ЭП

Документ подписан электронной подписью
02.09.2025 09:27, Землянская Людмила Григорьевна, директор
Ключ электроннй подписи

 

 

государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Колушкинская специальная школа-интернат»

 

Принято

на заседании педагогического совета

Протокол от «_26_»_августа_2025г. №_1_

УТВЕРЖДАЮ:

Директор___________Л.Г. Землянская

Приказ от «27»__августа___2025г. №_69_

 

 

Адаптированная основная образовательная программа профессионального обучения (программа профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих) для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта)

по профессии

«Швея»

 

2025г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная основная образовательная программа профессионального обучения (программа профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих) для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта) по профессии «Швея» (далее -АООППО по должности «Швея») разработана для профессиональной подготовки по профессиям рабочих для обучающихся с нарушением интеллекта на базе выпускников специальных (коррекционных) образовательных школ без получения среднего общего образования, сроком обучения 2 года и регламентирует цели, ожидаемые результаты, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по профессии и включает в себя: учебные планы, рабочие программы учебных дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Нормативную правовую основу разработки АООППО по должности «Швея» составляют:

-Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273- ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ, ред. от 29.07.2017 N 216-ФЗ));

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. N 513 "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение" зарегистрировано в Минюсте РФ 8 августа 2013г. (ред. от 12 ноября 2018 г.);

-Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

-Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса, (письмо Департамента подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации 18 марта 2013 г. № 06-281).

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения. (зарегистрирован в Минюсте РФ 15 мая 2013 г. Регистрационный № 28395).

- СанПиН 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28. 09. 2020 г. N 2;

- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п;

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";

- Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 10.07.2002г. № 1277);

-Устав ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» (Утв. приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08. 11. 2015г. № 785) и Изменения и дополнения в Устав ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» (Утв. приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 29. 08. 2017г. № 645);

-Локальные нормативные акты, регулирующие обучение лиц с нарушением интеллекта в ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат».

Методическую основу разработки адаптированной образовательной программы составляют:

- «Методические рекомендации по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности" в части рекомендованных видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов; рационального трудоустройства инвалидов», утвержденные приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 51;

  • Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (письмо Департамента подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 марта 2014 года № 06-281;
  • Программно-методическое обеспечение для 10–12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида : пособие для учителя / под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой.

.

Нормативный срок освоения адаптированной образовательной программы

Нормативный срок освоения АООППО по должности «Швея» при очной форме обучения составляет:

 

Образовательная база приема

Профессия

Нормативный срок освоения АООППО по должности «Швея» при очной форме обучения

ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат».

Швея 19601

2 года

 

1.3. Требования к абитуриенту

К освоению АООППО по должности «Швея» допускаются лица с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) из числа выпускников специальных образовательных организаций.

Зачисление на обучение проводится по личному заявлению поступающего или законного представителя, при наличии документа об образовании установленного образца (свидетельства об обучении).

 

2. Учебный план для 11 класса ГКОУ РО "Колушкинская специальная школа-интернат" на 2025-2026 учебный год.

2.1.Учебный план по профессиональному обучению для 11 класса составлен в соответствии с приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 10.07. 2002 года № 1277. Учебный план для профессионального обучения в 11 классе состоит из 2-х частей: инвариантной и вариативной. Недельная учебная нагрузка – 30 часов.

Инвариативная часть учебного плана представлена следующими предметами:

-русский язык;

- литература;

-математика;

- обществоведение;

- этика и психология семейной жизни;

- физкультура;

- производственное обучение;

-социально-бытовая ориентировка.

Для занятий по профессиональной подготовке, СБО обучающиеся делятся по подгруппам.

Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 73) и лицензией образовательного учреждения. Часы, необходимые для профессиональной подготовки и присвоения соответствующего квалификационного разряда, формируются за счет времени, выделяемого учебным планом на изучение образовательной области «Трудовая подготовка» в части образовательного компонента «Производственное обучение»:

II курс обучения по рабочей специальности – 22 часа в неделю.

Для разработки учебного плана по профессии «Швея» использовались нормативные и правовые документы:

-Федеральный Закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

-Приказ Минобразования и науки РФ от 02. 07.2013 №513 «Об утверждении перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»

-Приказ Минобразования и науки РФ от 18.04.2013 №292 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»

-Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих ОК 016 – 94 (Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 в ред. от 19.06.2012)

-Модели учебного плана для профессиональной подготовки лиц, не имеющих основного общего образования, разработанной учебно-методическим кабинетом Государственного Федерального учреждения Министерства труда и социального развития РФ в 2001 г. и согласованной с Управлением начального профессионального образования Минобразования России (4 января 2001 г.).

