|
![]() Документ подписан электронной подписью |
государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат»
Утверждаю.
Приказ № 68 от «23»_08. 2024 г.
Директор:_________/Л.Г. Землянская/
Рабочая программа по учебному предмету Физическая культура
(X-XI классы)
1.1.Рабочая программа по физической культуре для Х- XI классов разработана разработана на основе программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Москва. ВЛАДОС. 2006г. и в соответствии с:
1.2. Цель изучения физической культуры на завершающем этапе получения образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) состоит в подготовке их к
самостоятельной жизни на основе повышения уровня психофизического развития и совершенствования индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений развития.
Задачи:
― развитие и совершенствование основных физических качеств;
― обогащение двигательного опыта жизненно-важными двигательными навыками и умениями;
― овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся;
― коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждение проявлений
деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и др.) в процессе уроков и во внеучебной деятельности.
― создание целостного представления о влиянии занятий физической культурой на развитие человека, его физическое, духовное и нравственное здоровье, формирование здорового образа жизни;
― воспитание нравственных качеств и свойств личности; содействие военно-патриотической подготовке.
Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи:
Развитие зрительного восприятия и узнавания;
Развитие пространственных представлений и ориентации;
Развитие основных мыслительных операций;
Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
Развитие речи обучающихся и обогащение словаря;
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Использование национально-регионального компонента на уроках физической культуры
Подвижные народные игры с древних времён были отражением культурно-бытового уклада жизни народа. У каждого народа есть свои национальные игры, которые в процессе развития общества претерпели изменения, обогатились новым содержанием, потеряли свою изначальную специфичность. Поэтому во многих современных подвижных присутствуют элементы народной игры.
Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. Игра – универсальное средство физического воспитания. Нет такого раздела учебной программы, который не включал бы в себя в том или ином виде игры. В играх учащиеся самым активным образом проявляют свои личностные качества, развиваются физически, лучше мобилизуются на выполнение поставленных учителем задач.
С помощью специально подобранных игр можно направленно развивать двигательные качества, закреплять и совершенствовать технические навыки. Командные игры воспитывают взаимовыручку, ответственность за личный вклад в результат команды, товарищество, другие нравственные черты человеческой личности.
В соответствии с учебным планом ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» на этапе основного общего образования учебный предмет «Физическая культура» изучается в 10-11 классах – 2 часа в неделю.
Общий объём учебного времени составляет 134 часа.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом государственного казённого общеобразовательного учреждения Ростовской области «Колушкинская специальная школа – интернат» на 2022-2023 уч. г. количество часов 134 за год.
Класс |
Количество часов (в неделю) |
Количество учебных недель
|
Количество часов (за год) |
10 класс |
2 ч. |
34 |
68ч. |
11класс |
2 ч. |
34 |
68ч. |
4.2. Предметными результатами изучения предмета «Физическая культура» являются следующие знания и умения:
|
|
Обучающиеся должны знать: о влиянии оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни; - способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности; правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности.
|
Обучающиеся должны уметь: Бегать на короткие дистанции, прыгать в длину, высоту простыми способами; метать мячи на дальность с места; выполнять комплексы утренней гимнастики. Выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики; - проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями; - преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием различных способов передвижения; - осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой; - выполнять контрольные нормативы, предусмотренные по легкой атлетике, гимнастике, при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма.
|
5.Содержание учебного предмета.
10 класс.
№ п/п |
Наименование разделов учебной программы |
Кол-во часов |
Характеристика |
|
1 |
Легкая атлетика |
34 |
Ходьба, бег, прыжки, метание. |
|
2 |
Гимнастика
|
15
|
Строевые упражнения; общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов, с предметами и на снарядах; упражнения на гимнастической стенке, акробатические упражнения (элементы, связки). |
|
3 |
Подвижные и спортивные игры |
19 |
Подвижные игры и игровые упражнения. Эстафеты. Волейбол. Баскетбол. Настольный теннис. |
|
|
|
68 |
|
|
ИТОГО |
11 класс.
№ п/п |
Наименование разделов учебной программы |
Кол-во часов |
Характеристика |
|
1 |
Легкая атлетика |
35 |
Ходьба, бег, прыжки, метание. |
|
2 |
Гимнастика
|
14
|
Строевые упражнения; общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов, с предметами и на снарядах; упражнения на гимнастической стенке, акробатические упражнения (элементы, связки) |
|
3 |
Подвижные и спортивные игры
|
19 |
Подвижные игры и игровые упражнения. Эстафеты. Баскетбол. Волейбол. Настольный теннис.
|
|
|
|
68 |
|
|
ИТОГО |
Материально-техническое обеспечение:
Технические средства обеспечения образовательного процесса:
Спортивные игры |
Баскетбольные щиты, волейбольная сетка, мячи волейбольные, мячи баскетбольные, мячи футбольные, набивные мячи |
Гимнастика |
Гимнастический козел, мост подкидной, спортивное бревно, канат, гимнастические лестницы, скамейки гимнастические, палки гимнастические, коврики гимнастические, маты гимнастические, набивные мячи, скакалки, мячи набивные. |
Легкая атлетика |
Секундомер, скамейка атлетическая наклонная, рулетка, мячи для метания, эстафетные палочки, конусы. |
Учебно-методический комплекс
Программы для 10-11 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: СБ.1. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. Под редакцией Воронковой В. В.
Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Мишин Б.И. Настольная книга учителя физкультуры справ.-методическое пособие/ ООО «издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003.
Здоровье сберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе, Изд. «Аркти», Москва 2006.
Адаптированные программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 10-11 классы Адаптированная образовательная программа профессионального обучения - программа профессиональной подготовки по профессии рабочего «Садовник».