ЭП

Документ подписан электронной подписью
04.09.2025 15:05, Землянская Людмила Григорьевна, директор
Ключ электроннй подписи

 

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

РО «Колушкинская специальная школа-интернат»

 

Приложение №3

к содержательному разделу адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с нарушением интеллекта , РАС

ГКОУ РО «Колушкинская школа –интернат» в соответствии с ФАООП УО

 

Утвержденной приказом №69 от 27.08.2025г

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, РАС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка – с.3

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ – с.6

1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся с нарушением интеллекта, РАС – с.6

1.2 Направления воспитания обучающихся с нарушением интеллекта, РАС – с.8

1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания обучающихся с нарушением интеллекта, РАС – с.9

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ – с.11

2.1 Уклад общеобразовательной организации – с.11

2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности – с.14

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ – с.24

3.1 Кадровое обеспечение - с.24

3.2 Нормативно-методическое обеспечение – с.25

3.3 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся – с.26

3.4 Анализ воспитательного процесса – с.27

Приложение 1, 2 – с.29-37

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа воспитания обучающихся с нарушением интеллекта , РАС , получающих общее образование (далее ‒ Программа (Вариант 2) является обязательной частью адаптированной основной образовательной программы общего образования детей с нарушением интеллекта РАС (Вариант 2).

Программа (Вариант 2) разработана с учётом Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-p) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 гг. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г.№ 2945-p), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400), Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р), Санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20».

Программа (Вариант 2) соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 (далее ФГОС УО). Устава ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат»

Программа (Вариант 2) согласуется с Примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций (утв. решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22) и основывается на единстве и преемственности образовательного процесса, соотносится с примерными рабочими программами воспитания в рамках адаптированных образовательных программ дошкольного и общего образования.

На основе Примерной рабочей программы воспитания в ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат создана одна Федеральная рабочая программа воспитания для обучающихся с нарушением интеллекта, РАС , которые осваивают АООП обучающихся с нарушением интеллекта, РАС (Вариант 2). Таким образом, не дублируется программа воспитания в составе специальной индивидуальной программы развития (СИПР). В каждой из разрабатываемых специальных индивидуальных программ развития (СИПР) воспитательная работа согласована с утвержденной в ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-0интнернат" Федеральной рабочей программой воспитания для обучающихся с нарушениями интеллекта, РАС

Назначение Программы (Вариант 2) – поддержка и развитие воспитательной работы в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы для обучающихся с нарушением интеллекта, РАС (Вариант 2), помощь педагогическим работникам в систематизации воспитательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей детей. Программа (Вариант 2) разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления общеобразовательных организаций, в том числе советов родителей (законных представителей), осуществляется с привлечением семьи обучающегося с нарушением интеллекта, РАС и другими социальными институтами воспитания. Программа (Вариант 2) реализуется в тесной взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, в том числе с привлечением ресурсов дополнительного образования (при наличии), а именно адаптированных дополнительных общеразвивающих программ.

Программа (Вариант 2) направлена на приобщение обучающихся с нарушением интеллекта , РАС к общей культуре, на развитие их личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями, освоение правил и норм поведения, принятых в российском обществе, с учетом особых образовательных потребностей детей данной категории.

Ожидаемый результат Программы (Вариант 2): создание собственных рабочих программ воспитания в образовательных организациях, реализующих АООП для обучающихся с нарушением интеллекта, РАС регулярный самоанализ практики педагогическими коллективами и оформление педагогических замыслов в соответствии с современными нормативно-правовыми требованиями.

Программа (Вариант 2) ориентирует педагогические коллективы на совместную работу, поддерживает традиционную для отечественной сферы образования нравственную, гуманистическую основу, приоритет воспитательных задач, а именно: развитие жизненной компетенции обучающихся.

Программа (Вариант 2) призвана помочь детям освоить навыки самообслуживания, навыки предметно-практической деятельности, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности, максимально раскрыть личностный потенциал с опорой на признанные общечеловеческие ценности и смыслы; быть готовыми к диалогу с другими людьми на основе взаимного уважения; проявлять максимально возможную самостоятельность в поступках.

Программа (Вариант 2) призвана создавать организационно-педагогические условия для достижения личностных образовательных результатов обучающихся, указанных во ФГОС УО, а именно:

  1. основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
  2. социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  3. формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
  4. формирование уважительного отношения к окружающим;
  5. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  6. освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  7. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
  8. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  9. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  10. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  11. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

В силу специфики данной категории детей, при составлении программы воспитания педагоги вправе выбрать те личностные результаты, достижение которых является посильным для обучающихся, исходя из их индивидуальных особенностей.

Формирование общей культуры обучающегося, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия.

Программа (Вариант 2) не сводится к формальному списку мероприятий и школьных дел. Это документ, который воспринимается в качестве методического «навигатора», помогающего педагогическим работникам сориентироваться в современных требованиях к воспитательной деятельности, выявить воспитательный потенциал образовательной среды конкретной школы.

Программа (Вариант 2) разработана на основе анализа особых образовательных потребностей детей, обусловленных состоянием здоровья, социальной ситуацией развития, особенностями семейного воспитания, уровнем профессионального мастерства педагогического коллектива и научно-методической направленностью школы, а также особенностями и ресурсами ее среды. Образовательная организация самостоятельно принимает решение о корректировке содержания разделов рабочей программы воспитания обучающихся с нарушением интеллекта, РАС (Вариант 2), и в них корректно отражается реальная воспитательная работа в школе.

 

Программа воспитания (Вариант 2) включает в себя следующие разделы:

целевой, содержательный, организационный.

 

Программа воспитания (Вариант 2), разработана образовательной организацией, является открытым документом, то есть допускающим возможность внесения в него изменений в течение учебного года по внешним или внутренним причинам, связанным с изменениями условий воспитательной работы в среде образовательной организации, а также изменения, обусловленные организационно -правовой формой.

 

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ

 

Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-p). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся.

Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, связан с особыми образовательными потребностями обучающихся в части воспитания, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.

