|
![]() Документ подписан электронной подписью |
государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат»
УТВЕРЖДАЮ: Директор___________Л.Г. Землянская Приказ № 68 от «23»_08. 2024 г.
|
Рабочая программа по учебному предмету Швейное дело
(V - IX классы)
предметной области Технология.
1. Пояснительная записка
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.
Цель изучения предмета "Профильный труд" заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в V - IX классах способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков, развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Учебный предмет "Профильный труд" должен способствовать решению следующих задач:
- развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности);
- обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
- расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
- ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
- ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
- формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям, с которыми связаны профили трудового обучения в образовательной организации;
- ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья обучающихся;
- формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;
- формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;
- совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
- коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
- коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
- коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирования практических умений;
- развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.
2. Содержание учебного предмета Профильный труд
Программа по профильному труду в V - IX классах определяет содержание и уровень основных знаний и умений обучающихся по технологии ручной и машинной обработки производственных материалов, в связи с чем определены примерный перечень профилей трудовой подготовки: "Столярное дело", "Слесарное дело", "Переплетно-картонажное дело", "Швейное дело", "Сельскохозяйственный труд", "Подготовка младшего обслуживающего персонала", "Цветоводство и декоративное садоводство", "Художественный труд". Также в содержание программы включены первоначальные сведения об элементах организации уроков трудового профильного обучения.
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии, вне зависимости от выбора общеобразовательной организацией того или иного профиля обучения.
Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основных материалов, используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов (природные, производимые промышленностью и прочие).
Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного труда, приспособления, станки и проч. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования - качество и производительность труда.
Технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда, основные профессиональные операции и действия, технологические карты. Выполнение отдельных трудовых операций и изготовление стандартных изделий под руководством педагогического работника. Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.
3.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета Швейное дело.
класс |
Наименование разделов учебной программы |
минимальный |
достаточный |
5 |
|
- выполнение работ ручного и машинного шитья в соответствии с установленными техническими требованиями - правильное пользование иглой, установка машинной иглы, заправка верхней и нижней нити -распознавание простых видов швейных материалов (изнанки, лицевой стороны) - осуществление самоконтроля в процессе трудовой деятельности на основе технологических карт - соблюдение правил гигиены труда и внутреннего распорядка, правил безопасности труда и пожарной безопасности. |
- выполнение работ ручного и машинного шитья в соответствии с установленными техническими требованиями - правильное пользование иглой, установка машинной иглы, заправка верхней и нижней нити - распознавание видов швейных материалов (лица, изнанки) - осуществление самоконтроля в процессе трудовой деятельности, проверка качества работы -соблюдение правил промышленной санитарии, гигиены труда и внутреннего распорядка, правил безопасности труда и пожарной безопасности |
6 |
|
- знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе; представления об основных свойствах используемых материалов; знание правил хранения материалов;
- представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы; - владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье и т. д.); - чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия; - представления о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство и др.); - понимание значения и ценности труда; - понимание красоты труда и его результатов; -заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе; - понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину; - выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»); - организация (под руководством учителя) совместной работы в группе; - осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности; - выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них; - комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий; - проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы; - выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения; - посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; - охране природы и окружающей среды. |
|
8-9 |
Профильный труд |
- знание названий материалов, процесса их изготовления, изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе; - знание свойств материалов и правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами; - знание принципов действия, общего устройства машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: швейной машины, ткацкого станка.); - представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы; - владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, кройке, и т. д.); - чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия; - представления о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство и др.); - понимание значения и ценности труда; - понимание красоты труда и его результатов; - заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе; - понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину; - выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»); - организация (под руководством учителя) совместной работы в группе; - осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности; - выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них; - комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий; - проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы; - выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения; - посильное участие в благоустройстве школы |
- определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности; - экономное расходование материалов; - планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы; - знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; - осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; - понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.
