ЭП

Документ подписан электронной подписью
30.08.2024 11:54, Землянская Людмила Григорьевна, директор
Ключ электроннй подписи

 

 Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Колушкинская специальная школа- интернат»

 

 

 

Согласовано

Зам. директора по ВР         Олифер Л .П.

Утверждено

  Директор         Землянская Л.Г

 Приказ № 68 от 2.08.2024г_________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

дополнительного образования

 технической направленности

 «Техническое творчество»

2024-2025 уч.год

 

 

 

 

Педагог дополнительного образования:

 Олифер Михаил  Васильевич

 

 

 

Пояснительная записка.

В основе общетехнического творчества, как вида деятельности школьников лежит творческое восприятие и переработка приобретенных знаний и опыта, умение применить полученные знания на практике, умение их совершенствовать.

Внеклассные занятия по техническому труду помогают решать важнейшие задачи образования и развития детей. Задачи связи обучения с жизнью, познания учащимися окружающего мира, последовательного расширения их политехнического кругозора, задачи обогащения межпредметных связей.

Организация внеклассной работы по техническому труду позволяет дополнять учебно-воспитательную работу. проводимую на уроках технологии, помогает повышать интерес учащихся к выполняемым заданиям.

Немаловажное значение имеет возможность варьировать количество и состав учащихся, привлекаемых к участию в очередном внеклассном проекте, задании, а также большая свобода выбора тем и видов работ.

Все это помогает учителю лучше выявить и использовать пути удовлетворения интересов детей к технике, к труду, позволяет уделять больше внимания организации трудовой самодеятельности каждого из учащихся. Это дает возможность привлекать к !!! во внеклассной трудовой деятельности отдельных учащихся, нуждающихся в дополнительном воспитательном воздействии учителя, коллектива детей.

Цели внеклассной работы по этому направлению:

  • создание возможностей творческого развития детей;
  • развитие креативности мышления.
  • проявить у учащихся интерес к технике,
  • развить у кружковцев способностей к самостоятельному мышлению, расширить кругозор по общетехническому направлению,
  • удовлетворить формирующиеся интересы и увлечения,
  • умение применить полученные знания на практике, умение их совершенствовать,
  • повышение роли кружковых занятий- это действенное средство профессиональной ориентации учащихся.
  • формирование склонностей, творческих возможностей и дарований учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания  условий для творческой самореализации личности ребенка.

 

 

Задачи:

Обучающие:

- развивать  стремление к углублению знаний

- привить самые разнообразные навыки, обработки различных материалов

- формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству

- развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий

- развивать индивидуальные способности обучающихся

- усвоение множества общенаучных и специальных знаний сверх школьной программы

 

 

Воспитательные:

- воспитывать уважение к труду

- формировать чувство коллективизма, гражданственности

- воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям

- воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность)

- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи

Познавательные:

- участие в поисково-конструкторской, исследовательской деятельности

- развивать познавательный интерес к техническому и декоративно-прикладному творчеству

Развивающие:

- развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность

- содействовать формированию всесторонне развитой личности

- создавать условия для социального, профессионального самоопределения учащихся

- формировать и развивать пространственное воображение

Мотивационные:

- создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества

- формирование специальных политехнических знаний и умений

- развивать активную деятельность

Эстетические:

- умение ценить красоту

- воспитывать аккуратность, культуру поведения

- формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества

Социально-педагогические:

- создание атмосферы сотрудничества

-привить навыки коллективного творческого труда

- возможность самореализации, формирование общественной активности

- формирование общественной активности, реализация в социуме

-формирование профессионального интереса к техническому и декоративно-прикладному творчеству

 

 

*В работе кружка участвуют учащиеся 5 - 11-х классов.

*Группа составляет 10 и или более учащихся. Возраст – от 11-ти до 16-ти и даже 17-ти лет. Включение в рабочие группы старшеклассников учащихся младших по возрасту помогает более быстрому овладению умениями и навыками и более быстрой адаптации к условиям для самореализации.

*Количество занятий в неделю – 1 часа, в год – 33 часов.

 

Программа призвана реализовать конструкторско-технологическую деятельность учащихся, сформировать понятие о видах ремесла, побудить использовать полученные знания и умения для создания нужных и красивых вещей.

На основе программы:

Хворостов А.С., Новиков С.Н. «Основы художественного проектирования».

М., «Просвещение», 2010г.

 

 

 

 

2. Тематическое планирование

1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Планирование работы кружка. Создание рабочих групп.

2. Конструирование изделий из древесины, фанеры, ДВП. Художественная обработка и отделка изделий из древесины. ( конструирование и изготовление кукольной мебели, изготовление игрушек и динамических игрушек, изготовление сувениров с использованием природных материалов, полезные изделия для дома).

3. Изготовление картин с использованием станка с ЧПУ.

4. Подготовка и организация выставок изделий технического творчества учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Условия реализации

 Для реализации программы необходим личностно-ориентированный подход к учащимся, направленный на развитие природных задатков.  Учащиеся, приходящие на занятия кружка, обычно очень интересуются техникой, техническими устройствами, сооружениями, машинами.

В зависимости от назначения, объема, сложности и срочности работы, она может выполняться в одиночку или коллективно.

Интерес, побудительный мотив к какому-то виду деятельности или объекту труда необходимо направить в исследовательско-познавательное русло.

Если это модель боевой техники, то необходимо постараться найти сведения об аналогах, об истории развития, чертежах и так далее.

