ЭП

Документ подписан электронной подписью
28.08.2024 13:03, Землянская Людмила Григорьевна, директор
Ключ электроннй подписи

 

государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Колушкинская специальная школа-интернат»

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор___________Л.Г. Землянская

Приказ № 68 от «23»_08. 2024 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по учебному предмету Русский язык

(V - IX классы)

 предметной области Язык и речевая практика

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка

Изучение учебного предмета "Русский язык" в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;

ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;

использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;

развитие положительных качеств и свойств личности.

2.Содержание учебного предмета Русский язык. Грамматика, правописание и развитие речи

1. Фонетика.

Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме буквами "ь, е, ё, и, ю, я". Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости - мягкости, звонкости - глухости. Разделительный "ь". Ударение. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов. Алфавит.

2. Морфология.

Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу. Сложные слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и предлог. Разделительный "ъ".

3. Части речи.

Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, предлог. Различение частей речи по вопросам и значению.

Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов со словами.

Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода. Число имен существительных. Имена существительные, употребляемые только в единственном или множественном числе. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен существительных. Склонение имен существительных в единственном и множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам. Правописание падежных окончаний имен существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые имена существительные.

Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа имени прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных.

Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь, -шься. Глаголы на -ся (-сь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с -ться, -тся. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Правописание частицы "не" с глаголами.

Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.

Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных.

Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий.

4. Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Простые и сложные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные.

Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств (личных местоимений, наречий, повтора существительного, синонимической замены).

Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при обращении. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.

Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными союзами "и", "а", "но". Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных предложений. Сложные предложения с союзами "что", "чтобы", "потому что", "когда", "который".

5. Развитие речи, работа с текстом.

Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков к данному тексту. Работа с деформированным текстом. Распространение текста.

Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный, деловой и художественный. Основные признаки стилей речи. Элементарный стилистический анализ текстов.

Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану.

Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно составленному плану.

Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений из практической деятельности, книг.

6. Деловое письмо.

Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки: личные и деловые. Заметка в стенгазету, объявление, заявление, автобиография, анкета, доверенность, расписка.

Письмо с элементами творческой деятельности.

 

 

3.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета Русский язык

минимальный

достаточный

знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;

разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы педагогического работника;

образование слов с новым значением с опорой на образец;

представления о грамматических разрядах слов;

различение изученных частей речи по вопросу и значению;

использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;

составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;

установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам педагогического работника;

нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью педагогического работника);

нахождение в тексте однородных членов предложения;

различение предложений, разных по интонации;

нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью педагогического работника);

участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;

выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;

оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;

письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50 - 55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;

составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.

знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;

разбор слова по составу с использованием опорных схем;

образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;

дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;

определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам педагогического работника;

нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством педагогического работника);

пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;

составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему;

установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4 - 5 слов) по вопросам педагогического работника, опорной схеме;

нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;

составление предложений с однородными членами с опорой на образец;

составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;

различение предложений (с помощью педагогического работника) различных по цели высказывания;

отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;

отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью педагогического работника);

выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;

оформление всех видов изученных деловых бумаг;

письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);

письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55 - 60 слов).

 

 

4. Планируемые личностные результаты изучения предмета «русский язык»:

Требования к личностным результатам

5-9 классы

 

 Содержание требований

 

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Понимает и использует в речи понятия, характеризующие гражданскую направленность (трудолюбие, справедливость, честность, смелость, и др. социальные компетенции).

 

Знает  символику              школы, города, области, страны,  Гимн  России, Гимн  Ростовской области.

 

Осознаёт понятия  «любовь к малой Родине» и   «любовь к Отечеству».

 

Знает  знаменательные для Отечества исторические события и даты, имена выдающихся  исторических деятелей.

 

Знает        элементы       культуры (пословицы, поговорки, традиции, костюмы и т.д.) своего народа

(национальности).

 

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей

Выстраивает отношения, общение с окружающими, несмотря на возраст и их социальный статус.

 

Обладает этическими  чувствами   стыда,  вины,          совести,         как      регуляторов морального поведения.

 

Знает  и соблюдает правила поведения в обществе.

 

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Умеет  выслушать иное мнение и уважительно к нему относиться.

 

Понимает, что гуманистические ценности у разных народов нашей страны  одинаковы.

 

Уважительно относится  к разнообразию народных традиций, культур, религий.