|
4. Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета Швейное дело
Требования к личностным результатам |
5-9 классы |
Содержание требований |
|
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России |
Понимает и использует в речи понятия, характеризующие гражданскую направленность (трудолюбие, справедливость, честность, смелость, и др. социальные компетенции). |
Знает символику школы, города, области, страны, Гимн России, Гимн Ростовской области. |
|
Осознаёт понятия «любовь к малой Родине» и «любовь к Отечеству» |
|
Знает знаменательные для Отечества исторические события и даты, имена выдающихся исторических деятелей. |
|
Знает элементы культуры (пословицы, поговорки, традиции, костюмы и т.д.) своего народа (национальности). |
|
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей |
Выстраивает отношения, общение с окружающими, несмотря на возраст и их социальный статус. |
Обладает этическими чувствами стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения. |
|
Знает и соблюдает правила поведения в обществе. |
|
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов |
Умеет выслушать иное мнение и уважительно к нему относиться. |
Понимает, что гуманистические ценности у разных народов нашей страны одинаковы. |
|
Уважительно относится к разнообразию народных традиций, культур, религий. |
|
Знает историю и образ жизни представителей народов России. |
|
Не допускает оскорблений и высмеивания культурных традиций других народностей. |
|
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении |
Умеет обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформулировать просьбу о своих потребностях, имеет достаточный запас фраз и определений (например, «повторите, пожалуйста, я не услышал; «можно я пересяду? мне не видно»). |
Адекватно оценивает собственное поведение и поведение окружающих |
|
Адекватное представление о собственной внешности |
|
Умеет использовать вещи в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации |
|
Умеет излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. |
|
Выполняет насущно необходимые действия, используя бытовые навыки. |
|
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире |
Осознает себя учеником, заинтересованным посещением школы, обучением, занятиями. |
Умеет использовать готовые алгоритмы деятельности, проявляет способности устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости. |
|
Умеет самостоятельно выполнять задания, поручения |
|
Умеет использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных, познавательных и практических задач. |
|
Умеет пользоваться в жизни и деятельности межпредметными знаниями. |
|
Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни |
Понимает предназначение окружающих в быту предметов и вещей и умеет использовать их в актуальных житейских ситуациях |
Владеет навыками уборки помещения |
|
Умеет организовать рабочее место в соответствии с предстоящим видом деятельности |
|
Осознанные действия на основе разных видов инструкций для решения различных видов задач |
|
Умение планировать, контролировать свою деятельность |
|
Владение навыками совершения покупок ( швейных изделий, фурнитуры, тканей и т.д) |
|
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия |
Знает правила коммуникации, умеет корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. |
Умеет решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную) |
|
Способен инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками. |
|
Умеет получать и уточнять информацию от собеседника. |
|
Умеет применять адекватные способы поведения в разных ситуациях. |
|
Владеет культурными формами выражения своих чувств. |
|
Умеет обращаться за помощью. |
|
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно – пространственной организации |
Владеет навыками бытового поведения с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих, сохранности окружающей предметной и природной среды. |
Развивает любознательность и наблюдательность. |
|
Умеет задавать вопросы, включаться в совместную со взрослыми исследовательскую деятельность. |
|
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей |
Знает правила поведения в разных социальных ситуациях, с людьми разного возраста и статуса и умеет их применить в соответствии с ситуацией. |
Умеет адекватно использовать принятые правила поведения в обществе. |
|
Способен корректно привлечь к себе внимание. |
|
Умеет отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства. |
|
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности |
Выполняет поручения в школе и в семье. |
Обладает внутренней потребностью включения в учебную деятельность («я это хочу») |
|
Развивается в собственном темпе на уровне своего возможного максимума («я это могу»). |
|
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
|
Способен к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его. |
Владение алгоритмом поведения в различных проблемных ситуациях. |
|
Осознанно относиться к выбору профессии. |
|
Умеет контролировать и оценивать свои действия и действия партнеров по взаимодействию |
|
Умеет изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных ситуациях. |
|
Бережно относится к результатам своего и чужого труда. |
|
Имеет место мотивация к совместной деятельности. |