-Профессиональные стандарты, утвержденные Приказом минтруда и соцзащиты РФ:

-Профессиональный стандарт «Швея»;

Учебный план по профессиональному обучению разработан с учетом реализации следующих принципов:

- ориентация на социально-экономическую ситуацию и требования регионального и муниципального рынка труда;

- усиление профориентационной направленности профессионального обучения средствами профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их профессиональными интересами и психофизическими возможностями;

- обеспечение преемственности между профтрудовым обучением и профессиональным обучением.

Профессиональное обучение направлено на приобретение обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями и иными профессиональными средствами, развитие мотивируемой потребности в получении востребованной профессии, в организации самозанятости на рынке труда, получение квалификационных разрядов по профессии рабочего без изменения уровня образования,

 

Образовательные области

Образовательные компоненты

11 класс

 

 

 

инвариатив

вариатив

всего

 

 

Общеобразовательный учебный цикл

 

 

 

Язык и литература

Русский язык

1/34

 

1/34

 

 

Литература

1/34

 

1/34

 

 

Математика

Математика

1/34

 

1/34

 

 

 

 

Обществознание

Обществоведение

1/34

 

1/34

 

 

Этика и психология семейной жизни

1/34

 

1/34

 

 

Физкультура

Физкультура

2/68

 

2/68

 

 

Коррекционная подготовка

СБО

1/34

 

1/34

 

 

Трудовая подготовка

Производственное обучение

22/748

 

22/748

 

 

2.2.График учебного процесса по профессиональному обучению на 2025-2026 учебный год

 

Месяц

 

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

март

Апрель

Май

 

 

11 класс

01 -30

01 -24

5-28

01 -26

12 -31

02 -27

02-23

 

30-31

01-30

04-27

27-28

29

 

П/О

 

П/О

 

П/О

 

П/О

 

П/О

 

П/О

 

П/О

 

 

У/П

 

У/П

 

У/П

Консультации

Итоговая аттестация

 

3. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса

3.1. АООППО по должности «Швея» предусматривает изучение следующих учебных циклов:

  • общеобразовательного;
  • профессионального;

и разделов:

  • учебная практика;
  • итоговая аттестация (квалификационный экзамен).

 

3.2.Общеобразовательный учебный цикл состоит из учебных дисциплин:

-Русский язык и литература.

-Обществоведение.

-Социально - бытовая ориентировка.

-Физическая культура.

-Математика.

-Этика семейной жизни.

 

3.3. Аннотации рабочих программ дисциплин общеобразовательного учебного цикла:

 

3.3.1.Русский язык и литература

 

Дисциплина «Русский язык и литература» входит в общеобразовательный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 2 курсе.

Основная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие умственно отсталых учащихся: помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи, пользоваться им в жизни как основным средством общения, а также сформировать умения и навыки грамотного письма.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • вести диалог в соответствии с задачами речевого общения;
  • писать изложение и сочинение после предварительной отработки содержания и языкового оформления;
  • оформлять изученные виды деловых бумаг;
  • пользоваться орфографическим и толковым словарём, применять изученные орфографические правила на письме с помощью учителя или самостоятельно;
  • принимать участие в чтении драматических произведений по ролям,

вырабатывающие у учащихся правильные эмоциональные интонации в устной

речи;

  • правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая

нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,

соответствие теме и др.);

  • участвовать в обсуждении произведения, что совершенствует умение ведения диалога учащимися (не перебивать собеседника, продумывать свой ответ и строить его в зависимости от сказанного собеседником);
  • правильно читать доступный текст вслух целыми словами, читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту;
  • пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты – самостоятельно;
  • выражать свое отношение к поступкам героев и событиям;
    знать:
  • части речи, использование их в речи;
  • наиболее распространённые правила правописания слов;
  • известные стихотворные произведения, прозаичные отрывки.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины за 2 курс обучения:

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

68

Обязательные учебные занятия, в том числе

68

текущий контроль успеваемости

8

зачёт

2

 

3.3.2.Обществоведение

Дисциплина «Обществоведение» входит в общеобразовательный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 2 курсе.

Основная задача обучения обществоведению: расширение правовых знаний у учащихся, формирование у них умений пользоваться своими правами, профилактика противоправных нарушений.

