|
![]() Документ подписан электронной подписью |
государственное казённое общеобразовательное учреждение
Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат»
Утверждаю: Директор ___________ Л.Г. Землянская Приказ № 54 от «08» 06. 2020 г. |
Принято На педагогическом совете учреждения Протокол № 7 от «01» 06 2020 г |
ПРОГРАММА
формирования базовых учебных действий обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Содержание
№ п/п |
Содержание |
Стр. |
1. |
Общее положение
|
3 |
2. |
Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
4 |
3. |
Оценка сформированности групп БУД
|
14 |
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:
•определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;
•определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школы.
Программа формирования базовых учебных действий содержит:
1. Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2. Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных
базовых учебных действий.
3. Связь базовых учебных действий с содержанием учебных предметов в соответствии с
программой и учебным планом и типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных базовых учебных действий;
4. Планируемые результаты сформированности БУД.
2. Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.
Функции базовых учебных действий:
-обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
-реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
-формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;
-обеспечение целостности развития личности обучающегося.
С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения. I (I1)-IV , V-IX, X-IX классы.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
Характеристика базовых учебных действий
I (I1)-IV классы
Личностные учебные действия |
Коммуникативные учебные действия |
Регулятивные учебные действия | Познавательные учебные действия |
Личностные учебные действия включают следующие умения: *осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; *способность осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать своё место в нем, принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли; * положительно относиться к окружающей действительности, быть готовым к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; *воспринимать мир целостно, социально ориентированно в единстве его природной и социальной частей; *самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договоренности; *понимать и принимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; *готовность безопасно и бережно вести себя в природе и обществе. |
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе ( - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, – класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. |
Регулятивные учебные действия включают следующие умения: *адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); *принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; *активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; *соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. *принимать оценку деятельности. *оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. |
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: * выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; *устанавливать видородовые отношения предметов; *делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; *пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями; * читать; писать; выполнять арифметические действия; *наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. *работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных носителях). |
Характеристика базовых учебных действий
V-IX классы
Личностные учебные действия | Коммуникативные учебные действия |
Регулятивные учебные действия | Познавательные учебные действия |
Личностные учебные действия включают следующие умения: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. |
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Регулятивные учебные действия включают следующие умения: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. |
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. |
Характеристика базовых учебных действий
X-XI классы
Личностные учебные действия | Коммуникативные учебные действия |
Регулятивные учебные действия | Познавательные учебные действия |
Личностные учебные действия включают следующие умения: себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности; собственных поступков и поступков других людей с принятыми и усвоенными этическими нормами; нравственного аспекта в собственном поведении и поведении других людей; ориентировка в социальных ролях; осознанное отношение к выбору профессии. |
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; участвовать в коллективном обсуждении проблем; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.); использовать некоторые доступные информационные средства и способы решения коммуникативных задач; выявлять проблемы межличностного взаимодействия и осуществлять поиск возможных и доступных способов разрешения конфликта; с определенной степенью полноты и точности выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть диалогической и основами монологической форм речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. |
. Регулятивные учебные действия включают следующие умения: постановка задач в различных видах доступной деятельности (учебной, трудовой, бытовой); определение достаточного круга действий и их последовательности для достижения поставленных задач; осознание необходимости внесения дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения полученного результата с эталоном; осуществление самооценки и самоконтроля в деятельности; адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих. |
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач; извлекать под руководством педагога необходимую информацию из различных источников для решения различных видов задач; использовать усвоенные способы решения учебных и практических задач в зависимости от конкретных условий; использовать готовые алгоритмы деятельности; устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости.
|
Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов
I (I1)-IV классы.
