|
![]() Документ подписан электронной подписью |
Аннотации к рабочим программам дисциплин
10-11 классов
в составе образовательной программы
Рабочая программа – нормативный документ образовательного учреждения, определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с примерными программами в условиях ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат»
Рабочие программы составлены по специальностям: «Садовник», «Столяр строительный» разработана для профессиональной подготовки по профессиям
рабочих для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на базе выпускников специальных общеобразовательных школ для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) без получения среднего общего образования, сроком обучения 2 года и регламентирует цели,
ожидаемые результаты, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по профессии и включает в себя: учебные планы, рабочие программы учебных дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество
подготовки обучающихся, а также программы учебной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Учебные программы определяют содержание образования по отдельным предметам и последовательность его прохождения по годам обучения. Эти программы учитывают особенности познавательной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями, уровень речевого развития. Они направлены на всестороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний, умений и навыков, который им необходим для социальной адаптации.
Учебный процесс реализуется на основании следующих рабочих программ по дисциплинам:
Специальность |
Предмет |
Класс |
Аннотация |
|
Садовник |
Охрана труда
|
10 |
Дисциплина «Охрана труда» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1 курсе. Требования к результатам освоения учебной дисциплины. В результате изучения дисциплины обучающийся должен уметь:
знать:
|
|
Основы агрономии
|
10-11 |
Дисциплина «Основы агрономии» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается в течение двух семестров на 2 курсе. Требования к результатам освоения учебной дисциплины. В результате изучения дисциплины обучающийся должен уметь:
знать:
|
|
|
Технология выращивания
|
10-11 |
Профессиональный модуль «Технология выращивания» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается в течение двух семестров на 1 и 2 курсах. В профессиональный модуль входят следующие дисциплины: технология выращивания цветочно-декоративных и ягодных культур; технология выращивания древесно- кустарниковых культур, производственное обучение; учебная практика. Цель и задачи профессионального модуля: сформировать знания и умения в области основ технологии выращивания цветочно-декоративных, ягодных и древесно-кустарниковых культур С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающихся в ходе освоения профессионального модуля должен: иметь практический опыт:
уметь:
знать:
|
|
|
|
Дворник |
10-11 |
Дисциплина «Дворник» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1-2 курсах. Цель: формирование у обучающихся с ограниченными умственными возможностями санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков, вовлечение в трудовую деятельность, обучение элементарным профессиональным навыкам по специальности «Дворник». Задачи: - овладение умениями на уровне квалификационных требований к профессии «Дворник»; применение сформированных умений для решения практических задач; - знание правил поведения в ситуациях профессиональной деятельности и продуктивность межличностного взаимодействия в процессе реализации задания; - знание правил техники безопасности и их применение в профессиональных и жизненных ситуациях. - формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.);
Программа предполагает одногодичный курс обучения воспитанников, включает -34 недели (2 часа в неделю). Занятия проводятся с группой обучающихся, состоящей из 4-6 человек,. Продолжительность учебных занятий 40 минут. Программой профессиональной подготовки предусмотрены теоретическое и практическое обучение. - назначение спецодежды (рукавицы, халат, куртка); должны уметь: - в осенний период ориентироваться в задании, планировать работу;
|
|
Столяр -строительный.
