|
![]() Документ подписан электронной подписью |
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат»
Согласовано Зам. директора по ВР________ /Л.П. Олифер/
|
«Утверждаю».
Директор: _________/Л.Г. Землянская/
Приказ № 68 от 2.08. 2024г.
Рабочая программа кружка
«Сувенирная лавка»
2024-2025 уч. год
Педагог дополнительного образования:
Панченко Лариса Владимировна
2024г.
Содержание программы
1.Паспорт программы.
2.Пояснительная записка.
Введение.
1.Актуальность.
2.Цели и задачи.
Принципы построения программы
1.Организация процесса.
2.Тематическое планирование.
3.Содержание программы.
4.Список литературы.
Паспорт программы.
Место реализации программы: ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат»
1. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.
2. Горской В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. М., Просвещение, 2011 г.
3. Гукасова А.М. «Рукоделие в начальных классах», - М.; Просвещение, 2005г.
4. Перевертень Г.И. «Самоделки из разных материалов». - М.;. Просвещение,2006 г
Информационная поддержка: Интернет-ресурсы.
7. Материальные ресурсы:
№ |
Наименование материалов и средств технического обеспечения
|
Количество |
Библиотечный фонд. |
||
|
Книга серии «Любимый образ» «Цветы», Т.Н.Проснякова |
1 |
|
«Забавные фигурки. Модульное оригами» авт.Проснякова Т.Н., Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011 |
1 |
Технические средства обучения. |
||
|
Мультимедийный комплекс. |
1 |
|
Принтер. |
1 |
Экранно-звуковые пособия. |
||
|
Презентации к занятиям. |
|
Материалы, инструменты |
||
|
Наборы цветной бумаги, картона. |
|
|
Пластилин. |
|
|
Ножницы, клей. |
|
|
Образцы готовых изделий.
|
|
|
Природный материал (шишки, цветы, мох и др.) |
|
Оборудование класса. |
||
|
Учительский стол, стул. |
1 |
|
Ученические столы, стулья. |
|
|
Шкафы для хранения необходимых материалов для занятий. |
1 |
8.Краткое содержание программы:
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность обучающихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Система развивающего обучения, ориентирующая на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся.
Направление программы:
Программа «Сувенирная лавка» имеет художественно - эстетическую направленность. Программа является познавательной и развивающей, т. к. связана с прикладным творчеством и направлена на развитии у детей способности к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается неповторимостью, вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.
Формы занятий
Возрастные рамки: 9 -14лет
Сроки реализации программы: 1 год
Уровень реализации программы: специальное (коррекционное) учреждение
Формы реализации программы: Основная форма работы с детьми – учебное занятие. Для развития интереса и организации полноценного досуга, служат и другие формы: экскурсии, конкурсы, выставки, игры, индивидуальная, групповая и коллективная работа. Использование разнообразных форм даёт возможность детям проявлять самостоятельность, творческий подход в разработке и создании новых образцов.
Способ освоения содержания материала: копирование действий, элементы творчества
Ожидаемые конечные результаты:
-Раскрытие творческого потенциала детей, повышение уровня духовности.
- Приобретение умения ценить свой труд, уважать чужой.
- Формирование способности применять теоретические знания на практике.
У обучающегося будут сформированы:
• интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
• познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
• адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как
одного из средств самовыражения в социальной жизни;
• выраженной познавательной мотивации;
• устойчивого интереса к новым способам познания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение.
Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к труду и уважительного отношения к нему. Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Творческое развитие обучающихся осуществляется через знакомство с художественными образами декоративно-прикладного искусства прошлого и настоящего, традициями страны и народа. При выполнении практических работ обучающиеся осваивают не только технологические приёмы, но и решают задачи создания целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Овладение обучающимися данной программы позволит решать не только образовательные задачи, но и подготовить их к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из результатов изучения прикладных художественных работ является способность поставлять на рынок товаров и услуг уникальный всегда востребованный продукт. Труд обучающихся в рамках данной программы носит творческий характер, т.е. способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию культуры, как отдельного человека, так и общества в целом.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка. На занятиях обучающиеся получают знания, умения и навыки по данным направлениям декоративно-прикладного творчества, знакомятся с историей их развития.
