ЭП

Документ подписан электронной подписью
02.09.2024 16:59, Землянская Людмила Григорьевна, директор
Ключ электроннй подписи

 

государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области

 

«Колушкинская специальная школа-интернат»

 

Утверждаю.

Приказ № 68 от «23»_08. 2024 г.

Директор:_________/Л.Г. Землянская/

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая  программа по учебному предмету Физическая культура

 

(X-XI классы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пояснительная записка.

 

1.1.Рабочая программа по физической культуре  для Х- XI классов разработана  разработана на основе программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой.  Москва.  ВЛАДОС.  2006г. и в соответствии с:

  • Федеральным  законом  от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • СанПиН 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и  обучения, отдыха  и оздоровления детей и молодёжи" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28. 09. 2020 г. N 2;
  • СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2);
  • Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. N 513 "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение" (С изменениями и дополнениями от:16 декабря 2013 г., 28 марта, 27 июня 2014 г., 3 февраля 2017 г.), зарегистрировано в Минюсте РФ 8 августа 2013г.;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения. Зарегистрирован в Минюсте РФ 15 мая 2013 г. Регистрационный № 28395.
  • Законом «Об образовании в Ростовской области». № 26-ЗС от 14.11.2013.
  • Примерным региональным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений        Ростовской области (пр. МО и ПОРО от 10.07.2002г. №1277).
  • Учебным планом государственного казённого общеобразовательного учреждения Ростовской области «Колушкинская специальная школа-интернат» на 2023-2024уч.г.
  • Адаптированной  образовательной программой профессионального обучения (профессиональной подготовки) ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» на 2023-2024 учебный год.
  • Годовым  календарным учебным графиком ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» на 2023-2024 учебный год.
  • Расписанием учебных занятий ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» на 2023-2024 учебный год.

 

 

1.2. Цель изучения физической культуры на завершающем этапе получения образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) состоит в подготовке их к
самостоятельной жизни на основе повышения уровня психофизического развития и совершенствования индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений развития.

Задачи:
― развитие и совершенствование основных физических качеств;

― обогащение двигательного опыта жизненно-важными двигательными навыками и умениями;
― овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся;
― коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждение проявлений
деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и др.) в процессе уроков и во внеучебной деятельности.

― создание целостного представления о влиянии занятий физической культурой на развитие человека, его физическое, духовное и нравственное здоровье, формирование здорового образа жизни;
― воспитание нравственных качеств и свойств личности; содействие военно-патриотической подготовке.

 

         Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи:

Развитие зрительного восприятия и узнавания;

Развитие пространственных представлений и ориентации;

Развитие основных мыслительных операций;

Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

Развитие речи обучающихся и обогащение словаря;

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

 

Использование национально-регионального компонента на уроках физической культуры

Подвижные народные игры с древних времён были отражением культурно-бытового уклада жизни народа. У каждого народа есть свои национальные игры, которые в процессе развития общества претерпели изменения, обогатились новым содержанием, потеряли свою изначальную специфичность. Поэтому во многих современных подвижных присутствуют элементы народной игры.

Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. Игра – универсальное средство физического воспитания. Нет такого раздела учебной программы, который не включал бы в себя в том или ином виде игры. В играх учащиеся самым активным образом проявляют свои личностные качества, развиваются физически, лучше мобилизуются на выполнение поставленных учителем задач.

 С помощью специально подобранных игр можно направленно развивать двигательные качества, закреплять и совершенствовать технические навыки. Командные игры воспитывают взаимовыручку, ответственность за личный вклад в результат команды, товарищество, другие нравственные черты человеческой личности.

 

 

В соответствии с учебным планом ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» на этапе основного общего образования учебный предмет «Физическая культура» изучается в 10-11 классах – 2 часа в неделю.

 Общий объём учебного времени составляет 134 часа.

 

2.Общая характеристика учебного предмета.

 

Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество.

 

 

3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

           В соответствии с учебным планом государственного казённого общеобразовательного учреждения Ростовской  области «Колушкинская специальная школа – интернат»  на 2022-2023  уч. г.   количество часов  134 за год.

 

 

Класс

Количество часов

(в неделю)

Количество учебных недель

 

Количество часов (за год)

10 класс

2 ч.

34

68ч.

11класс

2 ч.

34

68ч.

 

 

4.2. Предметными результатами изучения предмета «Физическая культура» являются следующие знания и умения:

                                                                          

Обучающиеся должны знать:

 о влиянии оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни; - способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;

правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности.

 

Обучающиеся должны уметь:

Бегать на короткие дистанции, прыгать в длину, высоту простыми способами; метать мячи на дальность с места; выполнять комплексы утренней гимнастики.

Выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики; - проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями; - преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием различных способов передвижения; - осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой; - выполнять контрольные нормативы, предусмотренные по легкой атлетике, гимнастике,  при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма.

 

 

 

 

 

5.Содержание учебного предмета.

10 класс.

п/п

Наименование    разделов   учебной    программы       

Кол-во часов

Характеристика
основных содержательных линий

 

1

Легкая атлетика

34

Ходьба, бег, прыжки, метание.

 

2

Гимнастика

 

 

 

 

 

15

 

 

 

Строевые упражнения; общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов, с предметами и на снарядах; упражнения на гимнастической стенке, акробатические упражнения (элементы, связки).

 

3

Подвижные и спортивные   игры

19

Подвижные игры и игровые упражнения.   Эстафеты.                      Волейбол. Баскетбол. Настольный теннис.

 

 

 

68

 

 

ИТОГО

 

11 класс.

п/п

Наименование    разделов   учебной    программы       

Кол-во часов

Характеристика
основных содержательных линий

 

1

Легкая атлетика

35

Ходьба, бег, прыжки, метание.

 

2

Гимнастика

 

 

 

 

 

14

 

 

 

Строевые упражнения; общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов, с предметами и на снарядах; упражнения на гимнастической стенке, акробатические упражнения (элементы, связки)

 

3

Подвижные и спортивные   игры

 

19

Подвижные игры и игровые упражнения.   Эстафеты.                      Баскетбол. Волейбол. Настольный теннис.

 

 

 

 

68

 

 

ИТОГО

 

 

Материально-техническое обеспечение:

 

 

Технические средства обеспечения образовательного процесса:  

Спортивные игры

Баскетбольные щиты, волейбольная сетка, мячи волейбольные, мячи баскетбольные, мячи футбольные, набивные мячи

Гимнастика

Гимнастический козел,  мост подкидной, спортивное бревно, канат, гимнастические лестницы,  скамейки гимнастические, палки гимнастические, коврики гимнастические, маты гимнастические, набивные мячи, скакалки, мячи набивные.

Легкая атлетика

Секундомер,  скамейка атлетическая наклонная, рулетка, мячи для метания, эстафетные палочки, конусы.

 

Учебно-методический комплекс

Программы для 10-11 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: СБ.1. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. Под редакцией Воронковой В. В.

Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Мишин Б.И. Настольная книга учителя физкультуры справ.-методическое пособие/  ООО «издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003.

Здоровье сберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе, Изд. «Аркти», Москва 2006.

Адаптированные программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 10-11 классы Адаптированная образовательная программа профессионального обучения - программа профессиональной подготовки по профессии рабочего «Садовник».