 

1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся с нарушением интеллекта, РАС (Вариант 2)

Общая цель воспитания конкретизируется через учет возрастных особенностей обучающихся и их особых потребностей, обусловленных состоянием здоровья. В воспитании обучающихся целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися с нарушением интеллекта, РАС социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел в будущем. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Базовые ценности нашего общества – семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек

Цель воспитания в образовательной организации:

  • усвоение обучающимися знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей в доступном для обучающихся с нарушением интеллекта, РАС объеме (в усвоении ими социально значимых

знаний);

  • развитие позитивных отношений обучающихся к этим общественным ценностям (в развитии их социально значимых отношений);
  • приобретение обучающимися соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

 

В воспитании обучающихся с нарушением интеллекта, РАС на этапе начального общего образования целевым приоритетом является создание благоприятных условий для приобщения обучающихся к сфере социально значимых знаний, связанными с основными нормами и традициями Российского общества. Это знание будет способствовать развитию социально значимых отношений обучающихся с нарушением интеллекта, РАС и накоплению ими опыта посильного участия в социально значимых делах.

Сформулированные цели предполагают ряд задач, максимально приближающих к их достижению:

    • реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел и событий, поддерживать традиции обсуждения в педагогическом коллективе и детско-взрослом сообществе;
    • реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
    • вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности, вовлекать педагогов дополнительного образования в обсуждение совместной воспитательной работы;
    • использовать в воспитании обучающихся потенциал школьного урока, поддерживать использование на уроках адекватных форм занятий с обучающимися;
    • максимально использовать воспитательные возможности коррекционных и коррекционно-развивающих занятий, последовательно вовлекать специалистов коррекционного профиля и педагогов сопровождения в обсуждение воспитательных задач и способов их решения;
    • развивать междисциплинарное взаимодействие между педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;
    • развивать внутришкольные системы педагогического наставничества, опираясь на традиции образовательной организации и требования профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»;
    • выявлять и поддерживать детскую активность и посильный уровень самостоятельности;
    • поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детсковзрослых общественных объединений и организаций;
    • организовывать для обучающихся экскурсии, целевые прогулки и реализовывать их воспитательный потенциал;
    • развивать здоровьесберегающую предметно-пространственную и коммуникативную среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
    • организовывать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

1.2 Направления воспитания обучающихся с нарушением интеллекта, РАС

 

Программа реализуется в единстве коррекционно-развивающей, учебной и воспитательной деятельности по следующим направлениям:

 

  • духовно-нравственное воспитание, которое предполагает формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми, с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;
  • культурно –досуговая деятельность-выявление с помощью индивидуального подхода к каждому ребенку творческого потенциала каждого воспитанника; создание оптимальных условий для творческой самореализации личности ребенка; развивать способности обучающихся в самых различных видах досуговой деятельности.

(чрезвычайных) ситуациях;

  • трудовое воспитание, профориентация которое предполагает развитие интереса к трудовой деятельности, воспитание уважения к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия человека; формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениям и т.д.
  • гражданско-патриотическое воспитание, которое направлено на приобщение к истории и культуре своего отечества, своей малой и большой Родины; ценностного отношения к отечеству, своему народу, уважение к народам России; к семье как главной опоре в жизни человека, к значимым взрослым и детям;
  • художественно-эстетическое воспитание, которое предполагает приобщение к мировой и отечественной культуре как духовному богатства общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.
  • формирование оздоровительно -экологической культуры, которое предполагает формирование бережно-ответственного отношения к окружающей среде; ценностное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
  • формирование и развитие интеллектуально познавательного интереса, которое предполагает бережное отношение к природе; формирование знаний о правилах здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта) для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей;

 

1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания обучающихся с нарушением интеллекта, РАС

 

Личностные планируемые результаты освоения обучающимися ФАООП рассматриваются в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся. Система оценки планируемых результатов, которую разрабатывает школа, должна ориентировать образовательный процесс на введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, достижение возможных результатов освоения содержания СИПР и ФАООП.

Целевые ориентиры указаны в соответствии с инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства. В Таблице 1 приведены целевые ориентиры, указанные в Примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций (утв. решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22), к которым могут обращаться педагогические работники.

 

Таблица 1. Перечень целевых ориентиров на этапе начального общего образования обучающихся с нарушением интеллекта, РАС.

 

Целевые ориентиры

Гражданско-патриотическое воспитание

Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление

о Родине — России, её территории, расположении.

Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам.

Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства.

Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.

Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях.

Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации,

 

в доступной по возрасту социально значимой деятельности.

Духовно-нравственное воспитание

Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные

ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.

Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.

Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающих старших.

Имеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,

осознающий ответственность за свои поступки.

Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий.

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.

Художественно-эстетическое воспитание

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,

творчестве людей.

Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре.

Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве.

  • Культурно-досуговая деятельность выявлять с помощью индивидуального подхода к каждому ребенку творческого потенциала каждого воспитанника; создание оптимальных условий для творческой самореализации личности ребенка; развивать способности обучающихся в самых различных видах досуговой деятельности.

(чрезвычайных) ситуациях;

 

Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила

здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.

Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе.

Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом.

Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.

Трудовое воспитание профориентация

 

Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.

Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление.

Проявляющий интерес к разным профессиям.

Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.

Оздоровительно-экологическое воспитание

Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние

людей на природу, окружающую среду.

Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.

Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.

Формирование и развитие интеллектуального познавательного интереса

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и

самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.

Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании.

Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта.

 

 

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

 

В ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» обучаются дети с нарушениями интеллекта с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

 

2.1 Уклад общеобразовательной организации В ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» живёт и работает дружная семья детей и педагогов. Это профессионалы, призванные максимально помочь детям адаптироваться в современном обществе, которое сегодня требует совершенствования содержания учебно-воспитательного процесса, внедрения и использования новых технологий, форм и методов обучения и воспитания.

В ГКОУ РО «Колушкинская специальная –школа-интернат» обучаются дети с нарушением интеллекта, РАС, , среди них более 60% учащихся имеют статус «ребенок-инвалид.» Многие из наших воспитанников находятся в трудной жизненной ситуации, есть дети из многодетных и малообеспеченных семей, а также, находящиеся под опекой.

В условиях общеобразовательной школы для детей с интеллектуальными нарушениями, РАС, дети получают, как правило, помощь, направленную на компенсацию отклонений в развитии. Эта помощь носит комплексный характер и осуществляется специалистами разных профилей: воспитателями, учителями, социальным педагогом, педагогом-психологом, учителем-логопедом, врачами и. т. д. Процесс воспитания играет, на наш взгляд, основную роль в развитии ребёнка, т.к. он аккумулирует в себя работу по формированию личности ребенка, развитию системы межличностных отношений, освоению моделей коммуникативного поведения. Это заставляет по-новому взглянуть на процесс воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья: с позиции коррекции «отклоняющегося поведения». Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Сегодня уже мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы, законы общества.

