ЭП

Документ подписан электронной подписью
30.08.2024 11:52, Землянская Людмила Григорьевна, директор
Ключ электроннй подписи

 

 

государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Колушкинская специальная школа-интернат»

 

 

    Согласовано:                                                                                                                             «Утверждаю».

    Заместитель  директора по В.Р.                                                                                                      Директор: _________ /Л.Г. Землянская /

     Олифер Л . П.                                                                                                                        Приказ  № 68 от  23.08.2024г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружка кукольный театр «Ладушки».

2024 –25 учебный год.

  Кравец Ольга Владимировна.

Педагог дополнительного образования

                                                                                                                                                                                         

                                  

 

 

 

 

 

2024 -2025г.

 

 

Содержание

  1. Паспорт программы.
  2. Пояснительная записка.
    •  
    •  
    • и задачи.
    • построения программы
  3. Организация процесса.
  4. Тематическое планирование.
  5. Содержание программы.
  6. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт программы.

  1. Полное наименование программы:  Программа  кружка  кукольный театр «Ладушки».
  2. Направленность деятельности: творческая
  3. Уровень освоения содержания образования: общекультурный
  4. Разработчик: Кравец Ольга Владимировна, воспитатель специальной коррекционной школы – интернат первой категории.

            Место реализации программы:  ГКОУ РО «Колушкинская

            специальная       школа-интернат»

  1. Адрес, телефон: Ростовская область, Тарасовский район, с. Колушкино ул. Лесная 8а

8. Методическая литература:

  1. Т.Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду» - М.1960
  2. Г.В Генова «Театр для малышей» -М. 1968
  3. О.Емельянова Сценарий и рекомендации по постановке спектакля в домашнем кукольном театре. Под ред. С.А.Щербакова – ООО «Русский стиль Подмосковья»2001.
  1.   Информационная поддержка: Интернет.
  2.  Материальные ресурсы:
    1. Ширмы
    2. Пальчиковые куклы
    3. Перчаточные куклы
    4. Декорации

Краткое содержание программы

Цель программы: раскрытие творческого потенциала личности ребёнка посредством игры в кукольном театре.

Направление программы:

- коррекция недостатков в речевом  развитии детей

- эстетическое  воспитание

- развитие общей и мелкой моторики

- формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.

Возрастные рамки: 7-11лет

Сроки реализации программы:  1 год

Уровень реализации программы:  специальное (коррекционное) учреждение

Формы реализации программы:   групповая

Способ освоения содержания материала: копирование действий, элементы творчества

Ожидаемые конечные результаты:  научить показывать спектакли, развить творчество, воспитать интерес к театральной деятельности.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

  Введение.

Кукольный театр - явление в нашей жизни распространённое. Детство каждого ребёнка, его эстетическое воспитание начинается, как правило, со спектаклей кукол.

Преимущество кукольных театров в том, что, как правило, все они основаны на известных и любимых детьми сказках. Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие ребенка. Сказка затрагивает самые глубинные пласты психики человека и открывает основополагающие человеческие ценности. Очевидно благотворное влияние сказки даже на психику взрослого человека. Для ребенка же сказка – это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, усвоить этические нормы, развить память и речь. Ритмичный, простой и певучий язык сказок, полный повторов и устойчивых оборотов ("жили-были", "жить поживать да добра наживать", "зайчик- побегайчик", "лисичка-сестричка", "бил-бил, не разбил"), значительно облегчает понимание сказок и тренирует речевой аппарат ребенка при произнесении сказки вслух.

Актуальность.                                                                                                                                     

В воспитании подрастающего поколения важную роль играет его эстетическое воспитание, осуществляемое в первую очередь средствами различных видов искусства. В первую очередь это касается младшего школьного возраста, когда у большинства детей интересы еще окончательно не сформировались, а склонности к отдельным видам искусства не успели проявиться.