 

Не допускает оскорблений и высмеивания культурных традиций других народностей.

 

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

Умеет обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформулировать просьбу о своих потребностях, имеет  достаточный запас фраз и определений (например,  «повторите, пожалуйста, я не услышал; «можно я пересяду? мне не видно»).

 

Выполняет  насущно необходимые действия, используя бытовые навыки.

 

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

 Понимает значение новых слов и орфографических норм, что способствует формированию коммуникативно-речевых способностей и мотивирует  к освоению механизмов адаптации к изменяющимся условиям и самоизменению.

 

Осознает           себя        учеником, заинтересованным  посещением школы, обучением, занятиями.

 

Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Понимает               предназначение  окружающих в быту предметов и вещей и  умеет использовать их в актуальных житейских ситуациях

 

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами

социального взаимодействия

Знает  правила коммуникации, умеет  корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.

 

Умеет  решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную)

 

Способен инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми и  сверстниками.

 

Умеет  получать и уточнять информацию от собеседника.

 

Умеет  применять адекватные способы поведения в разных ситуациях.

 

Владеет   культурными формами выражения своих чувств.

 

Умеет  обращаться за помощью.

 

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно – пространственной организации

Владеет навыками бытового поведения с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих, сохранности окружающей предметной и природной среды.

 

Развивает   любознательность и  наблюдательность.

 

Умеет задавать вопросы, включаться в совместную со взрослыми исследовательскую деятельность.

 

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

Знает правила поведения в разных социальных ситуациях, с людьми разного возраста и статуса и умеет их применить в соответствии с ситуацией.

 

Умеет     адекватно   использовать принятые                 правила          поведения      в обществе.

 

Способен  корректно привлечь к себе внимание.

 

Умеет          отстраниться        от  нежелательного контакта, выразить свои чувства.

 

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых

мотивов учебной деятельности

Выполняет поручения в школе и в семье.

 

Сформировано  понимание нормы учения (что мне «надо» делать как ученику).

 

Обладает внутренней потребностью  включения в учебную деятельность («я это хочу»)

 

Развивается в собственном темпе на уровне своего возможного максимума («я это могу»).

 

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и

сверстниками в разных социальных ситуациях

 

 

 

 

 

Способен к  сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,

 

Умеет    себя    вести   в     различных  проблемных ситуациях.

 

Осознанно относиться     к           выбору  профессии.

 

Бережно относится к результатам своего и чужого труда.

 

Имеет место мотивация  к совместной деятельности.

 

Осознает  себя членом сообщества с соответствующими правами и обязанностями.

 

Сформировано понимание  самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах.

 

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Умеет различать понятия «красивое» и «некрасивое»: опрятно-неопрятно, вредные привычки-здоровый образ жизни, вежливо-невежливо, нормы поведения.

 

Способен эмо­ционально воспринимать прочитанные текст,  произведение, «Картинную галерею» учебника, представленную  репродукций  картин выдающихся  художников.

 

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и

сопереживания чувствам других людей

Совершает  поступки, направленные на помощь и обеспечение благополучия окружающих.

 

Понимает чувства других людей и умеет  сопереживать окружающим людям, животным, соотносить факты с жизненным опытом.

 

Способен на эмоциональный отклик на боль другого человека или другого живого существа.

 

Готов  прийти на помощь, попавшему в трудную ситуацию.

 

Умеет высказать своё отношение  к моральной стороне поступков;

 

Владеет способами  управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.).

 

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Усвоил      правила поведения       на дороге, в транспорте и при общении с незнакомыми людьми.

 

Понимает цен­ностное  отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей,

 

Проявляет  интерес к прогулкам на природе, подвижным переменам, участию в спортивных  секциях , кружках и соревнованиях, в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

 

Соблюдает  режим дня,  правила личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и пи­тьевого режима.

 

Знает о  необходимости оказания первой помощи при травмах.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся V - IX классов.

1

 

Личностные

испытывает чувство гордости за свою страну

гордится школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей

адекватно эмоционально откликается на произведения литературы, музыки,
живописи и др.

уважительно и бережно относится к людям труда и результатам их деятельности;

активно включается в общеполезную социальную деятельность

бережно относится к культурно-историческому наследию родного края и страны.

