ЭП

Документ подписан электронной подписью
01.09.2025 21:33, Землянская Людмила Григорьевна, директор
Ключ электроннй подписи

 

государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Колушкинская специальная школа-интернат»

Принято

на заседании педагогического совета

Протокол от «26»__08._2025г. № 1_

УТВЕРЖДАЮ:

Директор___________Л.Г. Землянская

Приказ от «27_»_08__2025г. №_69_

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план АООП УО (вариант 1) для 1-4 классов

ГКОУ РО" Колушкинская специальная школа-интернат" на 2025-2026 учебный год .

 

 

 

 

 

 

 

сл. Колушкино

2025 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Учебный план АООП УО (вариант 1) для 1-4 классов ГКОУ РО" Колушкинская специальная школа-интернат" разработан на основе требований следующих нормативных документов:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 _ФЗ от 29.12.12.;
  2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
  4. Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г №115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  1. СанПиН 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28. 09. 2020 г. N 2;
  2. СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (утв. остановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2);
  1. Письма Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Министерства образования и науки РФ от 13.10.2011 № 19-255 «О направлении рекомендаций по совершенствованию преподавания физической культуры и спорта в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях»;
  2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17.02024 г. №495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»;

9.Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников"

10.Приказ Министерства просвещения РФ от 22 февраля 2024 г. N 119 "О внесении изменений в приложения №1 и №2 к приказу Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников"

11. Устава ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат».

Организация образовательного процесса в ГКОУ РО "«Колушкинская специальная школа – интернат» регламентируется Учебным планом, расписанием занятий, которые разрабатывается и утверждается образовательным учреждением самостоятельно.

Режим функционирования устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28. 09. 2020 г. N 2), СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2), Уставом образовательного учреждения и Правилами внутреннего распорядка.

Школа-интернат функционирует в режиме круглосуточного пребывания обучающихся в течение учебного года.

Учебный год начинается 1 сентября.

В соответствии с Учебным планом устанавливается следующая продолжительность учебного года:

1 класс - 33 учебные недели;

2-4 класс - 34 учебные недели.

Продолжительность каникул не менее 30 календарных дней в течение учебного года, летом – не менее 8 календарных недель, дополнительные каникулы для первого класса в третьей четверти - 7 календарных дней.

Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5дней.

Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену.

Продолжительность урока:

в 1 классе I полугодие – 35 минут, со II полугодия – 40 минут;

во 2-4 классах – 40 минут.

Комплектование детей в классах (группах) проводится на основании заключения ПМПК и заявления родителей (законных представителей).

Наполняемость классов (групп) определяется в зависимости от категории обучающихся согласно СанПиН 2.4. 3648-20.

Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий) учебного плана, реализуемой через урочную и внеурочную деятельность, не превышает гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся по классам в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21. Учебный план служит организационно-методическим основанием для осуществления учебно-воспитательного процесса и распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания по учебным дисциплинам на каждый год обучения.

 

В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.

Учебный план включает обязательную часть учебного плана и часть формируемую участниками образовательных отношений и внеурочную деятельность.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы в ОО, АООП УО (вариант 1) и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

-формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;

-формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

-формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.

Обязательная часть учебного плана включает обязательные учебные области:

Предметная область: Язык и речевая практика

- Русский язык;

- Чтение;

- Речевая практика.

Предметная область: Математика

- Математика.

Предметная область: Естествознание

- Мир природы и человека;

Предметная область: Искусство

- Музыка;

- Рисование (изобразительное искусство)

Предметная область: Технология

- Ручной труд;

Предметная область: Физическая культура

- Адаптивная физическая культура.

Обучение общеобразовательным предметам имеет практическую направленность, принцип коррекции является ведущим, учитывается воспитывающая роль обучения, необходимость формирования таких черт характера, которые способствуют достижению личностных результатов, включающих индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции и целостные установки.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует), во 2 - 4 классах 3 часа и используется на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, на введение отдельных учебных курсов, обеспечивающих приобретение дополнительных знаний, умений и навыков в связи с актуальными запросами общества. Данные часы во 2-4 классах распределены следующим образом:

- 1 час на увеличение учебных часов, отводимых на изучение предмета «Мир природы и человека», для более углубленного формирования первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека;

  • 1 час на увеличение учебных часов, отводимых на изучение предмета «Ручной труд», т.к. трудовая деятельность обладает огромными коррекционными возможностями, помогает адекватному восприятию и эстетической оценке предметов окружающей действительности, их изучению, систематизации знаний о предметах; способствует формированию и коррекции, мыслительных операций, речи, мелкой моторики;

-1 час на изучение предмета «Доноведение» с целью формирования у обучающихся младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём, воспитания уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантность, культуру межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственность и патриотизм.

Частью учебного плана является внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (коррекционно-развивающее, нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).

Коррекционно-развивающее направление является обязательным и представлено коррекционно-развивающими занятиями:

логопедическими и психокоррекционными занятиями.

На занятиях «Развитие психических и сенсорных процессов» особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом. Группы для занятий формируются на основе обследования ПМПк школы-интерната. Занятия направлены на совершенствование сенсомоторных функций нервной системы и формирование положительной учебной мотивации.

  • Логопедические занятия» проводятся как индивидуально, так и по группам. Группы комплектуются с учетом однородности речевых нарушений и направлены на:
  • формирование звукопроизношения, уточнения артикуляции звуков;
  • развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений;
  • расширение словарного запаса, обогащение активного словаря;
  • развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания;
    - формирование связной речи;
  • совершенствование пространственно-временных ориентировок;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие тактильных ощущений.

Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводят учителя-логопеды и педагог-психолог.

На реализацию коррекционно-развивающей области отводится до 6 часов в неделю от общего количества часов, предусмотренных на внеурочную деятельность.

Другие направления внеурочной деятельности в 1-4 классах представлены следующими курсами:

Лечебная физкультура – 1час;

Ритмика – 1час;

Сказкотерапия – 2 час.

Разговор о важном -1ч.

Занятия лечебной физкультурой проводятся в точном соответствии с медицинскими рекомендациями и однородностью дефекта по группам. Решают коррекционно-компенсаторные и лечебно-оздоровительные задачи сохранения и укрепления физического здоровья, проводятся с обучающимися медработником в соответствии с медицинскими рекомендациями.

На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Занятия курса «Сказкотерапия» аккумулируют в себе элементы пластики, ритмики, риторики, этики и эстетики. Акцент делается на развитие личностных качеств ребенка, его духовного мира и физического здоровья. Многие сказки дают возможность для изготовления аппликаций и поделок, рисования и раскрашивания, лепки. Это развивает мелкую моторику рук. Упражнения, входящие в курс «Сказкотерапия», способствует коррекции ВПФ.

Занятия «Разговоры о важном» имеют информационно-просветительскую, патриотическую, нравственную и экологическую направленности и реализуется с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их индивидуальными особенностями здоровья и развития.

 

Образовательные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Итого

 

1 класс

2класс

3 класс

4 класс

 

 

 

обяз. часть

обяз. часть

форм. часть

всего

обяз. часть

форм. часть

всего

обяз. часть

форм. часть

всего

 

Язык и речевая практика

Русский язык

3

3

 

3

3

 

3

3

 

3

12

Чтение

3

4

 

4

4

 

4

4

 

4

15

Речевая практика

2

2

 

2

2

 

2

2

 

2

8

Математика

Математика

3

4

 

4

4

 

4

4

 

4

15

Естествознание

Мир природы и человека

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

8

Искусство

Музыка

2

1

 

1

1

 

1

1

 

1

5

Рисование (изобразительное искусство)

1

1

 

1

1

 

1

1

 

1

4

Технология

Труд (технология

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

8

Физическая культура

Адаптивная физическая культура

3

3

 

3

3

 

3

3

 

3

12

Региональный компонент

Доноведение

 

 

1

1

 

1

1

 

1

1

3

Итого

21

20

3

23

20

3

23

20

3

23

90

Максимально допустимая учебная нагрузка

21

 

 

23

 

 

23

 

 

23

90

Внеурочная деятельность

10

10

 

10

10

 

10

10

 

10

40

Коррекционно- развивающая работа

Логопедические занятия

3

3

 

3

3

 

3

3

 

3

12

Психокоррекционные занятия

2

2

 

2

2

 

2

2

 

2

8

Ритмика

1

1

 

1

1

 

1

1

 

1

4

Другие направления внеурочной деятельности

ЛФК

1

1

 

1

1

 

1

1

 

1

4

Сказкотерапия

2

2

 

2

2

 

2

2

 

2

8

Разговор о важном

1

1

 

1

1

 

1

1

 

1

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общий объем учебного плана

31

30

3

33

30

3

33

30

3

33

130

                                 

 

Учебно-методическое обеспечение учебного плана 1-4 классов.

 

п/п

Предмет

Автор, наименование учебного пособия.

 

1

Обучение грамоте

А.К. Аксенова «Букварь»

 

2.

Речевая практика

С.В. Комарова. «Речевая практика»

 

3.

Математика

Т.В.. Алышева «Математика»

 

4.

Музыка

И.В. Евтушенко «Музыка»

 

5

Ручной труд

Л.А.Кузнецова «Ручной труд»

 

6

Мир природы и человека

Н.Б. Матвеева «Мир природы и человека»

 

7

Рисование

М.Ю. Рау «Изобразительное искусство»

 

 

 

 

 

1

Чтение

С.Ю.Ильина «Чтение»

 

2

Русский язык

Э.В. Якубовская «Русский язык»

 

3

Речевая практика

С.В. Комарова. «Речевая практика»

 

4

Математика

Т.В.. Алышева «Математика»

 

5

Музыка

И.В. Евтушенко «Музыка»

 

6

Ручной труд

Л.А.Кузнецова. «Ручной труд»

 

7

Мир природы и человека

Н.Б. Матвеева «Мир природы и человека»

 

8

Рисование

М.Ю. Рау «Изобразительное искусство»

 

 

 

 

 

1

Чтение

С.Ю. Ильина «Чтение»

 

2

Русский язык

Э.В. Якубовская «Русский язык»

 

3

Ручной труд

Л.А.Кузнецова «Ручной труд»

 

4

Речевая практика

С.В. Комарова. «Речевая практика»

 

5

Математика

Т.В. Алышева «Математика»

 

6

Музыка

И.В. Евтушенко «Музыка»

 

7

Мир природы и человека

Н.Б. Матвеева «Мир природы и человека»

 

8

Рисование

М.Ю. Рау «Изобразительное искусство»

 

 

 

 

 

1

Чтение

С.Ю. Ильина «Чтение»

 

2

Русский язык

Э.В. Якубовская «Русский язык»

 

3

Ручной труд

Л.А.Кузнецова «Ручной труд»

 

4

Речевая практика

С.В. Комарова. «Речевая практика»

 

5

Математика

Т.В. Алышева «Математика»

 

6

Музыка

И.В. Евтушенко «Музыка»

 

7

Мир природы и человека

Н.Б. Матвеева «Мир природы и человека»

 

8

Рисование

М.Ю. Рау «Изобразительное искусство»