ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат»
|
|
Документ подписан электронной подписью |
Учебный план АООП для обучающихся с нарушением интеллекта (вариант 2) для 4а класса
ГКОУ РО" Колушкинская специальная школа-интернат" на 2025-2026 учебный год .
Пояснительная записка
Учебный план АООП НИ (вариант 2) для 4а класса ГКОУ РО" Колушкинская специальная школа-интернат" разработан на основе требований следующих нормативных документов:
5.СанПиН 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28. 09. 2020 г. N 2;
6.СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (утв. остановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2);
7.Письма Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Министерства образования и науки РФ от 13.10.2011 № 19-255 «О направлении рекомендаций по совершенствованию преподавания физической культуры и спорта в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях»;
8.Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17.08.2024 г. №495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»;
Организация образовательного процесса в ГКОУ РО "«Колушкинская специальная школа – интернат» регламентируется Учебным планом, расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно.
Режим функционирования устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28. 09. 2020 г. N 2), СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2), Уставом образовательного учреждения и Правилами внутреннего распорядка.
Школа-интернат функционирует в режиме круглосуточного пребывания обучающихся в течение учебного года.
Учебный год начинается 1 сентября.
В соответствии с Учебным планом устанавливается следующая продолжительность учебного года:
4 класс - 34 учебные недели.
Продолжительность каникул не менее 30 календарных дней в течение учебного года, летом – не менее 8 календарных недель, дополнительные каникулы для первого класса в третьей четверти - 7 календарных дней.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность урока:
в 4 классе – 40 минут.
Комплектование детей в классах (группах) проводится на основании заключения ПМПК и заявления родителей (законных представителей).
Наполняемость классов (групп) определяется в зависимости от категории обучающихся согласно СанПиН 2.4. 3648-20.
Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий) учебного плана, реализуемой через урочную и внеурочную деятельность, не превышает гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся по классам в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21. Учебный план служит организационно-методическим основанием для осуществления учебно-воспитательного процесса и распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания по учебным дисциплинам на каждый год обучения.
Учебный план для 4 «а» класса ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» для обучающихся с нарушением интеллекта (вариант 2) составлен в соответствии с Федеральным учебным планом вариант 2, утверждённой приказом Минпросвещения России от 24.11.2022г. №1026.
Учебный план включает обязательную часть учебного плана и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.
Обязательная часть учебного плана включает обязательные предметные области: язык и речевая практика, математика, окружающий мир, искусство, технология, физическая культура.
При этом выделяются основные задачи реализации содержания каждой предметной области.
Предметная область: Язык и речевая практика
- Речь и альтернативная коммуникация.
Основные задачи реализации содержания:
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
Предметная область: Математика
Основные задачи реализации содержания:
Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления.
Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Предметная область: Окружающий мир (Окружающий природный мир. Человек. Домоводство. Окружающий социальный мир.)
Основные задачи реализации содержания:
Окружающий природный мир. Формирование представлений о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Формирование представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
Человек. Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание/раздевание. Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Представления о своей семье, о взаимоотношениях в семье.
Домоводство. Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами, участие в покупке продуктов, в процессе приготовления пищи, в сервировке и уборке столов.
Окружающий социальный мир. Формирование первоначальных представлений о мире, созданном человеком: о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах, о транспорте и т.д. Усвоение правил безопасного поведения в помещении и на улице. Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. Развитие межличностных и групповых отношений. Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни. Формирование представлений об обязанностях и правах ребенка. Представление о своей стране (Россия).
Предметная область: Искусство (музыка и движение, изобразительная деятельность)
Основные задачи реализации содержания:
Музыка и движение. Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам музыкального искусства. Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игры на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений. Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
Изобразительная деятельность (рисование). Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво – не красиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника. Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация; использование различных изобразительных технологий. Развитие способности к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности. Накопление опыта самовыражения в процессе изобразительной деятельности.
Предметная область: Физическая культура;
Адаптивная физическая культура.
Основные задачи реализации содержания:
Адаптивная физкультура.
Развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений. Освоение доступных способов передвижения (в том числе с использованием технических средств). Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. Формирование двигательных навыков, координации движений, физических качеств. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: велосипедная езда, ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры.
