ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат»
|
|
Документ подписан электронной подписью |
Государственное казённое общеобразовательное учреждение
РО «Колушкинская специальная школа-интернат»
Приложение №3
к содержательному разделу адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с нарушением интеллекта , РАС
ГКОУ РО «Колушкинская школа –интернат» в соответствии с ФАООП УО
Утвержденной приказом №69 от 27.08.2025г
Приложение №3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, РАС
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка – с.3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ – с.6
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся с нарушением интеллекта, РАС – с.6
1.2 Направления воспитания обучающихся с нарушением интеллекта, РАС – с.8
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания обучающихся с нарушением интеллекта, РАС – с.9
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ – с.11
2.1 Уклад общеобразовательной организации – с.11
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности – с.14
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ – с.24
3.1 Кадровое обеспечение - с.24
3.2 Нормативно-методическое обеспечение – с.25
3.3 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся – с.26
3.4 Анализ воспитательного процесса – с.27
Приложение 1, 2 – с.29-37
Рабочая программа воспитания обучающихся с нарушением интеллекта , РАС , получающих общее образование (далее ‒ Программа (Вариант 2) является обязательной частью адаптированной основной образовательной программы общего образования детей с нарушением интеллекта РАС (Вариант 2).
Программа (Вариант 2) разработана с учётом Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-p) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 гг. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г.№ 2945-p), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400), Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р), Санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20».
Программа (Вариант 2) соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 (далее ФГОС УО). Устава ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат»
Программа (Вариант 2) согласуется с Примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций (утв. решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22) и основывается на единстве и преемственности образовательного процесса, соотносится с примерными рабочими программами воспитания в рамках адаптированных образовательных программ дошкольного и общего образования.
На основе Примерной рабочей программы воспитания в ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат создана одна Федеральная рабочая программа воспитания для обучающихся с нарушением интеллекта, РАС , которые осваивают АООП обучающихся с нарушением интеллекта, РАС (Вариант 2). Таким образом, не дублируется программа воспитания в составе специальной индивидуальной программы развития (СИПР). В каждой из разрабатываемых специальных индивидуальных программ развития (СИПР) воспитательная работа согласована с утвержденной в ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-0интнернат" Федеральной рабочей программой воспитания для обучающихся с нарушениями интеллекта, РАС
Назначение Программы (Вариант 2) – поддержка и развитие воспитательной работы в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы для обучающихся с нарушением интеллекта, РАС (Вариант 2), помощь педагогическим работникам в систематизации воспитательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей детей. Программа (Вариант 2) разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления общеобразовательных организаций, в том числе советов родителей (законных представителей), осуществляется с привлечением семьи обучающегося с нарушением интеллекта, РАС и другими социальными институтами воспитания. Программа (Вариант 2) реализуется в тесной взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, в том числе с привлечением ресурсов дополнительного образования (при наличии), а именно адаптированных дополнительных общеразвивающих программ.
Программа (Вариант 2) направлена на приобщение обучающихся с нарушением интеллекта , РАС к общей культуре, на развитие их личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями, освоение правил и норм поведения, принятых в российском обществе, с учетом особых образовательных потребностей детей данной категории.
Ожидаемый результат Программы (Вариант 2): создание собственных рабочих программ воспитания в образовательных организациях, реализующих АООП для обучающихся с нарушением интеллекта, РАС регулярный самоанализ практики педагогическими коллективами и оформление педагогических замыслов в соответствии с современными нормативно-правовыми требованиями.
Программа (Вариант 2) ориентирует педагогические коллективы на совместную работу, поддерживает традиционную для отечественной сферы образования нравственную, гуманистическую основу, приоритет воспитательных задач, а именно: развитие жизненной компетенции обучающихся.
Программа (Вариант 2) призвана помочь детям освоить навыки самообслуживания, навыки предметно-практической деятельности, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности, максимально раскрыть личностный потенциал с опорой на признанные общечеловеческие ценности и смыслы; быть готовыми к диалогу с другими людьми на основе взаимного уважения; проявлять максимально возможную самостоятельность в поступках.
Программа (Вариант 2) призвана создавать организационно-педагогические условия для достижения личностных образовательных результатов обучающихся, указанных во ФГОС УО, а именно:
В силу специфики данной категории детей, при составлении программы воспитания педагоги вправе выбрать те личностные результаты, достижение которых является посильным для обучающихся, исходя из их индивидуальных особенностей.
Формирование общей культуры обучающегося, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия.