2

 

Регулятивные

принимает и сохраняет цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществляет коллективный поиск средств их осуществления;

осознанно действует на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

осуществляет взаимный контроль в совместной деятельности;

обладает готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;

адекватно реагирует на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность

3

 

 

Познавательные

Дифференцированно воспринимает окружающий мир, его временнопространственную организацию;

использует усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

использует в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

4

 

 

 

Коммуникативные

вступает и поддерживает коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

слушает собеседника, вступает в диалог и поддерживает его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

использует доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

 

6. Календарно-тематическое планирование.

п/п

Наименование    разделов   учебной    программы  

Кол-во часов

Характеристика
основных содержательных линий

 
 

5 класс    

 

1.

Повторение.

Звуки и буквы. Текст.

Предложение. Текст.

 

28

Звуки речи: гласные и согласные. Алфавит.

Гласные и согласные.  Несовпадение звука и буквы в слове. Твердые и мягкие согласные перед И, Е,Ё,Ю,Я. Мягкий знак на конце и в середине слова. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Текст. Различение текста и не текста. Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова. Ударные и безударные гласные в слове. Проверка безударных гласных в слове. Определение темы текста. Заголовок.

  • в предложении законченной мысли. Распространение предложений. Порядок и связь слов в предложении. Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Второстепенные члены предложения. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения. Наблюдение за знаками препинания в конце предложений. Повествовательные, вопросительные и  восклицательные предложения.
 

2.

Состав слова. Текст

 

19

Корень и однокоренные слова. Общее и различия в значении однокоренных слов.
Включение однокоренных слов в предложения. Окончание – изменяемая часть слова. Установление связи между словами с помощью окончания. Приставка как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от приставки. Приставка и предлог. Суффикс как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне.  Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов. Слово-корень с ударной гласной. Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов. Проверка безударных гласных в корне слова. Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне. Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова. Проверяемые гласные и согласные в корне. Непроверяемые написания в корне. Единообразное написание корня в группе однокоренных слов.

 

3

Части речи. Текст

 

42

Названия предметов, действий, признаков. Понятие о частях речи. Существительное. Глагол. Прилагательное. Различение частей речи по вопросам и значению. Употребление разных частей речи в предложении и тексте. Значение существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные существительные. Собственные и нарицательные существительные. Правописание имен собственных. Тема и основная мысль текста. Понятие о единственном и множественном числе. Употребление существительных в единственном и множественном числе. Изменение существительных по числам.  Знакомство с понятием рода. Существительные мужского, женского и среднего рода. Различение существительных по родам.

Значение прилагательных в речи. Различение признаков, обозначаемых прилагательными. Зависимость рода прилагательных от рода существительных. Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода. Изменение прилагательных по родам.

Значение глаголов в речи. Различение действий, обозначаемых глаголами. Настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Различение глаголов по временам.  Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли.

 

4

Предложение. Текст

11

Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам. Различение нераспространенных и распространенных предложений. Распространение предложений. Знакомство с однородными членами предложения. Дополнение предложения однородными членами.

 

5

Повторение

32

Состав слова. Существительное. Прилагательное. Глагол. Предложение. Текст.

 
 

СЛОВАРЬ: адрес, беседа, библиотека, благодарю, ботинки, герой, граница, до свидания, забота, здравствуй, каникулы, конверт, космос, лестница, область, облако, огромный, однажды, охрана, пассажир, победа,  север, столица, телефон, телевизор  (25  слов).

 

Итого:                                              136 часов

 
 

6 класс

 

 

1

Повторение.

Звуки и буквы. Текст.

Предложение. Текст.

18

 Гласные и согласные. Их различение.  Безударные гласные в словах. Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах. Сомнительные гласные и согласные в словах. Непроверяемые гласные и согласные в словах. Текст. Части текста. Красная строка.

Деление текста на предложения. Выделение главных и второстепенных членов предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Расположение частей текста в соответствии с данным планом. Распространение предложений с помощью рисунков, вопросов. Однородные члены предложения.

 

 

2

Состав слова. Текст.

30

Корень и однокоренные слова. Окончание как изменяемая часть слова. Образование смысловой связи между словами с помощью окончаний. Приставка как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от приставки. Суффикс как часть слова. Разбор слов по составу. Написание гласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова. Проверка безударных гласных в корне. Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне. Приставка и предлог. Различение приставки и предлога. Правописание гласных в приставках. Правописание безударных гласных в корне и приставке. Деление текста на части по данному плану. Наблюдение за правописанием согласных в приставках. Правописание приставок на согласную. Разделительный твердый знак в словах с приставками.  Различение написаний слов с разделительным ъ и без него.

