|
![]() Документ подписан электронной подписью |
государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат»
УТВЕРЖДАЮ: Директор___________Л.Г. Землянская Приказ № 68 от «23»_08. 2024 г.
|
Рабочая программа по учебному предмету Сельскохозяйственный труд
(V - IX классы)
предметной области Технология.
1. Пояснительная записка
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.
Цель изучения предмета "Профильный труд" заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в V - IX классах способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков, развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Учебный предмет "Профильный труд" должен способствовать решению следующих задач:
развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности);
обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям, с которыми связаны профили трудового обучения в образовательной организации;
ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья обучающихся;
формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;
формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;
совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирования практических умений;
развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.
2. Содержание учебного предмета Профильный труд
Программа по профильному труду в V - IX классах определяет содержание и уровень основных знаний и умений обучающихся по технологии ручной и машинной обработки производственных материалов, в связи с чем определены примерный перечень профилей трудовой подготовки: "Столярное дело", "Слесарное дело", "Переплетно-картонажное дело", "Швейное дело", "Сельскохозяйственный труд", "Подготовка младшего обслуживающего персонала", "Цветоводство и декоративное садоводство", "Художественный труд". Также в содержание программы включены первоначальные сведения об элементах организации уроков трудового профильного обучения.
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии, вне зависимости от выбора общеобразовательной организацией того или иного профиля обучения.
Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основных материалов, используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов (природные, производимые промышленностью и прочие).
Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного труда, приспособления, станки и проч. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования - качество и производительность труда.
Технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда, основные профессиональные операции и действия, технологические карты. Выполнение отдельных трудовых операций и изготовление стандартных изделий под руководством педагогического работника. Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета Сельскохозяйственный труд.
5 |
Наименование разделов учебной программы |
Уровни |
|
минимальный |
достаточный |
||
Растениеводство
|
-Знать основной сельскохозяйственный ручной инвентарь -Технику безопасности при работе с ручным сельскохозяйственным инвентарем -Уметь работать с граблями -Отличать картофель, горох и фасоль от других овощных культур. -Отличать цветочно-декоративные растения от других растений. |
-Знать основной сельскохозяйственный инвентарь и его устройство. -Технику безопасной работы с ручным сельскохозяйственным инвентарем. -Уметь работать с граблями и лопатой -Знать строение картофеля, гороха и фасоли и уметь их отличить от других культур. -Отличать цветочно-декоративные растения от других растений и знать их основные группы |
|
Животноводство
|
- Уметь отличить кролика от других домашних животных -Знать для чего разводят кроликов -Основные корма для кролика |
- Знать внешнее строение кролика -Знать основные группы и породы кроликов - Основные корма для кроликов и подготовка кормов для скармливания кроликам. -Продукция кролиководства и ее значение - |
|
6 |
Растениеводство
|
- Техника безопасной работы с ручным сельскохозяйственным инвентарем - Общее представление о почве и пахотном слое. -Правила вскапывание почвы вокруг ягодных кустарников. - Уметь отличить столовые корнеплоды от других овощей. - Отличать лук от других овощей. -Знать основные полевые культуры |
- Техника безопасной работы с ручным сельскохозяйственным инвентарем - Уметь работать граблями, лопатой, мотыгой. - Общее представление о почве и пахотном слое, виды почв. - Правила вскапывания почвы вокруг ягодных кустарников, глубина вскапывания. -Уметь отличить столовые корнеплоды от других овощей и знать основные районированные сорта -Знать основные виды полевых культур |
Животноводство
|
- Основные виды домашней птицы - Правила безопасной работы при уходе за домашней птицей и мелким рогатым скотом - Основные корма для домашней птицы и мелкого рогатого скота -Продукция домашней птицы и мелкого рогатого скота и ее значение |
- Основные виды домашней птицы и породы. -Правила безопасной работы при уходе за домашней птицей и мелким рогатым скотом. - Основные корма для домашней птицы и мелкого рогатого скота, подготовка их к скармливанию, рационы кормления.. - Продукция домашней птицы, ее значение и использование - Продукция мелкого рогатого скота,ее значение и использование. |
4. Планируемые личностные результаты изучения предмета «Сельскохозяйственный труд»:
Требования к личностным результатам |
5-9 классы |
|
Содержание требований |
