ЭП

Документ подписан электронной подписью
17.10.2023 15:02, Землянская Людмила Григорьевна, директор
Ключ электроннй подписи

 

Аннотации к рабочим программам дисциплин

5-9 классов

в составе образовательной программы

Рабочая программа – нормативный документ образовательного учреждения, определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с примерными программами в условиях ГКОУ РО

«Колушкинская специальная школа-интернат»

Рабочие программы составлены на основе:

 

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1  ГКОУ РО

«Колушкинская специальная школа-интернат»;.

 

 

Цель программ — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Задачи:            овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;

 

-формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

- достижение планируемых результатов освоения АООП образования

обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

 

-выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении творческих и др. соревнований; Рабочие программы адаптированы для обучающихся с  умственной отсталостью с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

 

 

Освоение обучающимися АООП предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели   современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП  образования включают индивидуально- личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

 -осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; -формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуру других народов;

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 -овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие  соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения АООП  включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.

Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов на конец обучения  (IX класс):

 

        

Предмет

Класс

Аннотация к рабочей программе

Русский язык

5-9

  Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах  составлены на основе программы В.В. Воронковой М. «Просвещение», 2011г и  имеют коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями, как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

Программный материал расположен концентрически и включает в себя следующие разделы с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем:

- «Звуки-буквы»;

- «Слово»;

- «Части речи»;

- «Предложение»;

- «Развитие связной речи».

На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться)  в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

        В процессе изучения грамматики и правописания у школьников с  нарушением интеллекта развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Звуки и буквы. В 5—9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется  фонетическому разбору.

Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются: состав слова и части речи.

Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных  слов) и др.

       Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

       Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки воспитанников  с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни, к общению. Этот раздел включен в программу всех лет обучения. На занятиях формируются навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

       Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности обучающихся с нарушением интеллекта, излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены.   В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5—9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

         В программе предусмотрены задания на развитие  навыка делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.). В учебном плане на изучение данной дисциплины предусмотрено:

в 5 классе – 4 часов в неделю

в 6 классе – 4 часа в неделю

в 7 классе – 4 часа в неделю

в 8 классе – 4 часа в неделю

в 9 классе – 3 часа в неделю

Чтение

5-9

  • Рабочие программы по чтению в 5-9 классах  составлены на основе программы В.В. Воронковой, М. «Просвещение», 2011г предназначены для   развития речи обучающихся с нарушением интеллекта и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.

       Программа по чтению и развитию речи так же, как и программа по русскому языку (грамматике и правописанию), построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. Обучающиеся учатся отвечать на поставленные вопросы;  полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

  • техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Основным видом чтения в 5 классе остается чтение вслух, так как  (как показывают исследования) значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому программа ориентирует учителя на формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.

В 6 классе продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 6 класса используется тематический принцип подбора литературного материала. Рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для, расширения социального опыта учащихся.

Начиная с 7 класса обучающиеся  включаются в круг литературного чтения. Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения обусловливаются монографическим принципом. В связи с этим предлагается примерный список авторов, творчество которых изучается в хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). 

 В учебном плане на изучение данной дисциплины предусмотрено:

В 5 классе – 4 часа в неделю

в 6 классе – 4 часа в неделю

в 7 классе – 4 часа в неделю

в 8 классе – 4 часа в неделю

в 9 классе – 2 часа в неделю

Математика

5-9

        Рабочие программы по математике   в 5-9 классах  составлены на основе программы В.В. Воронковой М. «Просвещение» 2011г. Программа по математике  носит  предметно-практическую направленность,  тесно связанную  с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой обучающихся и  другими учебными предметами.   

      В рабочую программу каждого класса включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения. Повторение вопросов, изученных ранее, определяется в объеме, который зависит от состояния знаний и умений обучающихся данного класса, их готовности к знакомству с новыми темами. Из числа уроков математики выделяется в 5-9 классах один урок в неделю на изучение геометрического материала.

  В программе предусмотрены рекомендации по дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям.

   Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.

 

       Основной задачей обучения математике детей с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности  является социальная адаптация с целью дальнейшей интеграции в общество в той мере и степени, которая доступна каждому индивидуально.

        Для реализации задачи социальной адаптации содержание программы по обучению математике максимально связывается с жизненным опытом учащихся носит ярко выраженный прикладной характер и имеет практическую значимость и жизненную необходимость. Реализуется обучение математике методами и приемами, которые предусматриваются методикой преподавания математики в школе VIII вида.

В учебном плане на изучение данной дисциплины предусмотрено:

В 5 классе – 5 часа в неделю

в 6 классе – 5 часа в неделю

в 7 классе – 3 часа в неделю

в 8 классе – 4 часа в неделю

в 9 классе – 4 часа в неделю

История Отечества

7-9

   Рабочие программы по Истории Отечества (7, 8, 9 кл.) составлены на основе  программы В.В Воронковой, М. «просвещение» 2011г.