 

 

3

Части речи. Текст.

 

68

 Существительное, прилагательное, глагол. Различение их в предложении. Значение существительных в речи. Существительные, обозначающие явления природы. Существительные, называющие один и тот же предмет по-разному. Существительные, противоположные по значению. Различение существительных по родам. Изменение существительных по числам. Существительные собственные и нарицательные. Большая буква, кавычки в именах собственных.  Различение написания существительных собственных и нарицательных. Понятие о склонении. Определение падежей существительных по вопросам. Подтверждение основной мысли текста дополнительными фактами. Понятие о начальной форме. Постановка существительных в начальную форму.

Значение прилагательных в речи. Описание явлений природы, человека, животных с помощью прилагательных. Прилагательные, противоположные по значению. Изменение прилагательных по родам. Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода. Определение родовых окончаний прилагательных. Изменение прилагательных по числам. Понятие о склонении прилагательных. Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах. Склонение прилагательных мужского и среднего рода.

Значение глагола в речи. Глаголы, противоположные по значению. Различение существительных, прилагательных и глаголов. Изменение глаголов по временам.  Различение глаголов по временам. Изменение глаголов по числам. Единственное и множественное число глаголов будущего времени и прошедшего времени.

Связь частей в тексте.

 

 

4

Предложение. Текст.

 

9

 

Различение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Определение однородных членов предложения. Однородные члены предложения  без союзов и с союзом И. Знакомство с обращением. Место обращения в предложении.

 

 

5

Повторение

9

Состав слова. Правописание гласных и согласных в корне и приставке. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.

 

 

СЛОВАРЬ: апельсин,  богатство, горизонт, директор, женщина, интересный, календарь, командир, комбайн, компас,  конфета, мужчина, океан, пожалуйста, прекрасный,  природа, растение, сейчас, солдат, соревнование,  соседи, телеграмма, теперь, хозяин, шоссе (25 слов)

 

 

Итого:

136 часов

 

 

 

7 класс

 

 

1.

Предложение

13

Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов. Составлений сложных предложений с опорой на рисунки, схему предложения, предложенную ситуацию.

 

 

2.

Состав слова

11

Однокоренные слова, подбор однокоренных слов, относящихся к разным частям речи, их дифференциация. Разбор слов по составу. Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных согласных в корнях слов.

Образование  слов с помощью суффиксов и приставок, наблюдение за значением этих слов.

Сложные слова с соединительной гласной и без неё, активизация их в предложении, в тексте.

 

 

3.

Существительное

10

Значение существительных в речи.

Определение грамматических признаков существительного (род, число, падеж, склонение) с опорой на таблицу.

Правописание безударных падежных окончаний существительных в единственном числе (с опорой на проверочные слова) и во множественном числе. Несклоняемые существительные.

 

 

4.

Прилагательное

17

Значение прилагательных в речи. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе и во множественном числе. Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопроса.

 

 

5.

Личные местоимения

11

Значение личных местоимений в речи.

Лицо и число местоимений. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

 

 

6.

Глагол

22

Значение глаголов в речи. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам( спряжение). Правописание окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, глаголов с -тся, -ться.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

 

 

7.

Предложение

8

Простое предложение. Предложение распространённые и нераспространённые. Простое предложение с однородными членами . Знаки препинания с однородными членами.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложения.

Сложное предложение без союзов и с союзами и, а, но .Составление сложных предложений с опорой на фрагменты предложений, включающих союзы и, а,

но.

Сравнение простых и сложных предложений с союзами и, а, но.. Нахождение простых и сложных предложений в тексте. Сложное предложение со словами который ,когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.

 

 

8

Повторение

7

Однокоренные слова, подбор однокоренных слов, относящихся к разным частям речи, их дифференциация. Разбор слов по составу. Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных согласных в корнях слов.

Правописание безударных падежных окончаний существительных в единственном числе (с опорой на проверочные слова) и во множественном числе.

Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе и во множественном числе.

 

 

9

Связная речь

упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку

Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.

Сочинение по картинам русских и отечественных художников (в связи с прочитанными событиями).

Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности.

Сочинения творческого характера. Отзыв о прочитанной книге. Деловое письмо; заметка в стенгазету, заявление, автобиография, анкета, доверенность, расписка.

