|
![]() Документ подписан электронной подписью |
государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат»
Утверждаю. Приказ № 68 от «23»_08. 2024 г. Директор:_________/Л.Г. Землянская/
|
. Рабочая программа
по учебному предмету Природоведение (V - VI классы)
предметной области Естествознание
1. Пояснительная записка
Курс "Природоведение" ставит своей целью расширить кругозор и подготовить обучающихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами реализации курса "Природоведение" являются:
формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Первые природоведческие знания умственно отсталые обучающиеся получают в дошкольном возрасте и в младших классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной коррекционной образовательной организации формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека.
Курс "Природоведение" не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных на I этапе, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
3.14.2.Содержание учебного предмета Природоведение.
Программа по природоведению состоит из шести разделов:
"Вселенная", "Наш дом - Земля", "Есть на Земле страна Россия", "Растительный мир", "Животный мир", "Человек".
1. При изучении раздела "Вселенная" обучающиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе. Педагогический работник может познакомить обучающихся с названиями планет, но не должен требовать от них обязательного полного воспроизведения этих названий.
2. В разделе "Наш дом - Земля" изучаются оболочки Земли - атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
3. Раздел "Есть на Земле страна Россия" завершает изучение неживой природы в V классе и готовит обучающихся к усвоению курса географии. Школьники знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например, Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не требует от обучающихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте.
При изучении этого раздела уместно опираться на знания обучающихся о своем родном крае.
4. При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные на I этапе обучения. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагогическому работнику необходимо обратить внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании могут быть указаны представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и своего края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся, воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы, умение видеть ее красоту.
5. Раздел "Человек" включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о живой и неживой природе, полученные в курсе "Природоведение".
В процессе изучения природоведческого материала обучающиеся должны понять логику курса: Вселенная - Солнечная система - планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этим изучается воздух), литосфера (земная поверхность, полезные ископаемые, почва), гидросфера (вода, водоемы). От неживой природы зависит состояние биосферы: жизнь растений, животных и человека. Человек - частица Вселенной.
Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.
Одной из задач учебного предмета "Природоведение" является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт обучающихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями обучающихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению обучающимися).
В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством педагогического работника. В программе выделены основные виды практических работ по всем разделам. Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные работы, необязательные для общего выполнения или выполняемые совместно с учителем, обозначаются специальным знаком "*".
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней должны быть отражены межпредметные связи, на которые опираются обучающиеся при изучении природоведческого материала.
Курс "Природоведение" решает задачу подготовки учеников к усвоению географического (V класс) и биологического (V и VI классы) материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, специальных терминов (например, таких как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы, равнина, глобус, карта):
1) Введение. Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.
2) Вселенная. Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.
3) Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе.
4) Наш дом - Земля.
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.
5) Воздух.
Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха.
6) Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты.
7) Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
8) Поверхность суши. Почва.
Равнины, горы, холмы, овраги.
Почва - верхний слой земли. Ее образование.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной - органическая часть почвы. Глина, песок и соли - минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы - плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.
Эрозия почв. Охрана почв.
Полезные ископаемые.
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.
9) Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Охрана недр.
Местные полезные ископаемые. Добыча и использование.
10) Вода.
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры - градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.
Экономия питьевой воды.
Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.
11) Охрана воды.
Есть на Земле страна - Россия.
Россия - Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона. Москва - столица России. Крупные города, их достопримечательностями, население нашей страны.
12) Растительный мир Земли.
Живая природа. Биосфера: растения, животные, человек.
Разнообразие растительного мира на нашей планете.
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).
Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы.
Деревья.
Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).
Деревья хвойные (сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).
Травы (дикорастущие и культурные). Внешний вид, места произрастания.
Декоративные растения. Внешний вид, места произрастания.
Лекарственные растения. Внешний вид. Места произрастания. Правила сбора лекарственных растений. Использование.
Комнатные растения. Внешний вид. Уход. Значение.
Растительный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом.).
Растения, произрастающие в разных климатических условиях нашей страны.
Растения своей местности: дикорастущие и культурные.
Красная книга России и своей области (края).
13) Животный мир Земли.
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.
Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы, обитающие в водоемах России и своего края.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Птицы своего края.
Млекопитающие. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Млекопитающие животные своего края.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Домашние питомцы. Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, попугаи, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.
Животный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом). Животный мир России. Охрана животных. Заповедники. Красная книга России. Красная книга своей области (края).
14) Человек.
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.
Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры).
Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. Обращение за медицинской помощью.
Медицинские учреждения своего населенного пункта. Телефоны экстренной помощи. Специализация врачей.
15) Обобщающие уроки.
Наш город (поселок, село, деревня).