|
Осознает себя членом сообщества с соответствующими правами и обязанностями. |
|
Сформировано понимание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах. |
|
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
Умеет различать понятия «красивое» и «некрасивое»: опрятно-неопрятно, вредные привычки-здоровый образ жизни, вежливо-невежливо, нормы поведения. |
Умение различать красоту природы, труда и творчества. |
|
Стремится и умеет создавать прекрасное (делать «красиво») |
|
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей |
Совершает поступки, направленные на помощь и обеспечение благополучия окружающих. |
Понимает чувства других людей и умеет сопереживать окружающим людям, животным, соотносить факты с жизненным опытом. |
|
Способен на эмоциональный отклик на боль другого человека или другого живого существа. |
|
Готов прийти на помощь, попавшему в трудную ситуацию. |
|
Умеет высказать своё отношение к моральной стороне поступков; |
|
Стремится к опрятному внешнему виду. |
|
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
Владеет способами управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.). |
Усвоил правила поведения на производстве, на дороге, в транспорте и при общении с незнакомыми людьми. |
|
Понимает ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, |
|
Проявляет интерес к прогулкам на природе, подвижным переменам, участию в спортивных секциях , кружках и соревнованиях, в физкультурно-оздоровительных мероприятиях. |
|
Соблюдает режим дня, правила личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима. |
|
Знает о необходимости оказания первой помощи при травмах. |
5. Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся V-IX классов:
Личностные учебные действия |
испытывает чувство гордости за свою страну |
гордится школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей |
|
уважительно и бережно относится к людям труда и результатам их деятельности; |
|
активно включается в общеполезную социальную деятельность |
|
бережно относится к культурно-историческому наследию родного края и страны. |
|
Осознанно относится к выбору профессии |
|
Регулятивные учебные действия |
принимает и сохраняет цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществляет коллективный поиск средств их осуществления; |
осознанно действует на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; |
|
осуществляет взаимный контроль в совместной деятельности; |
|
обладает готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе |
|
адекватно реагирует на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность |
|
Познавательные учебные действия |
Дифференцированно воспринимает окружающий мир, его временнопространственную организацию; |
использует усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; |
|
использует в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. |
|
Коммуникативные учебные действия |
вступает и поддерживает коммуникацию в разных ситуациях социального |
слушает собеседника, вступает в диалог и поддерживает его; |
|
излагает свое мнение и аргументирует свою точку зрения и оценку событий; |
|
использует доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные. |
6. Календарно - тематическое планирование.
5 класс
6 часов в неделю – 204 часа в год
1 полугодие – 16 недель -98 часов
2 полугодие – 18 недель – 106 часов
№ пп |
Наименование разделов учебной программы |
Кол-во часов |
Характеристика |
1 |
Вводное занятие. |
8 |
Беседы о профессии швея, задачи обучения ,план работы, правила поведения и безопасной работы в мастерской, санитарно-гигиенические требования |
2 |
Повторение (диагностика) |
12 |
Правила поведения и работы в мастерской. Инструменты и приспособления для швейных работ. Организация рабочего места. Линии чертежа. Работа с бумагой. Отделочные ручные стежки. Ручные стежки и строчки. Материалы для изготовления игрушек. Швейная машина с ручным приводом. |
3 |
Машиноведение |
8 |
- Виды швейных машин. Устройство швейных машин. - Швейная машина с ножным приводом - Правила безопасной работы на швейной машине
|
4 |
Материаловедение |
10 |
- Представление о волокнах - Сведения о ткани - Растительные волокна (хлопок) - Общее представление о прядении |
5
|
Технология изготовления изделия
|
100 |
Работа с тканью. Изготовление изделий и пошив - головного или носового платка - мешочка для хранения работ - повязки для дежурного - салфетки - наволочки |
6 |
Построение чертежей, изготовление выкроек |
30 |
Линии и углы на чертежах Построение чертежа салфетки Построение чертежа наволочки Построение чертежа сумки хозяйственной |
7 |
Ремонт одежды
|
8 |
- виды пуговиц и способы пришивания - ремонт одежды по распоровшемуся шву - изготовление вешалки к одежде - изготовление заплаты. |
8 |
Практическая работа |
20 |
- Ручные стежки и строчки - Машинные швы - Изготовление носовых платков, повязок для дежурных Салфеток, наволочек, сумок хозяйственных. |
9 |
Самостоятельная работа. |
8 |
Самостоятельно выполнять работы. Пользоваться инструкционными картами. |
итого |
|
204 |
|
6 класс
6 часов в неделю – 202 часа в год
1 полугодие – 16 недель -94 часов
2 полугодие – 18 недель – 108 часов
№ пп |
Наименование разделов учебной программы |
Кол-во часов |
Характеристика основных содержательных линий |
1 |
Вводное занятие.