Программа (Вариант 2) не сводится к формальному списку мероприятий и школьных дел. Это документ, который воспринимается в качестве методического «навигатора», помогающего педагогическим работникам сориентироваться в современных требованиях к воспитательной деятельности, выявить воспитательный потенциал образовательной среды конкретной школы.
Программа (Вариант 2) разработана на основе анализа особых образовательных потребностей детей, обусловленных состоянием здоровья, социальной ситуацией развития, особенностями семейного воспитания, уровнем профессионального мастерства педагогического коллектива и научно-методической направленностью школы, а также особенностями и ресурсами ее среды. Образовательная организация самостоятельно принимает решение о корректировке содержания разделов рабочей программы воспитания обучающихся с нарушением интеллекта, РАС (Вариант 2), и в них корректно отражается реальная воспитательная работа в школе.
Программа воспитания (Вариант 2) включает в себя следующие разделы:
целевой, содержательный, организационный.
Программа воспитания (Вариант 2), разработана образовательной организацией, является открытым документом, то есть допускающим возможность внесения в него изменений в течение учебного года по внешним или внутренним причинам, связанным с изменениями условий воспитательной работы в среде образовательной организации, а также изменения, обусловленные организационно -правовой формой.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-p). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся.
Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, связан с особыми образовательными потребностями обучающихся в части воспитания, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся с нарушением интеллекта, РАС (Вариант 2)
Общая цель воспитания конкретизируется через учет возрастных особенностей обучающихся и их особых потребностей, обусловленных состоянием здоровья. В воспитании обучающихся целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися с нарушением интеллекта, РАС социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел в будущем. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Базовые ценности нашего общества – семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек
Цель воспитания в образовательной организации:
знаний);
В воспитании обучающихся с нарушением интеллекта, РАС на этапе начального общего образования целевым приоритетом является создание благоприятных условий для приобщения обучающихся к сфере социально значимых знаний, связанными с основными нормами и традициями Российского общества. Это знание будет способствовать развитию социально значимых отношений обучающихся с нарушением интеллекта, РАС и накоплению ими опыта посильного участия в социально значимых делах.
Сформулированные цели предполагают ряд задач, максимально приближающих к их достижению:
Программа реализуется в единстве коррекционно-развивающей, учебной и воспитательной деятельности по следующим направлениям:
(чрезвычайных) ситуациях;
Личностные планируемые результаты освоения обучающимися ФАООП рассматриваются в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся. Система оценки планируемых результатов, которую разрабатывает школа, должна ориентировать образовательный процесс на введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, достижение возможных результатов освоения содержания СИПР и ФАООП.
Целевые ориентиры указаны в соответствии с инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства. В Таблице 1 приведены целевые ориентиры, указанные в Примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций (утв. решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22), к которым могут обращаться педагогические работники.
Таблица 1. Перечень целевых ориентиров на этапе начального общего образования обучающихся с нарушением интеллекта, РАС.
|
Целевые ориентиры |
|
Гражданско-патриотическое воспитание |
|
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, её территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам. Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, |
|
в доступной по возрасту социально значимой деятельности. |
|
Духовно-нравственное воспитание |
|
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности. Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающих старших. Имеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки. Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. |
|
Художественно-эстетическое воспитание |
|
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. |
(чрезвычайных) ситуациях;
|
|
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом. Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста. |
|
Трудовое воспитание профориентация
|
|
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление. Проявляющий интерес к разным профессиям. Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. |
|
Оздоровительно-экологическое воспитание |
|
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду. Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. |
|
Формирование и развитие интеллектуального познавательного интереса |
|
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании. Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта. |
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
В ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» обучаются дети с нарушениями интеллекта с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
В ГКОУ РО «Колушкинская специальная –школа-интернат» обучаются дети с нарушением интеллекта, РАС, , среди них более 60% учащихся имеют статус «ребенок-инвалид.» Многие из наших воспитанников находятся в трудной жизненной ситуации, есть дети из многодетных и малообеспеченных семей, а также, находящиеся под опекой.
В условиях общеобразовательной школы для детей с интеллектуальными нарушениями, РАС, дети получают, как правило, помощь, направленную на компенсацию отклонений в развитии. Эта помощь носит комплексный характер и осуществляется специалистами разных профилей: воспитателями, учителями, социальным педагогом, педагогом-психологом, учителем-логопедом, врачами и. т. д. Процесс воспитания играет, на наш взгляд, основную роль в развитии ребёнка, т.к. он аккумулирует в себя работу по формированию личности ребенка, развитию системы межличностных отношений, освоению моделей коммуникативного поведения. Это заставляет по-новому взглянуть на процесс воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья: с позиции коррекции «отклоняющегося поведения». Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Сегодня уже мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы, законы общества.