    Рабочие программы конкретизируют содержание предметных тем, дают распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

      Программы направлены на всестороннее развитие личности обучающихся, способствуют их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений.

Цель курса: сформировать у обучающихся способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.

      В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дается отчетливый образ наиболее яркого событиями выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий способствует лучшему запоминанию их последовательности.

       Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчает и ускоряет формирование знаний. При этом используется  уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

       Весь исторический материал представлен отечественной историей. На уроках используется информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал.     

        Фактический исторический материал, изучаемый в 7, 8,9 классах, охватывает период с древнейших времен до начала ХХI века. Учебный материал помогает обучающимся  представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом.

       Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

     При изучении истории ведется специальная работа по использованию хронологии. Этому помогают игры, викторины с использованием исторических дат.

      Для контроля ЗУНов учеников применяются тестовые, контрольные, самостоятельные работы.

      На уроках большая роль отводится коррекционно-развивающему воздействию изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни.

 

Обществоведение

8-9

   Рабочие программы для 8-9 классов составлены на основе авторских программ В.М. Мозгового, В.В.Воронковой.

В программе учтены рекомендации, содержащиеся в Пояснительной записке к курсу "Обществоведение" (Издательство «Владос», серия «Коррекционная педагогика», М., 2006 г.)

       Курс направлен на формирование политико-правовых знаний, призван способствовать самореализации личностного потенциала детей с проблемами здоровья.

        Цель курсов - создать условия для социальной адаптации учащихся, сформировать понятие о правовых обязанностях, необходимости соблюдать законы государства; умение пользоваться на основе полученных знаний своими гражданскими правами. Обучающиеся должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения, владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации.

         Учитывая то, что для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии важно знание нравственных и правовых норм жизни в обществе, в содержание курсов обществознания 8, 9,  кл. включены в доступной форме элементарные сведения о государстве, праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны.

       Рабочие программы для 8 - 9 классов учитывают особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии, направлены на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. На уроках обществоведения обучающиеся должны познакомиться с современной политической жизнью страны, получить основы правового и нравственного воспитания.

               Основными принципом преподавания обществоведения является принцип коррекции. Поэтому главное внимание уделяется исправлению средствами предмета имеющихся у обучающихся специфических нарушений. Кроме того, сохраняются все основные принципы преподавания общественных предметов в коррекционной школе VIII вида: воспитывающей и развивающей направленности, научности и доступности, систематичности и последовательности, наглядности в обучении, индивидуального и дифференцированного подхода.

      Большое внимание в ходе реализации программы уделяется практической деятельности обучающихся, включающей составление опорных таблиц, схем, конспектов, заявлений. Организуется работа с текстом Конституции РФ, ознакомление с Федеральными законами России. Такая направленность способствует систематизации приобретенных знаний, формированию умений самостоятельно находить нужную информацию.

       На уроках проводится индивидуальная и групповая работа.

       В качестве наглядности используются видеоматериалы, презентации. В обучающих целях - раздаточный материал.

        Контроль уровня знаний осуществляется через тестирование, являющееся одним из элементов уроков обобщающего повторения, а также путём индивидуального и фронтального опроса.

      Календарно – тематическое планирование (8,9 кл.) рассчитано на 34 часа (каждый курс).

 

География

6-9

Рабочая программа по географии разработана на основе программы В.В Воронковой, М. «Просвещение» 2011г с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями. География как учебный предмет в коррекционной школе VIII вида включает следующие разделы: «Начальный курс физической географии» (6 класс), «География России» (7 класс), «География материков и океанов» (8 класс – 66 ч., 9 класс – 52 ч.), «Наш край» (9 класс – 14 ч.). По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, особенностях взаимодействия человека и природы; знакомство с культурой и бытом разных народов, с правилами поведения в природе.

Основной целью рабочей программы является создание условий для расширения кругозора учащихся и  коррекции недостатков их интеллектуального развития при изучении географии.

            Программа предполагает ведение наблюдений, организацию практических работ, проведение экскурсий.

Учебники по географии соответствуют Федеральному перечню учебников, допущенных и рекомендованных  Министерством образования и науки РФ

 

Биология

5-9

    Рабочая программа по биологии разработана на основе  программы В.В. Воронковой, М. «Просвещение», 2011г с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями. На изучение биологии отводится 2 часа в неделю в каждом классе.

   Биология как учебный предмет в включает следующие разделы:

«Наша родина – Россия» (5 класс), «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс). По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

  Целью рабочей программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.

Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий.

     Учебники по биологии соответствуют Федеральному перечню учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ

 

Профессиональное-трудовое обучение (столярное дело)

5-9

    Рабочая программа для учащихся 5-9 классов разработана на основе авторской программы В.В Воронковой, М. «Просвещение» 2011г.

