родники» |
апрель- май |
обучающиеся воспитанники, воспитатели .5-9 гр. |
Участие в конкурсах «Открывашка» на портале ступени успеха. |
май |
обучающиеся воспитанники, воспитатели .5-9 гр. |
Игра « Марш бросок» |
май |
обучающиеся воспитанники воспитатели |
Торжественная линейка « Последний звонок.» |
май |
обучающиеся воспитанники 1-9 групп |
Общешкольное отчетное собрание обучающихся воспитанников: отчеты членов школьного ученического самоуправления о проделанной работе. Подведение итогов работы за год |
май |
командиры отрядов члены школьного самоуправления. |
Детское самоуправление в школе-интернате осуществляется следующим образом .
На уровне школы
На уровне классов, групп:
На индивидуальном уровне:
На базе школы есть детское общественное движение «5D» – это добровольное, детско-юношеское волонтерское объединение обучающихся воспитанников школы интернат, созданное по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Его правовой основой является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через: организацию общественно полезных дел, дающим детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развивать в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других.(Это посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с ДК сл Колушкино, районным ДК и библиотекой, районным домом творчества по проведению культурно-развлекательных мероприятий, помощь в благоустройстве территории сл Колушкино; участие обучающихся в работе на прилегающей к школе-интернат территории и т.п.); Поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения: детско-юношеское движение « 5D» имеет эмблему, галстук, майки) участие членов детского общественного движения в волонтерском школьном движении, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Приложение: План работы волонтерского объединения «5D»
План работы волонтерского отряда « 5D»
на 2021-2022 учебный год.
Цели:
Оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей;
апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни;
развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
Задачи:
Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.
Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тематических выступлений, конкурсов и др.)
Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
Возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения.
Создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения, ПАВ в подростковой среде. Предоставлять подросткам информации о здоровом образе жизни;
Сформировать у педагогов школы мотивацию к работе по профилактическим программам.
Ожидаемые результаты:
Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;
владеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму;
увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение альтернативных мероприятий;
привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете;
создание модели детского и родительского волонтерского движения внутри школы и вне ее; уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.
5D расшифровывается как:
- Деятельные
-Добрые
-Деловые
- Деликатные
- Дружные
Поэтому такое короткое название «5D» - имеет широкий смысл и понятие.
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственный |
Дата проведения |
1 |
|
Руководитель Олифер Л.П. |
сентябрь |
2 |
Составление плана работы на год. Оформление уголка волонтерского отряда |
организаторы Олифер Г.С. Кравченко С.В. |
сентябрь |
3 |
Акции «Чистое село» Акция «Благоустройство школьного двора» |
Волонтерский отряд Олифер Г.С. Кравченко С.В. |
Сентябрь -октябрь |
4 |
Акция «Учителями славится Россия» (помощь учителям-пенсионерам, ) |
Волонтерский отряд Олифер Г.С. Кравченко С.В. |
в течении года. |
5 |
Акции (Добрая суббота» |
Волонтерский отряд |
ноябрь |
6 |
Уборка около памятников в сл. Колушкино |
Волонтерский отряд . |
ноябрь |
7 |
Конкурс рисунков, посвященных Всемирному дню борьбы с курением |
Волонтерский отряд |
ноябрь |
8 |
«Веселые переменки» |
Волонтерский отряд |
декабрь |
9 |
Показ презентаций «Жизнь дается один раз» |
Волонтерский отряд |
январь |
10 |
Спортивные соревнования «Мы за здоровый образ жизни» |
Учитель физкультуры |
февраль |
11 |
Неделя “Только здоровые привычки” |
Уч-ся 5-10кл. Кл.руководители |
март |
12 |
Экологическая акция « Чистые родники» «Чистые берега» |
Волонтерский отряд |
март |
13 |
Конкурс плакатов «Мы и наше здоровье» |
Обучающиеся 5-10кл. |
апрель |
14 |
Акция «Посади дерево» |
Волонтерский отряд |
март-апрель |
15 |
Ведение дневника волонтерской команды |
организаторы волонтерского движения |
систематически |
16 |
Посещение пожилых людей поздравление с праздником Победы. |
Волонтерский отряд |
май |
17 |
|
Волонтерский отряд |
май |
18 |
Организация шествия «Бессмертного полка» |
Волонтерский отряд Уч-ся 1-11кл. кл. руководители |
май |
20 |
Подведение итогов работы за год |
Руководитель Олифер Л.П. |
май |
Формы работы:
-Беседы со специалистами
-Групповые занятия волонтеров для учащихся
-Изготовление плакатов
-Выпуск газеты
-Оформление информационного стенда
-Акции волонтеров
-Листовки
-Игры
-Викторины
-Неделя “Только здоровые привычки”
-Спортивные мероприятия
Экскурсии, походы помогают обучающемуся воспитаннику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся воспитанников самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
имеющихся здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны.