 Дети, с ограниченными возможностями здоровья, – сложный, своеобразный контингент. Их  отличает ряд особенностей: в силу недоразвития коры мозга медленно развивается словарь, замедленно формируются обобщающие понятия, дети с трудом   абстрагируются от конкретной ситуации, их речевая  продукция сводится к использованию заученных речевых шаблонов. Они не могут самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У  них снижена ориентировочная деятельность, познавательная активность, весьма узок круг интересов, нарушена мелкая моторика рук, наблюдается недостаточность внимания, нарушение памяти, низкий уровень развития мышления. У  детей не сформированы коммуникативные навыки, слабо выражен    интерес к занятиям. Что дает такому  ребенку игра в кукольный театр? Вспомним, что кукла полностью подвластна ребенку, зависит от него. Это дает ребенку возможность смоделировать собственный мир, который будет являться отражением "настоящего" мира, мира взрослых. В этом моделировании параллельно происходят два очень важных для развития ребенка процесса. С одной стороны, это подражание взрослым, которое является одним из ключевых факторов детского развития. Раз за разом ребенок повторяет движение, ситуацию, фразу, сказку, отслеживая при этом реакцию окружающих. Через это подражание ребенок учится самоопределению.

Второй процесс противоположен по своей сути, но внутренне тесно взаимосвязан с первым. Это процесс создания своего, нового мира, т.е. творчество. Сюжет сказки – лишь опора для ребенка, лишь толчок к самостоятельному творчеству. В идеале, кукольный театр нужен ребенку как возможность для бесконечных экспериментов, модуляций. Что такое творчество? Это способность создавать собственные идеи, не действовать по шаблонам и подсказкам. Творческие способности закладываются в детские годы и развиваются на основе собственной активности, заинтересованности реальным миром. Поэтому так важно дать ребенку возможность свободного познания окружающей действительности. Поощрять его не только в том, чтобы он выучил, запомнил и "правильно" сыграл ту или иной роль, но и в том, чтобы он развивал свои сюжеты, свободную игру, в которой он сможет реализовать свои фантазии. Именно так формируется основа будущего творческого восприятия мира. Возможность сформировать эту основу, и дает детям  игра в кукольный театр.

 Главное в работе с детьми – воспитание, но не как обучение различным навыкам, а как развитие творческих способностей. А творчество ребенка лучше всего проявляется в игре. Поэтому игра является основным способом привлечения детей к театральному искусству. Причем не «игровые технологии», а именно Игра, когда взрослый руководитель «играет в театр» так же самозабвенно, как дети. И тогда начинается совместный поиск, возникает взаимопонимание и происходит маленькое чудо – дети и взрослые становятся соавторами театрального действа.

  Поэтому одной из форм работы с детьми с ограниченными возможностями была выбрана тема: «Кукольный театр «Ладушки» как средство развития творчества детей с ограниченными возможностями здоровья».

 

Цель программы: знакомство со спецификой кукольного театра; раскрытие творческого потенциала личности ребёнка посредством игры в кукольном театре.

Учебные задачи:

  • Объяснить назначение кукольного театра, познакомить  с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре.
  • Познакомить с различными видами кукол.
  • Формирование практических навыков художественно-творческой деятельности на самореализацию.
  • Раскрыть природные данные и творческие умения, заложенные в каждом ребенке, введением их в мир театра в мир игры.
  • Развивать художественно-творческие способности и склонности ребят, познавательные процессы.
  • помочь адаптации ребенка в обществе.

Коррекционные задачи:

  • Коррекция недостатков в речевом  развитии детей
  • Развитие общей и мелкой моторики
  • Формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.

Воспитательные задачи:

  • воспитание трудолюбия, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, ответственности и порядочности, культуры поведения и бесконфликтного общения;
  • воспитание творческой индивидуальности.

Межпредметные связи:

Развитие речи: закрепление знаний о построении предложений, умений участвовать в беседе, отвечать на вопросы.