СЛОВАРЬ: Абонемент, аэродром, бандероль, бюллетень, галантерея, гарнитур, гражданин, демократия, демонстрация, искусство, капитализм, кафе, квалификация, квитанция, клиент, коловорот, конституция, континент, кулинария, национальность, образование, операция, отечество, парашют, пациент, пианино, почтамт, промышленность, радиоприемник, регистратура, рентген, санаторий, секретарь, станция, телеграф, территория, типография, фестиваль, фойе, швея, элеватор, электростанция, экскаватор, экспедиция, эскалатор.

 

 

Итого:                                          102 часа

 

 

9 класс

 

 

1.

Повторение

6

Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Связная речь.

Изложение. Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.

Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.

Повторение пройденного за год.

СЛОВАРЬ: авиация, автономия, авторитет, агент, агитация, агрегат, агрессия, агрессор, адвокат, администратор, архив, аэрофлот, бетон, библиография, биография, благодарность. Благодаря (чему?), буржуазия, бухгалтер, бухгалтерия, былина. Вентиляция, воззвание, восстание, гарнизон, гражданин, диагноз, досуг, дубликат, единомышленник, ежемесячный, жюри, забастовка, заведующий, заимообразно, за счет, иждивенец, избиратель, извержение. Издательство, излишество, изящный, иногородний, инфекция, истязать, исцелять, капиталистический, катастрофа, каторга, квалификация, коллега, коллективизация, колония, комиссия, компенсация, кооператив, ландшафт, легенда, ликвидация, ликование, малодушный, митинг, монархия, население, оборона, обучение, общежитие, объединенный, обычай, обязанность, окрестность, окружение, организация, оригинальный, отчизна, парламент, планета, планетарий, правительство, правонарушение, прогрессивный, пролетариат, профессия, равенство, расправа, сберкасса, свидетельство, совершеннолетний, сознательность (89 слов)

 

 

2.

Звуки и буквы

7

Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, ё, ю, я, в начале слова. Разделительные ь и ъ знаки. Количество звуков и букв в слове.

 

 

3.

Состав слова

6

Разбор слова по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.

Правописание приставок, меняющих конечную  согласную, в зависимости от произношения: без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас-).

Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращённые слова.

 

 

4.

 

Имя существительное

12

 Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.

 

 

5.

Имя прилагательное

10

Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

 

 

6.

Личные местоимения

12

Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.

 

 

7.

Глагол

18

Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов.

Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.

Частица не с глаголами.

 

 

8.

Имя числительное

10

Понятие об имени числительном. Числительные  количественные и порядковые.

Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 4; 200, 300, 400; 40, 90, 100.

 

 

9.

Наречие

6

Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.

Правописание наречий с о и а на конце.

 

 

10

Повторение в конце года

5

Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи.

 

 

11

Предложение

7

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородным членами, обращения.

Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.

Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.

 

 

12

Связная речь

упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку

Изложение. Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.

Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.

Повторение пройденного за год.

СЛОВАРЬ: авиация, автономия, авторитет, агент, агитация, агрегат, агрессия, агрессор, адвокат, администратор, архив, аэрофлот, бетон, библиография, биография, благодарность. Благодаря (чему?), буржуазия, бухгалтер, бухгалтерия, былина. Вентиляция, воззвание, восстание, гарнизон, гражданин, диагноз, досуг, дубликат, единомышленник, ежемесячный, жюри, забастовка, заведующий, заимообразно, за счет, иждивенец, избиратель, извержение. Издательство, излишество, изящный, иногородний, инфекция, истязать, исцелять, капиталистический, катастрофа, каторга, квалификация, коллега, коллективизация, колония, комиссия, компенсация, кооператив, ландшафт, легенда, ликвидация, ликование, малодушный, митинг, монархия, население, оборона, обучение, общежитие, объединенный, обычай, обязанность, окрестность, окружение, организация, оригинальный, отчизна, парламент, планета, планетарий, правительство, правонарушение, прогрессивный, пролетариат, профессия, равенство, расправа, сберкасса, свидетельство, совершеннолетний, сознательность (89 слов)

 

 

Итого :                                        102 часа

 

 
           

 

  1. Материально-техническое обеспечение:

 

На уроках используется ТСО:  компьютер, проектор, мультимедийная доска StarBoard

Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.4)

Программа обеспечивается УМК:

 Русский язык 5 класс, авторы - составители: Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова, учебник для    общеобразовательных организаций, реализующих АООП. - М.:Просвещение, 2018 г.