Следует отметить, что в процессе воспитания школьников с нарушением интеллекта, РАС сочетается настойчивая работа по формированию у них общественно ценных личностных качеств со специфической коррекционной работой, направленной на исправление тех недостатков их характера и поведения, которые возникли в результате неправильного предшествующего воспитания и несовершенного, ущербного жизненного опыта. Любой ребенок, будь - то глубоко умственно-отсталый, или ребенок с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом, а должен стать оптимально развитой личностью, способной на адекватное вхождение в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.

Так как в школе - интернате проживают воспитанники различных возрастов, с различным уровнем подготовки, различными психическими и физическими возможностями, то главная наша задача - создание таких условий, где каждый ребенок имеет возможность попробовать себя в разных видах деятельности, выбрать себе дело по душе и совершенствоваться в своём развитии.

В соответствии с современной концепцией развития российского образования, требованиям ФГОС, в нашей стране нет необучаемых детей, а есть дети с разными возможностями обучения. Подготовить каждого ребенка с нарушением интеллекта, РАС к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни - задача нашего общеобразовательного учреждения.

Процесс воспитания основывается на следующих принципах воспитания, взаимодействия педагогов и школьников:

  • культура взаимного уважения, неукоснительное соблюдение прав всех участников воспитательной работы, прав семьи, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта, РАС и инвалидностью; самого обучающегося, педагогических работников, соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и его семье;
  • ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие детей и педагогических работников;
  • здоровьесбережение как ключевой принцип воспитательной работы, развитие и укрепление ценности здоровья, здорового образа жизни; понимание ребенком собственных возможностей и умением грамотно обходиться ограничениями;
  • реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
  • организация основных совместных дел, образовательных событий, мероприятий, включающих обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы;
  • последовательное вовлечение семьи обучающегося с нарушениями интеллекта, РАС включая братьев и сестер, в систему ценностно окрашенных, личностно значимых общих дел, событий, мероприятий;
  • системность, целесообразность и не шаблонность воспитательной работы как условия ее реализации;
  • поддержка максимально возможной самостоятельности школьника с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способностей ребенка опираться на собственные знания и умения; бытовая и социальная компетентность (в соответствии с реальным уровнем возможностей, а также с учетом требуемой ребенку помощи).

Используются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - глубина погружения в материал; повышенная мотивация обучения; возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать, и дистанционных образовательных технологий при решении воспитательных задач.

 

Взаимодействие образовательной организации с родительскими сообществами, вовлечение семей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта, РАС в единый воспитательных процесс.

«…можно было бы иметь несравненно большие положительные результаты, если бы с момента выявления у ребенка недостатков осуществлялось правильное и корригирующее семейное воспитание. А чтобы это воспитание было правильным и достаточно эффективным, родители обязаны иметь соответствующую педагогическую подготовку, в известной мере овладеть специальной методикой воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью».

Существование различных групп родителей приводит к использованию дифференцированного подхода к работе по распространению медикопедагогических знаний для родителей, наиболее деятельное вовлечение их к воспитанию детей, подразумевает предоставление эффективной помощи в организации воспитания и улучшения домашних условий.

По мнению С. Д. Забрамной: «Очень важно выработать единую линию работы с детьми, как педагогам, так и семье. Помощь родителей детям должна быть разумной и иметь коррекционную направленность; необходимо единство и в использовании мер воспитательного воздействия». Наиболее общими чертами, по которым должно протекать воспитание умственно отсталого ребенка в семье, являются:

  • организация регулярного и постоянного обучения детей, которое направлено на коррекцию выявленных недостатков;
  • определение оптимального отношения к ребенку родителей и остальных членов семьи;
  • поддержка родителей в успешном решении вопросов и задач, которые поставлены перед ними;
  • особая организация познавательной и трудовой деятельности, поведения и жизни ребенка в целом;
  • управление процессом развития отношений с семьей и окружающими людьми.

Для взаимодействия образовательной организации и семьи используются разнообразные формы работы с родителями. В методике воспитательной работы выделяется четыре формы совместной деятельности семьи и школы:

  1. Индивидуальная форма работы.
  2. Классные родительские собрания.
  3. Общешкольные собрания.
  4. Работа с родительским активом

 

2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат»

Определены виды, формы и содержание доступных и полезных обучающимся с нарушением интеллекта, РАС совместных мероприятий с нормотипичными/здоровыми детьми и взрослыми. Данные направления, связанные с культурой взаимного уважения между людьми, культурой заботы о себе и навыками самостоятельности, обеспечивающими максимально доступную ребенку свободу в бытовом и социальном аспектах.

Мероприятия представлены в соответствующих модулях, каждый из которых ориентирован на поставленные школой задачи воспитания и соответствует направлениям воспитательной работы ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» с учетом специфики особых образовательных потребностей обучающихся и ресурсной среды образовательной организации. Инвариантные модули:

- "Школьный урок", - "Классное руководство",

  • "Курсы внеурочной деятельности" в рамках двух направлений:

-коррекционно-развивающих занятий;

-общеразвивающих занятий в соответствии с основными направлениями", "сотрудничество с семьей обучающегося", "знакомство с профессиями".

 

 

Модуль «Школьный урок», реализация воспитательного потенциала которого включает следующую деятельность.

Виды и формы деятельности:

На уровне воспитательной работы с группой детей, объединенной в школьный класс:

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применение на уроке адекватных особым потребностям детей и их реальным возможностям форм организации: дидактических игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; грамотно выстроенной театрализации; дискуссий по поводу учебного материала и учебного (делового) взаимодействия, которые дают возможность детям приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников групповой работе и взаимодействию с другими детьми.
  • введение отдельных предметов, способствующих формированию у обучающихся с нарушением интеллекта, РАС представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира (традиционные предметы, в рамках блока « Окружающий природный мир», а также « Окружающий социальный мир» и др.);
  • организация обучения в разновозрастных классах (группах), возможно, в качестве образовательной пробы;
  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения (на доступном им уровне);
  • использование на уроке адекватных коммуникативных и коммуникационных, в том числе цифровых технологий, отвечающих особым потребностям и возможностям детей;
  • организация взаимопомощи детей друг другу в рамках урочной деятельности.