Чтение: закрепление умений читать и пересказывать короткие тексты.

Трудовое обучение: закрепление умений, получаемых на уроке при работе с картоном и бумагой, для изготовления декораций.

Математика: пространственная ориентировка, счет.

Работа с родителями: Показ спектаклей к празднику 8 Марта, на родительском собрании в конце года.

 

      Принципы построения программы.

1. Принцип создания естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность.

2. Принцип сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью учащихся.

3.Принцип преемственности и систематичности.

Суть этого принципа раскрывается в ряде положений, касающихся регулярности занятий и системы чередования нагрузок с отдыхом, последовательности занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания.

5.Принцип наглядности.

6. Индивидуальный подход к детям.

7.Принцип повторяемости действий для закрепления в памяти.

 

Организация процесса.

Объект: воспитанники 2-4 классов

Предмет: процесс развития творческих способностей  детей

Место проведения:  ГКОУ РО «Колушкинской специальной школы -интернат»

 

Программа рассчитана  на 1 год:

(2024 уч. год)  по два занятию в неделю  в групповой форме

В первый год взяты подготовительные занятия  и работа с пальчиковыми куклами.

Занятия проводятся с октября 2024 по май 2025года, по плану 2 часа  в неделю.

Продолжительность занятий:   30 – 35 минут.

 

Ожидаемый результат:

 должны знать:

  1. Назначение кукольного театра.
  2. Некоторые виды кукол.
  3. 3 русских народных сказки
  4. Правила поведения в театре.
  5. Правила работы с пальчиковыми куклами

 

 должны уметь:

  1. Соединять действия пальчиковой куклы со своей ролью.
  2. Интонацией передавать настроение, чувство, характер персонажа.
  3. Показывать короткие спектакли.

 

Тематический план занятий по теме: кукольный театр «Ладушки»

       1 четверть -   7 занятий

       2 четверть -   13занятий

       3  четверть -  21 занятия 

       4 четверть –  16 занятий

 Подготовительные занятия – (9 часов)

Содержание программы обучения.

 

Учебно-тематический план.

Условные обозначения: Т – теоретическое занятие; П – практическое занятие

п/п

Название темы.

Всего

часов

Цели и задачи.

Форма и содержание занятия

Кол-во часов

Дата

Теорет.

Прак.

1

«Зачем нужен кукольный театр»

2

1. Развитие мелкой моторики рук, развитие речи. 2.Развитие внимания и мышления.

1.Вводное занятие. Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра петрушек.

Виртуальная экскурсия. Учащиеся знакомятся с названием «Кукловождение».

 

 

1

 

 

 

     1

 

05.10.22

06.10.22

 

2

«Мы – зрители кукольного театра».

2

1.Развитиетворчества, внимания и мышления.

 

Практические, игровые формы.

Виды кукол.

«Устройство театра, его элементы – театральный зал, сцена, их назначение»

 

1

 

 

1

12.10.22

13.10.22

3

«Наши руки не для скуки»

2

1.  Развитие речи. 

2. Развитие мелкой моторики рук.

 

Творческая мастерская.

Пальчиковые куклы, ширма, игрушки, иллюстрации.

1

 

1

19.10.24

20.10.24

 

4

« Животные из сказок»

2

1.Развитие познавательной сферы детей.

2.Развитие мелкой моторики рук.

Знакомство с животным миром родного края.  Мастер-класс. Рисунок животных, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.

1

 

1

09.11.24

   10.11.24

5

«Перчаточный кукольный театр»

2

1.Развитие мелкой моторики рук.

 

 

1.Виртуальная экскурсия.

Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства.

2.Перчаточный кукольный мир..

1

 

 

 

1

16.11.24

 

 

17.11.24

6

«Виды кукол»

2

1.Развитие творчества , внимания и мышления.

 1. Правила поведения в театре.