|
8 |
Беседы о профессии швея, задачи обучения ,план работы, правила поведения и безопасной работы в мастерской, санитарно-гигиенические требования |
2 |
Машиноведение |
20 |
Бытовая швейная машина с электроприводом Рабочие механизмы Устройство рабочих механизмов Разборка, сборка, чистка, регулировка |
3 |
Материаловедение |
14 |
Прядильное и ткацкое производство Виды переплетений в ткани Производство и свойства и определение хлопчатобумажных тканей |
4 |
Технология изготовления изделия
|
65 |
Обработка обтачкой среза ткани Обработка долевой обтачкой косого среза ткани. Обработка сборок. Обработка двойной косой обтачкой закругленного среза в поясном изделии Запошивочный шов Обработка косой обтачкой закругленного среза в плечевом бельевом изделии. Обработка мягких складок. Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью. Обработка подкройной обтачкой внешнего угла Пошив поясного спортивного белья Пошив легкого головного убора. |
5 |
Построение чертежей, изготовление выкроек |
9 |
Обозначение точек, отрезков и линий чертежа Масштабная линейка Построение чертежа и раскрой фартука с закругленным нижним срезом, с нагрудником. Построение чертежа и раскрой сорочки с круглым вырезом. Построение чертежа и изготовление выкроек для деталей легкого головного убора. Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой трусов-плавок |
6 |
Ремонт одежды |
20 |
Наложение заплат ручным, машинным способом Штопка |
7 |
Практическое повторение |
28 |
Изготовление сорочки, фартука, трусов - плавок, летнего головного убора |
8 |
Самостоятельная работа |
8 |
Выполнение сборок. Обработка среза горловины двойной косой обтачкой. Обработка среза подкройной обтачкой. Обработка накладного кармана |
9 |
Повторение ( диагностика) |
17 |
Хлопчатобумажное волокно. Получение ткани. Свойства ткани. Инструменты и приспособления для ручных работ |
итого |
202 |
|
7 класс
8 часов в неделю – 272 часа в год
1 полугодие – 16 недель -128 часов
2 полугодие – 18 недель – 144 часов
№ пп |
Наименование разделов учебной программы |
Кол-во часов |
Характеристика |
1 |
Вводное занятие |
4 |
План работ. Правила безопасной работы в швейной мастерской. |
2 |
Повторение
|
16 |
Повторение (диагностика )по темам 6 класса Практическое повторение. |
3 |
Машиноведение
|
20 |
Промышленная швейная машина 22-А класса ПМЗ Качество машинных игл. Неполадки в работе швейной машины Краеобметочная швейная машина назначение, устройство, регулировка строчек. |
4 |
Материаловедение |
22 |
Шерстяное волокно. Шерстяная пряжа. Получение шерстяных тканей. |
5 |
Технология изготовления изделия |
120 |
Обработка оборок Обработка подкройной обтачкой горловины ночной сорочки Пошив однодетального изделия с прямыми срезами (наволочка с клапаном). Пооперационное разделение труда. Обработка подкройной обтачкой рамки пододеяльника. Бригадный метод пошива постельного белья. Соединение основных деталей в изделии поясного белья (пижама детская) Обработка складок в поясном женском и детском платье Обработка застежек в боковом шве поясного изделия Обработка низа прямой юбки. Обработка притачным поясом или корсажной тесьмой верхнего среза прямой юбки. Обработка верхнего среза расклешенной юбки швом вподгибку с вкладыванием эластичной тесьмы. |
6 |
Построение чертежей, изготовление выкроек |
43 |
Построение чертежа и раскрой женского и детского белья без плечевого шва (ночная сорочка). Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой поясного бельевого изделия (брюки пижамные). Изготовление выкройки плечевого бельевого изделия и раскрой (пижамная сорочка). Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой. Основы прямой юбки. Построение чертежа и раскрой расклешенной юбки (юбка «солнце», юбка «полусолнце», юбка из клиньев |
7 |
Ремонт одежды |
20 |
Заплата. |
8 |
Практические работы. |
19 |
|
9 |
Самостоятельные работы. |
8 |
|
итого |
|
272 |
|
8 класс
10 часов в неделю – 340 часа в год
1 полугодие – 16 недель -160 часов
2 полугодие – 18 недель – 180 часов
№ пп |
Наименование разделов учебной программы |
Кол-во часов |
Характеристика основных содержательных линий |
1 |
Вводное занятие.