На уровне взаимодействия педагогов-предметников, педагогов дополнительного образования и специалистов коррекционно-развивающего профиля:

  • ведение совместных «педагогических дневников», «методических копилок», например, в виде таблиц или папок, открытых для взаимного доступа, в которые заносятся успехи, достигнутые ребенком, педагогические находки, предпочитаемые детьми способы работы, адаптированные дидактические и стимульные материалы, привлекательные для конкретных детей;
  • разработка и проведение совместных педагогических мастерских, так называемых «бинарных уроков», включающих педагога-предметника и специалистов коррекционно-развивающего профиля в рамках решения

воспитательных и коррекционно-развивающих задач;

  • по согласованию с педагогом дополнительного образования «срежиссированная» опора в процессе урока на знания и умения ребенка, его личностные образовательные результаты, достигнутые в условиях дополнительного образования (посещение кружков, студий, секций в рамках технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, туристкокраеведческой и социально-гуманитарной направленностях).

На уровне взаимодействия с сетевыми партнерами и родительскими сообществами.

При наличии педагогической обоснованности и уместности возможно привлечение к подготовке и проведению уроков представителей родительских сообществ и сетевых партнеров (урок-экскурсия в промышленные мастерские и цеха; урок-викторина, урок в форме литературно-художественной гостиной, урок - спортивное соревнование и др.)

 

Модуль «Курсы внеурочной деятельности» включает в себя коррекционные и коррекционно-развивающие занятия, а также общеразвивающие курсы.

Предусмотрено включение цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном», который направлен на развитие ценностного отношения школьников к своей Родине.

 

Коррекционные и коррекционно-развивающие занятия являются неотъемлемым компонентом ФАООП обучающихся с нарушением интеллекта, РАС

 

Традиционно для сферы отечественной специальной педагогики воспитание пронизывает коррекционно-развивающие занятия. Особое внимание уделено выстраиванию уважительных взаимоотношений со специалистом; помощи детям в самоорганизации, в опоре на сохранные функции, умению максимально пользоваться собственными ресурсами, развитию максимальной самостоятельности, развитию коммуникации, доступным ребенку способом.

 

Общеразвивающие занятия в рамках внеурочной деятельности реализуется через организацию увлекательных, интересных и полезных для детей курсов, студий, кружковой деятельности, проводимой во второй половине школьного дня. Такая деятельность, основанная на свободе выбора, позволяет детям с нарушениями интеллекта, РАС самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах.

 

Виды и формы деятельности

Формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

  • создание в детско-взрослых объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
  • поддержка в детско-взрослых объединениях школьников с проявляющимися способностями, познавательными интересами, лидерскими качествами;
  • поощрение педагогами детской активности и творческих инициатив;

Программа внеурочной деятельности предполагает следующие направления: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное в таких формах как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции,

соревнования, общественно полезные (трудовые) практики и т. д

  • направление. Курсы внеурочной деятельности, способствующие сохранению и укреплению здоровья обучающихся, формированию культуры здоровья и ценностного отношения к нему, воспитанию силы воли и чувства ответственности.

Нравственное направление. Курсы внеурочной деятельности, направленные на знакомство школьников с нравственными нормами, правилами поведения и формированию моральных привычек,

  • направление. Курсы внеурочной деятельности, способствующие развитию культуры общения, основанной на взаимоуважении, принятии мнении другого, умении слышать и слушать, тем самым способствуя формированию коммуникативной компетенции.

Общекультурное направление. Курсы внеурочной деятельности, цель которых расширить представление о родном крае, его истории, культуре, природе, способствуя нравственному, трудовому, эстетическому, физическому воспитанию обучающихся и навыкам самостоятельной деятельности.

 

Модуль «Классное руководство»: в контексте воспитательной работы с классом классный руководитель (воспитатель, ):

  • организует работу по созданию коллектива (группы);
  • осуществляет индивидуальную воспитательную работу с детьми;

-взаимодействует с педагогами, специалистами коррекционно-развивающего профиля, педагогами дополнительного образования, работающими с детьми данного класса (группы);

  • выносит проблемные ситуации в рамках воспитательной работы на обсуждение психолого-педагогического консилиума школы;
  • включает в совместную воспитательную работу родителей учащихся или их законных представителей; корректно привлекает братьев и сестер ребенка с нарушением интеллекта, РАС при подготовке открытых мероприятий, образовательных событий и иных значимых школьных дел;
  • совместно с администрацией школы планирует взаимодействие с внешними партнерами, а также с родительскими сообществами и объединениями лиц с инвалидностью.

Виды и формы деятельности:

на уровне воспитательной работы с классом (группой):

  • инициирование и поддержка участия класса (группы) в общешкольных ключевых делах и событиях, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
  • организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с другими детьми его класса, позволяющие, с одной стороны, – вовлечь в них детей с разным уровнем потребностей и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
  • проведение циклов классных часов как плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанного на принципах уважительного отношения к личности ребенка, его интересов и склонностей, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;
  • сплочение коллектива класса (группы) через: игры и тренинги на сплочение и командообразование с учетом реальных возможностей детей; походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе (группе) дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и микромероприятия, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
  • выработка совместно со школьниками законов и правил класса (группы), помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе;
  • развитие и поддержка взаимопомощи детей как в вопросах

самообслуживания, так и в решении учебно-развивающих и воспитательных задач; - другое.

 

На уровне индивидуальной воспитательной работы с детьми с

нарушением интеллекта, РАС.

 

  • изучение особенностей личностного развития учащихся класса (группы) через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с другими педагогами и специалистами, работающими с ребенком;
  • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем и задач (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или взрослыми, выбор профессии и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема преобразуется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить;
  • индивидуальная работа со школьниками класса (группы), направленная на формирование детьми их личных портфолио, в которых младшие школьники не просто фиксируют свои достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
  • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса (группы); через включение в тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе (группе);
  • другое.

Взаимодействие со специалистами, работающими с учащимися с нарушением интеллекта, РАС

  • регулярные консультации классного руководителя с другими педагогами и специалистами коррекционно-развивающего профиля, направленные на формирование у них единства требований по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и развитие культуры конструктивного разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
  • проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
  • привлечение других педагогов и специалистов к участию во внутриклассных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать детей, их интересы, способности, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
  • привлечение других педагогов к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей; - участие в работе психолого-педагогического консилиума; - другое.

 

Взаимодействие с родителями учащихся с нарушением интеллекта, РАС или их законными представителями в рамках воспитательной работы:

  • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса (группы) в целом;
  • помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и другими педагогическими работниками и специалистами коррекционно-развивающего профиля;
  • организация родительских собраний, происходящих в разных формах (круглый стол, дискуссия, деловая игра и др.), с целью совместного обсуждения наиболее актуальных проблем воспитания школьников;
  • коммуникация с родительскими сообществами, участвующими в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания детей;
  • привлечение членов семей школьников с нарушением интеллекта РАС к организации и проведению дел и мероприятий класса;
  • организация на базе класса системы мероприятий (праздников, конкурсов, соревнований и др.), направленных на развитие детско-взрослого сообщества; - другое.