2.Знакомство с куклами разных форм и

конструкций  (пальчиковые куклы,

конусные куклы)

1

1

 

23.11.24

24.11.24

7.

«Виды кукол»

2

1.Развитие творчества , внимания и мышления.

Знакомство с куклами разных форм и

конструкций: кукла-варежка, кукла-

носок, перчаточные куклы)

 

1

 

 

 

 

30.11.24

8.

«Мастерская кукол»

2

Развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение.

1.Способы изготовления кукол перчаточного театра.

2.Способы управления перчаточными куклами.

 

 

 

1     

 

1

01.12.24

07.12.24

 

9

«Наши руки не для скуки»

2

 Развитие мелкой моторики рук.    

1.Изготовление кукол и животных декораций для спектаклей.

 Техника безопасности с инструментами

2.Изготовление кукол и животных декораций для спектаклей

Техника безопасности с инструментами.

1

 

1

 

08.12.24

14.12.24

 

 

10

«Мы играя проверяем, что умеем и что знаем»

2

Формирование эстетических потребностей, ценностей.

Презентация «Мастерская кукол».

Игра – викторина «Путешествие в сказочную страну»

 

1

1

15.12.24

21.12.24

11.

«В гостях у сказки»

2

Развитие коммуникативных и творческих способностей.

Сказка «Рукавичка» чтение и знакомство с героями.

Сказка «Рукавичка» распределение  ролей. Определение характера героев.

1

1

 

22.12.24

11.01.25

12

«В гостях у сказки»

2

Развитие познавательной сферы детей.

Сказка «Рукавичка» разучивание ролей.

Сказка «Рукавичка» отработка чтения каждой роли за столом.

 

1

1

12.01.25

18.01.25

13

 

 

 

14

 

«В гостях у сказки»

 

 

 

«В гостях у сказки»

 

2

 

 

 

2

Формировать навыки зрительской культуры; развивать художественный вкус.

Сказка «Рукавичка» кукловождение за столом, соединение слов с движениями.

Сказка «Рукавичка» кукловождение за ширмой.

 

 

 

Сказка «Рукавичка» кукловождение за ширмой.

Сказка «Рукавичка» звуковое оформление,

оформление декорации.

 

1

1

 

 

 

1

1

19.01.25

25.01.25

 

 

26.01.25

01.02.25

15

«В гостях у сказки»

2

 

Расширить общий кругозор, словарный запас. расширять общий кругозор, пополнить словарный запас.

Сказка «Рукавичка». Репетиция сказки.

Сказка «Рукавичка». Репетиция сказки.

 

1

1

02.02.25

08.02.25

16

 

«В мире сказки»

2

Расширить общий кругозор, пополнить словарный запас.

 

Сказка «Волк и ягненок» чтение и знакомство с героями.

Сказка «Волк и чгненок» распределение ролей. Определение характера героев.

 

1

1

 

09.02.25

15.02.25

 

17

 

«В мире сказки»

2

Развивать художественный вкус, расширять общий кругозор.

Сказка «Волк и ягненок» разучивание ролей.

Сказка «Волк и ягненок» разучивание ролей.

 

 

1

1

16.02.25

22.02.25

 

18

«В мире сказки»

2

Развивать художественный вкус, расширять общий кругозор.

Сказка «Волк и ягненок» отработка чтения каждой роли за столом.

 Сказка «Волк и ягненок» отработка чтения каждой роли за столом.

 

 

1

 

1

26.02.25

23.02.25

 

19

«В мире сказки»

2

Развитие коммуникативных и творческих способностей.

Сказка «Волк и ягненок» кукловождение за столом, соединение слов с движениями.

 

Сказка «Волк и ягненок» кукловождение за столом, соединение слов с движениями

 

 

1

 

 

1

01.03.25

 

 

02.03.25

20

«В мире сказки»

2

Развивать художественный вкус, расширять общий кругозор.

Сказка «Волк и ягненок» кукловождение за ширмой.

