государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Колушкинская специальная школа-интернат»

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по учебному предмету

«Речь и альтернативная коммуникация»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель высшей категории Ярославцева Галина Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметной области Язык и речевая практика включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы.

 

1.1. Цель изучения предмета:

– формирование коммуникативных и речевых навыков.

Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.

 

-совершенствование ручной и мелкой моторики, закрепление умения выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по
словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации;

-расширение возможностей элементарных графомоторных умений;

-совершенствование слухового внимания и слухового восприятия;

- закрепление интереса и формирование потребности к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым.

  1. Примерное содержание учебного предмета.

 

Раздел «Чтение и письмо»

включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.

Глобальное чтение.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

Начальные навыки чтения и письма.

Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).

 

  1. Планируемые результаты

В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные и предметные планируемые результаты освоения программы рассматриваются в соответствии с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.

3.1. Прогнозируемые планируемые предметные результаты:

Умение использовать усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.

-перенос способа действия с пишущим предметом в другую ситуацию;

-элементарные графо-моторные умения;

-потребность к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым;

- соотнесение иллюстрации со знакомым текстом;

-умение пользоваться разными пишущими предметами;

-выполнение элементарных заданий, совершенствуя способы работы по показу и по образцу;

-умение соотносить иллюстрации и ее элементы со знакомым текстом, прочитанным взрослым.

3.2. Прогнозируемые планируемые личностные результаты:

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • формирование уважительного отношения к окружающим;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общепринятых правилах;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
    1. Формирование базовых учебных действий.

п/п

Группа БУД

Перечень учебных действий

 
 

1

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

- Умение ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

 

- Умение адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

 

- Умение организовывать рабочее место;

 

- Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

 

- Умение следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

 

- Умение передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

 

-Умение понимать мимику и пантомимику сверстников.

 

-Умение концентрировать направленность взгляда на говорящего взрослого/задание.

 

-Умение оценивать состояние сверстников, взрослых помимике, пантомимике.

 

2

Формирование учебного
поведения

-Умение выполнять инструкции педагога.

 

- Умение выполнять действия по образцу и по подражанию

 

- Умение использовать по назначению учебный материал.

 

3

 

Формирование умения
выполнять задание

 

- Умение выполнять задание в течение определенного
периода времени.

 

- Умение выполнять задание от начала до конца.

 

- Умение выполнять задание с заданными качественными параметрами.

 

4

 

 

Формирование умения
самостоятельно переходить
от одного задания (операции,
действия) к другому в
соответствии с расписанием
занятий, алгоритмом
действия и т.д.

- Умение пошагово выполнять задание.

 

- Умение следовать наглядной развернутой инструкции педагога.

 

- Умение следовать словесной инструкции педагога.

 

- Умение самостоятельно выполнять задание.

 

 

 

  1. Содержание учебного предмета.

№ п/п

Наименование разделов учебной программы

Кол-во часов

Характеристика основных содержательных линий

 
 

1

Чтение

60

Повторение пройденных букв. Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы,

Изучение новыз звуков и букв: Лл, Вв, Ии, Шш, Пп, Тт, Кк,

Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя («Назовите имена детей, которые начинаются со звука [а]» и др.). Соотнесение звука и буквы.

Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Наблюдение в зеркале за наличием или отсутствием преграды. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом.

Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных (ма, му, ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц. Запоминание слогов.

Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах: [м] — [н], ма — на.

Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.) с последующим их повторением целым словом. Соотнесение прочитанного слова с предметом или с картинкой.

Составление и чтение слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д.

Чтение предложений из 1—2 слов и предметной картинки. Чтение предложений из 3 слов, с последующим их устным воспроизведением.

Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.

 

2

Письмо
 

60

Повторение пройденных букв. Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы,

Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв:

Лл, Вв, Ии, Шш, Пп, Тт, Кк,

Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв.

Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя.

Изучение рукописного варианта строчных и прописных букв, разбор элементов букв. Написание элементов букв и самих букв, строчных и прописных. Образование и запись слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных (ма, му, ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов.

Дифференциация и запись сходных звуков изолированно и в слогах: [м] - [н], ма — на. Запись слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.). Соотнесение записанного слова с предметом или с картинкой.

Составление и запись слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д.

Составление и запись предложений из 1-2 слов.

Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.

Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слов после предварительного анализа и четкого их протяжного проговаривания (интонирования). Выкладывание звуко-буквенной схемы слова. Запись под диктовку букв и слогов.

Умение составлять схему слова, слога. Записывать слоги и слова с опорой на схему после предварительного анализа.

Соотнесение буквы печатного и рукописного шрифта.

Составление и запись слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).

Списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу предложений, состоящих из 2 слов. Большая буква в начале и точка в конце предложения.

Письмо на слух букв и слогов. Интонирование каждого звука слова, обозначение звука в схеме или буквой из разрезной кассы с последующей записью слова в тетрадь. Самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

 

 

Закрепление пройденного материала.

16

 

 

 

Итого

136

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение:

  • Учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР)
  • Материал учебника А.К. Аксенова «Букварь.» 1 класс
  • Дидактический материал для занятий в добукварный период. 1 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / А. К. Аксёнова, С. В. Комарова
  • Альбом «Учись читать слитно»
  • Прописи
  • Магнитная азбука Жукова
  • Касса букв магнитная
  • Буквы разрезные
  • Набор ZABIAKA "Магнитный жезл", с игрушкой по методике Монтессори
  • Шнуровка «Ежик на полянке»
  • Веселые шнуровки «Огород»
  • Головоломка "Планшет знаний"
  • Геоборд математический планшет с резинками деревянная развивающая игрушка для детей
  • Тесто-пластилин
  • Пластилин скульптурный
  • Пособие «Вылепи букву»
  • Межполушарная доска
  • Шаблоны по развитию межполушарного взаимодействия
  • Пособие «50 развивашек»
  • Ноутбук
  • Интерактивная доска
  • Интернет ресурсы

Играемся https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/matematicheskie-igry

Библиотека видеоуроков по школьной программе https://interneturok.ru/subject/biology

Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/