3.8. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и обучающихся воспитанников по направлению «Профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся воспитанников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся воспитанников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося воспитанника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Модуль профориентация реализуется через программа « Мой выбор» Эта работа осуществляется через:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку обучающегося воспитанника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего («Профессии моей семьи», «Моя мечта о будущей профессии», «Путь в профессию начинается в школе»);
- профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания обучающихся воспитанников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия , дающие обучающимся воспитанникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
- совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования (размещение профориентационной информации на официальном сайте школы интерната, оформление стенда по профориентации, занятия с элементами тренинга «Экзамен без стресса», «Моя будущая профессия»);
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, участие в мастер - классах, посещение открытых уроков .
- индивидуальные консультации психолога для обучающихся воспитанников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии; - освоение обучающими воспитанниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы или в рамках курсов внеурочной деятельности.
3.9. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых обучающимися воспитанникамии педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры обучающихся воспитанников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся воспитанников. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
Окружающая обучающегося воспитанника предметно-эстетическая среда школы-интерната, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося воспитанника, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся воспитанникам школы-интерната. Воспитывающее влияние на обучающегося воспитанника осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы-интерната как:
Работа с родителями или законными представителями обучающихся воспитанников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы-интерната в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями обучающихся воспитанников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности :Приложение :План работы с родителями на 2021-2022уч.год.
На групповом уровне:
На индивидуальном уровне:
Тематика общешкольных родительских собраний
на 2021-2022 учебный год
№ п/п |
Тема |
Дата проведения |
Место проведения |
Ответственные |
1 |
I. Организация работы школы.
1. Профилактика детского травматизма. Акция «Безопасная дорога в школу». Родительский патруль.
2. «Профилактика суицидального поведения. Профилактика самовольных уходов детей из школы и семьи».
3.Информационные ресурсы образовательного учреждения. Информационная безопасность.
4. Разное.
5. Собрания по классам. |
сентябрь
|
Актовый зал |
Землянская Л.Г.. директор,
Зам директора по ВР Олифер Л.П.
Доклад. Селиванова Н.А. социальный педагог
Селиванова Н.А. социальный педагог
Шишкалова С.И.., и.о. заместитель директора, по УР Классные руководители |
2 |
1. Требования законодательства Российской Федерации по вопросам содержания и воспитания детей и возможные правовые последствия в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими родительских обязанностей. 2. «Трудовое воспитание в семье - важная составляющая семейного воспитания». . 3. Итоги I полугодия. 4. Беседа «Правила поведения на льду, на дороге, в общественных местах, о правилах обращения с огнем и взрывоопасными веществами, пиротехникой», «Информационная безопасность 5. Разное. 6. Собрания по классам. |
декабрь |
Актовый зал |
Селиванова Н.А. социальный педагог
и.о. директора по УР Шишкалова С.И.
Зам директора по ВР Олифер Л.П.
классные руководители |
3 |
1. «Вредные привычки и подростковая среда. Как научиться понимать своего ребенка». 2. Взаимодействие семьи и школы по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. «Как не стать жертвой преступления» 3. Ответственность несовершеннолетних и родителей за совершение правонарушений. «Психологическая поддержка ребенка в семье». 4. Разное. 5. Собрания по классам. |
апрель |
Актовый зал |
Зам директора по ВР Олифер Л.П.
Социальный педагог Селиванова Н.А.
психолог Панченко Т.Ю
Классные руководители.
|
4 |
1.«Психология самовыражения подростка».
2. О подготовке и проведении промежуточной аттестации. . 4. Профилактика детского травматизма. Информационная безопасность. Организация свободного времени и безопасность детей во время каникул. 5. О порядке прохождения трудовой практики учащихся школы. 6.Анализ деятельности педагогического коллектива по созданию благоприятных условий для развития индивидуальных особенностей детей. Награждение родителей за успехи в воспитании детей. 7. Разное. 8. Собрания по классам. |
май |
Актовый зал |
психолог Панченко Т.Ю
.и.о. директора по УР Шишкалова С.И.
Зам директора по ВР Олифер Л.П.
.и.о. директора по УР Шишкалова С.И.
Директор Землянская Л.Г
Классные руководители.
|
Самоанализ организуемой в ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа- интернат» воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организацией.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса могут быть:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся воспитанников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями, воспитателями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей , воспитателей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».
Внимание педагогических работников сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся воспитанников и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся воспитанников и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, воспитателями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть беседы с обучающимися и их родителями, педагогическими работниками, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей , воспитателей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с (примечание: из предложенных ниже вопросов выбираются только те, которые помогут проанализировать проделанную работу, описанную в соответствующих модулях школьной программы воспитания):
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.