Следует отметить, что в процессе воспитания школьников с нарушением интеллекта, РАС сочетается настойчивая работа по формированию у них общественно ценных личностных качеств со специфической коррекционной работой, направленной на исправление тех недостатков их характера и поведения, которые возникли в результате неправильного предшествующего воспитания и несовершенного, ущербного жизненного опыта. Любой ребенок, будь - то глубоко умственно-отсталый, или ребенок с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом, а должен стать оптимально развитой личностью, способной на адекватное вхождение в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.
Так как в школе - интернате проживают воспитанники различных возрастов, с различным уровнем подготовки, различными психическими и физическими возможностями, то главная наша задача - создание таких условий, где каждый ребенок имеет возможность попробовать себя в разных видах деятельности, выбрать себе дело по душе и совершенствоваться в своём развитии.
В соответствии с современной концепцией развития российского образования, требованиям ФГОС, в нашей стране нет необучаемых детей, а есть дети с разными возможностями обучения. Подготовить каждого ребенка с нарушением интеллекта, РАС к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни - задача нашего общеобразовательного учреждения.
Процесс воспитания основывается на следующих принципах воспитания, взаимодействия педагогов и школьников:
Используются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - глубина погружения в материал; повышенная мотивация обучения; возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать, и дистанционных образовательных технологий при решении воспитательных задач.
Взаимодействие образовательной организации с родительскими сообществами, вовлечение семей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта, РАС в единый воспитательных процесс.
«…можно было бы иметь несравненно большие положительные результаты, если бы с момента выявления у ребенка недостатков осуществлялось правильное и корригирующее семейное воспитание. А чтобы это воспитание было правильным и достаточно эффективным, родители обязаны иметь соответствующую педагогическую подготовку, в известной мере овладеть специальной методикой воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью».
Существование различных групп родителей приводит к использованию дифференцированного подхода к работе по распространению медикопедагогических знаний для родителей, наиболее деятельное вовлечение их к воспитанию детей, подразумевает предоставление эффективной помощи в организации воспитания и улучшения домашних условий.
По мнению С. Д. Забрамной: «Очень важно выработать единую линию работы с детьми, как педагогам, так и семье. Помощь родителей детям должна быть разумной и иметь коррекционную направленность; необходимо единство и в использовании мер воспитательного воздействия». Наиболее общими чертами, по которым должно протекать воспитание умственно отсталого ребенка в семье, являются:
Для взаимодействия образовательной организации и семьи используются разнообразные формы работы с родителями. В методике воспитательной работы выделяется четыре формы совместной деятельности семьи и школы:
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат»
Определены виды, формы и содержание доступных и полезных обучающимся с нарушением интеллекта, РАС совместных мероприятий с нормотипичными/здоровыми детьми и взрослыми. Данные направления, связанные с культурой взаимного уважения между людьми, культурой заботы о себе и навыками самостоятельности, обеспечивающими максимально доступную ребенку свободу в бытовом и социальном аспектах.
Мероприятия представлены в соответствующих модулях, каждый из которых ориентирован на поставленные школой задачи воспитания и соответствует направлениям воспитательной работы ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» с учетом специфики особых образовательных потребностей обучающихся и ресурсной среды образовательной организации. Инвариантные модули:
-коррекционно-развивающих занятий;
-общеразвивающих занятий в соответствии с основными направлениями", "сотрудничество с семьей обучающегося", "знакомство с профессиями".
Модуль «Школьный урок», реализация воспитательного потенциала которого включает следующую деятельность.
Виды и формы деятельности:
На уровне воспитательной работы с группой детей, объединенной в школьный класс:
На уровне взаимодействия педагогов-предметников, педагогов дополнительного образования и специалистов коррекционно-развивающего профиля:
воспитательных и коррекционно-развивающих задач;
На уровне взаимодействия с сетевыми партнерами и родительскими сообществами.
При наличии педагогической обоснованности и уместности возможно привлечение к подготовке и проведению уроков представителей родительских сообществ и сетевых партнеров (урок-экскурсия в промышленные мастерские и цеха; урок-викторина, урок в форме литературно-художественной гостиной, урок - спортивное соревнование и др.)
Модуль «Курсы внеурочной деятельности» включает в себя коррекционные и коррекционно-развивающие занятия, а также общеразвивающие курсы.
Предусмотрено включение цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном», который направлен на развитие ценностного отношения школьников к своей Родине.