|
Перечень учебных действий |
Предметная область |
Учебный предмет |
||
|
Личностные учебные действия |
||||
|
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга |
Язык и речевая практика |
Русский язык. Чтение Речевая практика |
||
|
Математика |
Математика |
|||
|
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей |
Язык и речевая практика |
Русский язык. Чтение Речевая практика |
||
|
Технология |
Трудовое обучение |
|||
|
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию |
Язык и речевая практика
|
Русский язык. Чтение Речевая практика |
||
|
Искусство |
Музыка, Изобразительное искусство |
|||
|
Физическая культура |
Физическая культура |
|||
|
Технология |
Трудовое обучение |
|||
|
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей |
Язык и речевая практика |
Русский язык. Чтение Речевая практика |
||
|
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей |
Язык и речевая практика |
Русский язык. Чтение Речевая практика |
||
|
Математика |
Математика |
|||
|
Технология |
Трудовое обучение |
|||
|
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе |
Язык и речевая практика |
Русский язык. Чтение Речевая практика |
||
|
Физическая культура |
Физическая культура |
|||
|
Технологии |
Трудовое обучение |
|||
|
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе |
Язык и речевая практика |
Русский язык. Чтение Речевая практика
|
||
|
Коммуникативные учебные действия |
||||
|
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс) |
Язык и речевая практика
|
Русский язык. Чтение Речевая практика |
||
|
Математика |
Математика |
|||
|
Физическая культура |
Физическая культура |
|||
|
Технология |
Трудовое обучение |
|||
|
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем |
Язык и речевая практика |
Русский язык. Чтение Речевая практика
|
||
|
Математика |
Математика |
|||
|
Искусство |
Музыка, пение. Изобразительное искусство |
|||
|
Физическая культура |
Физическая культура |
|||
|
обращаться за помощью и принимать помощь |
Технология |
Трудовое обучение |
||
|
Искусство |
Музыка, пение. Изобразительное искусство |
|||
|
Математика |
Математика |
|||
слушать и понимать инструкцию к учебному зада- нию в разных видах деятельности и быту |
Математика |
Математика |
|||
Физическая культура |
Физическая культура |
||||
Технология |
Трудовое обучение |
||||
Искусство |
Музыка, пение. Изобразительное искусство |
||||
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми |
Физическая культура |
Физическая культура |
|||
Технология |
Трудовое обучение |
||||
Искусство |
Музыка, пение. Изобразительное искусство |
||||
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими |
Язык и речевая практика |
Русский язык. Чтение Речевая практика |
|||
Физическая культура |
Физическая культура |
||||
Регулятивные учебные действия |
|||||
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) |
Язык и речевая практика Математика Искусство Технология Физическая культура Естествознание |
Русский язык. Чтение Речевая практика
Математика Музыка Изобразительное искусство Трудовое обучение Физическая культура Мир природы и человека |
|||
принимать цели и произвольно включаться в деятельность |
|||||
следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
|||||
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников |
|||||
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами |
|||||
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев |
|||||
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов |
|||||
Познавательные учебные действия |
|||||
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред- метов |
Язык и речевая практика |
Русский язык. Чтение Речевая практика
|
|||
Математика |
Математика |
||||
Искусство |
Изобразительное искусство |
||||
устанавливать видородовые отношения предметов |
Язык и речевая практика |
Русский язык. Чтение Речевая практика
|
|||
Математика |
Математика |
||||
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале |
Язык и речевая практика |
Русский язык. Чтение Речевая практика
|
|||
Математика |
Математика |
||||
Искусство |
Изобразительное искусство |
||||
пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями |
Язык и речевая практика |
Русский язык. Чтение Речевая практика |
|||
Математика |
Математика |
||||
Искусство |
Музыка, пение. Изобразительное искусство |
||||
читать |
Язык и речевая практика |
Русский язык. Чтение Речевая практика
|
|||
писать |
Язык и речевая практика |
Русский язык |
|||
выполнять арифметические действия |
Математика |
Математика |
|||
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности |
Язык и речевая практика Математика Искусство |
Русский язык. Чтение Речевая практика
Математика Изобразительное искусство |
|||
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях) |
|||||
Связь базовых учебных действий с содержанием учебных предметов
V - XI классы
Перечень учебных действий |
Образовательная область |
Учебный предмет |
Личностные учебные действия |
||
Осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими правами |
Обществознание |
Обществоведение |
Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей |
Язык и речевая практика |
Русский язык. |
Обществознание |
Обществоведение |
|
Физичесая культура |
Физическая культура |
|
Технология |
Профессионально-трудовое и производственное обучение |
|
Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др. |
Язык и речевая практика |
Русский язык. Чтение и развитие речи.
