ЭП

Документ подписан электронной подписью
17.10.2023 13:35, Землянская Людмила Григорьевна, директор
Ключ электроннй подписи

 

Аннотации к рабочим программам дисциплин

1-4 классов

в составе образовательной программы

Рабочая программа – нормативный документ образовательного учреждения, определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с примерными программами в условиях ГКОУ РО

«Колушкинская специальная школа-интернат»

Рабочие программы составлены на основе:

 

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1  ГКОУ РО

«Колушкинская специальная школа-интернат»;.

 

 

Цель программ — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Задачи:            овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;

 

-формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

- достижение планируемых результатов освоения АООП образования

обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

 

-выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении творческих и др. соревнований; Рабочие программы адаптированы для обучающихся с  умственной отсталостью с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

 

 

Освоение обучающимися АООП предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели   современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП  образования включают индивидуально- личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

 -осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; -формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуру других народов;

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 -овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие  соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения АООП  включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.

Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов на конец обучения в младших классах (IV класс):

 

Русский язык

Рабочая программа разработана на основе АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.  1-4 классы.., Просвещение.2017 и учебников:

  1. класс Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И, Букварь 1 класс в 2-х частях, М.:

Просвещение, 2018.

  1. класс Э.В. Якубовская, Н.В. Коршунова Я.В. «Русский язык», 2 класс, М., Просвещение, 2018.
  2. класс Э.В. Якубовская, Коршунова Я.В «Русский язык», 3 класс, М., Просвещение, 2018.
  3. класс Э.В. Якубовская, Коршунова Я.В «Русский язык». 4 класс М., Просвещение, 2018. Обучение русскому языку в  I—IV классах предусматривает включение в примерную учебную программу следующих разделов:

«Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение грамоте», «Практические грамматические упражнения и развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Речевая практика».

В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:

— Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание); — Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;

— Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;

Минимальный уровень:

различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости; деление слов на слоги для переноса;

списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;

запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;

обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки); дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки; составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; выделение из текста предложений на заданную тему; участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

Достаточный уровень: различение звуков и букв;

характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему; списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-

35слов);

дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);

составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); деление текста на предложения;

выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу; самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.

Чтение

Рабочая программа разработана на основе АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.  1-4 классы., Просвещение.2018 и учебников

  1. класс Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И, Букварь 1 класс в 2-х частях, М.:Просвещение, 2018.
  2. класс Ильина С.Ю., Аксенова А.К., Чтение. 2 класс М.: Просвещение, 2018.
  3. класс Ильина С.Ю., Богданова А.А., Чтение. 3 класс М.: Просвещение, 2018.
  4. класс Ильина С.Ю., Чтение. 4 класс М.: Просвещение, 2018.

Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр. Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле.

Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.

Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и «про себя». Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).

Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.

 Минимальный уровень:

осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами; пересказ содержания прочитанного текста по вопросам; участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.

Достаточный уровень:

чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова — по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

определение основной мысли текста после предварительного его анализа; чтение текста молча с выполнением заданий учителя;

определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков; чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности

(после предварительного разбора);

пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.

Речевая практика

Рабочая программа разработана на основе АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. 1-4 классы., Просвещение.2017 и учебников

  1. класс С.В. Комарова «Речевая практика» 1 класс М., Просвещение, 2017.
  2. класс С.В. Комарова «Речевая практика», 2 класс, М., Просвещение, 2018. 3 класс С.В. Комарова «Речевая практика», 3 класс, М., Просвещение, 2018 4 класс С.В. Комарова «Речевая практика» 4 класс М., Просвещение, 2018.

Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.

Соотнесение        речи    и          изображения (выбор            картинки,       соответствующей     слову, предложению).

Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.

Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.

Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».

Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.

Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

Минимальный уровень:

формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио – и телепередач.

Достаточный уровень;

понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя; выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий

(приветствия,прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций; составление рассказов с опорой на картинный или картинно- символический план.

Математика

Рабочая программа разработана на основе АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. М., Просвещение.2017 и учебников

  1. класс Т.В. Алышева,  «Математика», 1 класс, в 2-х Ч, Просвещение, 2018.
  2. класс Т.В. Алышева «Математика», 2 класс, в 2-х Ч, Просвещение, 2018.
  3. класс Т.В. Алышева, «Математика», 3 класс, М., в 2-х Ч, Просвещение, 2018.
  4. класс Перова М.Н, И.Н.Яковлева . «Математика». 4 класс М., Просвещение, 2018. Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.

Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:

  • формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
  • коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств

Обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;

  • формирование положительных качеств личности, в частности  аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.

Минимальный уровень: знание числового ряда 1—100 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах

100, с использованием счетного материала;

знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;

понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части).