|
5 |
Профессия щвея-мотористка. |
Правила безопасной работы в швейной мастерской. |
|||
Организация рабочего места |
|||
Инструменты и приспособления для швейных работ |
|||
2
|
Материаловедение.
|
30 |
Прядильное и ткацкое производство |
Сведения о пряжи, ткани и волокнах. |
|||
Производство тканей. |
|||
Отделка тканей. |
|||
Дефекты ткацкого производства. |
|||
3 |
Ручные работы |
16 |
Ручные швейные работы. Раскрой из ткани деталей изделия Обработка срезов ткани Ручные стежки и строчки Терминология ручных работ |
4 |
Машинные работы |
14 |
Виды машинных швов Машинные швы Терминология машинных работ |
5 |
Оборудование |
2 |
Электрический утюг Терминология ВТО |
4 |
Машиноведение.
|
26 |
Сведения о швейных машинах Устройство швейных машин Заправка швейной машины Чистка и смазка швейной машины. Неполадки в работе швейной машины Приспособления к швейным машинам Рабочие механизмы швейной машины. Уход за швейной машиной |
5 |
Построение чертежа |
27 |
Построение чертежа: - фартук - головной платок - сумка хозяйственная - сорочка - юбка - блузки - платье - рукава - воротника |
6 |
Технология изготовления изделия.
|
100 |
Сведения об одежде Основные технические условия |
|
Ассортимент легкой одежды: - блузка, - платье, - халат назначение изделий. |
||
|
Отделка швейных изделий: - вышивка, - мережка, - рюши, - воланы, - складки, - защипы. |
||
|
Моделирование: - блузки - выреза горловины -кокеток. |
||
|
Пошив изделий и узлов легкой одежды: - головного платка - юбки - сумки хозяйственной - сорочки - прямой блузки - цельнокроеного платья - рукава - подбортов - воротника - кокетки. |
||
7 |
Ремонт одежды: |
10 |
Виды ремонта одежды Заплата Штопка Штуковка Изготовление вешалки Ремонт школьной одежды |
8 |
Практическое повторение |
30 |
Пошив фартука, головного платка, блузки, юбки, постельного белья. Выполнение заказов школы |
|
Пошив по готовому крою. Раскрой изделий с использованием готовых лекал |
||
|
Пошив постельного белья, детского и женского белья по готовому крою с пооперационным разделением труда |
||
9 |
Самостоятельная работа. |
16 |
Обработка срезов окантовочным швом и косой обтачкой Обработка воротника на образце Обработка низа короткого рукава окантовочным швом и имитирующей манжетой |
10 |
Практическая работа |
64 |
Определение и сравнение свойств ткани Обработка накладного кармана Выполнение ручных и машинных стежков и строчек Изготовление косынки Изготовление юбок Изготовление блузок Изготовление цельнокроеного платья |
|
Итого: |
340 |
|
9 класс
12 часов в неделю – 403 часов в год
1 полугодие – 16 недель -191 часа
2 полугодие – 18 недель – 212 часов
№ пп
|
Наименование разделов учебной программы |
Кол-во часов |
Характеристика |
||
1 |
Вводное занятие. |
8 |
Итоги обучения за прошлый год и задачи предстоящего. Ответственность обучении в швейном классе. ТБ. |
|
|
План работы на четверть |
|
||||
2 |
Повторение (диагностика) |
11 |
Повторение (диагностика) |
|
|
3 |
Материаловедение |
17 |
Особенности обработки изделий из синтетических тканей. |
|
|
Новые швейные материалы, используемые на швейном предприятии. |
|
||||
4 |
Конструирование изделия. |