Рельеф и водоемы. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия. Культурные и исторические памятники, другие местные достопримечательности. Обычаи и традиции своего края.
3.14.3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета Природоведение
минимальный |
достаточный |
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; представление о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире; отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые); соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека; соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); выполнение несложных заданий под контролем педагогического работника; адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагогического работника. |
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях, знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагогического работника; представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер - травянистое дикорастущее растение, растение луга, кормовое растение, медонос, растение, цветущее летом); называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения; выделение существенных признаков групп объектов; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни; участие в беседе, обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; выполнение здания без текущего контроля педагогического работника (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы обучающихся, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений; выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями. |
4.1. Личностные результаты изучения предмета «Природоведение»:
Требования к личностным результатам |
5-9 классы |
Содержание требований |
|
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России |
Понимает и использует в речи понятия, характеризующие гражданскую направленность (трудолюбие, справедливость, честность, смелость, и др. социальныекомпетенции). |
Знает символику школы, города, области, страны, Гимн России, Гимн Ростовской области. |
|
Осознаёт понятия «любовь к малой Родине» и «любовь к Отечеству» |
|
Знает элементы культуры (пословицы, поговорки, традиции, костюмы и т.д.) своегонарода (национальности). |
|
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей |
Выстраивает отношения, общение с окружающими, несмотря на возраст и их социальный статус. |
Обладает этическими чувствами стыда, вины, совести, как регуляторовморального поведения. |
|
Знает и соблюдает правила поведения в обществе. |
|
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов |
Умеет выслушать иное мнение и уважительно к нему относиться. |
Понимает, что гуманистические ценности у разных народов нашей страны одинаковы. |
|
Уважительно относится к разнообразию народных традиций, культур, религий. |
|
Не допускает оскорблений ивысмеивания культурных традиций других народностей. |
|
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении |
Умеет обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформулировать просьбу о своих потребностях, имеет достаточный запас фраз и определений(например, «повторите, пожалуйста, я не услышал; «можно я пересяду? мне не видно»). |
Выполняет насущно необходимые действия, используя бытовые навыки. |
|
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире |
Понимает значение новых слов и орфографических норм, что способствует формированию коммуникативно-речевых способностей и мотивирует к освоению механизмов адаптации к изменяющимся условиям и самоизменению. |
Осознает себя учеником,заинтересованным посещением школы, обучением, занятиями. |
|
Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни |
Понимает предназначение окружающих в быту предметов и вещей и умеет использовать их в актуальных житейских ситуациях |
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия |
Знает правила коммуникации,умеет корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. |
Умеет решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную) |
|
Способенинициировать и поддерживать коммуникацию со взрослымии сверстниками. |
|
Умеет получать и уточнять информацию от собеседника. |
|
Умеет применять адекватные способы поведения в разных ситуациях. |
|
Владеет культурными формамивыражения своих чувств. |
|
Умеет обращаться за помощью. |
|
Способность к осмыслению и дифференциации картинымира, ее временно – пространственнойорганизации |
Владеет навыками бытового поведения с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих, сохранности окружающей предметной и природной среды. |
Развивает любознательность инаблюдательность. |
|
Умеет задавать вопросы, включаться в совместную со взрослыми исследовательскуюдеятельность. |
|
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей |
Знает правила поведения в разныхсоциальных ситуациях, с людьми разного возраста и статуса и умеет их применить в соответствии с ситуацией. |
Умеет адекватно использовать принятые правила поведения вобществе. |
|
Способен корректно привлечь к себевнимание. |
|
Умеет отстраниться отнежелательного контакта, выразить свои чувства. |
|
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формированиеи развитие социальнозначимых мотивов учебнойдеятельности |
Выполняет поручения в школе и в семье. |
Сформировано понимание нормы учения (что мне «надо» делать как ученику). |
|
Обладает внутренней потребностью включения в учебную деятельность («я это хочу») |
|
Развивается в собственном темпе на уровне своего возможного максимума («я это могу»). |
|
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
|
Способен к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, |
Умеет себя вести в различных проблемных ситуациях. |
|
Осознанно относиться к выборупрофессии. |
|
Бережно относится к результатамсвоего и чужого труда. |
|
Имеет место мотивация к совместной деятельности. |
|
Осознает себя членом сообщества с соответствующими правами и обязанностями. |
|
Сформировано понимание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах. |
|
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
