ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат»
|
|
Документ подписан электронной подписью |
государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат»
|
Принято на заседании педагогического совета Протокол от «26»__08._2025г. № 1_ |
УТВЕРЖДАЮ: Директор___________Л.Г. Землянская Приказ от «27_»_08__2025г. №_69_
|
Учебный план АООП УО (вариант 1) для 1-4 классов
ГКОУ РО" Колушкинская специальная школа-интернат" на 2025-2026 учебный год .
сл. Колушкино
2025 год
Пояснительная записка
Учебный план АООП УО (вариант 1) для 1-4 классов ГКОУ РО" Колушкинская специальная школа-интернат" разработан на основе требований следующих нормативных документов:
Организация образовательного процесса в ГКОУ РО "«Колушкинская специальная школа – интернат» регламентируется Учебным планом, расписанием занятий, которые разрабатывается и утверждается образовательным учреждением самостоятельно.
Режим функционирования устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28. 09. 2020 г. N 2), СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2), Уставом образовательного учреждения и Правилами внутреннего распорядка.
Школа-интернат функционирует в режиме круглосуточного пребывания обучающихся в течение учебного года.
Учебный год начинается 1 сентября.
В соответствии с Учебным планом устанавливается следующая продолжительность учебного года:
1 класс - 33 учебные недели;
2-4 класс - 34 учебные недели.
Продолжительность каникул не менее 30 календарных дней в течение учебного года, летом – не менее 8 календарных недель, дополнительные каникулы для первого класса в третьей четверти - 7 календарных дней.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность урока:
в 1 классе I полугодие – 35 минут, со II полугодия – 40 минут;
во 2-4 классах – 40 минут.
Комплектование детей в классах (группах) проводится на основании заключения ПМПК и заявления родителей (законных представителей).
Наполняемость классов (групп) определяется в зависимости от категории обучающихся согласно СанПиН 2.4. 3648-20.
Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий) учебного плана, реализуемой через урочную и внеурочную деятельность, не превышает гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся по классам в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21. Учебный план служит организационно-методическим основанием для осуществления учебно-воспитательного процесса и распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания по учебным дисциплинам на каждый год обучения.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает обязательную часть учебного плана и часть формируемую участниками образовательных отношений и внеурочную деятельность.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы в ОО, АООП УО (вариант 1) и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
-формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
-формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
-формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.
Обязательная часть учебного плана включает обязательные учебные области:
Предметная область: Язык и речевая практика
- Русский язык;
- Чтение;
- Речевая практика.
Предметная область: Математика
- Математика.
Предметная область: Естествознание
- Мир природы и человека;
Предметная область: Искусство
- Музыка;
- Рисование (изобразительное искусство)
Предметная область: Технология
- Ручной труд;
Предметная область: Физическая культура
- Адаптивная физическая культура.
Обучение общеобразовательным предметам имеет практическую направленность, принцип коррекции является ведущим, учитывается воспитывающая роль обучения, необходимость формирования таких черт характера, которые способствуют достижению личностных результатов, включающих индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции и целостные установки.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует), во 2 - 4 классах 3 часа и используется на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, на введение отдельных учебных курсов, обеспечивающих приобретение дополнительных знаний, умений и навыков в связи с актуальными запросами общества. Данные часы во 2-4 классах распределены следующим образом:
- 1 час на увеличение учебных часов, отводимых на изучение предмета «Мир природы и человека», для более углубленного формирования первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека;
-1 час на изучение предмета «Доноведение» с целью формирования у обучающихся младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём, воспитания уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантность, культуру межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственность и патриотизм.
Частью учебного плана является внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (коррекционно-развивающее, нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Коррекционно-развивающее направление является обязательным и представлено коррекционно-развивающими занятиями:
логопедическими и психокоррекционными занятиями.
На занятиях «Развитие психических и сенсорных процессов» особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом. Группы для занятий формируются на основе обследования ПМПк школы-интерната. Занятия направлены на совершенствование сенсомоторных функций нервной системы и формирование положительной учебной мотивации.
Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводят учителя-логопеды и педагог-психолог.
На реализацию коррекционно-развивающей области отводится до 6 часов в неделю от общего количества часов, предусмотренных на внеурочную деятельность.
Другие направления внеурочной деятельности в 1-4 классах представлены следующими курсами:
Лечебная физкультура – 1час;
Ритмика – 1час;
Сказкотерапия – 2 час.
Разговор о важном -1ч.
Занятия лечебной физкультурой проводятся в точном соответствии с медицинскими рекомендациями и однородностью дефекта по группам. Решают коррекционно-компенсаторные и лечебно-оздоровительные задачи сохранения и укрепления физического здоровья, проводятся с обучающимися медработником в соответствии с медицинскими рекомендациями.
На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Занятия курса «Сказкотерапия» аккумулируют в себе элементы пластики, ритмики, риторики, этики и эстетики. Акцент делается на развитие личностных качеств ребенка, его духовного мира и физического здоровья. Многие сказки дают возможность для изготовления аппликаций и поделок, рисования и раскрашивания, лепки. Это развивает мелкую моторику рук. Упражнения, входящие в курс «Сказкотерапия», способствует коррекции ВПФ.