В содержание учебного предмета включены в доступной форме элементарные сведения о государстве и праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен

знать:

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
  • важность для общества семьи и семейных традиций;
  • этические и правовые нормы, экологические требования;
  • ключевые понятия, формирующие целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни;
  • основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни;
  • значение коммуникации в межличностном общении человека;
  • законы и правовые акты РФ, названия кодексов РФ и их примерное

содержание;

  • свои основные права и обязанности гражданина РФ;

уметь:

  • признавать равноправие народов, единство разнообразных культур;
  • объяснять явления и процессы социальной действительности;
  • анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
  • определять собственное отношение к явлениям современной жизни,

формулировать свою точку зрения;

  • находить нужную социальную информацию в различных источниках;

адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины

и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей

(анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся

данные, соотносить их с собственными знаниями);

  • руководствоваться нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
  • взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,

участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  • пользоваться своими правами, обращаться в соответствующие органы и

инстанции.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины за 2 курс обучения:

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

34

Обязательные учебные занятия, в том числе

34

текущий контроль успеваемости

2

зачёт

2

 

3.3.3. Социально-бытовая ориентировка (СБО)

 

Дисциплина СБО входит в общеобразовательный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 2 курсе.

Социально-бытовая ориентировка – система коррекционных занятий, направленных на подготовку умственно отсталых школьников к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социально- бытовой адаптации, на повышение общего уровня культуры поведения и отношений в семье, окружающем социуме.

Задачи курса состоят в следующем:

-формирование жизненной компетентности: овладение знаниями, умениями и

навыками достаточными для адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, помощи семье, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве;

-коррекция недостатков психофизического развития (психических функций и

познавательной деятельности);

-развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации;

-формирование социально-нормативного поведения в семье и окружающей среде;

-обучение практическому применению знаний, полученных при изучении

общеобразовательных дисциплин.

Содержание курса СБО:

  • личная гигиена;
  • одежда и обувь;
  • питание;
  • жилище;
  • транспорт;
  • торговля;
  • семья (бюджет семьи, семейные отношения);
  • средства связи;
  • медицинская помощь;
  • трудоустройство.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины за 2 курс обучения:

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

34

Обязательные учебные занятия, в том числе

34

текущий контроль успеваемости

2

зачёт

2


3.3.4. Физическая культура

 

Дисциплина «Физическая культура» входит в общеобразовательный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 2 курсе.

Основные задачи физической культуры для обучающихся с нарушением интеллекта:

- укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;

- формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.;

- приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре;

- воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности; - развитие чувства темпа и ритма, координации движений;

- усвоение учащимися речевого материала, используемого учителем на уроках по физической культуре.

В программу включены следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика, игры подвижные и спортивные.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины.:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
  • проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями;
  • преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием различных способов передвижения;
  • осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
  • выполнять контрольные нормативы, предусмотренные по легкой атлетике, гимнастике, лыжам при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма.

знать:

  • влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни;
  • способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;
  • правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

68

Обязательные учебные занятия, в том числе

68

текущий контроль успеваемости

2

зачёт

2

 

3.3.5. Математика

 

Дисциплина «Математика» входит в общеобразовательный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 2 курсе.

Главная цель программы - формирование у учащихся умений: видеть (узнавать) в быту постоянно возникающие математические ситуации, применять на практике полученные математические знания и умения, на основании ситуации составлять и решать различные жизненно важные задачи.

Задачи:

- формирование элементарных представлений об экономике;

- выработка адекватных представлений о повседневной экономической ситуации в семье;

- обретение навыков анализа конкретных семейных экономических ситуаций;

- формирование умений делать экономический выбор, принимать

самостоятельные экономические решения в личной жизни, быть «хозяином»;

- освоение навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.

Программа определяет деятельность в 2 направлениях:

- теоретическая часть;

- практическая часть.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение, и

деление на однозначное и двузначное число) с натуральными числами и

десятичными дробями;

  • свободно оперировать мерами стоимости, длины, массы, времени;

решать простые задачи на нахождение части от числа, процентов от числа по его проценту;

  • решать составные задачи, требующие нескольких арифметических действий, для решения которых необходимо использовать знание зависимости между важнейшими величинами: цена - количество- стоимость; площадью прямоугольника и длинами его сторон; вычислять площадь и периметр прямоугольника, объем куба и параллелепипеда;
  • заполнять бланки и производить расчеты по оплате коммунальных платежей;
  • производить действие на калькуляторе: сложение, вычитание, умножение и деление, нахождение нескольких процентов от числа и числа по нескольким процентам;

знать:

  • натуральный ряд чисел от 1 до 1000000;
  • названия и обозначение единиц стоимости, длины, массы, времени, объема;
  • соотношение между единицами стоимости, длины, массы, времени, процента;

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины за 2 курс обучения:

 

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

34

Обязательные учебные занятия, в том числе

34

текущий контроль успеваемости

2

зачёт

2

 

3.3.6. Этика и психология семейной жизни

Дисциплина «Этика и психология семейной жизни» входит в общеобразовательный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 2 курсе.