|
Искусство |
Музыка, пение. Изобразительное искусство |
|
Обществознание |
Обществоведение |
|
Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности |
Язык и речевая практика
|
Русский язык. Чтение и развитие речи. |
Технология |
Профессионально-трудовое и производственное обучение |
|
Активно включаться в общеполезную социальную деятельность |
Технология |
Профессионально-трудовое и производственное обучение |
Естествознание |
Природоведение. Биология |
|
Осознанно относиться к выбору профессии |
Обществознание |
Обществоведение |
Технология |
Профессионально-трудовое и производственное обучение |
|
Соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе |
Обществознание |
Обществоведение. География |
Естествознание |
Природоведение. Биология |
|
Коммуникативные учебные действия |
||
Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.) |
Язык и речевая практика
|
Русский язык. Чтение и развитие речи. |
Человек и Общество |
Обществоведение. Этика и психология семейной жизни |
|
Технология |
Профессионально-трудовое и производственное обучение |
|
Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию |
Язык и речевая практика
|
Русский язык. Чтение и развитие речи. |
Человек и Общество |
Обществоведение. Этика и психология семейной жизни |
|
Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый- незнакомый и т.п.) |
Язык и речевая практика
|
Русский язык. Чтение и развитие речи. |
Человек и Общество |
Обществоведение. Этика и психология семейной жизни |
|
Использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач |
Язык и речевая практика |
Русский язык. Чтение и развитие речи. |
Человек и Общество |
Обществоведение. Этика и психология семейной жизни |
|
Использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные |
Язык и речевая практика |
Русский язык. Чтение и развитие речи. |
Математика |
Математика |
|
Регулятивные учебные действия |
||
Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления |
Язык и речевая практика Естествознание Математика Обществознание Искусство Технология Физическая культура |
Русский язык. Чтение и развитие речи. Родной язык и литература Математика Обществоведение История География Этика и психология семейной жизни Музыка и пение Изобразительное искусство Профессионально-трудовое и производственное обучение Физическая культура |
Познавательные учебные действия |
||
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию |
Язык и речевая практика |
Русский язык. Чтение и развитие речи. |
Математика |
Математика |
|
Естествознание |
Природоведение. Биология. История. Обществоведение |
|
|
География |
|
Использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач |
Искусство |
Изобразительное искусство. Музыка и пение |
Физическая культура |
Физическая культура |
|
Технология |
Профессионально-трудовое и производственное обучение |
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
В комплексном исследовании развития детей с умственной отсталостью в могут использоваться общеизвестные педагогические и психологические диагностические методы:
наблюдение, беседа, различные виды психолого-педагогического эксперимента, анализ продуктов деятельности учащихся, анкетирование родителей.
Для психологической диагностики БУД рекомендуется использовать нейропсихологические и патопсихологические методики, позволяющие выявить уровень сформированности произвольной регуляции деятельности, наглядно-действенного, наглядно-образного, вербально-логического мышления, чтения, письма, счетных операций, а также функций, являющихся важнейшими предпосылками формирования БУД: различных видов гнозиса, праксиса, мнестических функций, показателей нейродинамики. Для оценки сформированности отдельных БУД могут использоваться выполненные задания в учебных тетрадях.
Оценка сформированности БУД посредством метода наблюдения может осуществляться разными учителями в начале и конце учебного года. Сам процесс наблюдения за учащимися класса для оценки сформированности БУД на начало или конец года рекомендуется осуществлять в течение нескольких дней. Данные наблюдения по каждому обучающемуся заносятся в таблицу 1. Подобная система оценки сформированности БУД может осуществляться и учителем-логопедом.
Рекомендуется использовать единую бальную систему оценивания для определения уровня сформированности БУД.