|
Охрана труда
|
10 |
Дисциплина «Охрана труда» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1 курсе. Требования к результатам освоения учебной дисциплины. В результате изучения дисциплины обучающийся должен уметь:
знать:
|
|
Материаловедение
|
10 |
Дисциплина «Материаловедение» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается в течение двух семестров на 1 курсе. Цель: - ознакомление учащихся с применением древесины в народном хозяйстве; - углубленное и расширенное изучение основных свойств древесины; - современный Столяр в условиях рыночной экономики должен не только в совершенстве знать приемы и способы работы на различном оборудовании, но и знать основные физико – механические свойства древесины; - воспитывать готовность к труду и получению определённых профессиональных навыков, положительное отношение к трудовой деятельности. Задачи: - обобщать знания, полученные в ходе бесед и практических занятий, обучать профессиональным приёмам труда; - развивать самостоятельность в работе, способность к аналитической деятельности, планированию работы; - формировать любовь к технике, профессии столяр. Требования к результатам освоения учебной дисциплины. В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать:
уметь:
|
||
Автоматизация производства
|
10 |
Дисциплина «Автоматизация производства» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается в течение двух семестров на 1 курсе. Цель: - формировать знания об общих сведениях автоматизации производства, автоматизации технологических процессах и схемах автоматического управления; -развивать умения в определении потребности в той или иной операции; -учить планировать, организовывать и выполнять работу; оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации автоматических линий на производстве. Задачи: - воспитывать интерес к автоматическим процессам на производстве; - формировать любовь к технике, профессии столяр строительный; - использовать в качестве объекта труда учебные мастерские; - формировать специальные умения, навыки самостоятельной работы на автоматических линиях. Требования к результатам освоения учебной дисциплины. В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать: • общие сведения об автоматизации производства, автоматизации технологических процессах и схемах автоматического управления; • виды станочных линий, устройство и назначение автоматических линий. уметь:
|
||
Технология столярных работ
|
10-11 |
Профессиональный модуль «Технология столярных работ» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается в течение двух семестров на 1 и 2 курсах. В профессиональный модуль входят следующие дисциплины: технология столярных работ, производственное обучение, учебная практика. Цель и задачи профессионального модуля Цель: -ознакомить обучающихся с обработкой древесины и древесных материалов ручным инструментом и механическим способом; - углубленное и расширенное изучение основных приемов склеивания, облицовывания, отделки и сборки изделий, изготовления шаблонов, мягких элементов мебели; - современный столяр в условиях рыночной экономики должен в совершенстве знать приемы и способы работы на различном оборудовании; - знать основные приемы и способы изготовления и отделки мебели. Задачи: - воспитывать интерес к основным приемам и способам изготовления мебели; - формировать любовь к технике, профессии столяр; - использовать в качестве объекта труда учебные классы и наглядные пособия; - формировать специальные умения, навыки самостоятельного изготовления эскизов и шаблонов различной мебели. Требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать:
уметь:
Соотношение теоретического и практического обучения, выделение практико-ориентированных блоков определяется данной учебной программой и тематическим планом курса
|
||
|
Математика |
10-11 |
Рабочая программа по математике для Х- XI классов разработана на основе программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Москва. ВЛАДОС. 2006г. и в соответствии с: Цель преподавания математики: формировать у обучающихся умения видеть (узнавать) в быту постоянно возникающие математические ситуации, применять на практике полученные математические знания, на основании ситуации составлять и решать различные жизненно важные задачи. Задачи: - формирование элементарных представлений об экономике; - выработка адекватных представлений о повседневной экономической ситуации в семье; - обретение навыков анализа конкретных семейных экономических ситуаций; - формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, быть «хозяином»; - освоение навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры. Общая характеристика учебного предмета: Объём программного материала по математике не предполагает наращивание математических сведений в сравнении с уже ранее полученными, а базируется на них. Предполагается освоение учащимися знаний, непосредственно связанных с жизнью и повседневной хозяйственной практикой человека. Курс построен на применении проблемно-поисковых методов обучения при ознакомлении учащихся с элементами финансовой грамотности. На уроках рассматриваются наиболее насущные жизненные задачи, требующие от человека постоянного принятия решений, выбора. Например, это могут быть задания по проблеме: «Планирование расходов семейного бюджета», «Семейные сбережения», «Повременная и сдельная, номинальная и реальная заработная плата», «Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи», «Планирование расходов на отпуск», «Проблемные ситуации прогнозирования. Что выгоднее: дешёвые или дорогие товары долговременного пользования?». Создание проблемных ситуаций на уроке направлено на то, чтобы стимулировать учащихся к размышлениям, научить отбирать и комбинировать информацию для решения предложенной задачи, нахождения ответа. В результате изучения дисциплины обучающийся должен уметь:
деление на однозначное и двузначное число) с натуральными числами и десятичными дробями;
решать простые задачи на нахождение части от числа, процентов от числа по его проценту;
знать:
виды, «бюджет», «прожиточный минимум», (знать за счет чего и как уменьшать расходы, если доход меньше прожиточного минимума).
|
|
|
Литература |
10-11 |
Цель обучения литературному чтению в 10-11 классах: -развитие речевой деятельности обучающихся; -знакомство с литературными произведениями, способствующими нравственному, психическому и социальному развитию умственно отсталых обучающихся.