Коррекционные и коррекционно-развивающие занятия являются неотъемлемым компонентом ФАООП обучающихся с нарушением интеллекта, РАС
Традиционно для сферы отечественной специальной педагогики воспитание пронизывает коррекционно-развивающие занятия. Особое внимание уделено выстраиванию уважительных взаимоотношений со специалистом; помощи детям в самоорганизации, в опоре на сохранные функции, умению максимально пользоваться собственными ресурсами, развитию максимальной самостоятельности, развитию коммуникации, доступным ребенку способом.
Общеразвивающие занятия в рамках внеурочной деятельности реализуется через организацию увлекательных, интересных и полезных для детей курсов, студий, кружковой деятельности, проводимой во второй половине школьного дня. Такая деятельность, основанная на свободе выбора, позволяет детям с нарушениями интеллекта, РАС самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах.
Виды и формы деятельности
Формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
Программа внеурочной деятельности предполагает следующие направления: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное в таких формах как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции,
соревнования, общественно полезные (трудовые) практики и т. д
Нравственное направление. Курсы внеурочной деятельности, направленные на знакомство школьников с нравственными нормами, правилами поведения и формированию моральных привычек,
Общекультурное направление. Курсы внеурочной деятельности, цель которых расширить представление о родном крае, его истории, культуре, природе, способствуя нравственному, трудовому, эстетическому, физическому воспитанию обучающихся и навыкам самостоятельной деятельности.
Модуль «Классное руководство»: в контексте воспитательной работы с классом классный руководитель (воспитатель, ):
-взаимодействует с педагогами, специалистами коррекционно-развивающего профиля, педагогами дополнительного образования, работающими с детьми данного класса (группы);
Виды и формы деятельности:
на уровне воспитательной работы с классом (группой):
самообслуживания, так и в решении учебно-развивающих и воспитательных задач; - другое.
На уровне индивидуальной воспитательной работы с детьми с
нарушением интеллекта, РАС.
Взаимодействие со специалистами, работающими с учащимися с нарушением интеллекта, РАС
Взаимодействие с родителями учащихся с нарушением интеллекта, РАС или их законными представителями в рамках воспитательной работы:
Вариативные модули:
-«Организация предметно-пространственной и здоровьесберегающей среды»,
Вариативный модуль «Ключевые общешкольные дела и события» включает в себя традиционные для школьного уклада мероприятия (праздники, фестивали, детские творческие конференции, спортивные состязания, учебнопрактические слеты и т.д.), в которых так или иначе участвует вся школа. В рамках решения воспитательных задач чрезвычайно важен этап планирования участия детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), учет их особых потребностей и возможностей. Речь идет как о дозированной нагрузке (физической, психологической, сенсорной) на ребенка, так и о его понимании личного смысла участия в общешкольном деле, о значимом посильном вкладе в ключевое для школы мероприятие. Так, например, наличие в школе действующей детско-взрослой медиаслужбы в качестве общешкольного дела поможет обучающимся развить коммуникативной культуру, сформировать навыки общения и сотрудничества со сверстниками и педагогами, а также послужит задачам поддержки творческой самореализации учащихся. В рамках этого направления (редакции внутренней школьной прессы: от выпуска тематических стенгазет до работы с сетевыми и цифровыми ресурсами) развиваются также умения, связанные с кибербезопасностью детей, создается опыт групповой работы, а также привлекаются внешние ресурсы – сетевые партнеры (не только специалисты медиаслужб, но и театральные, музейные работники, спортивные тренеры и т.д.)
Вариативный модуль «Организация предметно-пространственной и здоровьесберегающей среды» предполагает включение обучающихся с нарушениями интеллекта, РАС не только в освоение возможностей открытой безбарьерной среды, создаваемой силами взрослых, но и самому принять посильную активную позицию и помогать ее развитию и обустройству.
Окружающая ребенка предметно-пространственная, эстетическая и здоровьесберегающая среда школы, при условии ее грамотной организации, отвечающей необходимым специальным условиям воспитания и обучения, указанным в ФАООП обучающихся с нарушением интеллекта (Вариант 1), обогащает внутренний мир ребенка, способствует формированию у него уверенности в собственных силах, чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее и коррекционно-развивающее влияние на ребенка осуществляется через различные виды и формы работы по обустройству и освоению предметно-пространственной среды. Компонент здоровьесбережения окружающего пространства является ключевым для обучающихся с нарушением интеллекта и реализуется грамотно отобранными стратегиями в соответствии с рекомендациями специалистов для данной нозологической группы с учетом их индивидуальных особенностей, запросов семей и ресурсов школы.
Вариативный модуль «Взаимодействие с родительскими сообществами» ориентирован на создание условий для вовлечения как родителей/законных представителей обучающихся с нарушением интеллекта, РАС так и их сестер и братьев (при наличии).