 

Вариативные модули:

  • «Ключевые общешкольные дела и события»,

-«Организация предметно-пространственной и здоровьесберегающей среды»,

  • «Взаимодействие с родительскими сообществами»,
  • «Профориентация»,
  • «Я – гражданин!»

 

Вариативный модуль «Ключевые общешкольные дела и события» включает в себя традиционные для школьного уклада мероприятия (праздники, фестивали, детские творческие конференции, спортивные состязания, учебнопрактические слеты и т.д.), в которых так или иначе участвует вся школа. В рамках решения воспитательных задач чрезвычайно важен этап планирования участия детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), учет их особых потребностей и возможностей. Речь идет как о дозированной нагрузке (физической, психологической, сенсорной) на ребенка, так и о его понимании личного смысла участия в общешкольном деле, о значимом посильном вкладе в ключевое для школы мероприятие. Так, например, наличие в школе действующей детско-взрослой медиаслужбы в качестве общешкольного дела поможет обучающимся развить коммуникативной культуру, сформировать навыки общения и сотрудничества со сверстниками и педагогами, а также послужит задачам поддержки творческой самореализации учащихся. В рамках этого направления (редакции внутренней школьной прессы: от выпуска тематических стенгазет до работы с сетевыми и цифровыми ресурсами) развиваются также умения, связанные с кибербезопасностью детей, создается опыт групповой работы, а также привлекаются внешние ресурсы – сетевые партнеры (не только специалисты медиаслужб, но и театральные, музейные работники, спортивные тренеры и т.д.)

 

Вариативный модуль «Организация предметно-пространственной и здоровьесберегающей среды» предполагает включение обучающихся с нарушениями интеллекта, РАС не только в освоение возможностей открытой безбарьерной среды, создаваемой силами взрослых, но и самому принять посильную активную позицию и помогать ее развитию и обустройству.

Окружающая ребенка предметно-пространственная, эстетическая и здоровьесберегающая среда школы, при условии ее грамотной организации, отвечающей необходимым специальным условиям воспитания и обучения, указанным в ФАООП обучающихся с нарушением интеллекта (Вариант 1), обогащает внутренний мир ребенка, способствует формированию у него уверенности в собственных силах, чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее и коррекционно-развивающее влияние на ребенка осуществляется через различные виды и формы работы по обустройству и освоению предметно-пространственной среды. Компонент здоровьесбережения окружающего пространства является ключевым для обучающихся с нарушением интеллекта и реализуется грамотно отобранными стратегиями в соответствии с рекомендациями специалистов для данной нозологической группы с учетом их индивидуальных особенностей, запросов семей и ресурсов школы.

 

Вариативный модуль «Взаимодействие с родительскими сообществами» ориентирован на создание условий для вовлечения как родителей/законных представителей обучающихся с нарушением интеллекта, РАС так и их сестер и братьев (при наличии).

Взаимодействие с семьей выстраивается на признании принципов взаимного уважения и разделенной ответственности за процесс и результат воспитательной работы.

Виды и формы деятельности На групповом уровне:

  • Общешкольные родительские комитеты и Управляющие советы школы, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
  • семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для совместного проведения досуга и общения;
  • родительские гостиные и дискуссионные площадки, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей и специфических потребностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов и интересных для родителей экспертов;
  • родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в школе;
  • семейные консультации, на которых родители могли бы получать рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
  • родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов; - другое.

На индивидуальном уровне:

  • работа специалистов по запросу родителей, воспитывающих детей с нарушениями интеллекта, РАС при возникновении конфликтных ситуаций;
  • плановое участие родителей в работе психолого-педагогических консилиумах школы с целью обмена мнениями о динамике личностных образовательных результатов ребенка, о достигнутых результатах и актуальных дефицитах;
  • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
  • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей; - другое.

 

Вариативный модуль «Профориентация»

Деятельность педагогического коллектива по направлению «профориентация» включает в себя: знакомство детей с нарушением интеллекта, РАС с миром современных профессий, психолого-педагогическую диагностику и консультирование детей и воспитывающих их семей по проблемам профориентации, а также организацию систематических профессиональных и трудовых проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – подготовить семью школьника к требованиям современного рынка труда, с учетом объективных ограничений здоровья и реальных возможностей и перспектив будущей трудовой занятости обучающихся.

 

Виды и формы деятельности:

  • профориентационные игры: симуляции, деловые игры, решение ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию, расширяющие знания школьников о современных профессиях, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
  • экскурсии на предприятия города, дающие школьникам с нарушением интеллекта , РАС начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
  • организация профессиональных и трудовых проб в рамках курсов по выбору, включенных в адаптированную основную образовательную программу школы, в том числе, соорганизованную с курсами дополнительного образования;
  • организация творческих фестивалей, призванных познакомить детей с миром современных профессий и обеспечить среду, помогающую ребенку с нарушением интеллекта , РАС совершить профессиональную или трудовую пробу.

 

Вариативный модуль «Я - гражданин»

Данный модуль духовно-нравственного развития призван направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с нарушением интеллекта, РАС в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально-ответственного поведения.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является: социально – педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них духовно - нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Задачи:

В области формирования личностной культуры

  • формирование мотиваций универсально – нравственных компетенций «становиться лучше», активности в учебно – игровой, предметно – продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
  • формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а так же внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;
  • формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностях;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры

  • воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре;
  • формирование чувства причастности к коллективным делам;

-развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

В области формирования семейной культуры

  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • формирование положительного отношения к семейным традициям и устоям.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Цель: формирование у подрастающего поколения любви к Родине, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание патриотизма, формирование гражданской позиции.

Базовые ценности:

*Патриотизм, гражданственность.

*Любовь к близким, к своему Центру, городу, народу, России;

*Элементарные представления о своей малой родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;

*Стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города;

*Уважение к защитникам Родины; положительное отношение к своему национальному языку и культуре;

*Элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;

*Умение отвечать за свои поступки;

*Негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;

*Интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни

России, Ростовской области.

Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:

*Положительное отношение и любовь обучающихся к близким, к своему классу, образовательному учреждению, своему городу, народу, России; *Опыт ролевого взаимодействия в классе, школе, семье.