знание таблицы умножения однозначных чисел до 5;

понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного; знание порядка действий в примерах в два арифметических действия; знание и применение переместительного свойства сложения и умножения; выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100; знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения; различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при измерении двумя мерами;

пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;

определение времени по часам (одним способом);

решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач; решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя); различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной; узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых линий, фигур; нахождение точки пересечения без вычерчивания;

знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя); различение окружности и круга, вычерчивание окружности разных радиусов. 

Достаточный уровень: знание числового ряда 1—100 в прямом и обратном порядке;

счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 100; откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала; знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;

понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию); различение двух видов деления на уровне практических действий; знание способов чтения и записи каждого вида деления; знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10; правила умножения чисел

1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10; понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного; знание порядка действий в примерах в два арифметических действия; знание и применение переместительного свойство сложения и умножения; выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;, знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения; различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах);

знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; умение пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году; знание количества суток в месяцах; определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин;

решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач; краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия;

различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной; узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного положения двух прямых и кривых линий, многоугольников, окружностей; нахождение точки пересечения; знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге; вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности и круга.

Мир природы и человека

Рабочая программа разработана на основе АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.1-4 классы.,

М., Просвещение.2018 и учебников

  1. класс Матвеева Н.В., Ярочкина И.А., Попова М.А. "Мир природы и человека" в 2-х Ч. Просвящение, 208.
  2. класс Матвеева Н.В., Ярочкина И.А. "Мир природы и человека" в -х Ч. Просвящение, 2018.
  3. класс Матвеева Н.В., Ярочкина И.А. "Мир природы и человека" в 2-х Ч. Просвящение, 2018.
  4. класс Матвеева Н.В., Ярочкина И.А. "Мир природы и человека" в 2-х Ч. Просвящение, 2018.

 Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

   Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.

  Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи

между природными явлениями и жизнью человека.

 При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

   Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

— полисенсорности восприятия объектов;

— практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

— накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных

ситуаций и т.п.;

— закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

— постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.

   Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, Человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию

знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.

   Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».       Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.

Минимальный уровень:

представления о назначении объектов изучения;

узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);

называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения; знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни; ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;

составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; 

адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень: представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации; развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам; знание отличительных существенных признаков групп объектов;  знание правил гигиены органов чувств;

знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач. ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте; выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;

соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм; выполнение доступных природоохранительных действий;

готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно - бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.

Изобразительное искусство

Рабочая программа разработана на основе АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1-4 классы. М., Просвещение.2018.

  1. класс Pay М.Ю., Зыкова М.А.. "Изобразительное искусство", 1 класс Просвящение, 2018.
  2. класс. Pay М.Ю., Зыкова М.А.. "Изобразительное искусство", 2 класс Просвящение, 2018.
  3. класс Pay М.Ю., Зыкова М.А.. "Изобразительное искусство", 3 класс Просвящение, 2018. 4 класс Pay М.Ю., Зыкова М.А.. "Изобразительное искусство", 4 класс Просвящение, 2018.

       Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения

в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

   Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».

Программой предусматриваются следующие виды работы:

— рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.

— лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;

— выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;

— проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративноприкладного искусства.

Минимальный уровень: знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.; знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»; пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных

произведений в соответствии с темой;

применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

Достаточный уровень:

знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.); знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в

рисовании, лепке и аппликации; знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур»,

«пятно», «цвет», объем и др.; знание

правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.; знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников

(красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; применение разных способов лепки;

рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;

различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно - прикладного искусства;

различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет,натюрморт, сюжетное изображение.

Музыка

Рабочая программа разработана на основе АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 1-4 классы.,М., Просвещение.2018.

«Музыка» — учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.

Цель — приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры. Задачи учебного предмета «Музыка»:

— накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями).

— приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления  музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.

— развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности.

— формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника.

— развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.

Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи Обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.

Содержание учебного предмета

В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видамимузыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений.

Минимальный уровень:

определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных программой;

представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян,

гитара);

пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;

правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; правильная передача мелодии в диапазоне;

различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; различение песни, танца, марша;

передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом); определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений

(веселые, грустные и спокойные); владение элементарными представлениями о нотной грамоте.

Достаточный уровень:

самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков

(форте-громко, пиано-тихо);

представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.);

представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно); пение хором с выполнением требований художественного исполнения; ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;

исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно; различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи.

 

 

Ручной труд.