Взаимодействие с семьей выстраивается на признании принципов взаимного уважения и разделенной ответственности за процесс и результат воспитательной работы.
Виды и формы деятельности На групповом уровне:
На индивидуальном уровне:
Вариативный модуль «Профориентация»
Деятельность педагогического коллектива по направлению «профориентация» включает в себя: знакомство детей с нарушением интеллекта, РАС с миром современных профессий, психолого-педагогическую диагностику и консультирование детей и воспитывающих их семей по проблемам профориентации, а также организацию систематических профессиональных и трудовых проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – подготовить семью школьника к требованиям современного рынка труда, с учетом объективных ограничений здоровья и реальных возможностей и перспектив будущей трудовой занятости обучающихся.
Виды и формы деятельности:
Данный модуль духовно-нравственного развития призван направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с нарушением интеллекта, РАС в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально-ответственного поведения.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является: социально – педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них духовно - нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Задачи:
В области формирования личностной культуры
В области формирования социальной культуры
-развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
В области формирования семейной культуры
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Цель: формирование у подрастающего поколения любви к Родине, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание патриотизма, формирование гражданской позиции.
Базовые ценности:
*Патриотизм, гражданственность.
*Любовь к близким, к своему Центру, городу, народу, России;
*Элементарные представления о своей малой родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;
*Стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города;
*Уважение к защитникам Родины; положительное отношение к своему национальному языку и культуре;
*Элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
*Умение отвечать за свои поступки;
*Негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;
*Интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни
России, Ростовской области.
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:
*Положительное отношение и любовь обучающихся к близким, к своему классу, образовательному учреждению, своему городу, народу, России; *Опыт ролевого взаимодействия в классе, школе, семье.
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися:
Формы работы:
Урочная деятельность: изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах (чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории; этика - культура диалога, взаимодействие представителей разных конфессий); индивидуальные и групповые проекты; музейные уроки.
Внеурочная деятельность: познавательная беседа, проблемно-ценностное общение, классный час, сюжетно-ролевые игры гражданского и историкопатриотического содержания, творческие конкурсы, фестивали, праздники, спортивные соревнования, благотворительные акции, интеллектуальные игры, посещение кинотеатра, театра, КТД.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Для кадрового потенциала ГКОУ РО « Колушкинская специальная школа-интернат» характерна стабильность состава. Это обеспечивает более качественный и результативный воспитательный процесс.
Наличие большей части педагогов — специалистов с большим опытом педагогической деятельности способствует организации работы в системе подготовки и повышения квалификации, а так же в выборе новых подходов к воспитательному процессу. Это обеспечивает выбор наиболее приемлемых методик и технологий, которые гармонично соотносятся с содержанием.
С одной стороны, такое положение гарантирует высокий качественный потенциал коллектива. С другой стороны в последние годы наблюдается омоложение педагогических кадров.
В данном направлении в ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» проводятся следующие мероприятия:
-обеспечение возможности прохождения педагогами переквалификации; -создание условий самоподготовки педагогов для успешности в прохождении аттестации на более высокую квалификационную категорию; - разработка индивидуальных маршрутов сопровождения педагогов;
-оснащение материально - технической базы;
-использование рациональных педагогических нагрузок;
-помощь педагогу в выборе темы самообразования;
Развитие кадрового потенциала.
В школе запланированы и проводятся мероприятия, направленные на повышение квалификации работников образовательного учреждения в области воспитания, организация научно-методической поддержки и сопровождения педагогов с учетом планируемых потребностей образовательной системы ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» и имеющихся у самих педагогов интересов. В качестве особого вида поддержки выступало сетевое взаимодействие педагогических работников, в т.ч. с использованием ИКТ. Ведется планомерная работа по пропаганде положений теории воспитательных систем среди педагогического коллектива: через регулярное проведение и участие в семинарах, научно-практических конференциях – от школьных до региональных и всероссийских; через научно-методические пособия; через знакомство с передовыми научными разработками и российским опытом.
В ходе работы к личности воспитателя, классного руководителя предъявлялись следующие требования:
-умение организовать и анализировать деятельность;
При планировании работы с кадрами учитываются:
Федерации, определяющие главные направления воспитательной работы;
-особенности воспитанников и специфические проблемы воспитания школьников, возникающие на каждом этапе формирования личности;
В работе классных руководителей и воспитателей проходит изучение: нормативных документов; научных разработок по вопросам повышения квалификации педагогических кадров; изучение организации и содержания учебно-воспитательного процесса; глубокий и всесторонний анализ состояния и результатов воспитательной работы в школе; знание важнейших тенденций развития учебно-воспитательного процесса и качества подготовки учащихся;
Управление качеством воспитательной деятельности в ГКОУ РО
« Колушкинская специальная школа-интернат» связывается, прежде всего, с качеством ее нормативно-правового обеспечения:
1.Положение о классном руководителе;
2.Положение о социально-психологической службе;
3.Положение об организации дополнительного образования;
4.Положение о внеурочной деятельности обучающихся;
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся с нарушениями интеллекта, РАС призвана способствовать формированию активной жизненной позиции, инициативности, максимально вовлекать детей в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся с нарушениями интеллекта строится на принципах:
справедливости при выдвижении кандидатур);
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности поощряются через индивидуальные и групповые портфолио.
Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) материалов, «продуктов» образовательной деятельности, фиксирующих и символизирующих достижения обучающихся.
Портфолио может включать признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и других материалов, значимых для ребенка, педагога, родителей).
Кроме индивидуального портфолио может вестись портфолио класса.
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, установленными соответствующими ФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса в ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы.
Итоги анализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем директора по воспитательной работе в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом ГКОУ РО « Колушкинская специальная школа-интернат»
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Анализируется информационно-медийное сопровождение воспитательной работы (при наличии), деятельность методических служб школы.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса могут быть следующие.
Направления самоанализа воспитательного процесса в школе, реализующей ФАООП обучающихся с нарушениями интеллекта, РАС(Вариант2).
Направление 1. Результаты воспитания и социализации обучающихся с нарушениями интеллекта, РАС во взаимосвязи с коррекционно-развивающей деятельностью.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса (группы).
Анализ осуществляется классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с привлечением специалистов коррекционно-развивающего профиля, педагога-психолога, педагогов сопровождения, с обсуждением результатов анализа на заседании методического объединения классных руководителей, психолого-педагогическом консилиуме (или педагогическом совете школы).
Ведущим способом получения информации о результатах воспитания школьников является педагогическое наблюдение, дополнительные способы включают в себя беседу с родителями по заранее разработанному плану, согласованному с педагогом-психологом; беседу с педагогом дополнительного образования (если ребенок посещал объединения дополнительного образования, студии, кружки, секции).
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какова динамика личностного развития обучающихся: каковы ожидаемые и реальные результаты воспитательной работы? Каковы главные достижения детей, с точки зрения педагогов и специалистов? Какие проблемы воспитательного характера удалось решить в течение учебного года и что помогло в этой работе? Каковы дефициты в воспитательной работе школы? Появились ли новые проблемы воспитательного характера? Каковы направления решений этих проблем? Какая помощь и какие ресурсы для этого нужны педагогам?
Направление 2. Качество воспитательной среды в школе.
Рекомендуется каждый год выбирать одно из направлений анализа воспитательной среды школы, реализующей АООП обучающихся с нарушением интеллекта (Вариант 2), в ее взаимосвязи с коррекционно-развивающей деятельностью. Это могут быть следующие направления:
(интеллектуальными нарушениями), включая братьев и сестер;
По выбранному направлению формулируется критерий, который поможет коллективу школы осуществить самоанализ, а также разрабатывается инструмент анализа и способы интерпретации.
В разделе «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса» сжато описываются специфика воспитательной деятельности, ориентированной на особые потребности детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и характеристики воспитательной среды школы, обеспечивающей реализацию этих потребностей.
Федеральная рабочая программа воспитания обучающихся с нарушением интеллекта, РАС рассматривается как составляющая комплекса программно-методического обеспечения воспитательного процесса в образовательной организации с описанием его структуры, включая планы работы классных руководителей, специалистов коррекционно-развивающего блока, специалистов психолого-педагогической службы, школьного психолого-педагогического консилиума и другие документы (например, профессионально-этический кодекс педагога, работающего с детьми с нарушением интеллекта, РАС положение о школьном психолого-педагогическом консилиуме и др.)