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися:

  • Изучают Конституцию Российской Федерации, получают знания об основных правах и обязанностях граждан России, о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение.
  • Знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, с обязанностями гражданина.
  • Знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, фольклором, особенностями быта народов России.
  • Знакомятся с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников.
  • Знакомятся с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина.
  • Участвуют в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, в проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими.

Формы работы:

Урочная деятельность: изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах (чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории; этика - культура диалога, взаимодействие представителей разных конфессий); индивидуальные и групповые проекты; музейные уроки.

Внеурочная деятельность: познавательная беседа, проблемно-ценностное общение, классный час, сюжетно-ролевые игры гражданского и историкопатриотического содержания, творческие конкурсы, фестивали, праздники, спортивные соревнования, благотворительные акции, интеллектуальные игры, посещение кинотеатра, театра, КТД.

 

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

 

3.1 Кадровое обеспечение

Для кадрового потенциала ГКОУ РО « Колушкинская специальная школа-интернат» характерна стабильность состава. Это обеспечивает более качественный и результативный воспитательный процесс.

Наличие большей части педагогов — специалистов с большим опытом педагогической деятельности способствует организации работы в системе подготовки и повышения квалификации, а так же в выборе новых подходов к воспитательному процессу. Это обеспечивает выбор наиболее приемлемых методик и технологий, которые гармонично соотносятся с содержанием.

С одной стороны, такое положение гарантирует высокий качественный потенциал коллектива. С другой стороны в последние годы наблюдается омоложение педагогических кадров.

  • ГКОУ РО « Колушкинская специальная школа-интернат» по развитию кадрового потенциала: в условиях модернизации образовательного процесса решающую роль в достижении главного результата – качественного образования школьников играет профессионализм педагогических и управленческих кадров. В соответствии с этим важнейшими направлениями кадровой политики в области образования являются:
  • совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации и профессионализма педагогических и руководящих работников; - работа по удовлетворению потребностей образовательного учреждения в высококвалифицированных и творческих кадрах; - повышение престижа педагогической профессии.

В данном направлении в ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» проводятся следующие мероприятия:

  • создание комфортных условий для привлечения молодых специалистов;

-обеспечение возможности прохождения педагогами переквалификации; -создание условий самоподготовки педагогов для успешности в прохождении аттестации на более высокую квалификационную категорию; - разработка индивидуальных маршрутов сопровождения педагогов;

-оснащение материально - технической базы;

-использование рациональных педагогических нагрузок;

-помощь педагогу в выборе темы самообразования;

  • педагогов по теме самообразования.

Развитие кадрового потенциала.

В школе запланированы и проводятся мероприятия, направленные на повышение квалификации работников образовательного учреждения в области воспитания, организация научно-методической поддержки и сопровождения педагогов с учетом планируемых потребностей образовательной системы ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» и имеющихся у самих педагогов интересов. В качестве особого вида поддержки выступало сетевое взаимодействие педагогических работников, в т.ч. с использованием ИКТ. Ведется планомерная работа по пропаганде положений теории воспитательных систем среди педагогического коллектива: через регулярное проведение и участие в семинарах, научно-практических конференциях – от школьных до региональных и всероссийских; через научно-методические пособия; через знакомство с передовыми научными разработками и российским опытом.

В ходе работы к личности воспитателя, классного руководителя предъявлялись следующие требования:

  • умение анализировать имеющиеся воспитательные ресурсы;
  • умение проектировать, распределять цели;

-умение организовать и анализировать деятельность;

  • умение осваивать свой опыт через рефлексию и выражать его в технологической форме;
  • умение перестроить устаревшие технологические формы и методы; - способность к самовыражению.

При планировании работы с кадрами учитываются:

  • нормативные документы Министерства образования Российской

Федерации, определяющие главные направления воспитательной работы;

  • проблемы воспитания, стоящие в центре внимания;
  • основные направления воспитательной работы, сложившиеся в школе, в том числе проблемы, над которыми работает школа;
  • реальное состояние воспитательной работы в школе и уровень развития личности воспитанников;

-особенности воспитанников и специфические проблемы воспитания школьников, возникающие на каждом этапе формирования личности;

  • уровень педагогического мастерства, квалификация, опыт воспитателей и классных руководителей, их готовность к решению предстоящих воспитательных задач (на основе диагностики), определившиеся интересы в области теории и методики воспитания, а также реальные возможности для внедрения в практику рекомендаций педагогической теории и передового опыта.

В работе классных руководителей и воспитателей проходит изучение: нормативных документов; научных разработок по вопросам повышения квалификации педагогических кадров; изучение организации и содержания учебно-воспитательного процесса; глубокий и всесторонний анализ состояния и результатов воспитательной работы в школе; знание важнейших тенденций развития учебно-воспитательного процесса и качества подготовки учащихся;

 

 

 

3.2 Нормативно-методическое обеспечение

Управление качеством воспитательной деятельности в ГКОУ РО

« Колушкинская специальная школа-интернат» связывается, прежде всего, с качеством ее нормативно-правового обеспечения:

1.Положение о классном руководителе;

2.Положение о социально-психологической службе;

3.Положение об организации дополнительного образования;

4.Положение о внеурочной деятельности обучающихся;

 

3.3 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся

 

Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся с нарушениями интеллекта, РАС призвана способствовать формированию активной жизненной позиции, инициативности, максимально вовлекать детей в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся с нарушениями интеллекта строится на принципах:

  • публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся);
  • соответствия процедур награждения укладу общеобразовательной организации, символике общеобразовательной организации;
  • прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование установленным правилам, соблюдение

справедливости при выдвижении кандидатур);

  • регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.);
  • сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды);
  • привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся с нарушением интеллекта, РАС представителей ученического самоуправления, сторонних организаций;
  • наличие уровней и типов наград, которые позволяют продлить стимулирующее действие системы поощрения.

Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности поощряются через индивидуальные и групповые портфолио.

Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) материалов, «продуктов» образовательной деятельности, фиксирующих и символизирующих достижения обучающихся.

Портфолио может включать признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и других материалов, значимых для ребенка, педагога, родителей).

Кроме индивидуального портфолио может вестись портфолио класса.

 

3.4 Анализ воспитательного процесса

 

Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, установленными соответствующими ФГОС.

Основным методом анализа воспитательного процесса в ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы.

Итоги анализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем директора по воспитательной работе в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом ГКОУ РО « Колушкинская специальная школа-интернат»

 

Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.