Задачи: - формировать общий интерес к чтению; - выявлять интересы обучающихся, их литературные предпочтения; - совершенствовать технику чтения; - повышать способность осознанного восприятия прочитанного; - развивать у обучающихся правильные речевые потребности; -способствовать пониманию значения навыка чтения
Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи:
2.Общая характеристика учебного предмета. Литературное чтение и развитие устной речи в 10-11 классах имеет целью подготовку умственно отсталых детей к самостоятельной жизни на основе усвоения социально ориентированных общеобразовательных предметов. Подчиняясь общей цели образования умственно отсталых обучающихся юношеского возраста, такой предмет имеет и свою собственную цель: развитие умения осмысленного чтения литературных, публицистических и технических текстов доступного им содержания и уровня сложности. Ознакомление учащихся с программными литературными произведениями является одним из факторов социально-бытовой ориентированности, залогом более успешной интеграции в общество. Представления о литературных произведениях и их авторах, полученные обучающимися на уроках, помогут им в дальнейшем при воспитании собственных детей. Особенности восприятия умственно отсталых учащихся таковы, что они значительно успешнее воспринимают тот материал, который вызывает у них эмоциональный отклик, побуждает к переживаниям за того или иного героя. Учеников привлекает динамика событий, резкие повороты сюжета. Чтобы поддерживать интерес учащихся к произведению целесообразно устанавливать соответствие между событиями личной жизни учащихся и теми событиями, которые являются предметом литературного или публицистического изложения. Известно, что умственно отсталые учащиеся затрудняются в выявлении смысловых связей, установлении причинно-следственных зависимостей. Это касается даже несложных текстов. С еще большими проблемами старшеклассники сталкиваются, читая неадаптированные литературные произведения. На первом этапе знакомства с произведением рекомендуется краткий пересказ учителем (чтение, если это небольшой объем текста) его содержания или целиком, или до того фрагмента, с которого начинается чтение самими обучающимися, с тем, чтобы прочитанные в дальнейшем эпизоды понимались ими исходя из общего смыслового контекста. При обсуждении содержания прочитанного текста, характеристик образов продуктивно привлечение личного опыта старшеклассников, использование средств наглядности (иллюстрации, фотографии, фрагменты кино- и видеоматериалов), обращение к приему драматизации. Юноши и девушки, знакомясь с доступными их осмыслению литературными текстами, которые вызывают у них непосредственный эмоциональный интерес и соотносятся с их личным опытом, получают основу для перехода к важнейшему этапу читательской деятельности — самостоятельному чтению. Большое внимание на уроках литературы уделяется развитию устной речи. Этому процессу способствует обогащение пассивного и активного словаря учащихся в процессе работы над литературным произведением; умение объяснить значение некоторых слов и выражений с помощью толкового или фразеологического словаря; участие в чтении драматических произведений по ролям, вырабатывающее у учащихся правильные эмоциональные интонации в устной речи; участие в обсуждении произведения, которое совершенствует умение ведения диалога учащимися (не перебивать собеседника, продумывать свой ответ и строить его в зависимости от сказанного собеседником); заучивание стихотворных произведений, прозаических отрывков; использование приема «обмен информацией» на уроках внеклассного чтения в виде пересказа самостоятельно прочитанных газетных заметок, журнальных статей и др.