Приложение 1
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
|
ГКОУКО « Колушкинская специальная школа-интернат» на 2025-2026 учебный год
|
|||
|
Ключевые общешкольные дела и события
|
|||
|
Дела, события, мероприятия |
Класс ы |
Ориентировочн ое время проведения
|
Ответственные |
|
Праздник « Праздник первого звонка» - торжественная линейка. |
1-9 |
01.09. 2025г. |
Классные руководители, воспитатели |
|
День солидарности в борьбе с терроризмом |
5-9 |
03.09.2025г. |
Классные руководители, воспитатели |
|
Акция «Чистый дом» |
1-9 |
сентябрь-май |
Классные руководители, воспитатели |
|
Безопасность дорожного движения «Внимание, дети!» |
1-9 |
06-30.09.25г. |
воспитатели |
|
Всероссийский урок, приуроченный ко Дню гражданской обороны, включающий тренировки по поведению обучающихся в чрезвычайных ситуациях, включая задымление, пожар, экстремальные ситуации на транспорте |
1-9 |
03.10.25г. |
Классные руководители, воспитатели |
|
Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче |
1-9 |
16.10.25г. |
Классные руководители, воспитатели |
|
КТД «Мы за здоровый образ жизни» |
1-9 |
19.10.25г. |
воспитатели |
|
Осенний бал День урожая |
1-9 |
12.10. 11.10 |
, воспитатели |
|
Акция «Доска поздравлений», приуроченная ко Дню учителя, Дню защитника Отечества, международному женскому дню 8 марта |
1-9 |
05.10.25г., 21.02.26г., 07.03.26г. |
Классные руководители, воспитатели |
|
Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет |
1-9 |
25.10-27-10.25г. |
Классные руководители, воспитатели |
|
|
|
|
руководители, воспитатели |
|
Международный день отказа от курения |
5-9 |
13.11.25г. |
Классные руководители, воспитатели |
|
Международный день Уважения. Урок вежливости «Мы такие разные, но мы вместе!» |
5-9 |
17.11.25г. |
Классные руководители, воспитатели |
|
День матери в России |
1-9 |
24.11.25г. |
Классные руководители, воспитатели |
|
Акция «Покормите птиц!» |
1-9 |
ноябрь-март |
Классные руководители, воспитатели |
|
Международный день инвалидов |
5-9 |
01.12.25г. |
Классные руководители, воспитатели |
|
День героев Отечества |
1-9 |
08.12.25г. |
Классные руководители, воспитатели |
|
Новогодний праздник |
1-9 |
26.12.25г. |
Классные руководители, воспитатели |
|
Спортивный досуг «Вперёд, мальчишки!», посвящённый Дню защитника Отечества |
1-9 |
20.02.26г. |
Классные руководители, воспитатели, физруки |
|
Всемирный день Здоровья. Спортивный праздник «Здорово жить!» |
1-9 |
07.04.26г. |
Классные руководители, воспитатели, физруки |
|
День космонавтики. Гагаринский урок. |
1-9 |
12.04.26г. |
Классные руководители, воспитатели |
|
КТД «Вахта Памяти. 1945 - стены Рейхстага» |
5-9 |
май |
Классные руководители, воспитатели |
|
Последний звонок |
9 |
25.05.26г. |
Классные руководители, воспитатели |
|
КТД. Ежегодная церемония награждения школьников и педагогов грамотами «Гордость школы» и «За преданность школе!» |
1-9 |
25.05.2026г. |
Классные руководители, воспитатели |
|
|
|||
|
Курсы внеурочной деятельности
|
|
||
|
Духовно-нравственное направление* |
1-9 |
Сентябрь-май |
Классные руководители, воспитатели |
|
Общекультурное направление* |
1-9 |
Сентябрь - май |
Классные руководители, воспитатели |
|
Спортивно-оздоровительное направление* |
1-9 |
Сентябрь - май |
Классные руководители, воспитатели |
|
Социально-трудовое* |
1-9 |
Сентябрь - май |
Классные руководители, воспитатели |
|
СДО. Кружковая работа* |
1-9 |
Сентябрь-май |
Воспитатели |
|
* Программа внеурочной деятельности по данным направлениям |
|
||
|
Профориентация
|
|
||
|
Проведение классных часов и внеклассных занятий по профориентации |
1-9 |
октябрь - апрель |
Классные руководители, воспитатели |
|
Знакомство с профессиями на уроках и внеклассных занятиях |
1-9 |
в течение года |
Классные руководители, воспитатели |
|
Организация общественно полезного труда школьников, как проба сил для выбора будущей профессии (общественные поручения) |
1-9 |
сентябрь, апрель |
Классные руководители, воспитатели |
|
Конкурс плакатов «Моя будущая профессия» |
1-4 |
декабрь |
Классные руководители, воспитатели |
|
Консультации педагога-психолога по профориентации:
|
5-9 |
ноябрь, май |
Педагог-психолог
|
|
Совместное собрание для выпускных классов, их родителей (законных представителей), представителей проф. учреждений города, района, области |
9 |
апрель, май |
Классные руководители выпускных классов, социальный педагог |
|
Обновление страницы на сайте школы-интерната для родителей с размещением информации о профессиональных учреждениях |
9 |
апрель, май |
Зам. директора по ВР |
|
Мастер-классы по профориентации |
5-9 |
В течение года |
Классные руководители, воспитатели |
|
|
Организация предметно-пространственной и здоровьесберегающей среды
|
||||
|
Оформление интерьера класса, спальни, рекреации |
1-9 |
сентябрь |
Классные руководители, воспитатели, |
|
|
Размещение в школьной газете школы интерната регулярно сменяемых экспозиций |
1-9 |
календарные даты знаковых событий |
Классные руководители, воспитатели, |
|
|
Озеленение школьной и пришкольной территории, классов, рекреаций |
1-9 |
сентябрь – октябрь, апрель май |
Классные руководители, воспитатели, |
|
|
Оформление пространства класса, рекреации к праздникам и торжественным событиям |
1-9 |
календарные даты знаковых событий |
Классные руководители, воспитатели, |
|
|
Использование символики государства (гимн, герб, флаг) в торжественных моментах жизни школы-интерната |
1-9 |
календарные даты знаковых событий |
Классные руководители, воспитатели, |
|
|
Периодическое обновление школьных, классных тематических стендов |
1-9 |
в течение года |
Классные руководители, воспитатели, |
|
|
«Я – гражданин!»