||
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России |
Понимает и использует в речи понятия, характеризующие гражданскую направленность (трудолюбие, справедливость, честность, смелость, и др. социальные компетенции). |
|
Знает символику школы, города, области, страны, Гимн России, Гимн Ростовской области. |
||
Осознаёт понятия «любовь к малой Родине» и «любовь к Отечеству» |
||
Знает знаменательные для Отечества исторические события и даты, имена выдающихся исторических деятелей. |
||
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей |
Выстраивает отношения, общение с окружающими, несмотря на возраст и их социальный статус. |
|
Обладает этическими чувствами стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения. |
||
Знает и соблюдает правила поведения в обществе. |
||
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов |
Умеет выслушать иное мнение и уважительно к нему относиться. |
|
Понимает, что гуманистические ценности у разных народов нашей страны одинаковы. |
||
Не допускает оскорблений и высмеивания культурных традиций других народностей. |
||
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении |
Умеет обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформулировать просьбу о своих потребностях, имеет достаточный запас фраз и определений (например, «повторите, пожалуйста, я не услышал; «можно я пересяду? мне не видно»). |
|
Выполняет насущно необходимые действия, используя бытовые навыки. |
||
Осознает себя учеником, заинтересованным посещением школы, обучением, занятиями. |
||
Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни |
Понимает предназначение окружающих в быту предметов и вещей и умеет использовать их в актуальных житейских ситуациях |
|
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия |
Знает правила коммуникации, умеет корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. |
|
Умеет решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную) |
||
Способен инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками. |
||
Умеет получать и уточнять информацию от собеседника. |
||
Умеет применять адекватные способы поведения в разных ситуациях. |
||
Владеет культурными формами выражения своих чувств. |
||
Умеет обращаться за помощью. |
||
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно – пространственной организации |
Владеет навыками бытового поведения с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих, сохранности окружающей предметной и природной среды. |
|
Развивает любознательность и наблюдательность. |
||
Умеет задавать вопросы, включаться в совместную со взрослыми исследовательскую деятельность. |
||
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей |
Знает правила поведения в разных социальных ситуациях, с людьми разного возраста и статуса и умеет их применить в соответствии с ситуацией. |
|
Умеет адекватно использовать принятые правила поведения в обществе. |
||
Способен корректно привлечь к себе внимание. |
||
Умеет отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства. |
||
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности |
Выполняет поручения в школе и в семье. |
|
Сформировано понимание нормы учения (что мне «надо» делать как ученику). |
||
Обладает внутренней потребностью включения в учебную деятельность («я это хочу») |
||
Развивается в собственном темпе на уровне своего возможного максимума («я это могу»). |
||
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
|
Способен к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, |
|
Умеет себя вести в различных проблемных ситуациях. |
||
Осознанно относиться к выбору профессии. |
||
Бережно относится к результатам своего и чужого труда. |
||
Имеет место мотивация к совместной деятельности. |
||
Осознает себя членом сообщества с соответствующими правами и обязанностями. |
||
Сформировано понимание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах. |
||
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
Умеет различать понятия «красивое» и «некрасивое»: опрятно-неопрятно, вредные привычки-здоровый образ жизни, вежливо-невежливо, нормы поведения. |
|
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей |
Совершает поступки, направленные на помощь и обеспечение благополучия окружающих. |
|
Понимает чувства других людей и умеет сопереживать окружающим людям, животным, соотносить факты с жизненным опытом. |
||
Способен на эмоциональный отклик на боль другого человека или другого живого существа. |
||
Готов прийти на помощь, попавшему в трудную ситуацию. |
||
Умеет высказать своё отношение к моральной стороне поступков; |
||
Владеет способами управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.). |
||
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
Усвоил правила поведения на дороге, в транспорте и при общении с незнакомыми людьми. |
|
Понимает ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, |
||
Проявляет интерес к прогулкам на природе, подвижным переменам, участию в спортивных секциях , кружках и соревнованиях, в физкультурно-оздоровительных мероприятиях. |
||
Соблюдает режим дня, правила личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима. |
||
Знает о необходимости оказания первой помощи при травмах. |
||
|
|
|
|
5. Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся V - IX классов.
