государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Колушкинская специальная школа-интернат»

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по учебному предмету

«Человек»

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель высшей категории Ярославцева Галина Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по учебному предмету «Человек»

предметной области Окружающий мир включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы.

 

 

1.Пояснительная записка.

 

1.1. Цель изучения предмета:

  • формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
  1. Примерное содержание учебного предмета.

Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».

Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д.

Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предмета одежды.

Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользовании салфеткой.

Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет».

В рамках раздела «Семья» предполагается формирован» представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлось доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойны: приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.

Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей. Например работа по формированию таких гигиенических навыков, как мытье рук, питье из кружки и др., проводится с детьми младшего возраста, а обучение бритью, уходу за кожей лица мытью в душе и др. проводится с детьми более старшего возраста.

 

 

 

 

 

  1. Планируемые результаты

В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные и предметные планируемые результаты освоения программы рассматриваются в соответствии с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.

4.1. Прогнозируемые планируемые предметные результаты:

Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других

  • Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
  • Представление о собственном теле.
  • Отнесение себя к определенному полу.
  • Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.

 

Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей

  • Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться.
  • Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
  • Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.
  • Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
  • Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
  • Умение следить за своим внешним видом.

Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье

  • Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

 

    1. Прогнозируемые планируемые личностные результаты:
  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
  • формирование уважительного отношения к окружающим;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общепринятых правилах;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

3.3. Формирование базовых учебных действий.

п/п

Группа БУД

 

Перечень учебных действий

 
 

1

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

-Умение понимать мимику и пантомимику сверстников.

 

-Умение концентрировать направленность взгляда на говорящего взрослого/задание.

 

-Умение оценивать состояние сверстников, взрослых помимике, пантомимике.

 

2

Формирование учебного
поведения

-Умение выполнять инструкции педагога.

 

- Умение выполнять действия по образцу и по подражанию

 

- Умение использовать по назначению учебный материал.

 

3

 

Формирование умения
выполнять задание

 

- Умение выполнять задание в течение определенного
периода времени.

 

- Умение выполнять задание от начала до конца.

 

- Умение выполнять задание с заданными качественными параметрами.

 

4

 

 

Формирование умения
самостоятельно переходить
от одного задания (операции,
действия) к другому в
соответствии с расписанием
занятий, алгоритмом
действия и т.д.

- Умение пошагово выполнять задание.

 

- Умение следовать наглядной развернутой инструкции педагога.

 

- Умение следовать словесной инструкции педагога.

 

- Умение самостоятельно выполнять задание.

 

 

  1. Содержание учебного предмета.

№ п/п

Наименование разделов учебной программы

Кол-во часов

Характеристика основных содержательных линий

 
 

1

Представления о себе

12

Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа)

Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок)

Знание назначения внутренних органов

Знание вредных привычек

Сообщение о состоянии своего здоровья

Называние своего имени и фамилии

Называние своего возраста (даты рождения)

Знание видов деятельности для организации своего свободного времени

Сообщение сведений о себе

Рассказ о себе

Знание возрастных изменений человека

 

2

Семья

5

Различение социальных ролей членов семьи

Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи

Представление о профессиональной деятельности членов семьи

 

3

Гигиена тела

20

 

Различение вентилей с горячей и холодной водой.

Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Нанесение крема на руки.
Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой.
Нанесение покрытия на ногтевую поверхность. Удаление декоративного
покрытия с ногтей. Вытирание лица. Соблюдение последовательности
действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование
напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды
на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.
Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта:
открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание
зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки,
закрывание тюбика с зубной пастой.
Очищение носового хода. Нанесение косметического средства на лицо.
Соблюдение последовательности действий при бритье электробритвой,
безопасным станком. Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос. Соблюдение
последовательности действий при сушке волос феном: включение фена
(розетка, переключатель), направление струи воздуха на разные участки
головы, выключение фена, расчесывание волос.
Мытье ушей. Чистка ушей. Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела. Гигиена интимной зоны. Пользование гигиеническими прокладками.

 

4

Обращение с одеждой и обувью

25

Узнавание (различение) предметов одежды (пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки))

Знание назначения предметов одежды

Узнавание (различение) деталей предметов одежды (пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты))

Знание назначения деталей предметов одежды

Узнавание (различение) предметов обуви (сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки)

Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая)

Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная)

Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок)

Знание назначения головных уборов

Различение сезонных головных уборов

Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов)

Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий

Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная)

Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия

Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная)

Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка)

Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты)

Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка)

Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог)

Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка)

Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк)

Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог)

Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например: надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты)

Контроль своего внешнего вида

Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды

Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка)

Выворачивание одежды

 

5

Прием пищи

6

Сообщение о желании пить

Питье из кружки

Наливание жидкости в кружку

Сообщение о желании есть

Еда ложкой (захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку)

Еда вилкой (захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие с вилки губами кусочка пищи, опускание вилки в тарелку)

Использование ножа и вилки во время приема пищи (отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа)

Использование салфетки во время приема пищи

Накладывание пищи в тарелку

 

 

Итого

68

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение:

-Учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР)

-Материалы учебного пособия В.П. Субчева «Социально бытовая ориентировка» 5 класс

- Материалы учебного пособия Подготовка младшего обслуживающего персонала 5 класс Галле А.Г.

-Рабочая тетрадь. Подготовка младшего обслуживающего персонала 5 класс Галле А.Г.

-Предметы одежды, обувь, головные уборы.

-Предметы личной гигиены.

-Предметы столовой посуды.

- Интерактивная доска.

- Ноутбук. - Информационные ресурсы.