|
||||
|
Презентация: «Конституция Российской Федерации» |
1-9 |
декабрь |
Классные руководители, воспитатели, |
|
|
«Основные права и обязанности граждан», «Политическое устройство Российского государства» |
1-4 5-9 |
ноябрь |
Классные руководители, воспитатели, учителя - предметники |
|
|
Символы государства, области, района, города (герб, гимн, флаг) |
1-9 |
октябрь |
Классные руководители, воспитатели, учителя предметники |
|
|
Презентации: «Героические страницы истории России» «Жизнь замечательных людей |
1-9
1-9 |
январь |
Классные руководители, воспитатели, учителя- |
|
|
родного края» - цикл занятий |
|
|
предметники |
|
|
«Народное творчество, история и культура родного края. Фольклор» - цикл классных часов |
1-9 |
март |
Классные руководители, воспитатели, учителя предметники |
|
|
Классные часы и внеклассные занятия о подвигах Российской армии, защитниках Отечества |
1-9 |
февраль |
Классные руководители, воспитатели, учителя предметники |
|
|
Знакомство со сказками народов России и мира |
1-4 |
В течение года |
Классные руководители, воспитатели |
|
|
Произведения о России, её природе, людях, истории |
1-4 |
В течение года |
Классные руководители, воспитатели |
|
|
Музейные уроки |
1-4 5-9 |
В течение года |
Классные руководители, воспитатели, учителяпредметники |
|
|
Взаимодействие с родительскими сообществами
|
||||
|
Участие в общешкольных родительских собраниях |
1-9 |
1 раз / полугодие |
Классные руководители, воспитатели |
|
|
Проведение классных родительских собраний |
1-9 |
1 раз / четверть |
Классные руководители, воспитатели |
|
|
Родительский всеобуч:
|
1-9 |
1 раз / четверть |
Классные руководители, воспитатели |
|
|
Проведение индивидуальных консультаций с родителями |
1-9 |
в течение года |
Классные руководители, воспитатели |
|
|
Организация коллективного посещения музеев, выставок, театров; экскурсии |
1-9 |
в течение года |
Классные руководители, воспитатели |
|
|
Совместное участие в творческих конкурсах, выставках, проектах |
1-9 |
В течение года по плану работы классного руководителя |
Классные руководители, воспитатели, учителя предметники |
|
|
Участие родителей в ключевых классных делах |
1-9 |
В течение года по плану работы классного |
Классные руководители, воспитатели |
|
|
|
|
руководителя |
|
|
|
Регулярная связь с родителями с целью постоянного контроля за жизнедеятельностью ребёнка в школе-интернате и дома (совместное сопровождение детей) |
1-9 |
В течение года |
Классные руководители, воспитатели |
|
|
Создание родительских чатов /сообществ/ |
1-9 |
сентябрь |
Классные руководители, воспитатели |
|
|
Классное руководство (согласно индивидуальным календарным планам работы классных руководителей)
|
||||
|
Школьный урок (согласно индивидуальным календарным планам работы учителей-предметников, воспитателей)
|
||||
Приложение 2
Перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы
Перечень дополняется и актуализируется ежегодно в соответствии с памятными датами, юбилеями общероссийского, регионального, местного значения, памятными датами общеобразовательной организации, документами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, перечнями рекомендуемых воспитательных событий Министерства просвещения Российской Федерации, методическими рекомендациями исполнительных органов власти в сфере образования.
Кроме того, рекомендуется рассмотреть возможность включения мероприятий, связанных с движением Абилимпикс, Международными детскими инклюзивными творческими играми, региональными инклюзивными фестивалями, конкурсами, образовательными событиями.