Таблица 1
Оценка сформированности БУД
I-IVклассы
Ф.И. обучающегося_______________________________________год обучения_____________
№ п/п |
Группа БУД
|
Перечень учебных действий |
Оценка сформированности |
|
начало уч. года |
конец уч. года |
|||
1 |
Личностные |
*осознает себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; |
|
|
*способен осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать своё место в нем, принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли; |
|
|
||
* положительно относится к окружающей действительности, быть готовым к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; |
|
|
||
*воспринимает мир целостно, социально ориентированно в единстве его природной и социальной частей; |
|
|
||
*самостоятельно выполняет учебные задания, поручения, договоренности; |
|
|
||
*понимает и принимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; |
|
|
||
*готовность безопасно и бережно вести себя в природе и обществе. |
|
|
||
Максимум 35 баллов |
|
|
||
2 |
Регулятивные |
*адекватно использует ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); |
|
|
*принимает цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; |
|
|
||
*активно участвствует в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; |
|
|
||
*соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами. |
|
|
||
*принимает оценку деятельности. |
|
|
||
*оценивает ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. |
|
|
||
Максимум 30 баллов |
|
|
||
3
|
Познавательные |
выделяет некоторые существенные, общие и отличительные свойства |
|
|
устанавливает видо-родовые отношения предметов; |
|
|
||
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на |
|
|
||
пользуется знаками, символами, предметами-заместителями; |
|
|
||
читает; пишет; выполняет арифметические действия; |
|
|
||
наблюдает под руководством взрослого за предметами и явлениями |
|
|
||
работает с несложной по содержанию и структуре информацией |
|
|
||
Максимум 35 баллов |
|
|
||
4
|
Коммуникативные |
вступает в контакт и работает в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); |
|
|
использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; |
|
|
||
обращается за помощью и принимать помощь; |
|
|
||
слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах |
|
|
||
сотрудничает с взрослыми и сверстниками в разных социальных |
|
|
||
доброжелательно относится, сопереживает, конструктивно |
|
|
||
договариватся и изменяет свое поведение в соответствии с взаимодействия с окружающими. |
|
|
||
Максимум 35 баллов |
|
|
||
Итого баллов |
|
|
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Оценка сформированности БУД
V-IX классы
Ф.И. обучающегося_______________________________________год обучения_____________
№ п/п |
Группа БУД
|
Перечень учебных действий |
Оценка сформированности |
|
начало уч. года |
конец уч. года |
|||
1 |
Личностные |
испытывает чувство гордости за свою страну |
|
|
гордится школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей |
|
|
||
адекватно эмоционально откликается на произведения литературы, музыки, |
|
|
||
уважительно и бережно относится к людям труда и результатам их деятельности; |
|
|
||
активно включается в общеполезную социальную деятельность |
|
|
||
бережно относится к культурно-историческому наследию родного края и страны. |
|
|
||
Максимум 30 баллов |
|
|
||
2 |
Регулятивные |
принимает и сохраняет цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществляет коллективный поиск средств их осуществления; |
|
|
осознанно действует на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; |
|
|
||
осуществляет взаимный контроль в совместной деятельности; |
|
|
||
обладает готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе |
|
|
||
адекватно реагирует на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность |
|
|
||
Максимум 25 баллов |
|
|
||
3
|
Познавательные |
Дифференцированно воспринимает окружающий мир, его временнопространственную организацию; |
|
|
использует усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; |
|
|
||
использует в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. |
|
|
||
Максимум 15 баллов |
|
|
||
4
|
Коммуникативные |
вступает и поддерживает коммуникацию в разных ситуациях социального |
|
|
слушает собеседника, вступает в диалог и поддерживает его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; |
|
|
||
использует доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. |
|
|
||
Максимум 30 баллов |
|
|
||
Итого баллов |
|
|
Оценка сформированности БУД
IX-ХI классы
Ф.И. обучающегося_______________________________________год обучения_____________
№ п/п |
Группа БУД
|
Перечень учебных действий |
Оценка сформированности |
|
начало уч. года |
конец уч. года |
|||
1 |
Личностные |
осознает себя как гражданина России, имеющего определенные права |
|
|
соотносит собственные поступки и поступки других людей с принятыми и усвоенными этическими нормами; |
|
|
||
определяет нравственный аспект в собственном поведении и поведении других людей; |
|
|
||
ориентируется в социальных ролях; |
|
|
||
осознает отношение к выбору профессии. |
|
|
||
Максимум 25 баллов |
