|
![]() Документ подписан электронной подписью |
государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат»
|
|
Утверждаю. Приказ №_68 от «23» 08. 2024 г. Директор:_________/Л.Г. Землянская/
|
Рабочая программа
Этика и психология семейной жизни
для 10 - 11 классов
Составила: учитель первой категории Чирская Виктория Витальевна.
1. Пояснительная записка.
В процессе работы по данной программе предстоит решить следующие задачи:
формировать представления о семье, ее роли в жизни человека;
формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.;
обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни;
сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье и воспитание;
формировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи.
Содержание курса этика и психология семейных отношений:
В результате изучения дисциплины, обучающиеся 10класса должны
Знать:
Учащиеся должны знать основные родственные связи в семье, уметь различать близких и дальних родственников.
Учащиеся должны знать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой.
учащиеся должны понимать и уметь объяснять какие условия необходимы для вступления в брак.
· понятие «семья», понимать её значение в жизни человека;
· основные родственные связи в семье;
· этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой;
· понимать важность создания собственной семьи, условия для создания семьи;
· основные обязанности членов семьи, объяснить их значение в семейной жизни;
· основные статьи доходов и расходов семьи;
· основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;
· основы семейного законодательства,
· знать об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, понимать свою обязанность в воспитании их;
· особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребенка.
уметь:
· различать близких и дальних родственников;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
· объяснять, какие условия необходимы для вступления в брак;
· приблизительно рассчитать бюджет семьи на один месяц;
· объяснить свои претензии к партнеру, не унижая его достоинства;
· определять основные обязанности родителей по отношению к своим детям.
В результате изучения дисциплины, обучающиеся 11 класса должны
Учащиеся должны знать основные обязанности членов семьи, объяснить их значение в семейной жизни.
Учащиеся должны усвоить понятия «экономика и быт семьи», знать основные статьи доходов и расходов семьи, уметь приблизительно рассчитать бюджет семьи на один месяц.
Учащиеся должны знать основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи, знать основы семейного законодательства, уметь объяснить свои претензии к партнеру, не унижая его достоинства.
1.3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом государственного казённого общеобразовательного учреждения Ростовской области «Колушкинская специальная школа – интернат» на 2022-2023 учебный год
Описание места учебного предмета представлено в следующей таблице:
Класс |
Количество часов (в неделю) |
Количество учебных недель
|
Количество часов (за год) |
11класс |
1ч.
1ч. |
34 недели
34 недели |
34 ч.
34 ч. |
2.Содержание учебного предмета
10 класс
№ п/п |
Наименование разделов учебной программы |
Кол-во часов |
Характеристика основных содержательных линий |
|
1 |
Семья. |
|
Что такое семья? Значение семьи в жизни человека. Духовные, дружеские, материальные связи в семье (общность взглядов, привычек, традиции семьи, семейные праздники). Влияние семьи на формирование личности ребенка. Родственники и родственные отношения. Правила поведения в семье, с родственниками. |
|
2 |
Создание семьи
Итого: 34 часа. |
|
Представления людей о семейном счастье. Чего ожидают молодые люди, создавая семью (образ будущей семьи, опыт родительской семьи, его принятие или отторжение). Причины создания семьи. Нравственная, материальная и физиологическая готовность человека к созданию семьи. Выбор спутника жизни. Качества человека, необходимые в семейной жизни. Требования, которые мы предъявляем к предполагаемому партнеру и их реальное воплощение. Нравственные качества и жизненные умения, важные для девушки, вступающей в брак. Нравственные качества и жизненные умения, важные для юноши, вступающего в брак. Влюбленность и любовь, нравственность и сексуальность. Этические правила, важные во взаимоотношениях юноши и девушки. Принятие решения о вступлении в брак (предложение, взаимное согласие). Главные мотивы, необходимые для принятия этого решения. Что является основой будущего благополучия семьи (любовь, уважение, дружеские чувства, влечение, наличие необходимых средств к существованию семьи и т.д.)? Как сообщить родителям о своем решении? Как следует вести себя в ситуации знакомства с родителями (юноши, девушки)? Почему родители могут быть против вашего брака? |
11 класс |
|||
1
2. |
Взаимоотношения в молодой семье
Быт и экономика молодой семьи
|
|
Первые шаги в жизни молодой семьи: привыкание к особенностям характера партнера, уважение, терпимость.; - Изменения. происходящие в жизни юноши: освоение новой социальной роли «муж» (формирование чувства ответственности за жену, забота о ней, защита. обеспечение материальных условий существования семьи. Участие в домашних заботах и т. д) - Изменения, происходящие в жизни девушки: освоение новой социальной роли «жена» (забота о муже, внимание и доброжелательность, ведение домашнего хозяйства, участие в материальном обеспечении семьи и т. д.) - обобщение знаний по теме Понятие «Экономика семьи». Доходы семьи. расходы семьи. Потребности семьи: естественные (питание. одежда, отдых и развлечения0 и ложные «вещизм». - понятие «Быт семьи». Организация домашнего хозяйства, режим семьи. отдых и развлечения в семье. -Атмосфера семьи. Нравственные правила взаимоотношений в семье, доброта в отношениях. взаимопонимание, помощь отношения с родителями, друзьями. |
3. |
Конфликты в семье
|
|
Понятие «Семейный конфликт». причины конфликтов в семье6 отношение между супругами строятся на неверной нравственной основе (обиды. подозрения, грубость, отсутствие внимания и заботы, помощи, неготовность супругов к выполнению своей новой социальной роли, разница во взглядах, привычках и нежелание изменяться, вмешательство и негативное влияние родителей, неприятие родственников или друзей супруга и т. д. - предотвращение конфликтов, нравственные способы их разрешения - распад семьи. причина, нравственное поведение в ситуации развода, знакомство с основными положениями закона о семье, способах осуществления развода, раздела имущества, обязанностей родителей по отношению к детям. |
|
Итого: 34 часа |
|
|
Материально техническое обеспечение:
1.Интерактивная панель.
2.Интернет ресурсы