Предметная область: Труд (Технология).
Растениеводство
Основные задачи реализации содержания:
Развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций по работе с почвой, с растениями.
Коррекционно-развивающие занятия: Занятия «Коррекция и развитие устной речи» на которые отводится 3 часа направлены на формирование звукопроизношения, уточнения артикуляции звуков, развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений, расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания, формирование связной речи, совершенствование пространственно-временных ориентировок, развитие мелкой моторики рук, развитие тактильных ощущений.
Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях в рамках рабочих программ по разным направлениям внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность представлена следующими коррекционными курсами:
- «Двигательное развитие», на который отводится 1 час.
Основные задачи реализации содержания:
Мотивация двигательной активности; поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений. Формирование функциональных и двигательных навыков; развитие функции руки, в том числе мелкой моторики; формирование ориентировки в пространстве; обогащение сенсомоторного опыта.
- «Сенсорное развитие» 2 часа
Основные задачи реализации содержания:
Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. Развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а так же восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.
-«Предметно-практические действия» 1 час.
Основные задачи реализации содержания:
-формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами .
-«Альтернативная коммуникация» 2 часа.
Основные задачи реализации содержания:
– формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Внеурочная деятельность по другим направлениям:
в 4а классе представлена следующими курсами:
Ритмика – 1час.
На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Сказкотерапия – 1 час.
Занятия курса «Сказкотерапия» аккумулируют в себе элементы пластики, ритмики, риторики, этики и эстетики. Акцент делается на развитие личностных качеств ребенка, его духовного мира и физического здоровья. Многие сказки дают возможность для изготовления аппликаций и поделок, рисования и раскрашивания, лепки. Это развивает мелкую моторику рук. Упражнения, входящие в курс «Сказкотерапия», способствует коррекции ВПФ.
Лечебная физкультура – 1час.
Занятия лечебной физкультурой проводятся в точном соответствии с медицинскими рекомендациями и однородностью дефекта по группам. Решают коррекционно-компенсаторные и лечебно-оздоровительные задачи сохранения и укрепления физического здоровья, проводятся с обучающимися медработником в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Разговор о важном - 1 час.
Занятия «Разговоры о важном» имеют информационно-просветительскую, патриотическую, нравственную и экологическую направленности и реализуется с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их индивидуальными особенностями здоровья и развития.
|
|
||||
|
Предметные области |
Учебные предметы |
4а класс |
||
|
обязательная часть |
форм. часть |
всего |
||
|
Язык и речевая практика |
Речь и альтернативная коммуникация |
2 |
1 |
3 |
|
Математика |
Математические представления |
2 |
1 |
3 |
|
Окружающий мир |
Окружающий природный мир |
2 |
|
2 |
|
Человек |
2 |
|
2 |
|
|
Домоводство |
1 |
|
1 |
|
|
Окружающий социальный мир |
1 |
|
1 |
|
|
Исскусство |
Изобразительная деятельность |
3 |
|
3 |
|
Музыка и движение |
2 |
|
2 |
|
|
Физкультура |
Адаптивная физкультура |
2 |
|
2 |
|
Технология |
Растениеводство |
|
1 |
1 |
|
Коррекционно-развивающая занятия |
Коррекция развития устной речи |
|
3 |
3 |
|
Итого |
|
17 часов. |
6 часов |
23 часов |
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
|
6 часов |
||
|
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5 дневной учебной неделе) |
|
23 часа |
||
|
Внеурочная деятельность |
|
10 часов |
||
|
Коррекционные курсы |
Сенсорное развитие |
2 |
|
2 |
|
Предметно-практические действия |
1 |
|
1 |
|
|
Двигательное развитие |
1 |
|
1 |
|
|
Альтернативная коммуникация |
2 |
|
2 |
|
|
Внеурочная деятельность (по направлениям) |
Разговоры о важном |
1 |
|
1 |
|
ЛФК |
1 |
|
1 |
|
|
Ритмика |
1 |
|
1 |
|
|
Сказкотерапия |
1 |
|
1 |
|
|
Общий объём учебного плана |
|
27 часов |
6 часов |
33 часов |