ЭП

Документ подписан электронной подписью
02.09.2024 17:01, Землянская Людмила Григорьевна, директор
Ключ электроннй подписи

 

государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Колушкинская специальная школа-интернат»

 

 

               

 

      Утверждаю.

Приказ №_68 от «23» 08. 2024 г.

Директор:_________/Л.Г. Землянская/

 

 

 

 

Рабочая программа

 

Этика и психология семейной жизни

для 10 - 11 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила: учитель первой категории Чирская Виктория Витальевна.

 

 

 

 

 

 

                                                                     1. Пояснительная записка.

 

    1. Рабочая программа  по предмету «Этика и психология семейной жизни» для обучающихся 10-11 классов разработана  на основе программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Москва. ВЛАДОС. 2006г. и в соответствии с нормативными актами:

 

  • Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными    нарушениями) от 19.12. 2014 г. утвержденного Минобрнауки Российской Федерации приказ № 1599;
  • СанПиН 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и  обучения, отдыха  и оздоровления детей и молодёжи" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28. 09. 2020 г. N 2;
  • СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п;
  • Закон «Об образовании в Ростовской области». № 26-ЗС от 14.11.2013.
  • Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений        Ростовской области (пр.МО и ПОРО от 10.07.2002г. №1277).
  • Учебного плана государственного казённого общеобразовательного учреждения Ростовской области «Колушкинская специальная школа-интернат» на 2022-2023 уч. г.;
  • Адаптированной  образовательной программой профессионального обучения (профессиональной подготовки) ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» на 2022-2023 учебный год.
  • Годового календарного учебного графика ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2022-2023 учебный год;
  • Расписанием учебных занятий ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2022-2023 учебный год;
  • Положением  о  рабочей программе учебных предметов,  коррекционных курсов, курсов внеурочной деятельности.

      

    1. Целью изучения этики и психологии семейной жизни является формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека. Выработка у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми.

           В процессе работы по данной программе предстоит решить следующие задачи:

 формировать представления о семье, ее роли в жизни человека;

 формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.;

 обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;

 формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни;

 сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье и воспитание;

 формировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи.

 

Содержание курса этика и психология семейных отношений:

  • Семья.
  • Создание семьи.
  • Взаимоотношения в молодой семье.
  • Быт и экономика молодой семьи.
  • Конфликты в семье.
  • Ребенок в семье.
  • Конфликты с родителями.

 

В результате изучения дисциплины, обучающиеся 10класса должны

Знать:

 

 

 

          Учащиеся должны знать основные родственные связи в семье, уметь различать близких и дальних родственников.

Учащиеся должны знать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой.

 учащиеся должны понимать и уметь объяснять какие условия необходимы для вступления в брак.

· понятие «семья», понимать её значение в жизни человека;

· основные родственные связи в семье;

· этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой;

· понимать важность создания собственной семьи, условия для создания семьи;

· основные обязанности членов семьи, объяснить их значение в семейной жизни;

· основные статьи доходов и расходов семьи;

· основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;

· основы семейного законодательства,

· знать об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, понимать свою обязанность в воспитании их;

· особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребенка.

уметь:

· различать близких и дальних родственников;

· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

· объяснять, какие условия необходимы для вступления в брак;

· приблизительно рассчитать бюджет семьи на один месяц;

· объяснить свои претензии к партнеру, не унижая его достоинства;

· определять основные обязанности родителей по отношению к своим детям.

 

В результате изучения дисциплины, обучающиеся 11 класса должны

 

 

Учащиеся должны знать основные обязанности членов семьи, объяснить их значение в семейной жизни.

Учащиеся должны усвоить понятия «экономика и быт семьи», знать основные статьи доходов и расходов семьи, уметь приблизительно рассчитать бюджет семьи на один месяц.

 Учащиеся должны знать основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи, знать основы семейного законодательства, уметь объяснить свои претензии к партнеру, не унижая его достоинства.

 

 

1.3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

           В соответствии с учебным планом государственного казённого общеобразовательного учреждения Ростовской  области  «Колушкинская специальная школа – интернат»  на 2022-2023 учебный год  

Описание места учебного предмета  представлено в следующей таблице:

                                                                             

Класс

Количество часов

(в неделю)

Количество учебных недель

 

Количество часов

(за год)

  1. класс

 

            11класс

               1ч.

 

               1ч.

34 недели

 

34 недели

                    34  ч.

 

           34  ч.

 

 

2.Содержание учебного предмета

10  класс

п/п

Наименование    разделов   учебной    программы       

Кол-во часов

Характеристика  основных содержательных линий

 
 

1

   Семья.

 

Что такое семья? Значение семьи в жизни человека. Духовные, дружеские, материальные связи в семье (общность взглядов, привычек, традиции семьи, семейные праздники). Влияние семьи на формирование личности ребенка. Родственники и родственные отношения. Правила поведения в семье, с родственниками.

 

2

Создание семьи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого: 34 часа.

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

Представления людей о семейном счастье. Чего ожидают молодые люди, создавая семью (образ будущей семьи, опыт родительской семьи, его принятие или отторжение). Причины создания семьи. Нравственная, материальная и физиологическая готовность человека к созданию семьи. Выбор спутника жизни. Качества человека, необходимые в семейной жизни. Требования, которые мы предъявляем к предполагаемому партнеру и их реальное воплощение. Нравственные качества и жизненные умения, важные для девушки, вступающей в брак. Нравственные качества и жизненные умения, важные для юноши, вступающего в брак. Влюбленность и любовь, нравственность и сексуальность. Этические правила, важные во взаимоотношениях юноши и девушки. Принятие решения о вступлении в брак (предложение, взаимное согласие). Главные мотивы, необходимые для принятия этого решения. Что является основой будущего благополучия семьи (любовь, уважение, дружеские чувства, влечение, наличие необходимых средств к существованию семьи и т.д.)? Как сообщить родителям о своем решении? Как следует вести себя в ситуации знакомства с родителями (юноши, девушки)? Почему родители могут быть против вашего брака?

 

 

    

                                                                                   11 класс

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Взаимоотношения в молодой семье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Быт и экономика молодой семьи

 

        

 

Первые шаги в жизни молодой семьи: привыкание к особенностям характера партнера, уважение, терпимость.;

- Изменения. происходящие в жизни юноши: освоение новой социальной роли «муж» (формирование чувства ответственности за жену, забота о ней, защита. обеспечение материальных условий существования семьи. Участие в домашних заботах и т. д)

- Изменения, происходящие в жизни девушки: освоение новой социальной роли «жена» (забота о муже, внимание и доброжелательность, ведение домашнего хозяйства, участие в материальном обеспечении семьи и т. д.)  - обобщение знаний по теме

Понятие «Экономика семьи». Доходы семьи. расходы семьи. Потребности семьи: естественные (питание. одежда, отдых и развлечения0 и ложные «вещизм».

- понятие «Быт семьи». Организация домашнего хозяйства, режим семьи. отдых и развлечения в семье.

 -Атмосфера семьи. Нравственные правила взаимоотношений в семье, доброта в отношениях. взаимопонимание, помощь отношения с родителями, друзьями.

3.

Конфликты в семье

 

 

Понятие «Семейный конфликт». причины конфликтов в семье6 отношение между супругами строятся на неверной нравственной основе (обиды.  подозрения, грубость, отсутствие внимания и заботы, помощи, неготовность супругов к выполнению своей новой социальной роли, разница во взглядах, привычках и нежелание изменяться, вмешательство и негативное влияние родителей, неприятие родственников или друзей супруга и т. д. 

 - предотвращение конфликтов, нравственные способы их разрешения

 - распад семьи. причина, нравственное поведение в ситуации развода, знакомство с основными положениями закона о семье, способах осуществления развода, раздела имущества, обязанностей родителей по отношению к детям.

 

Итого: 34 часа

 

 

 

 

 

 

 

Материально техническое обеспечение:

 

1.Интерактивная панель.

2.Интернет ресурсы