ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат»
|
|
государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат»
Рабочая программа
по учебному предмету
«Окружающий природный мир»
Составитель:
учитель высшей категории Ярославцева Галина Ивановна
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир»
предметной области Окружающий мир включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы.
1.Пояснительная записка.
1.1. Цель изучения предмета:
– формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к
природе.
Основными задачами программы являются:
– формировать и совершенствовать имеющиеся представления о свойствах живой и неживой природы, о зависимостях природных явлений от сезонных изменений, о роли и деятельности человека в природе;
- совершенствовать практические ориентировки в ближнем предметном окружении повседневной жизни.
Основное внимание при изучении курса «Окружающий природный мир» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Программа «Окружающий природный мир» направлена на совершенствование и расширение системных знаний об окружающей природе, о предметно-преобразующих действиях в ней; ориентирует обучающихся на уважительное отношение к предметно-преобразующей деятельности человека и к ее экологической составляющей. Содержание представлено следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты природы», «Человек».
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения, животные и птицы приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др.
В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные и предметные планируемые результаты освоения программы рассматриваются в соответствии с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.
-понимать и называть знакомые объекты неживой природы, соотносят их с деятельностью человека;
-уметь объяснить словом или показать предметно-преобразующие действия с объектами неживой и живой природы;
- иметь элементарные представления о свойствах объектов неживой природы в соответствии с сезонными изменениями;
- учитывать свойства объектов неживой природы в повседневной жизни;
- определять текущее состояние погоды или природного явления (холодно, тепло, жарко, дождливо, ветренно, сухо),
- уметь выделять основные признаки смены времен года (на иллюстрациях).
-проявляют устойчивый интерес к изменению свойств объектов живой и неживой природы;
- активно взаимодействуют со сверстниками в процессе предметно-преобразующих действий с объектами неживой и живой природы, (в том числе по поручению учителя или другого взрослого);
- формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
3.3. Формирование базовых учебных действий.
|
№ п/п |
Группа БУД |
Перечень учебных действий |
|
|
1 |
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. |
- Умение ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; |
|
|
- Умение адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); |
|||
|
- Умение организовывать рабочее место; |
|||
|
- Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность; |
|||
|
- Умение следовать предложенному плану и работать в общем темпе; |
|||
|
- Умение передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. |
|||
|
-Умение понимать мимику и пантомимику сверстников. |
|||
|
-Умение концентрировать направленность взгляда на говорящего взрослого/задание. |
|||
|
-Умение оценивать состояние сверстников, взрослых помимике, пантомимике. |
|||
|
2 |
Формирование учебного |
-Умение выполнять инструкции педагога. |
|
|
- Умение выполнять действия по образцу и по подражанию |
|||
|
- Умение использовать по назначению учебный материал. |
|||
|
3
|
Формирование умения |
- Умение выполнять задание в течение определенного |
|
|
- Умение выполнять задание от начала до конца. |
|||
|
- Умение выполнять задание с заданными качественными параметрами. |
|||
|
4
|
Формирование умения |
- Умение пошагово выполнять задание. |
|
|
- Умение следовать наглядной развернутой инструкции педагога. |
|||
|
- Умение следовать словесной инструкции педагога. |
|||
|
- Умение самостоятельно выполнять задание. |
|
№ п/п |
Наименование разделов учебной программы |
Кол-во часов |
Характеристика основных содержательных линий
|
|
1 |
Неживая природа |
12 |
Наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром, растениями и животными. Обобщение наблюдений, полученных во время экскурсии. Познакомить с понятием «сутки». Учить рассказывать о занятиях людей в течении суток. Познакомить со значением Солнца для планеты Земля ; значением для растений. |
|
2 |
Сезонные изменения (времена года) |
24 |
Выявить причину сезонных изменений осенью, зимой, весной, летом (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике); познакомить с признаками осени, зимы, весны, лета. Познакомить с понятием «листопад». Учить выбирать одежду по погоде. Учить рассказывать о занятиях людей в разные времена года. |
|
3 |
Растения |
13 |
Учить делить растения на деревья, кустарники, травы, цветы. Дать понятие о строении растений: корень, лист, стебель, цветок. Учить различать эти части у разных растений. Познакомить с полевыми и садовыми цветами, учить различать цветы Учить различать семена разных растений и определять растения по семенам. Учить называть плоды растений, рассказывать об их пользе, делить на фрукты и овощи. Познакомить со способами приспособления растений к разным условиям жизни. |
|
4 |
Животные |
8 |
Познакомить учащихся с миром животных, делить животных на группы: звери, птицы, рыбы, насекомые. Учить выделять части тела животных: голову, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья), хвост. Познакомить с различиями животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, место обитания). Познакомить с названиями детёнышей животных; учить рассказывать о детёнышах. Познакомить с понятием «домашние животные», учить находить домашних животных на картинках. Познакомить с понятием «дикие животные», учить находить диких животных на картинках. Познакомить учащихся со способами приспособления(окраска, размеры) животных к различным условиям жизни. Познакомить учащихся со способами приспособления животных к разным временам года. |
|
5 |
Человек |
11 |
Учить различать людей по возрасту, полу. Познакомить с частями тела человека (голова, туловище, шея, руки, ноги). Познакомить с основными гигиеническими навыками людей. Практически выполнить умывание и чистку зубов. Формировать представление о глазах – органе зрения, их значении для человека. Определение строения глаза (брови, веки, ресницы), назначении каждой части глаза. Изучение правил бережного отношения к глазам, забота о зрении. Формировать элементарные представления о строении, работе и назначении органов слуха для человека. Правила, которые помогают сохранить слух и органы слуха. Формировать у учащихся элементарные представления об органе обоняния и дыхания. Выяснить значение этого органа для жизни человека, правила ухода за ним. Профилактика простудных заболеваний. Язык – орган, помогающий различать вкусовые ощущения, участвующий в пищеварении и образовании звуков речи. Правила поведения во время еды. Правила ухода за ротовой полостью. Формирование представлений о такой способности человека, как осязание. Значение этого чувства для жизни человека. Уход за кожей. Гигиенические навыки и средства защиты кожи от ожогов, порезов. Формировать элементарные представления об опорно-двигательном аппарате человека, его значении и профилактике заболеваний. |
|
Итого |
68 |
|
|
Материально - техническое обеспечение:
Играемся https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/matematicheskie-igry
Библиотека видеоуроков по школьной программе https://interneturok.ru/subject/biology
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/