государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат»
Рабочая программа
по учебному предмету
«Окружающий социальный мир»
Составитель:
учитель высшей категории Ярославцева Галина Ивановна
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» предметной области «Окружающий мир»
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы.
1.2. Цель изучения предмета:
- формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых
правилах поведения.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются:
знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
- Примерное содержание учебного предмета.
Содержание предмета «Окружающий социальный мир» представлено следующими разделами: «Квартира, дом, двор»,
«Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Страна», «Традиции и обычаи». В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
- Планируемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные и предметные планируемые результаты освоения программы рассматриваются в соответствии с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.
-
- Прогнозируемые планируемые предметные результаты:
- Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
- Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в общественных местах.
- Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
- Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
- Умение находить друзей на основе личных симпатий.
- Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
- Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
- Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
- Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.
- Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.
3.2. Прогнозируемые планируемые личностные результаты:
- Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я».
- Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности.
- Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир.
3.3. Формирование базовых учебных действий.
|
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками
|
Спокойное пребывание в новой среде
|
|
Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта
|
|
Принятие контакта, инициированного взрослым
|
|
Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса
|
|
Ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса
|
|
Формирование учебного поведения
|
Поддержание правильной позы
|
|
Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание
|
|
Подражание простым движениям и действиям с предметами
|
|
Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)
|
|
Принятие помощи взрослого
|
|
Использование по назначению учебных материалов
|
|
Выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию)
|
|
Выполнение действий с предметами (по подражанию)
|
|
Выполнение простых действий с картинками (по подражанию)
|
|
Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками
|
Выполнение задания полностью (от начала до конца)
|
- Содержание учебного предмета.
|
№ п/п
|
Наименование разделов учебной программы
|
Кол-во часов
|
Характеристика основных содержательных линий
|
|
| |
|
1
|
Школа
|
10
|
Знание (соблюдение) распорядка школьного дня
Узнавание (различение) школьных принадлежностей
Знание назначения школьных принадлежностей
Представление о себе как члене коллектива класса
Знание положительных качеств человека
Знание способов проявления дружеских отношений (чувств)
Умение выражать свой интерес к другому человеку
|
|
|
2
|
Предметы и материалы, изготовленные человеком
|
8
|
Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость)
Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.)
Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла
Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость)
Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.)
Знание свойств металла (прочность, твёрдость – трудно сломать, тонет в воде)
Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.)
|
|
|
3
|
Традиции, обычаи
|
12
|
Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха). Знание школьных традиций.
|
|
|
4
|
Предметы быта
|
8
|
Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож
Знание назначение предметов посуды
Узнавание (различение) кухонного инвентаря: терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка
Знание назначения кухонного инвентаря
|
|
|
5
|
Квартира, дом, двор
|
22
|
Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон)
Знание функционального назначения помещений квартиры
Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры)
Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного)
Написание своего домашнего адреса
Город
Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (районы улицы (проспекты, переулки), площади, здания, парки)
Узнавание (различение), назначение зданий (кафе (ресторан), вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин
Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, парикмахер, почтальон, работник банка)
Знание особенностей деятельности людей разных профессий
Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах
Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар)
Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор)
Знание (соблюдение) правил перехода улицы
Знание (соблюдение) правил поведения на улице
|
|
|
6
|
Страна
|
8
|
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание президента РФ (на фото, видео). Знание государственных праздников. Знание названия столицы России.
|
|
|
|
Итого
|
68
|
|
|
Материально - техническое обеспечение:
- Учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР)
- Школьные пренадлежности
- виды бумаги (по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.))
- ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол
- предметы изготовленные из дерева
- Тематические карточки «Электроприборы»
- Тематические карточки «Мебель»
- Тематические карточки «Посуда»
- Ноутбук
- Интерактивная доска
- Интернет ресурсы
Играемся https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/matematicheskie-igry