Если это игрушки, изделия для дома, сувениры – учащиеся могут принести показать известные им поделки или литературу о них.

Необходимо нацелить учащихся на результат своей деятельности.

 

  Программа реализуется на базе школьных мастерских с использованием оборудования, станков и инструментов, применяемых и в учебном процессе.

Количество используемых материалов не велико, частично приносится учащимися.

 

 Запланированным результатом должно являться участие каждого ученика в подготовке изделий для выставок (внутришкольных, поселковых, районных), конкурса моделей.

При моделировании необходимо помочь учащимся оформить или создать проект, историческую справку, описание своей модели.

 

 

 

Тематическая литература:

  1. Андриянов Л., Галагузова М.А., Каюкова Н.А., Нестерова В.В., Фетцер В.В. Развитие технического творчества младших школьников.- М.: Просвещение, 2008г.
  2. Беляков Н.А. «Внеклассные занятия по труду», М., «Просвещение», 1996.
  3. Белов А.А. Коваленко В.И., «Художественное проектирование», М., 1999.
  4. Болонкин А. Теория полета летающих моделей. - М.: ДОСААФ.
  5. Болотина Л.А. Журавлева А.Г., «Техническое моделирование», М., «Просвещение», 1998.
  6. Ермаков А. Простейшие авиамодели.- М: " Просвещение", 1989г.
  7. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990г.
  8. Мараховский С.Д., Москалев В.Ф. Простейшие летающие модели. - М.: " Машиностроение",1999г.
  9. Мартенсон А. «Начинаем мастерить из древесины», М., 1999.
  10. Пантюхин С. Воздушные змеи. - М: ДОСААФ СССР , 1994г.
  11. Рожков В. Авиамодельный кружок. - М: "Просвещение" , 1998г.
  12. Смирнов Э. Как сконструировать и построить летающуюмодель .- М: ДОСААФ СССР, 2003г.
  13. Турьян А. Простейшие авиационные модели. - М.: ДОСААФ СССР,2002г
  14. Филенко Ф.Н. «Поделки из природных материалов», М., 1997.
  15. Хворостов А.С. «Художественное конструирование», М., 2007.

 

Календарно-тематическое планирование (содержание программы)

№ пп

 

По плану

 

По факту

Т е м а        з а н я т и я

Кол-во

часов

                                  ДАТА

1

 

 

Вводное занятие. ТБ и правила поведения в мастерских.

Планирование работы кружка.

1

2.09

2

 

 

Уголок юного мастера. Инструменты и приспособления.

Приемы работы.

1

9.09

3

 

 

Лобзик ручной.

Устройство, установка пилки.

1

16.09

4

 

 

 Подготовка рисунков и заготовок из фанеры.

 

1

23.09

5

 

 

Перевод рисунков. Раскраивание заготовок.

 

1

30.09

6

 

 

Изготовление деталей.

 

1

                                          7.10

7

 

 

Изготовление деталей.

 

1

14.10

8

 

 

Изготовление деталей.

 

1

21.10

9

 

 

Обработка готовых деталей с помощью надфилей и

наждачной бумаги

1

11.11

10

 

 

Окраска готовых изделий водорастворимыми красками

и красителями.

1

18.11.

11

 

 

Подгонка деталей. Сборка изделий на клею.

 

1

25.11

12

 

 

Роспись изделий.

Покрытие изделий лаком.

1

2.12

13

 

 

Работа электровыжигателем.

1

9.12

14

 

 

Изготовление деталей кукольной кровати.

 

1

16.12

15

 

 

Подгонка деталей и их окраска.

 

1

23.12.

16

 

 

Нанесение декоративного рисунка.

1

13.01

17

 

 

Выжигание рисунков.

1

20.01.

18

 

 

Выжигание рисунков.

1

27.01

19

 

 

Их окраска рисунков.

 

1

3.02

20

 

 

Нанесение декоративного рисунка.

1

10.02

21

 

 

Работа на станке с ЧПУ.

 

1

17.02

22

 

 

Работа на станке с ЧПУ.

 

 

1

3.03

23

 

 

Подбор и оклеивание изделий текстурной пленкой.

 

1

17.03

24

 

 

Изготовление сувениров с использованием природных материалов. Какие бывают подставки.

1

24.03

25

 

 

Сувенир «Совы». Изготовление подставки для сувенира.

Изготовление деталей и подбор природного материала

1

31.03

26

 

 

Изготовление деталей и декоративная обработка выжигателем. Сборка сувенира.

1

7.04

27

 

 

Новогодний подсвечник. Выбор и разработка конструкции.

Изготовление шаблонов.

1

14.04

28

 

 

Воздушные змеи. Как сконструировать и построить.

1

21.04

29

 

 

Изготовление  катушки.

1

28.04

30

 

 

Конструкции простейших воздушных змеев.

1

5.05

31

 

 

Изготовление  воздушных  змеев.

1

12.05

32

 

 

Работа на станке с ЧПУ.

 

1

19.05

33

 

 

 Выставка готовых изделий.

 

1

26.05

 

 

 

 

                     

 

 

 

   Список  обучающихся на кружке «Техническое творчество» на 2024-2025 ученый год.

 

 

1.Савченко Руслан

2.Найдёнов Максим

3. Фролов Дмитрий

4Павлов Николай

5.Трофименко Артём

6.Черепанов Евгений

7.Кудзиев Алексей.

8.Витюк Иван

 

 

 

 

Каждый понедельник с 15:10 до 16:10 час.

 

                                                                 Учитель:    ст. д. Олифер М.В.