государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Колушкинская специальная школа-интернат»

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по учебному предмету

«музыка и движение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель высшей категории Ярославцева Галина Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение»

предметной области Искусство включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы.

 

 

1.Пояснительная записка.

 

 

1.1. Цель изучения предмета:

  • помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего мира, развить эмоциональную отзывчивость на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений.

 

  1. Примерное содержание учебного предмета.

 

Слушание.

Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки. Слушание (различение) колыбельной песни и марша. Слушание (различение) веселой и грустной музыки. Узнавание знакомой песни. Определение характера музыки. Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах. Слушание (различение) сольного и хорового исполнения произведения. Определение музыкального стиля произведения. Слушание (узнавание) оркестра (народных инструментов, симфонических и др.), в исполнении которого звучит музыкальное произведение. Соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения.

Пение.

Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Подпевание повторяющихся интонаций припева песни. Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни). Выразительное пение с соблюдением динамических оттенков. Пение в хоре. Различение запева, припева и вступления к песне.

Движение под музыку.

Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с одной ноги на другую. Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании. Движения: ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание под музыку разного характера. Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны предмета в

разные стороны, опускание/поднимание предмета, подбрасывание/ловля предмета, взмахивание предметом и т.п. Выполнение движений разными частями тела под музыку: «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.

Соблюдение последовательности простейших танцевальных движений. Имитация движений животных. Выполнение движений, соответствующих словам песни. Соблюдение последовательности движений в соответствии с исполняемой ролью при инсценировке песни. Движение в хороводе. Движение под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе. Ритмичная ходьба под музыку. Изменение скорости движения под музыку (ускорять, замедлять). Изменение движения при изменении метроритма произведения, при чередовании запева и припева песни, при изменении силы звучания. Выполнение танцевальных движений в паре с другим танцором. Выполнение развернутых движений одного образа. Имитация (исполнение) игры на музыкальных инструментах.

Игра на музыкальных инструментах.

Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд.

 

 

  1. Планируемые результаты

В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные и предметные планируемые результаты освоения программы рассматриваются в соответствии с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.

 

3.1. Прогнозируемые планируемые предметные результаты:

  • Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку).
  • Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.
  • Умение узнавать знакомые песни, подпевать их.
  • Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной музыкальной деятельности.

 

3.2.Прогнозируемые планируемые личностные результаты:

 

- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

- формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

- формирование уважительного отношения к окружающим;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общепринятых правилах;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

3.3. Формирование базовых учебных действий.

п/п

Группа БУД

 

Перечень учебных действий

 
 

1

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

-Умение понимать мимику и пантомимику сверстников.

 

-Умение концентрировать направленность взгляда на говорящего взрослого/задание.

 

-Умение оценивать состояние сверстников, взрослых помимике, пантомимике.

 

2

Формирование учебного
поведения

-Умение выполнять инструкции педагога.

 

- Умение выполнять действия по образцу и по подражанию

 

- Умение использовать по назначению учебный материал.

 

3

 

Формирование умения
выполнять задание

 

- Умение выполнять задание в течение определенного
периода времени.

 

- Умение выполнять задание от начала до конца.

 

- Умение выполнять задание с заданными качественными параметрами.

 

4

 

 

Формирование умения
самостоятельно переходить
от одного задания (операции,
действия) к другому в
соответствии с расписанием
занятий, алгоритмом
действия и т.д.

- Умение пошагово выполнять задание.

 

- Умение следовать наглядной развернутой инструкции педагога.

 

- Умение следовать словесной инструкции педагога.

 

- Умение самостоятельно выполнять задание.

 

 

 

  1. Содержание учебного предмета.

№ п/п

Наименование разделов учебной программы

Кол-во часов

Характеристика основных содержательных линий

 
 

1

Слушание.

20

Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки.
Определение начала и конца звучания музыки.

Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки. Слушание (различение)
колыбельной песни и марша.

Слушание (различение) веселой и грустной музыки.

Узнавание знакомой песни.

 

2

Пение.

18

Подражание характерным звукам животных во время звучания
знакомой песни.

Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и
слов.

Подпевание повторяющихся интонаций припева песни.

Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни).

 

3

Движение под музыку.

20

Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с
одной ноги на другую. Начало движения вместе с началом звучания музыки
и окончание движения по ее окончании. Движения: ходьба, бег, прыжки,
кружение, приседание под музыку разного характера. Выполнение под
музыку действия с предметами: наклоны предмета в разные стороны,
опускание/поднимание предмета, подбрасывание/ловля предмета,
взмахивание предметом и т.п.

 

 

Игра на музыкальных инструментах.

10

Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных
инструментов, сходных по звучанию музыкальных инструментов. Освоение
приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и
громкая игра на музыкальном инструменте.

 

 

Итого

68

 

 

 

 

 

Материально - техническое обеспечение:

 

  • Учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР)
  • Музыкальные инструменты не имеющие звукоряд
  • Коллекция музыкальных произведений
  • Ноутбук
  • Интерактивная доска
  • Интернет ресурсы