ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат»
|
|
государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат»
Рабочая программа
по учебному предмету
«Математические представления»
Составитель:
учитель высшей категории Ярославцева Галина Ивановна
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления»
предметной области Математика включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы.
1.Пояснительная записка.
1.1. Цель изучения предмета:
формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной
жизни.
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1-3(1-5, 1-10, 0-10).
Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной последовательности. Состав числа 2 (3, 4, ..., 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10). Запись арифметического пример* на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись решение задачи в виде арифметического примера. Решение задач на уменьшение на один) (несколько) единиц в пределах 5 (10). Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинств* монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.
Представления о величине.
Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложение
(приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета и: трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных ) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу Узнавание весов, частей весов; их назначение. Измерение веса предметов, материалов (с помощью весов). Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.
Представление о форме.
Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок» Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой. Узнавайте (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг) Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. Рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка.
Пространственные представления.
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней:
вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году.
Сравнение людей по возрасту. Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные и предметные планируемые результаты освоения программы рассматриваются в соответствии с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.
3.1. Прогнозируемые планируемые предметные результаты:
3.2. Прогнозируемые планируемые личностные результаты:
|
№ п/п |
Группа БУД
|
Перечень учебных действий |
|
|
1 |
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. |
-Умение понимать мимику и пантомимику сверстников. |
|
|
-Умение концентрировать направленность взгляда на говорящего взрослого/задание. |
|||
|
-Умение оценивать состояние сверстников, взрослых помимике, пантомимике. |
|||
|
2 |
Формирование учебного |
-Умение выполнять инструкции педагога. |
|
|
- Умение выполнять действия по образцу и по подражанию |
|||
|
- Умение использовать по назначению учебный материал. |
|||
|
3
|
Формирование умения |
- Умение выполнять задание в течение определенного |
|
|
- Умение выполнять задание от начала до конца. |
|||
|
- Умение выполнять задание с заданными качественными параметрами. |
|||
|
4
|
Формирование умения |
- Умение пошагово выполнять задание. |
|
|
- Умение следовать наглядной развернутой инструкции педагога. |
|||
|
- Умение следовать словесной инструкции педагога. |
|||
|
- Умение самостоятельно выполнять задание. |
|
№ п/п |
Наименование разделов учебной программы |
Кол-во часов |
Характеристика основных содержательных линий |
|
|
1 |
Нумерация
|
32 |
Нумерация чисел в пределах 10 Образование, название, обозначение цифрой (запись) чисел от 1 до 10. Число и цифра 0. Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 10 (счет по 1 и равными числовыми группами по 2). Количественные, порядковые числительные. Соотношение количества, числительного, цифры. Счет в заданных пределах. Место каждого числа в числовом ряду. Следующее, предыдущее число. Получение следующего числа путем присчитывания 1 к числу. Получение предыдущего числа путем отсчитывания 1 от числа. Сравнение чисел в пределах 10, в том числе с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей. Установление отношения: равно, больше, меньше. |
|
|
2 |
Единицы измерения и их соотношения |
22 |
Единицы измерения (меры) стоимости - копейка (1 к.), рубль (1 р.). Монеты: 1 р., 2 р., 5 р., 10 р.. Единицы (меры)массы, емкости килограмм, литр. Обозначение (1кг, 1л.). |
|
|
3 |
Арифметические действия
|
22 |
Арифметические действия: сложение, вычитание. Знаки арифметических действий сложения («+») и вычитания («-»), их название (плюс, минус) и значение (прибавить, вычесть). Составление числового выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией). Знак «=», его значение (равно, получится). Запись числового выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1. Сложение, вычитание чисел в пределах 10. Таблица сложения чисел в пределах 5 на основе состава чисел, ее использование при выполнении действия вычитания. Переместительное свойство сложения (практическое использование). Нуль как результат вычитания (5 – 5 = 0). |
|
|
4 |
Арифметические задачи
|
16 |
Арифметическая задача, ее структура: условие, требование (вопрос). Решение и ответ задачи. Простые арифметические задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложения и вычитания: на нахождение суммы и разности (остатка). Составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций.
|
|
|
5 |
Геометрический материал
|
10 |
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар, брус: распознавание, называние. Определение формы предметов окружающей среды путем соотнесения с геометрическими фигурами. |
|
|
|
Итого |
102 |
|
Материально-техническое обеспечение: