ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат»
|
|
государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат»
Рабочая программа
по учебному предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
Составитель:
учитель высшей категории Ярославцева Галина Ивановна
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметной области Язык и речевая практика включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы.
1.1. Цель изучения предмета:
– формирование коммуникативных и речевых навыков.
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.
-совершенствование ручной и мелкой моторики, закрепление умения выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по
словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации;
-расширение возможностей элементарных графомоторных умений;
-совершенствование слухового внимания и слухового восприятия;
- закрепление интереса и формирование потребности к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым.
Раздел «Чтение и письмо»
включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).
В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные и предметные планируемые результаты освоения программы рассматриваются в соответствии с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.
3.1. Прогнозируемые планируемые предметные результаты:
Умение использовать усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.
-перенос способа действия с пишущим предметом в другую ситуацию;
-элементарные графо-моторные умения;
-потребность к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым;
- соотнесение иллюстрации со знакомым текстом;
-умение пользоваться разными пишущими предметами;
-выполнение элементарных заданий, совершенствуя способы работы по показу и по образцу;
-умение соотносить иллюстрации и ее элементы со знакомым текстом, прочитанным взрослым.
3.2. Прогнозируемые планируемые личностные результаты:
|
№ п/п |
Группа БУД |
Перечень учебных действий |
|
|
1 |
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. |
- Умение ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; |
|
|
- Умение адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); |
|||
|
- Умение организовывать рабочее место; |
|||
|
- Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность; |
|||
|
- Умение следовать предложенному плану и работать в общем темпе; |
|||
|
- Умение передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. |
|||
|
-Умение понимать мимику и пантомимику сверстников. |
|||
|
-Умение концентрировать направленность взгляда на говорящего взрослого/задание. |
|||
|
-Умение оценивать состояние сверстников, взрослых помимике, пантомимике. |
|||
|
2 |
Формирование учебного |
-Умение выполнять инструкции педагога. |
|
|
- Умение выполнять действия по образцу и по подражанию |
|||
|
- Умение использовать по назначению учебный материал. |
|||
|
3
|
Формирование умения |
- Умение выполнять задание в течение определенного |
|
|
- Умение выполнять задание от начала до конца. |
|||
|
- Умение выполнять задание с заданными качественными параметрами. |
|||
|
4
|
Формирование умения |
- Умение пошагово выполнять задание. |
|
|
- Умение следовать наглядной развернутой инструкции педагога. |
|||
|
- Умение следовать словесной инструкции педагога. |
|||
|
- Умение самостоятельно выполнять задание. |
|
№ п/п |
Наименование разделов учебной программы |
Кол-во часов |
Характеристика основных содержательных линий |
|
|
1 |
Чтение |
60 |
Повторение пройденных букв. Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Изучение новыз звуков и букв: Лл, Вв, Ии, Шш, Пп, Тт, Кк, Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя («Назовите имена детей, которые начинаются со звука [а]» и др.). Соотнесение звука и буквы. Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Наблюдение в зеркале за наличием или отсутствием преграды. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом. Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных (ма, му, ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц. Запоминание слогов. Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах: [м] — [н], ма — на. Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.) с последующим их повторением целым словом. Соотнесение прочитанного слова с предметом или с картинкой. Составление и чтение слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д. Чтение предложений из 1—2 слов и предметной картинки. Чтение предложений из 3 слов, с последующим их устным воспроизведением. Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя. |
|
|
2 |
Письмо |
60 |
Повторение пройденных букв. Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв: Лл, Вв, Ии, Шш, Пп, Тт, Кк, Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв. Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя. Изучение рукописного варианта строчных и прописных букв, разбор элементов букв. Написание элементов букв и самих букв, строчных и прописных. Образование и запись слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных (ма, му, ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. Дифференциация и запись сходных звуков изолированно и в слогах: [м] - [н], ма — на. Запись слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.). Соотнесение записанного слова с предметом или с картинкой. Составление и запись слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д. Составление и запись предложений из 1-2 слов. Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя. Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слов после предварительного анализа и четкого их протяжного проговаривания (интонирования). Выкладывание звуко-буквенной схемы слова. Запись под диктовку букв и слогов. Умение составлять схему слова, слога. Записывать слоги и слова с опорой на схему после предварительного анализа. Соотнесение буквы печатного и рукописного шрифта. Составление и запись слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками). Списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу предложений, состоящих из 2 слов. Большая буква в начале и точка в конце предложения. Письмо на слух букв и слогов. Интонирование каждого звука слова, обозначение звука в схеме или буквой из разрезной кассы с последующей записью слова в тетрадь. Самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками. |
|
|
|
Закрепление пройденного материала. |
16 |
|
|
|
|
Итого |
136 |
|
Материально-техническое обеспечение:
Играемся https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/matematicheskie-igry
Библиотека видеоуроков по школьной программе https://interneturok.ru/subject/biology
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/