|
|
|
Русский язык |
10-11 |
Рабочая программа по русскому языку для Х- XI классов разработана на основе программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой вспециальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Москва. ВЛАДОС. 2006г. и в соответствии с нормативными актами : Цель преподавания русского языка: Цель обучения русскому языку в 10-11 классах - обеспечение языкового развития умственно отсталых учащихся: помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи, пользоваться им в жизни как основным средством общения, а также сформировать умения и навыки грамотного письма. Задачи преподавания русского языка: - расширять представления о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи:
Недостаточность развития фонематического слуха (а в ряде случаев и остроты слуха) при умственной отсталости нарушает узнавание слов и, как следствие, их предметную соотнесенность. Кроме того, у таких детей отмечается снижение скорости восприятия, переработки воспринимаемой информации за единицу времени, а также искажение первичной информации, что соответствует I степени нарушения жизнедеятельности в аспекте «общение» по классификации определения статуса инвалида. Для речи умственно отсталых детей характерна скудность словарного запаса и недоразвитие логико-грамматических структур. Также у них недостаточно развит психологический уровень понимания речи, а именно — трудности понимания основного смысла всего сообщения и его фрагментов, слов в контексте, метафор, установление связей между фрагментами сообщения, неумение делать обобщение, выводы. Учебный материал по русскому языку (в плане усвоения грамматики и синтаксиса) остается в объеме ранее изученного в 5–9 классах. В 10–11 классах он дается в определенной последовательности в виде повторения тех разделов, которые будут актуальными для решения задач развития и формирования деловой и творческой письменной речи умственно отсталых учащихся. Предлагаемая программа представляет собой интегрированный курс русского языка и делового, и творческого письма. Курс русского языка включает в себя набор необходимых жизненно значимых теоретических сведений по грамматике, орфографии, синтаксису. При этом повторение материала русского языка основывается на тематике социально-бытовой ориентировки. Большое значение имеет речевая направленность курса, т.е. работа, связанная с обогащением словарного запаса учащихся. В процессе обучения идет постепенное накопление словаря существительных, прилагательных, глаголов, наречий, т.е. всех основных частей речи. При этом предусматривается не только его количественное развитие, пополнение активного словаря новыми словами, речевыми оборотами, идиомами, но и качественное: уточнение значения слова, знакомство с многозначностью слова, синонимическим рядом. Большое внимание уделяется и развитию словаря признаков, например, при повторении темы «Имя прилагательное» акцентируется внимание на характеристиках людей, их взаимоотношений и поступков. Программа по русскому языку включает в себя формирование у учащихся навыков творческого письма и оформления деловых бумаг. Деловое письмо представляет собой письменный диалог, решающий важнейшие вопросы экономико-правовой деятельности гражданина. Поэтому, несмотря на широкое использование в деловом общении телефона, деловое письмо продолжает выполнять важнейшие функции вне зависимости от способа передачи: почтовые отправления (письмо, открытка, телеграмма), служебные или докладные записки и т.п. Навыки владения популярными жанрами письменной речи входят в число необходимых жизненно важных умений. Внешние связи человеческого общения, определяемые социальными ролями, такими как: продавец — покупатель, заявитель—исполнитель, заказчик — исполнитель, работодатель — работник и т.д., реализуются как в жанре устных переговоров, так и в жанре делового письма. Для формирования у умственно отсталых учащихся необходимых умений по составлению деловых бумаг следует исходить из актуализации основных признаков базовой модели речевой ситуации, делать опору на речевые штампы и клише, наполняя их в процессе упражнений различным содержанием. Образцы (клише) деловых бумаг: заявление о приеме на работу, заявление о приеме ребенка в дошкольное учреждение, служебная записка, образец трудового договора, автобиография (резюме) и др. составят некий справочник выпускника, которым он будет пользоваться в своей дальнейшей жизни. Деловой стиль — это сообщение, которое носит характер деловой информации, делового указания. Он используется различного рода в деловых бумагах: объявление, заявление, инструкция, справка, расписка и т.д. Задача деловой речи заключается в том, чтобы сообщить сведения, имеющие практическое значение, и дать точные указания и рекомендации. Обучающиеся должны: Знать:
Уметь:
|
|
|
Обществоведение |
10-11 |
Рабочая программа по обществоведению для Х- XI классов разработана на основе программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Москва. ВЛАДОС. 2006г. и в соответствии с: Цель курса: расширение правовых знаний у учащихся Задача: формирование у них умений пользоваться своими правами, на профилактику противоправных нарушений. Предмет «Обществоведение» в 10-11 классах входит в образовательную область «Обществознание» учебного плана ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа – интернат» на 2023 – 2024 учебный год. Рабочая программа рассчитана в 10 классе на 34 ч, в 11 классе на 34 ч. 1 ч в неделю, 34 учебные недели. Настоящий курс «Обществоведение» предназначен для детей с интеллектуальными нарушениями. Дети с умственной отсталостью представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому социальная адаптация для них является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. При изучении курса «Обществоведение», реализуется на уже имеющиеся знания у воспитанников, что в дальнейшем при социальной адаптации, даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином своей страны. При изучении курса «Обществознание» необходимо использовать метапредметную основу и учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Обучение направлено на практическое закрепление программного материала через ролевые В результате изучения курса «Обществоведения» обучающиеся должны знать:
уметь:
|
|
|
Этика и психология семейной жизни |
10-11 |
Рабочая программа по предмету «Этика и психология семейной жизни» для обучающихся 10-11 классов разработана на основе программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Москва. ВЛАДОС. 2006г. Целью изучения этики и психологии семейной жизни является формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека. Выработка у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми. В процессе работы по данной программе предстоит решить следующие задачи: формировать представления о семье, ее роли в жизни человека; формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.; обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье; формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни; сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье и воспитание; формировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи.