Целью изучения этики и психологии семейной жизни является формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека. Выработка у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми.

В задачи курса входит формировать представления о следующих важных понятиях курса:

- о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;

-об экономике и быте семьи, об основных статьях доходов и расходов семьи;

-об основах семейного законодательства;

-о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи.

Содержание курса этика и психология семейной жизни:

  • Семья.
  • Создание семьи.
  • Взаимоотношения в молодой семье.
  • Быт и экономика молодой семьи.
  • Конфликты в семье.
  • Ребенок в семье.
  • Конфликты с родителями.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен

знать:

· понятие «семья», понимать её значение в жизни человека;

· основные родственные связи в семье;

· этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой;

· понимать важность создания собственной семьи, условия для создания семьи;

· основные обязанности членов семьи, объяснить их значение в семейной жизни;

· основные статьи доходов и расходов семьи;

· основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;

· основы семейного законодательства,

· знать об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, понимать свою обязанность в воспитании их;

· особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребенка.

уметь:

· различать близких и дальних родственников;

· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

· объяснять, какие условия необходимы для вступления в брак;

· приблизительно рассчитать бюджет семьи на один месяц;

· объяснить свои претензии к партнеру, не унижая его достоинства;

· определять основные обязанности родителей по отношению к своим детям.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины на 2 курсе обучения:

 

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

34

Обязательные учебные занятия, в том числе

34

текущий контроль успеваемости

2

зачёт

2

 

 

3.4.В профессиональный учебный цикл включено производственное обучение, часы которого распределены следующим образом:

Предмет, курс

Швея

(19601)

1 курс

2 курс

Производственное обучение

332

366

Материаловедение

34

 

Технология швейно-вязально-вышивального дела

170

170

Охрана труда

34

 

Основы конструирования изделий

 

34

Специальный рисунок

 

34

Оборудование

34

 

Учебная практика

144

144

Консультации

12

12

Промежуточная аттестация

12

 

Итоговая аттестация

 

12

Итого

772

772

 

3.5.Аннотации рабочих программ профессионального учебного цикла:

  • Швея:

3.5.1. Материаловедение швейного производства

 

Дисциплина «Материаловедение швейного производства» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается в течение двух семестров на 1 курсе.

Целью изучения материаловедения швейного производства является формирование представлений о строении, составе и свойствах различных материалов.

В задачи курса входит:

- познакомиться с производством швейных материалов;

- научиться определять их состав и свойства.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;
  • применять материалы при выполнении работ;
  • определять общую классификацию материалов, характерные свойства и области их применения;

знать:

  • общие сведения о строении материалов;
  • общие сведения, назначение, виды и свойства различных текстильных материалов.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины для 2-х курсов

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

34

Обязательные учебные занятия, в том числе

34

практические занятия

6

текущий контроль успеваемости

2

зачёт

2

 

 

3.7.2. Охрана труда

 

Дисциплина «Охрана труд» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1 курсе в течение 2-х семестров.

ЦЕЛЬ: Ознакомление учащихся с общими правовыми и организационными вопросами техники безопасности и охраны труда на швейном производстве.

ЗАДАЧИ:

-Развитие восприятия, памяти, мышления на основе сравнения, обобщения, умения делать элементарные выводы.

-Развитие речи обучающихся воспитанников, обогащение словарного запаса профессиональными терминами.

-Развивать способность к аналитической деятельности, планированию работы.

- Воспитывать готовность к труду и получению определённых профессиональных навыков, положительное отношение к трудовой деятельности.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • соблюдать санитарные требования;
  • использовать инструменты по назначению;
  • использовать инструкции по электробезопасности оборудования;

знать:

  • правовые и организационные основы охраны труда;
  • основы безопасности труда и пожарной охраны на швейном производстве;
  • основы электробезопасности;
  • основы гигиены труда.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

34

Обязательные учебные занятия, в том числе

34

текущий контроль успеваемости

2

зачёт

2

 

3.7.3.Оборудование швейного производства

 

Дисциплина «Оборудование швейного производства» входит профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1 курсе в течение 2-х семестров.