|
|
||
2 |
Регулятивные |
постановка задач в различных видах доступной деятельности (учебной, |
|
|
определяет достаточный круг действий и их последовательность для |
|
|
||
осознает необходимость внесения дополнений и коррективов в план и |
|
|
||
осуществляет самооценку и самоконтроль в деятельности; |
|
|
||
Максимум 20 баллов |
|
|
||
3
|
Познавательные |
Применяет начальные сведения о сущности и особенностях объектов, |
|
|
извлекает под руководством педагога необходимую информацию из различных источников для решения различных видов задач; |
|
|
||
использует усвоенные способы решения учебных и практических задач в зависимости от конкретных условий; |
|
|
||
использует готовые алгоритмы деятельности; |
|
|
||
устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости. |
|
|
||
Максимум 25 баллов |
|
|
||
4
|
Коммуникативные |
признает возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; |
|
|
участвует в коллективном обсуждении проблем; |
|
|
||
излагает свое мнение и аргументирует свою точку зрения и оценку событий; |
|
|
||
дифференцированно использует разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.); |
|
|
||
использует некоторые доступные информационные средства и способы решения коммуникативных задач; |
|
|
||
выявляет проблемы межличностного взаимодействия и осуществлять поиск возможных и доступных способов разрешения конфликта; |
|
|
||
с определенной степенью полноты и точности выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
|
|
||
владеляет диалогической и основами монологической форм речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. |
|
|
||
Максимум 40 баллов |
|
|
||
Итого баллов |
|
|
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Уровень сформированности БУД
№ п/п
|
Уровень сформированности БУД
|
Умения |
Кол-во баллов |
1 |
Первый уровень сформированности БУД |
Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в любых ситуациях. |
140-70 |
2 |
Второй уровень сформированности БУД |
Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в знакомых ситуациях, в необычной ситуации допускают ошибки, но могут исправить их по замечанию учителя. |
71-30 |
3 |
Третий уровень сформированности БУД |
Смысл действий обучающийся связывает с конкретной ситуацией, в основном выполняет действия по указанию учителя. |
31-20 |
4 |
Четвертый уровень сформированности БУД |
В некоторых ситуациях не понимает смысл действий, действия выполняет только по указанию учителя, в затруднительных ситуациях не может справиться с поставленной |
19-0 |
Лист сформированности БУД
Ф.И.О. обучающегося__________________________________________________
№ п/п |
Группа БУД
|
Год обучения |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
||
1 |
Личностные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Регулятивные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
Познавательные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
Коммуникативные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общее количество баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровень сформированности БУД |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровень сформированности БУД
№ п/п
|
Уровень сформированности БУД
|
Умения |
Кол-во баллов |
1 |
Первый уровень сформированности БУД |
Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в любых ситуациях. |
140-70 |
2 |
Второй уровень сформированности БУД |
Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в знакомых ситуациях, в необычной ситуации допускают ошибки, но могут исправить их по замечанию учителя. |
71-30 |
3 |
Третий уровень сформированности БУД |
Смысл действий обучающийся связывает с конкретной ситуацией, в основном выполняет действия по указанию учителя. |
31-20 |
4 |
Четвертый уровень сформированности БУД |
В некоторых ситуациях не понимает смысл действий, действия выполняет только по указанию учителя, в затруднительных ситуациях не может справиться с поставленной |
19-0 |
Журнал итоговых достижений БУД обучающихся________класса____________уч.год
№ п/п |
Ф.И. обучающегося |
Группа БУД |
||||||||
Личностные |
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
|||||||
|
|
начало уч. года |
конец уч. года |
начало уч. года |
конец уч. года |
начало уч. года |
конец уч. года |
начало уч. года |
конец уч. года |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
средний балл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для обобщения и сведения информации выводится средний балл по показаниям.
Наглядное представление результатов мониторинга БУД демонстрируется построением диаграмм
Метод экспертной оценки — это разновидность исследования, в котором респондентами являются эксперты — специалисты в определенной области деятельности.
Экспертами выступают ведущие специалисты обучающегося (логопед, если присутствуют нарушения речевой сферы, психолог, если у обучающегося наблюдаются нарушения поведенческой или эмоционально-психических сфер развития)
Метод включённого педагогического наблюдения характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности, в целостности и динамики их изменения.
Методы сбора информации: наблюдение, беседа.