Анализируется информационно-медийное сопровождение воспитательной работы (при наличии), деятельность методических служб школы.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:

  • принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на культуру взаимного уважения всех участников воспитательной работы;
  • принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
  • принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими целей и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
  • принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания, в котором участвует семья, школа и другие социальные институты, так и стихийной социализации и саморазвития детей;
  • принцип партнерского взаимодействия с семьей ребенка с нарушением интеллекта , РАС и инвалидностью, согласно которому обобщенные результаты самоанализа необходимо тактично и корректно обсудить с родительским сообществом школы, а по поводу динамики личностных результатов детей сопоставить наблюдения родителей и педагогов в индивидуальной беседе (по возможности).

Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса могут быть следующие.

Направления самоанализа воспитательного процесса в школе, реализующей ФАООП обучающихся с нарушениями интеллекта, РАС(Вариант2).

Направление 1. Результаты воспитания и социализации обучающихся с нарушениями интеллекта, РАС во взаимосвязи с коррекционно-развивающей деятельностью.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса (группы).

Анализ осуществляется классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с привлечением специалистов коррекционно-развивающего профиля, педагога-психолога, педагогов сопровождения, с обсуждением результатов анализа на заседании методического объединения классных руководителей, психолого-педагогическом консилиуме (или педагогическом совете школы).

Ведущим способом получения информации о результатах воспитания школьников является педагогическое наблюдение, дополнительные способы включают в себя беседу с родителями по заранее разработанному плану, согласованному с педагогом-психологом; беседу с педагогом дополнительного образования (если ребенок посещал объединения дополнительного образования, студии, кружки, секции).

Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какова динамика личностного развития обучающихся: каковы ожидаемые и реальные результаты воспитательной работы? Каковы главные достижения детей, с точки зрения педагогов и специалистов? Какие проблемы воспитательного характера удалось решить в течение учебного года и что помогло в этой работе? Каковы дефициты в воспитательной работе школы? Появились ли новые проблемы воспитательного характера? Каковы направления решений этих проблем? Какая помощь и какие ресурсы для этого нужны педагогам?

Направление 2. Качество воспитательной среды в школе.

Рекомендуется каждый год выбирать одно из направлений анализа воспитательной среды школы, реализующей АООП обучающихся с нарушением интеллекта (Вариант 2), в ее взаимосвязи с коррекционно-развивающей деятельностью. Это могут быть следующие направления:

  • связанные с характером и наличием вариативной работы с родителями, семьями, воспитывающими детей с нарушением интеллекта, РАС

(интеллектуальными нарушениями), включая братьев и сестер;

  • с развитием детско-взрослых сообществ в условиях школы;
  • с интеграцией общего и дополнительного образования в рамках решения достижения личностных образовательных результатов детей;
  • с анализом характера общения детей друг с другом и педагогами, как в урочной, так и во внеурочной работе;
  • наличие и эффективность сетевого и межведомственного взаимодействия;
  • развитие эстетической предметно-пространственной, злоровьесберегающей и социальной безбарьерной среды, привлечение детей и родительских сообществ к реализации этого направления;
  • развитие системы наставничества в школе как между детьми, так и между педагогами и др.

По выбранному направлению формулируется критерий, который поможет коллективу школы осуществить самоанализ, а также разрабатывается инструмент анализа и способы интерпретации.

В разделе «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса» сжато описываются специфика воспитательной деятельности, ориентированной на особые потребности детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и характеристики воспитательной среды школы, обеспечивающей реализацию этих потребностей.

Федеральная рабочая программа воспитания обучающихся с нарушением интеллекта, РАС рассматривается как составляющая комплекса программно-методического обеспечения воспитательного процесса в образовательной организации с описанием его структуры, включая планы работы классных руководителей, специалистов коррекционно-развивающего блока, специалистов психолого-педагогической службы, школьного психолого-педагогического консилиума и другие документы (например, профессионально-этический кодекс педагога, работающего с детьми с нарушением интеллекта, РАС положение о школьном психолого-педагогическом консилиуме и др.)

 

 

Приложение 1

 

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

ГКОУКО « Колушкинская специальная школа-интернат»

на 2025-2026 учебный год

 

 

Ключевые общешкольные дела и события

 

Дела, события, мероприятия

Класс ы

Ориентировочн ое время

проведения

 

Ответственные

Праздник « Праздник первого звонка» - торжественная линейка.

1-9

01.09. 2025г.

Классные руководители, воспитатели

День солидарности в борьбе с терроризмом

5-9

03.09.2025г.

Классные руководители, воспитатели

Акция «Чистый дом»

1-9

сентябрь-май

Классные руководители, воспитатели

Безопасность дорожного движения «Внимание, дети!»

1-9

06-30.09.25г.

воспитатели

Всероссийский урок, приуроченный ко Дню гражданской обороны, включающий тренировки по поведению обучающихся в чрезвычайных ситуациях, включая задымление, пожар, экстремальные ситуации на транспорте

1-9

03.10.25г.

Классные руководители, воспитатели

Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче

1-9

16.10.25г.

Классные руководители, воспитатели

КТД «Мы за здоровый образ жизни»

1-9

19.10.25г.

воспитатели

Осенний бал

День урожая

1-9

12.10.

11.10

, воспитатели

Акция «Доска поздравлений», приуроченная ко Дню учителя, Дню защитника Отечества, международному женскому дню 8 марта

1-9

05.10.25г.,

21.02.26г.,

07.03.26г.

Классные руководители, воспитатели

Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет

1-9

25.10-27-10.25г.

Классные руководители, воспитатели

 

 

 

 

руководители, воспитатели

Международный день отказа от курения

5-9

13.11.25г.

Классные руководители, воспитатели

Международный день Уважения. Урок вежливости «Мы такие

разные, но мы вместе!»

5-9

17.11.25г.

Классные руководители, воспитатели

День матери в России

1-9

24.11.25г.

Классные руководители, воспитатели

Акция «Покормите птиц!»

1-9

ноябрь-март

Классные руководители, воспитатели

Международный день инвалидов

5-9

01.12.25г.

Классные руководители, воспитатели

День героев Отечества

1-9

08.12.25г.

Классные руководители, воспитатели

Новогодний праздник

1-9

26.12.25г.

Классные руководители, воспитатели

Спортивный досуг «Вперёд, мальчишки!», посвящённый Дню

защитника Отечества

1-9

20.02.26г.

Классные руководители, воспитатели, физруки

Всемирный день Здоровья. Спортивный праздник «Здорово жить!»

1-9

07.04.26г.