Цель программы: формирование основных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, установленных с учетом квалификационных требований.

Основными задачами программы являются:

- изучение устройство швейной машины;

- изучение рабочего места оператора швейной машины;

- изучение оборудование для влажно-тепловой обработки изделий;

- определение основных типов швейных машин;

  • определение основных причин неполадок швейного оборудования и способы их устранения.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать:

  • общее устройство швейных машин;
  • оборудование для ВТО;
  • классификацию машин и образование их строчки;
  • техническое обслуживание швейных машин, технику безопасности.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • определять назначение машины и её класс;
  • применять при работе приспособления малой механизации.

Соотношение теоретического и практического обучения, выделение практико-ориентированных блоков определяется данной учебной программой и тематическим планом курса.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

34

Обязательные учебные занятия, в том числе

34

текущий контроль успеваемости

2

зачёт

2

 

3.7.4. Основы конструирования швейных изделий

Дисциплина «Основы конструирования швейных изделий» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 2 курсе в течение 2-х семестров.

ЦЕЛЬ: Формирование общетрудовых умений на доступном уровне. Обучение основам конструирования швейных изделий, развитие художественного вкуса.

ЗАДАЧИ:

- обобщать знания, полученные в ходе бесед обучать в практической деятельности использовать элементы художественно- изобразительной грамоты;

-развивать самостоятельность в работе, способность к аналитической деятельности, планированию работы;

- воспитывать готовность к труду и получению определённых профессиональных навыков, положительное отношение к труду.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать:

  • алгоритм определения размерных признаков одежды;
  • алгоритм построения чертежа выкройки швейных изделий;
  • классификацию одежды и требования предъявляемые к ней;
  • использовать в практической деятельности элементы художественно-изобразительной грамоты;
  • виды и особенности отделки швейных изделий.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • использовать рациональные приемы работы чертежными инструментами и принадлежностями;
  • выполнять моделирование швейного изделия по инструкционной карте; .
  • снимать мерки и записывать их в инструкционную карту.

Соотношение теоретического и практического обучения, выделение практико-ориентированных блоков определяется данной учебной программой и тематическим планом курса.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

34

Обязательные учебные занятия, в том числе

34

текущий контроль успеваемости

2

зачёт

2

 

3.7.5. Специальный рисунок

Дисциплина «Специальный рисунок» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 2 курсе в течение 2-х семестров.

 

ЦЕЛЬ: Формирование общетрудовых умений на доступном уровне. Обучение основам дизайна в одежде, приемам рисования по схемам используемым в моделировании, дать общие и специальные знания по специальному рисунку.

ЗАДАЧИ:

- обобщать знания, полученные в ходе бесед обучать в практической деятельности использовать элементы художественно- изобразительной грамоты;

-развивать самостоятельность в работе, способность к аналитической деятельности, планированию работы;

- воспитывать готовность к труду и получению определённых профессиональных навыков, положительное отношение к труду

Требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать:

• принципы построения композиции;

• строение и пропорции частей тела человека;

• использовать в практической деятельности элементы художественно-изобразительной грамоты.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен уметь:

• подбирать гармоничное сочетание цветов, составлять узоры из геометрических и растительных элементов;

• передавать объём изображенного предмета;

• строить фигуру человека по схеме, выполнять зарисовки моделей швейных изделий.

Соотношение теоретического и практического обучения, выделение практико-ориентированных блоков определяется данной учебной программой и тематическим планом курса.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

34

Обязательные учебные занятия, в том числе

34

текущий контроль успеваемости

2

зачёт

2

 

 

3.7.6. Технология изготовления швейных изделий

Профессиональный модуль «Технология изготовления швейных изделий» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1 и 2 курсах. В профессиональный модуль входят следующие дисциплины: технология обработки (изготовления) швейных изделий; производственное обучение; учебная практика.