Занятия «Разговоры о важном» имеют информационно-просветительскую, патриотическую, нравственную и экологическую направленности и реализуется с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их индивидуальными особенностями здоровья и развития.
|
|
||||||||||||||||
|
Образовательные области |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Итого |
|||||||||||||
|
|
||||||||||||||||
|
1 класс |
2класс |
3 класс |
4 класс |
|
||||||||||||
|
|
|
обяз. часть |
обяз. часть |
форм. часть |
всего |
обяз. часть |
форм. часть |
всего |
обяз. часть |
форм. часть |
всего |
|
||||
|
Язык и речевая практика |
Русский язык |
3 |
3 |
|
3 |
3 |
|
3 |
3 |
|
3 |
12 |
||||
|
Чтение |
3 |
4 |
|
4 |
4 |
|
4 |
4 |
|
4 |
15 |
|||||
|
Речевая практика |
2 |
2 |
|
2 |
2 |
|
2 |
2 |
|
2 |
8 |
|||||
|
Математика |
Математика |
3 |
4 |
|
4 |
4 |
|
4 |
4 |
|
4 |
15 |
||||
|
Естествознание |
Мир природы и человека |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
8 |
||||
|
Искусство |
Музыка |
2 |
1 |
|
1 |
1 |
|
1 |
1 |
|
1 |
5 |
||||
|
Рисование (изобразительное искусство) |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
|
1 |
1 |
|
1 |
4 |
|||||
|
Технология |
Труд (технология |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
8 |
||||
|
Физическая культура |
Адаптивная физическая культура |
3 |
3 |
|
3 |
3 |
|
3 |
3 |
|
3 |
12 |
||||
|
Региональный компонент |
Доноведение |
|
|
1 |
1 |
|
1 |
1 |
|
1 |
1 |
3 |
||||
|
Итого |
21 |
20 |
3 |
23 |
20 |
3 |
23 |
20 |
3 |
23 |
90 |
|||||
|
Максимально допустимая учебная нагрузка |
21 |
|
|
23 |
|
|
23 |
|
|
23 |
90 |
|||||
|
Внеурочная деятельность |
10 |
10 |
|
10 |
10 |
|
10 |
10 |
|
10 |
40 |
|||||
|
Коррекционно- развивающая работа |
Логопедические занятия |
3 |
3 |
|
3 |
3 |
|
3 |
3 |
|
3 |
12 |
||||
|
Психокоррекционные занятия |
2 |
2 |
|
2 |
2 |
|
2 |
2 |
|
2 |
8 |
|||||
|
Ритмика |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
|
1 |
1 |
|
1 |
4 |
|||||
|
Другие направления внеурочной деятельности |
ЛФК |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
|
1 |
1 |
|
1 |
4 |
||||
|
Сказкотерапия |
2 |
2 |
|
2 |
2 |
|
2 |
2 |
|
2 |
8 |
|||||
|
Разговор о важном |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
|
1 |
1 |
|
1 |
4 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общий объем учебного плана |
31 |
30 |
3 |
33 |
30 |
3 |
33 |
30 |
3 |
33 |
130 |
|||||
Учебно-методическое обеспечение учебного плана 1-4 классов.
|
№ п/п |
Предмет |
Автор, наименование учебного пособия. |
|
|
1 |
Обучение грамоте |
А.К. Аксенова «Букварь» |
|
|
2. |
Речевая практика |
С.В. Комарова. «Речевая практика» |
|
|
3. |
Математика |
Т.В.. Алышева «Математика» |
|
|
4. |
Музыка |
И.В. Евтушенко «Музыка» |
|
|
5 |
Ручной труд |
Л.А.Кузнецова «Ручной труд» |
|
|
6 |
Мир природы и человека |
Н.Б. Матвеева «Мир природы и человека» |
|
|
7 |
Рисование |
М.Ю. Рау «Изобразительное искусство» |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Чтение |
С.Ю.Ильина «Чтение» |
|
|
2 |
Русский язык |
Э.В. Якубовская «Русский язык» |
|
|
3 |
Речевая практика |
С.В. Комарова. «Речевая практика» |
|
|
4 |
Математика |
Т.В.. Алышева «Математика» |
|
|
5 |
Музыка |
И.В. Евтушенко «Музыка» |
|
|
6 |
Ручной труд |
Л.А.Кузнецова. «Ручной труд» |
|
|
7 |
Мир природы и человека |
Н.Б. Матвеева «Мир природы и человека» |
|
|
8 |
Рисование |
М.Ю. Рау «Изобразительное искусство» |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Чтение |
С.Ю. Ильина «Чтение» |
|
|
2 |
Русский язык |
Э.В. Якубовская «Русский язык» |
|
|
3 |
Ручной труд |
Л.А.Кузнецова «Ручной труд» |
|
|
4 |
Речевая практика |
С.В. Комарова. «Речевая практика» |
|
|
5 |
Математика |
Т.В. Алышева «Математика» |
|
|
6 |
Музыка |
И.В. Евтушенко «Музыка» |
|
|
7 |
Мир природы и человека |
Н.Б. Матвеева «Мир природы и человека» |
|
|
8 |
Рисование |
М.Ю. Рау «Изобразительное искусство» |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Чтение |
С.Ю. Ильина «Чтение» |
|
|
2 |
Русский язык |
Э.В. Якубовская «Русский язык» |
|
|
3 |
Ручной труд |
Л.А.Кузнецова «Ручной труд» |
|
|
4 |
Речевая практика |
С.В. Комарова. «Речевая практика» |
|
|
5 |
Математика |
Т.В. Алышева «Математика» |
|
|
6 |
Музыка |
И.В. Евтушенко «Музыка» |
|
|
7 |
Мир природы и человека |
Н.Б. Матвеева «Мир природы и человека» |
|
|
8 |
Рисование |
М.Ю. Рау «Изобразительное искусство» |