Образовательная программа «Сувенирная лавка» для обучающихся специальной школы-интерната разработана в соответствии с документами: Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Актуальность программы:
Создание предметов искусства своими руками во все времена остаётся ценным ремеслом, оно даёт детям большие возможности для развития детской фантазии и творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения. Это может стать фундаментом для формирования творческой личности, которая в будущем сделает свой вклад для развития общества. Обучение по программе предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественных способностей, пространственного и нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цели и задачи дополнительной образовательной программы.
Цель данной программы раскрыть перед обучающимися социальную роль художественно-эстетического искусства, сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками.
Для реализации вышеуказанных целей перед объединением ставятся следующие задачи:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Коррекционно-развивающие задачи:
- содействовать развитию детей, создание условий для реализации его внутреннего мира.
- развивать мелкую моторику;
- совершенствовать грамматические навыки и связную речь;
- совершенствовать психологическую базу речи;
- поощрять развитие творчества в лепке.
- воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
- воспитывать внимательность к выполнению заданий.
- развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
- развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительно–эмоциональное восприятие окружающего мира;
- воспитывать уважение к труду;
- поощрять доброжелательность по отношению к другим детям.
Принципы построения программы.
Принцип доступности - содержание и способы взаимодействия в педагогическом процессе должны быть понятными и посильными для учащихся.
Принцип наглядности – позволяет в ходе учебного процесса максимально «включать» все органы чувств обучающегося, вовлекать их в восприятие и переработку полученной информации. Наглядность изучаемого материала (схемы, картинки, образцы и т.д.) помогают создать у ребёнка очень яркий и понятный образ изучаемого
Принцип природосообразности предполагает, что творческая деятельность учащихся согласуется с общими законами развития природы и человека, воспитывает его сообразно полу, возрасту, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя. Возрастосообразность – одна из важнейших конкретизаций принципа природосообразности. На каждом возрастном этапе перед человеком встаёт ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие.
Принцип коллективности применительно к творческой деятельности предполагает взаимодействие ребёнка со взрослым и, поэтому, творчество, как развитие, есть необходимое условие человеческого существования.
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляется в процессе такого творческого взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества, а также совместное продуцирование ценностей
Организация процесса.
Объект: воспитанники 2-6 классов. Выбор обосновывается тем, что дети данного возраста более изобретательны, активны. Чем раньше развивать творческую активность, тем больше у ребёнка шансов на успех.
Место проведения: ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа -интернат»
Программа рассчитана на 1 год:
(2024-2025 уч. год) по одному занятия в неделю в групповой форме.
Занятия проводятся с сентября 2024года по май 2025года, по плану 1 час в неделю.
Продолжительность занятий: 45 минут.
Возраст обучающихся: 7-14 лет. Сроки реализации программы: 1 год. Количество часов: 34 по 1 часу в неделю. Количественный состав учебных групп: 12 человек. Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа.
Ожидаемый результат:
В ходе реализации данной дополнительной образовательной программы ожидаются следующие результаты:
Освоение детьми образовательной программы кружка «Сувенирная лавка» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение следующих личностных, мета предметных результатов:
Личностными результатами при ведении данного кружка является формирование следующих умений:
- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;
- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов.
Для учащихся 1-го года обучения.
Должны знать:
- основные виды художественно-эстетического искусства, основы композиции;
- принцип и последовательность изготовления изделий;
- простые приёмы и технологии изготовления сувениров;
- основные способы декорирования.
Должны уметь:
- рационально организовывать своё рабочее место, использовать необходимые инструменты и оборудование;
-использовать инструменты с учётом техники безопасности, поддерживать порядок во время работы;
-экономно расходовать материал, предотвращать и устранять основные дефекты изделий;
-под руководством педагога проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу;
-выполнять творческие занятия индивидуально и в группе.