Главная цель программы: сформировать знания и умения в области основ технологии обработки (изготовления) швейных изделий.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающихся в ходе освоения профессионального модуля должен:

уметь:

  • организовать рабочее место при выполнении ручных, машинных работ и ВТО;
  • правильно пользоваться инструментами и приспособлениями для ручных работ;
  • подбирать иглы и нитки в соответствии с тканью;
  • проводить технический осмотр машины и уход за ней;
  • выполнять все виды ручных стежков и машинных швов;
  • выполнять упражнения на специальных машинах с применением средств малой механизации;
  • выполнять влажно-тепловую обработку деталей и узлов;
  • обрабатывать отдельные детали и узлы швейных изделий.
  • изготавливать швейные изделия;

знать:

  • классификацию и виды ручных стежков и строчек;
  • характеристику ручных стежков и строчек;
  • терминологию ручных работ;
  • технические условия на выполнение ручных работ;
  • классификацию машинных швов;
  • характеристику соединительных, краевых и отделочных швов;
  • терминологию машинных работ;
  • технические условия на выполнение машинных работ;
  • оборудование и приспособления для ВТО;
  • терминологию ВТО;
  • технические условия на выполнение ВТО;
  • технику безопасности;
  • обработку отдельных деталей и узлов швейных изделий.
  • технологию изготовления швейных изделий.

Соотношение теоретического и практического обучения, выделение практико-ориентированных блоков определяется данной учебной программой и тематическим планом курса.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

1374

Обязательные учебные занятия, в том числе

1374

Промежуточная аттестация

12

Итоговая аттестация

12

Учебная практика

288

 

3.7.7. Технология художественной вышивки (ручной и машинной)

Дисциплина «Технология художественной вышивки (ручной и машинной)» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1- 2 курсах в течение 2-х семестров.

Главная цель программы: сформировать знания и умения в области основ технологии художественной вышивки (ручной и машинной). Задачи дисциплины:

Ø формирование представлений о дисциплине, знакомство с историей развития вышивки как ремесла. Познакомить с назначениями материалов, инструментов и оборудования, применяемого в процессе вышивки как ручной, так и машиной;

Ø развитие умений применять технологические знания самостоятельно, технически правильно выполнять приёмы вышивки ручным способом и машинным способом;

Ø воспитание понимания значимости дисциплины при изготовлении изделий, привить устойчивый интерес к избранной профессии и предметам специального цикла.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен уметь:

- подбирать ткани и нитки для вышивки в зависимости от характера узора и способа его выполнения;

- подбирать ткани для определённого вида работ;

- выполнять основные строчки;

- соединять отрезки ткани мережкой;

- подбирать виды вышивки для обновления одежды и выполнять их;

- изготавливать цветы из ткани и составлять композиции.

- устранять возможные дефекты;

- выполнять вышивки с соблюдением технологических требований;

- применять различную технику вышивки;

- применять правила охраны труда во время работы.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать:

- свойства тканей применяемые при вышивке и изготовлении цветов;

- регулировку натяжения верхней и нижней нитей швейной машины;

- основные строчки и способы их выполнения;

- обновление одежды с применением вышивки;

- технологию изготовления цветов из синтетических материалов.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

68

Обязательные учебные занятия, в том числе

68

текущий контроль успеваемости

4

зачёт

2

 

4. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся

 

Оценка качества освоения АООППО по должности «Швея» включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и практике доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения. Формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации представлены в рабочих программах учебных дисциплин и практики.

Для аттестации обучающихся на соответствие их достижений поэтапным требованиям АООППО по должности «Швея» (текущая успеваемость и промежуточная аттестация) создаются контрольно-измерительные материалы и контрольно - оценочные средства, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции и однозначно выявить освоение вида профессиональной деятельности.

Школа-интернат создает условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов привлекаются работодатели (по согласованию), преподаватели, читающие смежные дисциплины.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется преподавателем, ведущим дисциплину, в форме зачетов, дифференцированных зачетов. Форма промежуточной аттестации устанавливается с учетом индивидуальных особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости предусматривается увеличение времени на подготовку к зачету, экзамену, а также проведение дополнительных консультаций. Возможно проведение промежуточной аттестации по индивидуальному графику или в несколько этапов.

 

5. Организация итоговой аттестации выпускников

Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.

Квалификационный экзамен проводится школой-интернатом для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационного разряда по профессии.

Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в профессиональных стандартах. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей (по согласованию).

Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд по результатам профессионального обучения и выдается свидетельство о профессии рабочего.

Выпускники или родители (законные представители) несовершеннолетних выпускников не позднее, чем за 3 месяца до начала итоговой аттестации могут подать письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий с указанием условий при проведении итоговой аттестации. В специальные условия могут входить: увеличение времени для подготовки ответа, формы предоставления заданий и ответов (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, предоставление перерыва для приёма пищи, лекарств) и условий выполнения практической квалификационной работы.