Сказка «Волк и ягненок» кукловождение

за ширмой

 

1

 

1

08.03.25

 

09.03.25

21

«В мире сказки»

2

Развивать художественный вкус, расширять общий кругозор.

Сказка «Волк и ягненок» оформление декорации

Сказка «Волк и ягненок» оформление декорации.

 

1

 

1

15.03.25

 

16.03.25

22

«В мире сказки»

2

Развивать зрительное, слуховое внимание, память.

 Развивать наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение.

Сказка «Волк и ягненок» звуковое оформление, оформление декорации.

Сказка «Волк и ягненок». Показ спектакля.

Сказка «Курочка ряба» чтение и знакомство с героями.

Сказка «Курочка ряба» распределение ролей.

Определение характера героев.

 

 

 

 

1

 

1

1

1

05.04.25

06.04.25

12.04.25

    13.04.25

 

23

 

В гостях у сказки «Колосок»

2

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи.

Сказка «Курочка ряба» разучивание ролей. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.

 

Сказка «Курочка Ряба» разучивание ролей. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли

1

 

 

 

 

1

 

19.04.25

 

 

20.04.25

24

 

В гостях у сказки «Колосок»

2

Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями.

Сказка «Курочка ряба» отработка чтения каждой роли за столом.

 Сказка «Курочка ряба» отработка чтения каждой роли за столом.

1

 

 

1

 

26.04.25

 

27.04.25

25

В гостях у сказки «Колосок»

2

Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.

Сказка «Курочка ряба» кукловождение за столом, соединение слов с движениями.

Сказка «Курочка ряба» кукловождение за столом, соединение слов с движениями.

 

1

1

03.05.25

04.05.25

26

В гостях у сказки «Колосок»

2

 Развивать умение пользоваться интонациями и разнообразным эмоциональным состоянием .

Сказка « Курочка ряба» Кукловождение за ширмой.

Сказка «Курочка ряба» Оформление декораций.

 

 

1

1

   10.05.25

17.05.25

27

«Декорации»

2

 Развиваем фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

Сказка «Курочка ряба» репитиция сказки.

Итоговый показ спектаклей «Рукавичка», «Волк и  ягненок» , «Курочка ряба».

 

 

1

1

18.05.25

24.05.25

28

 

Анализ

2

Дать возможность поверить в свои силы и пробудить желание заниматься.

 

 

Анализ выступлений

 

 

1

 

 

 

25.05.25

 

 

 

 

29

Анализ

2

Дать возможность поверить в свои силы и пробудить желание заниматься

 

Планы на будущее.

 

 

 

1

 

 

31.05.25

 

 

Итого часов: 1 группа-57 часов.

 

 

                             

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Т.Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду» - М.1960
  2. Г.В Генова «Театр для малышей» - М. 1968
  3. О.Емельянова Сценарий и рекомендации по постановке спектакля в домашнем кукольном театре. Под ред. С.А.Щербакова – ООО «Русский стиль Подмосковья»2001.
  4. 4. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей
  5. с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие –
  6. СПБ. Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. – 416 с.
  7. 5. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи
  8. к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С 8-14.
  9. 6. Богомолова М.Н. «Ретроспективный обзор ряда исследований
  10. проблемы влияния музыкально-театральной деятельности на развитие
  11. целостной личности ребенка». – Ж.: «Искусствоведение», 2013.
  12. 7. Двойникова Е.Ю. Особенности влияния психических состояний
  13. личности на социальную адаптацию / Е.Ю. Двойникова // Вестник Самарского
  14. государственного технического университета. Серия: Психологопедагогические науки. – 2010. – № 6. – С. 58-63.
  15. 8. Ефимова Е.А. Социальная адаптация детей с ограниченными
  16. возможностями здоровья / Е.А. Ефимова // Вестник Ишимского
  17. государственного педагогического института им. П.П. Ершова. – 2013. – № 5  С. 87-91