Умеет различать понятия «красивое» и «некрасивое»: опрятно-неопрятно, вредные привычки-здоровый образ жизни, вежливо-невежливо, нормы поведения. |
Способен эмоционально воспринимать прочитанные текст, «Картинную галерею». |
|
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей |
Совершает поступки, направленные на помощь и обеспечение благополучия окружающих. |
Понимает чувства других людей и умеет сопереживать окружающим людям, животным, соотносить факты с жизненным опытом. |
|
Способен на эмоциональный отклик на боль другого человека или другого живого существа. |
|
Готов прийти на помощь, попавшему в трудную ситуацию. |
|
Умеет высказать своё отношение к моральной стороне поступков; |
|
Владеет способами управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.). |
|
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
Усвоил правила поведения надороге, в транспорте и при общении с незнакомыми людьми. |
Понимает ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, |
|
Проявляет интерес к прогулкам на природе, подвижнымпеременам, участию в спортивных секциях , кружках и соревнованиях, вфизкультурно-оздоровительных мероприятиях. |
|
Соблюдает режим дня, правила личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима. |
|
Знает о необходимости оказания первой помощи при травмах. |
4.3.Базовые учебные действия, которыми смогут овладеть обучающиеся:
1 |
Личностные |
испытывает чувство гордости за свою страну |
гордится школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей |
||
адекватно эмоционально откликается на произведения литературы, музыки, |
||
уважительно и бережно относится к людям труда и результатам их деятельности; |
||
активно включается в общеполезную социальную деятельность |
||
бережно относится к культурно-историческому наследию родного края и страны. |
||
2 |
Регулятивные |
принимает и сохраняет цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществляет коллективный поиск средств их осуществления; |
осознанно действует на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; |
||
осуществляет взаимный контроль в совместной деятельности; |
||
обладаетготовностью к осуществлению самоконтроля в процессе |
||
адекватно реагирует на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность |
||
3
|
Познавательные |
Дифференцированно воспринимает окружающий мир, его временнопространственную организацию; |
использует усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; |
||
использует в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. |
||
4
|
Коммуникативные |
вступает и поддерживает коммуникацию в разных ситуациях социального |
слушает собеседника, вступает в диалог и поддерживает его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; |
||
использует доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. |
5.Содержание учебного предмета
№ п/п |
Наименование разделов учебной программы |
Кол-во часов |
Характеристика |
||
5 класс |
|||||
1 |
Повторение изученного
|
2 |
Ежедневное наблюдение за изменением погоды. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. |
||
2 |
Введение в курс природоведения. |
1 |
Ознакомление с предметом природоведение. |
||
3 |
Вселенная |
4 |
Небесные тела, планеты, звезды. Солнечная система. Исследование космоса. Влияние солнечной систем на жизнь на земле. |
||
4 |
Наш дом – земля. Воздух. Полезные ископаемые. Вода. Поверхность суши. Почва. |
44 |
Планета Земля. Значение воздуха и его значение. Поверхность суши. Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф. Вода в природе. Воды суши. Использование воды и ее охрана. Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть, расширение при нагревании, сжатие при охлаждении. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и свойствавоздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Движение воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Полезные ископаемые и их значение. Используемые вкачествестроительных материалов: гранит, известняк, песок, глина. Описание внешнего вида. Образование почвы. Состав почвы. Разновидности почвы. Основное свойство почвы. Обработка почвы.использование свойств воды. Бережное отношение к воде. Охрана воды. |
||
5 |
Есть на земле страна Россия. |
12 |
Российская Федерация (расположение на географической карте). Многонациональное население. Москва – столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы (музеи, театры, площади и.т.д). Транспорт Москвы. (морской, воздушный, железнодорожный, воздушный). |
||
7 |
Тестовые работы |
5
|
|
||
|
Итого |
68 |
|
||
6 класс |
|||||
1 |
Введение |
1 |
|
||
2 |
Повторение изученного |
5 |
|
||
3 |
Растительный мир
|
14 |
Разнообразие растительного мира. Части растения.Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).Деревья, кустарники, травы. Части растения.Дикорастущие и культурные растения.Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница.Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина.Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп, петрушка.Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места произрастания.Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора. Использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. Уход. Значение.Береги растения (Почему нужно беречь растения. Красная книга). |
||
4 |
Животный мир |
34 |
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие).Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.Охрана животных. Заповедники. Красная книга.
|
||
5 |
Человек |
12 |
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.).Осанка (гигиена, костно-мышечная система).Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины. Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.
|
||
6 |
Тестовые работы |
5 |
|
||
|
ИТОГО |
68 |
|
||
Материально-техническое обеспечение:
-Т.М. Лифанова Е.Н. Соломина 5 класс Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2018 год.
-Т.М. Лифанова Е.Н. Соломина 5 класс Рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2022 год.
-Т.М. Лифанова Е.Н. Соломина 6 класс Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2022 год.
-ИКТ, информационные ресурсы
-компьютер
-интерактивная доска