 

 

6. Кадровое обеспечение

С целью комплексного сопровождения обучения лиц с нарушением интеллекта школа-интернат укомплектована педагогическими, руководящими, иными работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением интеллекта. Взаимодействие команды специалистов способно обеспечить систематическую медицинскую, психолого-педагогическую и социальную поддержку обучающихся с нарушением интеллекта на всех этапах образования: психолого-педагогическое изучение, ведение мониторинга психолого-педагогического сопровождения, анализ результативности обучения.

Должность,

функции, направления деятельности

1.

Заместитель директора по воспитательной работе.

Функции:

-организация профориентационной работы;

-организация работы педагогов по воспитанию обучающихся;

- контроль за посещаемостью;

-подготовка и издание методических разработок, практических рекомендаций для педагогов в целях обеспечения адаптации и сопровождения обучения лиц с ОВЗ;

-размещение на сайте школы-интерната актуальных материалов для лиц с ОВЗ и их родителей (законных представителей);

- организация обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров в области инклюзивного образования;

-содействие социализации лиц с нарушением интеллекта через вовлечение их во внеурочную деятельность:

- участие во внутренних мероприятиях школы-интерната.

2

Заместитель директора по учебной работе

Функции:

-организация разработки и коррекции адаптированных образовательных программ профессионального обучения;

- программ профессиональной подготовки по профессии рабочего;

-составление расписания занятий;

-организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума;

-контроль за соблюдением режима учебных занятий;

-контроль за реализацией учебных дисциплин, профессиональных модулей;

-контроль за организацией и процедурой промежуточной аттестации лиц с нарушением интеллекта;

-контроль за сохранностью и движением контингента из числа лиц с нарушением интеллекта;

-определение потребности в оснащении учебно-материальной базы для обучения лиц с нарушением интеллекта;

-разработка календарного учебного графика;

-контроль за организацией и процедурой итоговой аттестации лиц с нарушением интеллекта;

-подготовка и издание методических разработок, практических рекомендаций для педагогов в целях обеспечения адаптации и сопровождения обучения лиц с нарушением интеллекта;

-размещение на сайте школы-интерната актуальных материалов для лиц с нарушением интеллекта и их родителей (законных представителей);

- организация обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров в области инклюзивного образования.

3

Учитель.

Функции:

-ведение профориентационной работы с обучающимися с нарушением интеллекта;

-обеспечение качественной теоретической и практической подготовки в соответствии с рабочей программой, физиологическими и психологическими особенностями здоровья обучающимися с нарушением интеллекта;

-осуществление контроля за деятельностью обучающихся с нарушением интеллекта во время образовательной деятельности;

-организационно-педагогическое сопровождение образовательной деятельности, групповая и индивидуальная работа с обучающимися с с нарушением интеллекта в образовательном процессе и процессе социализации;

-индивидуальные консультации и занятия с обучающимися, организованные для оказания помощи в освоении учебного материала, объяснения и подкрепления содержания учебной дисциплины и выработки навыков;

-коррекция нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

- разработка и внедрение методов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

4

Педагог-психолог

Функции:

-содействие личностному и профессиональному развитию обучающихся с нарушением интеллекта;

-создание условий для эффективной социально-психологической адаптации к новым условиям жизни и обучения, развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия в социуме,

-формирование профессионального самоопределения, социально-ценностного отношения к семье, осваиваемой профессии, ответственности за свое профессиональное становление, самостоятельности, поддержка и укрепление психического здоровья.

-оказание методической помощи педагогам в овладении ими основами коррекционной психологии по направлениям:

психопрофилактическое; психодиагностическое; коррекционно-развивающее; консультативное.

5.

Учитель физической культуры

Функции:

-осуществление комплекса мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию обучающихся с нарушением интеллекта, формирование у обучающихся:

-осознанного отношения к своим силам;

-способности к преодолению физических, психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

-потребности быть здоровым и вести здоровый образ жизни;

-стремления к повышению умственной и физической работоспособности.

6.

Социальный педагог

Функции:

-осуществление социальной защиты, выявление потребности обучающихся с нарушением интеллекта и их семей в сфере социальной поддержки, определение направлений помощи в адаптации и социализации, участие в установленном законодательством РФ порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах местного самоуправления;

-содействие трудоустройству выпускников;

-мониторинг трудоустройства выпускников;

-ведение профориентационной работы с абитуриентами из числа обучающихся с нарушением интеллекта;

-осуществление особого контроля за иногородними обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-сбор статистических данных;

Работа по направлениям:

-профилактическое;

-коррекционное;

-консультативное;

-аналитическое.