1 |
Личностные учебные действия |
испытывает чувство гордости за свою страну |
гордится школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей |
||
уважительно и бережно относится к людям труда и результатам их деятельности; |
||
активно включается в общеполезную социальную деятельность |
||
бережно относится к культурно-историческому наследию родного края и страны. |
||
2 |
Регулятивные учебные действия |
принимает и сохраняет цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществляет коллективный поиск средств их осуществления; |
осознанно действует на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; |
||
осуществляет взаимный контроль в совместной деятельности; |
||
обладает готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе |
||
адекватно реагирует на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность |
||
3
|
Познавательные учебные действия |
Дифференцированно воспринимает окружающий мир, его временнопространственную организацию; |
использует усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; |
||
использует в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. |
||
4
|
Коммуникативные учебные действия |
вступает и поддерживает коммуникацию в разных ситуациях социального |
слушает собеседника, вступает в диалог и поддерживает его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; |
||
использует доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. |
6. Календарно-тематическое планирование. 6 класс
№ п/п |
Наименование разделов учебной программы |
Кол-во часов |
Характеристика |
1 |
Вводное занятие |
8 |
План работы. Правила по Т.Б.
|
2 |
Повторение
|
12 |
|
3 |
Осенние с.х.работы. Уборка картофеля |
18 |
Сроки уборки картофеля. Правила окопки клубней без повреждения. |
4 |
Почва и ее обработка |
24 |
Общее представление о почве и пахотном слое. Значение почвы для выращивания растений. Виды почв. Удобрение почвы. Обработка почвы с помощью лопаты. Правила перекапывания. |
5 |
Подготовка почвы и посадка чеснока |
10 |
Чеснок. Сроки посадки. Подготовка посадочного материала. Способы посадки. |
6 |
Осенний уход за ягодными кустарниками |
8 |
Ягодные кустарники распространенные в местных условиях. Необходимость обработки почвы. Правила вскапывания почвы вокруг ягодных кустарников. |
7 |
Домашняя птица |
34 |
Виды домашней птицы. Содержание птицы в коллективных, фермерских и индивидуальных хозяйствах. Породы основных видов домашней птицы. |
8 |
Органические удобрения |
18 |
Общее представление об удобрениях. Виды и значение органических удобрений. Заготовка навоза. |
9 |
Овцы и козы |
28 |
Овцы и козы в крестьянских хозяйствах. Продукция овцеводства и козоводства. Основные породы овец и коз. Содержание овец и коз. Корма для овец и коз. |
10 |
Овощные культуры. Столовые корнеплоды. Луковичные. Выращивание ст. корнеплодов. |
60 |
Общее представление об овощах и овощных культурах. Основные группы овощных культур – луковые, плодовые, столовые корнеплоды, зеленные и капустные. |
11 |
Основные полевые культуры |
10 |
Основные группы полевых культур. Продукция полевых культур , ее значение. |
12 |
Цветочно-декоративные культуры |
12 |
Основные группы цветочно-декоративных культур – однолетники, двухлетники, многолетники. Цветочно-декоративные культуры зимующие в открытом грунте. |
13 |
Практические работы на цветочных клумбах и в теплице. |
8+16 |
Выполнять простые агроприемы по возделыванию цветочно-декоративных культур в закрытом грунте (теплица) и на цветочных клумбах. |
7. Материально-техническое обеспечение:
Е.А.Ковалева «Сельскохозяйственный труд 5 класс» М. «Просвещение» 2018 год.
Е.А. Ковалева « Сельскохозяйственный труд 6 класс» М. «Просвещение» 2005 год
Е.А.Ковалева «Сельскохозяйственный труд 7 класс» М. «Просвещение» 2007 год
Е.А.Ковалева «Сельскохозяйственный труд 8 класс « М. «Просвещение «2007 год
Е.А.Ковалева «Сельскохозяйственный труд 9 класс» М. «Просвещение» 2007 год.
· Программы:
- Адаптированные программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы по
- плакаты (растениеводство, животноводство)
- гербарии растений
- муляжи овощей и фруктов
- образцы семян овощных и полевых культур
-образцы органических и минеральных удобрений,
-теплица
- сельскохозяйственный инвентарь
- рабочая программа по сельскохозяйственному труду для 6 класса