     Цель программы – профориентация обучающихся с интеллектуальными нарушениями, подготовка обучающихся к жизни и работе в трудовых коллективах. Срок обучения – 6 лет. По окончании  9 класса проводится итоговая аттестация обучающиеся в форме экзамена, включающего теоретическую и практическую часть.

      На изучение программного материала отводится следующее количество часов:

            5 класс – 6ч. в неделю

6 класс  - 6 ч. в неделю;

7 класс  - 7 ч. в неделю;

8 класс  - 10 ч. в неделю;

9 класс  - 12 ч. в неделю;

Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются лаборатор­ные работы и упражнения, экскурсии на профильные производства.

В процессе обучения столярному делу обучающихся знакомятся с разметкой деталей, основными технологическими операциями: пилением, строганием, свер­лением древесины, приобретают навыки вла­дения столярными инструментами и приспособлениями. Обучающиеся учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять отделочные материалы, овладевают навыками  выполнения трудовых операций. Большое внимание уделяется технике безопасности и эстетическому воспитанию.

Для успешного обучения по данной программе в учреждении имеются хорошо оснащен­ная столярная мастерская, разнообразные образцы-эталоны столярных изделий.

Завершающим этапом обучения является итоговая аттестация в 9 классе в форме экзамена.

Профессиональное-трудовое обучение (швейное дело)

 

5-9

 

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) разработана на основе авторской программы В.В. Воронковой, М. «Просвещение» 2011г.

Цель курса: Подготовка обучающихся к освоению профессии швея и выполнению швейных операций.

    Программа 5 класса предусматривает ознакомление с основами машиноведения, работы с тканью, снятию мерок, построения чертежа, изготовления выкроек, ремонт одежды.

    В 6-8 классах отрабатываются навыки работы на швейной машине. Изучаются технологии пошива легкой одежды, изучаются свойства тканей, устройство швейных машин.

    Программа 9 класса предусматривает пошив женской и детской одежды.

   На изучение программного материала отводится следующее количество часов:

 5 класс – 6 часов в неделю,

6 класс  - 6 ч. в неделю;

7 класс  - 7 ч. в неделю;

8 класс  - 10 ч. в неделю;

9 класс  - 12 ч. в неделю.

Завершающим этапом обучения является итоговая аттестация в 9 классе в форме экзамена.

Социально-бытовая ориентировка

5-9

     Рабочая программа учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка» разработана и составлена на основе программы  В.В.Воронковой издательство М. «Владос», 2011г. Занятия направлены на практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития обучающихся.       

       Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития детей. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. В программу включены следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Жилище», «Питание», «Семья», «Экономика домашнего хозяйства», «Культура поведения», «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь», «Учреждения и организации».

       Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы.

      Продолжительность обучения составляет шесть лет, с пятого по десятый класс. На освоение программы отводится в 5 классе -1ч в неделю, с 6 по9 классы – 2 часа в неделю.

Физическая культура

5-9

      Рабочая программа по физической культуре разработана на основе программы: В.В.Воронковой.

          Данная программа является продолжением программы для 1-4 классов, формируя у обучающихся целостное представление о физической культуре. Содержание программного материала определяется исходя из особенностей психофизических нарушений обучающихся в классе.

        В программе старших классов  предусмотрены задания на развитие таких двигательных качеств, как сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, вестибулярная устойчивость (ориентировка в пространстве и во времени).

       В программу включены следующие разделы: гимнастика; акробатика (элементы), легкая атлетика,  подвижные и спортивные игры.

          При проведении занятий обучающиеся делятся на группы с учетом двигательных и интеллектуальных возможностей.

     Занятия проводятся в оборудованном спортивном зале или на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.

Профессиональное-трудовое обучение (сельскохозяйственный труд)

 

5-9

 

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (сельскохозяйственный труд) разработана на основе авторской программы В.В. Воронковой, М. «Просвещение» 2011г.

Цель курса: Дальнейшее совершенствование профессионально-трудовых навыков по сельскохозяйственному труду, выращивание и уборка овощей, содержание животных, теплицы и парники, ягодные кустарники.

    Программа 5 класса предусматривает ознакомление с основами видами овощных культур, ягодных кустарников.

    В 6-8 классах отрабатываются навыки полевых работ, особенности выращивания овощей, правила и сроки уборки овощей. Изучаются технологии сбора и переработка собранного урожая. Условия выращивания животных в коллективных и индивидуальных хозяйствах.

    Программа 9 класса предусматривает Сбор, хранение и транспортировка овощей. Работа с семенным материалом. Подготовка саженцев к посадке. Основные правила производственной санитарии при уходе за животными. Выращивание откормочного молодняка. Устройство доильного аппарата.

   На изучение программного материала отводится следующее количество часов:

5 класс – 6 часов в неделю,

6 класс  - 6 ч. в неделю;

7 класс  - 7 ч. в неделю;

8 класс  - 10 ч. в неделю;

9 класс  - 12 ч. в неделю;

Завершающим этапом обучения является итоговая аттестация в 9 классе в форме экзамена.