7.

Врач-педиатр

Функции:

-осуществление медицинско -оздоровительного сопровождения обучающихся с нарушением интеллекта;

- ведение профилактической деятельности;

8

Электроник.

Функции:

-осуществление помощи педагогическим работникам и обучающимся в использовании технических и программных средств, работе в мобильной лаборатории информационных технологий;

-ответственный за работу сайта школы-интерната;

-размещение на сайте школы-интерната актуальных материалов для обучающихся с нарушением интеллекта и их родителей (законных представителей).

 

Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с нарушением интеллекта

Педагогические и иные работники школы-интерната, участвующие в реализации АООППО по должности «Швея», ознакомлены с психофизическими особенностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и производят их учёт при организации образовательного процесса. Образовательная организация обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации один раз в три года, ведения методической работы, применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучения и воспитания обучающихся с нарушением интеллекта.

Педагогическими работниками используются современные технологии, методы и средства обучения и воспитания, направленные на формирование социальной, профессиональной компетенции лиц с нарушением интеллекта.

Для эффективной работы педагогов по созданию условий для обучения обучающихся с нарушением интеллекта в школе-интернат обеспечивается на постоянной основе подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогов с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с нарушением интеллекта, специфики приёма- передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учётом различных нарушений функций организма человека. Также для сохранения и укрепления кадрового потенциала школы-интернат, осуществляющих образование детей с нарушением интеллекта, разработаны меры материального стимулирования деятельности педагогов и специалистов, включая установление соответствующих сложности их работы размеров и условий оплаты труда, а также мер их морального поощрения.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение

АООППО по должности «Швея» обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам учебного плана.

Наряду с учебниками по дисциплинам имеются технологические карты и тесты, разработанные учителями производственного обучения, адаптированными к обучению лиц с нарушением интеллекта, которые в целом охватывают учебный материал, предусмотренный рабочими программами.

При проведении теоретических занятий используется мультимедиа комплексы, что обеспечивает наглядность процесса обучения и повышает его качество. Имеется возможность подключения во время урока к сети Интернет.

В школе-интернат имеется читальный зал. Каждому обучающемуся обеспечен доступ к библиотечному фонду.

8. Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение реализации АООППО по должности «Швея», адаптированной для лиц с нарушением интеллекта, отвечает санитарным и противопожарным нормам и особым образовательным потребностям обучающихся, создана безбарьерная архитектурная среда в учебном корпусе и в корпусе интерната, обеспечена доступность прилегающей территории, входных путей, путей перемещения внутри здания, наличие санитарно-гигиенических помещений.

Школа-интернат располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий и теоретической подготовки.

Кабинеты, в которых обучаются лица с нарушением интеллекта, оборудованы компьютерной техникой, мультимедийными проекторами или мультимедийными досками. Особую роль в обучении лиц с нарушением интеллекта играют видеоматериалы.

Перечень кабинетов и мастерских, используемых в реализации АООППО по должности «Швея»

№ кабинета

Наименование класса(кабинета)

9

Класс русского языка и литературного чтения

8

Класс истории и обществоведения

7

Класс математики

11

Кабинет персонала сферы обслуживания

12

Кабинет по растениеводству

10

Класс биологии

11

Кабинет декоративно-прикладного искусства

Учебная

мастерская

Швейно-вязально-вышивальная мастерская

Столярно-строительная мастерская

Теплица,

Кабинет для практических занятий по растениеводству

 

Спортивный

комплекс

Спортивный зал,

Кабинет ЛФК

Спортивная площадка

Залы

Библиотека,

Читальный зал,

Концертно-выставочная зона

 

Кабинеты коррекции и психологической разгрузки

Кабинет психолога

Коррекционный кабинет

Логопедический кабинет

 

9. Требования к организации практики

Учебная практика является обязательным разделом АООППО по должности «Швея». Учебная практика проводится в целях освоения обучающимися трудовых функций, соответствующих видам профессиональной деятельности. Учебная практика проводится в специально оборудованных кабинетах и мастерских щколы -интерната, оснащённых необходимым оборудованием и инструментами. Форма проведения практики определяется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся. Количество часов учебной практики в день - 6 часов. Руководство учебной практикой осуществляет педагог, участвующий в реализации профессионального модуля.