37 |
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья, отрезного по линии талии или линии бедер. |
|
|
Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину. |
|
||||
Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды. |
|
||||
Технология изготовления прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве. |
|
||||
5 |
Технология изготовления изделия |
216 |
Соединение лифа с юбкой |
|
|
|
ВТО изделий на швейной фабрике. |
|
|||
|
Технология пошива простейших изделий, выпускаемых базовым предприятием |
|
|||
|
Выполнение машинной закрепки на концах шва у деталей обработанных на обметочной машине. |
|
|||
|
Технология пошива юбок и брюк, применяемая в массовом производстве одежды. |
|
|||
|
Обработка окантовочным швом среза мелкой детали. |
|
|||
|
Практическое повторение |
|
|||
|
Практическая работа. |
|
|||
|
6 |
Практическое повторение (подготовка к экзамену) |
40 |
Стачивание с одновременным обметыванием срезов |
|
|
Обметывание срезов изделия на спец. машине |
|
|||
|
Пошив пастельного белья, платья, блузки, женской и детской юбки |
|
|||
|
7 |
Машиноведение |
30 |
Оборудование швейного цеха. |
|
|
8 |
Трудовое законодательство |
15 |
Трудовое законодательство |
|
|
9 |
Организация труда и безопасность на швейной фабрике |
17 |
Организация труда и производства на швейной фабрике. |
|
|
Правила безопасной работы на швейной фабрике. |
|
|||
|
10 |
Самостоятельная работа |
12 |
Самостоятельная работа |
|
|
Выполнение отдельных операций по пошиву изделия в масштабе1:2 |
|
|||
|
Выполнение отдельных операций по пошиву изделия без предварительного сметывания |
|
|||
|
|
итого: |
403 |
|
|
|
7. Материально-техническое обеспечение :
Для реализации программы учебного курса используется
- Г.Г.Морозова, Г.Б. Картушина, «Швейное дело» 5 класс; г. Москва, «Просвещение», 2022 г.
- Г.Г.Морозова, Г.Б. Картушина, «Швейное дело» 6 класс; г. Москва, «Просвещение», 2005 г.
- Г.Г.Морозова, Г.Б. Картушина, «Швейное дело» 7 класс; г. Москва, «Просвещение», 2018 г.
- Г.Г.Морозова, Г.Б. Картушина, «Швейное дело» 8 класс; г. Москва, «Просвещение», 2018 г
- Г.Г. Мозговоя, Г.Б Картушина , «Швейное дело»9 класс; г. Москва, «Просвещение», 2019г.
- Г.Г.Морозова, Г.Б. Картушина, «Рабочая тетрадь. Технология. Швейное дело.» 5, 7 класс, г. Москва, «Просвещение»
- Адаптированные программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы по Швейному делу
- Учебная коллекция «Лен».
- Учебная коллекция «Шелк».
- Учебная коллекция «Шерсть».
- Учебная коллекция «Хлопок».
- Коллекция промышленных образцов тканей и ниток.
- Основные виды промышленного сырья.
- Пособие диагностическое для моделирования швейных изделий.
- Наглядное пособие (печатные плакаты)
- Электронное пособие « Кройка и шитье»
- Интерактивная панель.
- Рабочие материалы.
- Журналы мод.
- Бытовая ручная швейная машина
- Бытовая швейная машина с электроприводом
- Прямострочная промышленная швейная машина
- Краеобметочная швейная машина (оверлог)
- Электрический утюг
- Отпариватель для одежды
- Гладильная система Hasel с парогениратором
- Станок для вышивания
- Манекен
- Примерочная
- Ткацкий станок