Тематический план занятий по теме: кружка «Сувенирная лавка»
1 четверть - 8 занятий
2 четверть - 7 занятий
3 четверть - 12 занятия
4 четверть – 7 занятий
Подготовительные занятия – (4 часа)
Содержание программы обучения.
Учебно-тематический план.
Условные обозначения: Т – теоретическое занятие; П – практическое занятие
№ п/п |
Название темы. |
Все-го час-ов |
Цели и задачи. |
Форма и содержание занятия |
Кол-во часов |
Дата |
|
Теорет. |
Практ. |
||||||
1
|
Введение в образовательную деятельность по ДООП «Сувенирная лавка»
|
4 |
Знакомство детей с режимом работы, инструментами, материалами, техникой безопасности Развитие внимания и мышления. Вырабатывать социально-значимые навыки поведения на занятии. |
1.Вводное занятие. Комплектация группы. Работа с родителями. Правила поведения в мастерской. Организация рабочего места. Закрепление рабочих мест. Ознакомление с кружковой деятельностью.
|
4
|
|
07.09 14.09 21.09. 28.09
|
2. |
Знакомство с программой. Виды техник моделирования сувенира в декоративно – прикладном искусстве.
|
2 |
|
Тест «Виды техник в декоративно прикладном искусстве». Беседа ознакомление детей с особенностью занятий в кружке. План и содержание программы. Индивидуальная, групповая работа под контролем педагога
|
1 |
1 |
05.10 12.10 |
3 |
Осенний букет из листьев «Золотой цветок» |
2 |
1. Научить практическим умениям и навыкам работы. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности |
1.Подготовительная работа. Экскурсия в парк. Сбор листьев. 2. Инструктаж по технике безопасности. Показ последовательности изготовления букета. |
1 |
|
19.10
|
|
4 |
«Фантазии из пластилина и нетрадиционного материала»
|
2
|
Совершенствовать приемы лепки: скатывание пластилина между ладонями; Упражнять в использовании приема прищипывания, оттягивания; Закреплять умение соединять части, плотно прижимая, их друг к другу, и в сглаживании швов. Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина (мягкий, податливый, способен принимать любую форму). Закреплять умение работать стекой. |
1.Вводное занятие. Подготовительная работа. Этапы изготовления композиции из пластилина. Инструктаж по технике безопасности. |
1
|
1
|
09.11
16.11
|
5
|
Работа с бумагой и картоном. «Осенний лес» |
2.
|
Воспитывать бережное отношение к оборудованию, к экономному использованию материала. |
1.Вводная часть. Первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления рельефных и объёмных форм. Инструменты и приспособления для обработки бумаги и картона. Техника безопасности при работе. Порядок создания занимательных игрушек, сувениров, панно из бумаги, картона, салфеток. 2. Изготовление панно из цветной бумаги «Осенний лес». Инструктаж по технике безопасности. Этапы изготовления панно. |
1
|
1 |
23.11
30.11.
|
6 |
Ягоды, фрукты и овощи: «Помидорка», «Огурчик» Грибы: «Боровик», «Мухомор» «Тестопласти-ка» «Тили-тили тесто».
|
3
|
Знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста. Формировать представления об основах техники безопасности Создавать условия для творческой самостоятельности. |
1.Вводная часть. Показ последовательности изготовления композиции. Знакомство с инструментами и приспособлениями для лепки. Знакомство с лепкой из соленого теста. Способы созданий простых деталей Инструктаж по технике безопасности. Этапы изготовления. Энциклопедические сведения о предмете занятия.
|
1
|
1
1 |
07.12 14.12
21.12 |
7 |
Видеофильм «Животные Донского Края»
|
1
|
1 Развитие познавательной сферы детей.
|
Вводная часть. Введение в новую тему: загадки, стихи, раскрывающие тему занятия
|
1
|
|
11.01
|
8 |
Рисование ладошками «Животные Донского края»
|
1 |
Развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность.