Классные руководители, воспитатели, физруки

День космонавтики. Гагаринский урок.

1-9

12.04.26г.

Классные руководители, воспитатели

КТД «Вахта Памяти. 1945 - стены Рейхстага»

5-9

май

Классные руководители, воспитатели

Последний звонок

9

25.05.26г.

Классные руководители, воспитатели

КТД. Ежегодная церемония награждения школьников и педагогов грамотами «Гордость школы» и «За преданность школе!»

1-9

25.05.2026г.

Классные руководители, воспитатели

 

 

Курсы внеурочной деятельности

 

 

Духовно-нравственное направление*

1-9

Сентябрь-май

Классные руководители, воспитатели

Общекультурное направление*

1-9

Сентябрь - май

Классные руководители, воспитатели

Спортивно-оздоровительное направление*

1-9

Сентябрь - май

Классные руководители, воспитатели

Социально-трудовое*

1-9

Сентябрь - май

Классные руководители, воспитатели

СДО. Кружковая работа*

1-9

Сентябрь-май

Воспитатели

* Программа внеурочной деятельности по данным направлениям

 

 

Профориентация

 

 

Проведение классных часов и внеклассных занятий по профориентации

1-9

октябрь - апрель

Классные руководители, воспитатели

Знакомство с профессиями на уроках и внеклассных занятиях

1-9

в течение года

Классные руководители, воспитатели

Организация общественно полезного труда школьников, как проба сил для

выбора будущей профессии (общественные поручения)

1-9

сентябрь, апрель

Классные руководители, воспитатели

Конкурс плакатов «Моя будущая профессия»

1-4

декабрь

Классные руководители, воспитатели

Консультации педагога-психолога по профориентации:

  • «Мотивы выбора профессии»;
  • «Что я знаю о профессиях?»;
  • «Кем мне быть?»;
  • «Мои способности и умения»

5-9

ноябрь, май

Педагог-психолог

 

Совместное собрание для выпускных классов, их родителей (законных представителей), представителей проф. учреждений города, района, области

9

апрель, май

Классные руководители выпускных классов, социальный педагог

Обновление страницы на сайте школы-интерната для родителей с размещением информации о профессиональных учреждениях

9

апрель, май

Зам. директора по ВР

 

Мастер-классы по профориентации

5-9

В течение года

Классные руководители, воспитатели

 

Организация предметно-пространственной и здоровьесберегающей среды

 

Оформление интерьера класса, спальни, рекреации

1-9

сентябрь

Классные руководители, воспитатели,

Размещение в школьной газете школы интерната регулярно сменяемых экспозиций

1-9

календарные даты знаковых событий

Классные руководители, воспитатели,

Озеленение школьной и пришкольной территории, классов, рекреаций

1-9

сентябрь – октябрь, апрель май

Классные руководители, воспитатели,

Оформление пространства класса, рекреации к праздникам и торжественным событиям

1-9

календарные даты знаковых событий

Классные руководители, воспитатели,

Использование символики государства (гимн, герб, флаг) в торжественных моментах жизни школы-интерната

1-9

календарные даты знаковых событий

Классные руководители, воспитатели,

Периодическое обновление школьных, классных тематических стендов

1-9

в течение года

Классные руководители, воспитатели,

 

«Я – гражданин!»

 

Презентация: «Конституция Российской Федерации»

1-9

декабрь

Классные руководители, воспитатели,

«Основные права и обязанности граждан», «Политическое устройство Российского государства»

1-4

5-9

ноябрь

Классные руководители, воспитатели, учителя - предметники

Символы государства, области, района, города (герб, гимн, флаг)

1-9

октябрь

Классные руководители, воспитатели, учителя предметники

Презентации: «Героические страницы истории России»

«Жизнь замечательных людей

1-9

 

1-9

январь

Классные руководители, воспитатели, учителя-

         

 

родного края» - цикл занятий

 

 

предметники

«Народное творчество, история и культура родного края. Фольклор» - цикл классных часов

1-9

март

Классные руководители, воспитатели, учителя предметники

Классные часы и внеклассные занятия о подвигах Российской армии, защитниках Отечества

1-9

февраль

Классные руководители, воспитатели, учителя предметники

Знакомство со сказками народов России и мира

1-4

В течение года

Классные руководители, воспитатели

Произведения о России, её природе, людях, истории

1-4

В течение года

Классные руководители, воспитатели

Музейные уроки

1-4

5-9

В течение года

Классные руководители, воспитатели, учителяпредметники

 

Взаимодействие с родительскими сообществами

 

Участие в общешкольных родительских собраниях

1-9

1 раз / полугодие

Классные руководители, воспитатели

Проведение классных родительских собраний

1-9

1 раз / четверть

Классные руководители, воспитатели

Родительский всеобуч:

  • Адаптация детей к обучению;
  • Тревоги и страхи у детей;
  • Профилактика вредных привычек; - Профессиональное самоопределение подростка

1-9

1 раз / четверть

Классные руководители, воспитатели

Проведение индивидуальных консультаций с родителями

1-9

в течение года

Классные руководители, воспитатели

Организация коллективного посещения музеев, выставок, театров; экскурсии

1-9

в течение года

Классные руководители, воспитатели

Совместное участие в творческих конкурсах, выставках, проектах

1-9

В течение года по плану работы классного руководителя

Классные руководители, воспитатели, учителя предметники

Участие родителей в ключевых классных делах

1-9

В течение года по плану работы классного

Классные руководители, воспитатели

 

 

руководителя

 

Регулярная связь с родителями с целью постоянного контроля за жизнедеятельностью ребёнка в школе-интернате и дома (совместное сопровождение детей)

1-9

В течение года

Классные руководители, воспитатели

Создание родительских чатов /сообществ/

1-9

сентябрь

Классные руководители, воспитатели

 

 

Классное руководство

(согласно индивидуальным календарным планам работы классных руководителей)

 

 

Школьный урок

(согласно индивидуальным календарным планам работы учителей-предметников,

воспитателей)

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы

 

Перечень дополняется и актуализируется ежегодно в соответствии с памятными датами, юбилеями общероссийского, регионального, местного значения, памятными датами общеобразовательной организации, документами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, перечнями рекомендуемых воспитательных событий Министерства просвещения Российской Федерации, методическими рекомендациями исполнительных органов власти в сфере образования.

Кроме того, рекомендуется рассмотреть возможность включения мероприятий, связанных с движением Абилимпикс, Международными детскими инклюзивными творческими играми, региональными инклюзивными фестивалями, конкурсами, образовательными событиями.