Рабочая программа разработана на основе АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. 1-4 классы.,М., Просвещение.2018 и учебников

  1. класс Л.А. Кузнецова «Технология. Ручной труд» 1 класс, М.Просвещение, 2018.
  2. класс Л.А. Кузнецова «Технология. Ручной труд» 2 класс,М.,Просвещение, 2018
  3. класс Л.А. Кузнецова «Технология. Ручной труд» 3 класс, М.Просвещение, 2018
  4. класс Л.А. Кузнецова, «Технология. Ручной труд» 4 класс, М.,Просвещение,2018г. Труд - это основа любых культурных достижений, один из главных видов жизни человека.

Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в нем заложены неиссякаемы резервы развития его личности, благоприятные условия для его обучения и воспитания.

Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных

возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. Задачи изучения предмета:

— формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека.

— формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека.

— расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей.

— расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования. — формирование практических умений и навыков использования различных материалов предметно-преобразующей деятельности.

— формирование интереса к разнообразным видам труда.

— развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).

— развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

— развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений.

— развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии споставленной целью).

— формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации.

— формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.

   Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:

— коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

— развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;

— коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с разнообразного трудового материала.

Минимальный уровень:

   знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);    знание видов трудовых работ;

   знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали

формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые нa уроках ручного труда; анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; 

определение способов соединения деталей; пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;  составление стандартного плана работы по пунктам;

владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов; использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора); выполнение несложного ремонта одежды.

 Достаточный уровень: знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;

знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей; знание видов художественных ремесел; нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;

знание и использование правил безопасной работы с режущими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ; осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно художественным и конструктивным свойствам;

отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов; использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

осуществление    текущего        самоконтроля            выполняемых            практических       действий        и корректировка хода практической работы;

оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;

выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.

Коррекционный курс «Ритмика»

Рабочая программа разработана на основе АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.1-4 классы.

Цель - формирование разносторонне физически и творчески развитой личности, готовой к активной реализации своих способностей. Развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.

Задачи:

  • развитие умения слушать музыку;
  • выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением и пением;
  • развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки;
  • привитие навыков участия в коллективной творческой деятельности;
  • овладение музыкальноритмической  деятельностью в разных ее видах

(ритмическая шагистика, ритмическая гимнастика, танец, пластика);

  • усвоение основ специальных знаний из области сценического движения (пластический тренинг, музыкально ритмические рисунки, импровизации);
  • овладение различными формами движения: выполнение с музыкальным

сопровождением ходьбы, бега, гимнастических и танцевальных упражнений;

  • формирование и совершенствование двигательных навыков, обеспечивающих развитие мышечного чувства, пространственных ориентировок и координации, четкости и точности движений;
  • развитие мышления, творческого воображения и памяти;
  • эстетическое, эмоциональное, физическое развитие школьника. 

Курс «Ритмика» носит коррекционно-развивающий характер и направлено на преодоление отклонений в физическом развитии, познавательной деятельности, на восстановление, формирование и развитие двигательных функций воспитанников. Организация учебного процесса предполагает применение специальных методов и приемов обучения и воспитания.

Специальные коррекционные задачи в значительной степени определяют содержание обучения.

Учитывая психофизические особенности и особенности познавательной сферы учащихся, дополнительно поставлены следующие коррекционные задачи: - коррекция имеющихся отклонений в физическом развитии: нормализация мышечного тонуса, снятие неестественного напряжения мышц, формирование правильной осанки, формирование и развитие мышечной памяти;

  • развитие умения согласовывать движения частей тела во времени и пространстве;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие подвижности суставов и силы мышц всего тела;
  • развитие внимания;
  • формирование положительной мотивации.

Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально- волевой сферы, воспитанию положительных качеств

личности (дружелюбия,            дисциплинированности,      коллективизма),        эстетическому воспитанию.

Общая характеристика предмета «ритмика»

"Коррекционная ритмика" - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных физических и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движений, развиваются важные для школьной готовности такие личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.

 

Доноведение.

 Адаптированная рабочая программа по Доноведению  для 3-4 класса создана на основе авторской       программы     «Доноведение»         Е.Ю.   Сухаревской и          адаптирована            для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель: формирование у обучающихся младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

 

Задачи:- пробуждать интерес к малой Родине и  формировать пропедевтические знания о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;   

 -формировать элементарные представления о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края;

-воспитывать осознание зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формировать умение предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном;            -воспитывать уважение к национальным традициям своего и других народов, толерантность, культуру межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственность и патриотизм.

            - развивать умение взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учетом их своеобразия и особенностей.

Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи: Развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • Развитие пространственных представлений и ориентации;
  • Развитие основных мыслительных операций;
  • Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • Развитие речи обучающихся и обогащение словаря;
  • Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Минимальный уровень

- объекты неживой и живой природы Ростовской области;

- особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;

- водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;

- полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве; 

- правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;

- государственную символику Ростовской области, своего района;

- важнейшие события в истории родного края;

- народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);

- родственные связи в семье;

- правила поведения в общественных местах и на улице;

- различать объекты живой и неживой природы родного края;

- различать растения родного края – деревья, кустарники, травы;

- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края; 

- приводить примеры представителей животного мира родного края (1-2 названия каждого вида);

- приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 2);

- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города

(села);

- показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;

  • приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;( с помощью учителя) Достаточный уровень

- характеристику объектов неживой и живой природы, отличие от изделий;  - связь неживой и живой природы. Явления природы Ростовской области. 

- водоёмы Ростовской области (2-3 названия). Значение воды в природе Ростовской области. Причины и последствия загрязнения воздуха и воды в крае, меры по их охране(на примере наиболее распространенных водоёмов местности, края). 

- формы поверхности края: равнина, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте).

- почва, её значение для жизни в крае. Сельскохозяйственная деятельность в области. - полезные ископаемые, распространённые в Ростовской области (2-3 названия), их использование человеком.

- растения Ростовской области: деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения края (различение).

- животных Ростовской области: домашние и дикие. Разнообразие: особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Животноводство в крае.

- природные сообщества Ростовской области (поле, луг, водоём). Природные зоны края:

степь, пустыня. Растительный и животный мир степи, особенности труда людей.       

- правила поведения в природе.

- название, местоположение, главные достопримечательности родного города, села.

-символика родного города (села).

- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);

- различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края; 

- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);

- приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);

- описывать наиболее важные события истории родного края; 

- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города

(села);

- показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;

приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области.

 

Сказкотерапия.           

Рабочая программа разработана на основе АООП для обучающихся с у/о

(интеллектуальными нарушениями).

 

Матриально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Используемая методическая литература:

Ершова О. А. "Игры со сказками", М. ЗАО "ОЛМА Медиа Групп", 2010г.

  • Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Практикум по сказкотерапии», Санкт-Петербург, «Речь», 2002г.

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Тренинг по сказкотерапии», Санкт-Петербург, «Речь», 2002г.

Зинкевич-Евстигнеева Т, Д. «Как помочь особому ребенку», Москва, СПб, 1998г.

Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов», М. Владос, 2001 г.

 

Литература для обучающихся:

MULTIMEDIA – поддержка предмета:

1. Сайт «pedsovet.su» http://pedsovet.su/load/324

2. Сайт «Развитие ребёнка» – Азбука-Грамматика. http://www.razvitierebenka.com./ 

3. Сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» – Литература. [

Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

4. Сайт «ПочемуЧка». [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

5. Сайт «Учительский портал» - Коррекционная школа. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

6. Обучение чтению. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Оборудование:

  • Магнитная доска, набор букв на магнитах.
  • Образцы письменных букв.
  • Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин.
  • Классная доска.
  • Компьютер.

-ЖК-экран.

  • Наборы ролевых игр, настольных развивающих игр, конструкторов.

Цель преподавания сказкотерапии: коррекция основных психических процессов (восприятие, память, внимание, наблюдательность, фантазия,  воображение, эмоционально-волевая сфера),  воспитание коммуникабельности  и положительных качеств личности,   развитие творческих способностей обучающихся.

      Задачи преподавания сказкотерапии:

развивать речевой аппарат, устную речь, мимику, жесты; формировать нравственную и эстетическую позицию; 

способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

развивать высшие психические функции;

способствовать коррекции мелкой и общей моторики, координации движений; формировать умение участвовать в коллективных творческих делах, эмоциональную отзывчивость.

формировать адекватную самооценку; способствовать созданию благоприятного микроклимата в классном коллективе.

Занятия курса сказкотерапии аккумулируют в себе элементы пластики, ритмики, риторики, этики и эстетики. Акцент делается на развитие личностных качеств ребенка, его духовного мира и физического здоровья. Многие сказки дают возможность для изготовления аппликаций и поделок, рисования и раскрашивания, лепки. Это развивает мелкую моторику рук. Упражнения, входящие в курс сказкотерапии, способствует коррекции ВПФ. 

 

Достаточный уровень. 

  • понимание содержания небольших по объему сказок,
  • чтение сказки после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
  • ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
  • определение основной мысли сказки после предварительного его анализа;
  • чтение сказки молча с выполнением заданий учителя;
  • определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
  • чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
  • пересказ сказки по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
  • выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
  • участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций. Минимальный уровень.
  • осознанное и правильное чтение текст вслух целыми словами;
  • участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
  • участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
  • восприятие на слух сказок и; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
  • пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;