Русский язык  6 класс, авторы-составители: Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова,  учебник для    общеобразовательных организаций, реализующих АООП.- М.:Просвещение, 2022 г.

Русский язык 8 класс, авторы-составители: Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова,  учебник для    общеобразовательных организаций, реализующих АООП. – М.: Просвещение, 2017 г.

Русский язык 9 класс, авторы-составители: Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова,    учебник для    общеобразовательных организаций, реализующих АООП. – М.: Просвещение, 2017 г.

 

«Уроки русского языка в коррекционной школе» под редакцией Н.Н. Бебешиной, Ф.И.Самсоновой.

«Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания» под редакцией А.К.Аксеновой, Н.Г. Галунчиковой, М. «Просвещение», 2004 год.

Учебное пособие для педагогических институтов под редакцией А.К.Аксеновой «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе VIII вида».

Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – М.: Изд.дом «Новый учебник», 2003 г.

Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003 г.

Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения. Популярное пособие для родителей и педагогов, автор-составитель Тихомирова Л.Ф. – Ярославль, Академия развития, 2002 г.

Речевые ошибки и их предупреждение: Учебное пособие, Санкт-Петербург, ИД «МиМ».

 

Цифровые и электронные образовательные ресурсы:

- электронные физминутки по коррекции зрения, Масько Л.П., Базарный;

-электронные физминутки по коррекции зрения, Галкина.

Презентации по темам:

-«Имя прилагательное как часть речи»;

-«Прилагательные, близкие и противоположные по значению»;

-«Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, -ьи»;

-«Безударные гласные в корне слова»;

-«Однокоренные слова»;

-«Правила переноса слов»;

-«Правописание безударных гласных в корне слова»;

-«Проверка безударных гласных в корне слова»;

-«Сложные слова»;

-«Соединительные гласные о, е в сложных словах»;

-«Роль прилагательных в речи»;

-«Род имен существительных»;

-«Глагол. Значение глагола»;

-«Игровой материал по теме «Активизация словарного запаса»;

-«Дидактические игры по русскому языку»

Учебный тренажёр по русскому языку «Фраза»:

Задания по русскому языку основываются на 12 видах упражнений:

  • Сочетания: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
  • Сочетания: ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ, ЩН, НЩ и Ь.
  • Проверяемые безударные гласные в корне слова.
  • Парные согласные в слабой позиции.
  • Написание слов с мягким и твёрдым знаком.
  • Написание слов с удвоенными согласными.
  • Написание приставок и предлогов.
  • Непроизносимые согласные и сочетания СН-ЗН.
  • О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц.
  • Мягкий знак после шипящих.
  • НЕ с глаголами.
  • Правописание сложных слов.

 

Мультимедиауроки:

-«Глагол. Значение глагола»;

-«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

 

Раздаточный материал по темам:

-Карточки самоконтроля по теме «Имя существительное»;

-«Изменение имен существительных по падежам»;

-«Состав слова»;

-«Приставки и предлоги»;

-«Предложение»;

-«Главные члены предложения»;

-«Правописание безударных гласных в корне слова»;

-«Непроизносимые согласные»;

-«Звонкие и глухие согласные»;

-«Разделительные Ъ и Ь знаки»;

-«Двойные согласные»;

-«Глагол»;

-«Неопределенная форма глагола»;

-«Род имен существительных»;

-«Склонение имен существительных»;

-«Число имен существительных»;

-«Правописание падежных окончаний имен существительных»;

-«Правописание имен существительных с шипящей на конце»;

-«Собственные и нарицательные имена существительные»;

-«Имя числительное»;

-«Наречие»;

-«Имя прилагательное»;

-«Родовые окончания имен прилагательных»;

-«Согласование прилагательных с существительными»;

-«Личные окончания глаголов»;

-«Порядок разбора местоимения»;

-«Склонение имен существительных»;

-«Работа с деформированным текстом»;

«Части речи»;

-«Однородные члены предложения»


Проверочные тесты по русскому языку по темам.

 

Литературные игры и викторины:

-«Знатоки русского языка»;

-«Умники и умницы»

Демонстрационные пособия

Съемные таблички по темам:

1.«Состав слова»

2.»Правописание слов с разделительным ь»

Интернет ресурсы:

1. http://www.proshkolu.ru

2. http://nsportal.ru

3. http://pedsovet.su