Содержание курса этика и психология семейных отношений:
В результате изучения дисциплины, обучающиеся 10класса должны Знать: Учащиеся должны знать основные родственные связи в семье, уметь различать близких и дальних родственников. Учащиеся должны знать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой. учащиеся должны понимать и уметь объяснять какие условия необходимы для вступления в брак. · понятие «семья», понимать её значение в жизни человека; · основные родственные связи в семье; · этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой; · понимать важность создания собственной семьи, условия для создания семьи; · основные обязанности членов семьи, объяснить их значение в семейной жизни; · основные статьи доходов и расходов семьи; · основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи; · основы семейного законодательства, · знать об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, понимать свою обязанность в воспитании их; · особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребенка. уметь: · различать близких и дальних родственников; · использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; · объяснять, какие условия необходимы для вступления в брак; · приблизительно рассчитать бюджет семьи на один месяц; · объяснить свои претензии к партнеру, не унижая его достоинства; · определять основные обязанности родителей по отношению к своим детям. |
|
|
Физическая культура |
10-11 |
Рабочая программа по физической культуре для Х- XI классов разработана разработана на основе программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Москва. ВЛАДОС. 2006г. Цель изучения физической культуры на завершающем этапе получения образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) состоит в подготовке их к Задачи: ― обогащение двигательного опыта жизненно-важными двигательными навыками и умениями; ― создание целостного представления о влиянии занятий физической культурой на развитие человека, его физическое, духовное и нравственное здоровье, формирование здорового образа жизни; Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи: Развитие зрительного восприятия и узнавания; Развитие пространственных представлений и ориентации; Развитие основных мыслительных операций; Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; Развитие речи обучающихся и обогащение словаря; Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Использование национально-регионального компонента на уроках физической культуры Подвижные народные игры с древних времён были отражением культурно-бытового уклада жизни народа. У каждого народа есть свои национальные игры, которые в процессе развития общества претерпели изменения, обогатились новым содержанием, потеряли свою изначальную специфичность. Поэтому во многих современных подвижных присутствуют элементы народной игры. Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. Игра – универсальное средство физического воспитания. Нет такого раздела учебной программы, который не включал бы в себя в том или ином виде игры. В играх учащиеся самым активным образом проявляют свои личностные качества, развиваются физически, лучше мобилизуются на выполнение поставленных учителем задач. С помощью специально подобранных игр можно направленно развивать двигательные качества, закреплять и совершенствовать технические навыки. Командные игры воспитывают взаимовыручку, ответственность за личный вклад в результат команды, товарищество, другие нравственные черты человеческой личности. |
|
|
Социально-бытовая ориентировка |
10-11 |
Рабочая программа по СБО для Х- XI классов разработана на основе программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Москва. ВЛАДОС. 2006г. Цель преподавания СБО: сформировать практическую подготовку учащихся, воспитанников к самостоятельной жизни. Расширять социальный и бытовой опыт, учить применять полученные знания и умения в самостоятельной жизни. Раскрыть внутренний потенциал, стремление к самосовершенствованию и самореализации ориентируемый на успех развития мотивационной сферы. Задачи преподавания СБО: - практическая подготовка учащихся, воспитанников к решению различных жизненных задач; - возможность систематично формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире; - формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи; - усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных ситуациях; - воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим. Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, учащиеся 10-11классов продолжают изучение тем, включенных в программы для 5-9 классов. Программа построена по тому же принципу: опора на имеющиеся знания, умения и навыки, формирование на их базе новых, с расширением и углублением изученных ранее тем. Содержание программного материала обусловлено реалиями жизни, окружающими учащихся. Уроки направленны на овладение учащимися опытом социального поведения для наиболее полной их реализации и интеграции в социуме и всестороннее формирование личности. Содержание учебного материала по СБО разнообразно, многопрофильно, предназначено для проведения эффективных занятий в 10-11 классах для детей с умственной отсталостью легкой степени (интеллектуальными нарушениями). Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся 10 -11 класса к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д. Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Для повышения эффективности учебного процесса на уроках используются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР): демонстрация видеосюжетов, фотографий, слайдов; использование компьютерных технологий; работа с интерактивной панелью. |