|
1.Вводная часть. Загадки, стихи, раскрывающие тему занятия. 2.Инструктаж по технике безопасности. Этапы работы. Подбор цветовой гаммы.
|
|
1 |
18.01
|
9 |
"За окошком Снегири" |
2. |
Обобщить представления детей о зимующих птицах. Разобрать особенности внешнего вида снегиря. |
1. Правила поведения в мастерской. Инструктаж по технике безопасности Этапы изготовления поделки. 2.Подготовительная работа Пошаговый мастер- класс. Практическая работа.
|
1
|
1
|
25.01
01.02 |
10 |
Сувенир из пуговиц «Веселые пуговицы»
|
1 |
Развитие коммуникативных и творческих способностей. Разрабатывать и выполнять несложные изделия и композиции. |
1.Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. 2. Коллективная работа: заготовки. 3.Видео инструктаж по технике безопасности. Поэтапное изготовление |
|
1
|
08.02
|
11 |
Сувенир – открытка «Бал цветов». |
1 |
Формировать навыки зрительской культуры; развивать художественный вкус, расширять общий кругозор, пополнить словарный запас. |
1.Инструктаж по технике безопасности при работе с острыми режущим инструментом. 2.Обучение приемам самостоятельной разработки изделия. 3.Практическая работа. |
|
1
|
15.02
|
12 |
Лепная картина. «Цветы для мамы». |
2 |
Формирование композиционных навыков.
|
1. Инструктаж по технике безопасности. Вводная часть Общие сведения. Подготовка материала. Инструктаж по технике безопасности Поэтапное изготовление композиции. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. |
|
1
1
|
22.02
01.03
|
13 |
«Птенчики» |
2
|
Формирование композиционных навыков. |
1.Вводная часть. Инструктаж по технике безопасности. Мастер класс. Видео показ.2. Введение в тему. Правила безопасности труда.Поэтапное изготовление композиции. Благоприятные цветовые сочетания. Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.
|
1 |
1 |
08.03
15.03
|
14 |
"Весна идет, весне дорогу" Экскурсия по экотропе. Рисование. |
2
|
Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук.
|
1. Вводная часть. Инструктаж по технике безопасности. Мастер класс. Подготовка изделий. 2. Вводная часть. Знакомство с материалами, процессом изготовления. Практическое занятие. |
|
1
1
|
22.03 29.03
|
15 |
Экскурсия в весенний лес «Детские фантазии». |
2 |
Сформировать у учащихся общее представление о лесе. Показать разнообразие растений и животных леса, некоторые признаки их приспосабли-вания к условиям жизни и взаимосвязи.
|
1.Вводная часть. Создание композиции из природных материалов «Детские фантазии». Отработка навыков работы. Правила безопасности труда. |
1 |
1
|
05.04 12.04
|
16 |
Аппликация из пшена «Волшебное превращение»
|
2 |
Воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы. |
1.Вводная часть. Технология выполнения работы. Сюжет в аппликации. Перевод рисунка на основу. Подготовка пшена к работе. Цвет, колорит в композиции. Инструменты и приспособления. 2. Распределение творческой нагрузки. Инструктаж по технике безопасности. Практическая часть.
|
1 |
1
|
19.04 26.04
|
17 |
«Калейдоскоп цветов» Экскурсия по эко тропе. |
1 |
Развивать художественный вкус, расширять общий кругозор |
1 Инструктаж по технике безопасности. Организационные вопросы. 2.Беседа о красоте Родного Края. Сбор цветов. |
|
1 1 |
03.05 10.05
|
17 |
Итоговое мероприятие «Вспомним все» |
1 |
Беседа-итог |
|
1 |
|
17.05
|
18 |
Анализ. Отчет по кружку. Планы на будущее.
|
1 |
|
|
|
1 |
25.05 |
|
Итого- 34 часа |
|
|
|
15 |
19 |
|