|
![]() Документ подписан электронной подписью |
государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат»
Принято на заседании педагогического совета Протокол от «_20_»_августа_2024г. №_1_ |
УТВЕРЖДАЮ: Директор___________Л.Г. Землянская Приказ от «23_»__августа___2024г. №_68_ |
АДАПТИРОВАННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХ СЯ
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
10-11 классы.
2024г.
СОДЕРЖАНИЕ
№п/п |
Разделы АОП ПО ПП |
Страницы |
1 |
Пояснительная записка |
3 - 4 |
2 |
Учебный план |
4- 7 |
3 |
Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса
|
7 -35 |
4 |
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся
|
35 |
5 |
Организация итоговой аттестации выпускников
|
35-36 |
6 |
Кадровое обеспечение |
36-40 |
7 |
Учебно-методическое и информационное обеспечение
|
40 |
8 |
Материально-техническое обеспечение
|
40-41 |
9 |
Требования к организации практики |
41 |
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная образовательная программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) (далее – АОППО ПП) по специальностям: «Столяр строительный», «Садовник», «Швея» разработана для профессиональной подготовки по профессиям рабочих для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на базе выпускников специальных (коррекционных) образовательных школ без получения среднего общего образования, сроком обучения 2 года и регламентирует цели, ожидаемые результаты, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по профессии и включает в себя: учебные планы, рабочие программы учебных дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
1.1 Нормативную правовую основу разработки АОППО ПП составляют:
-Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273- ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ, ред. от 29.07.2017 N 216-ФЗ));
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. N 513 "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение" зарегистрировано в Минюсте РФ 8 августа 2013г. (ред. от 12 ноября 2018 г.);
-Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
-Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса, (письмо Департамента подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации 18 марта 2013 г. № 06-281).
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения. (зарегистрирован в Минюсте РФ 15 мая 2013 г. Регистрационный № 28395).
- СанПиН 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28. 09. 2020 г. N 2;
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
- Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 10.07.2002г. № 1277);
-Устав ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» (Утв. приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08. 11. 2015г. № 785) и Изменения и дополнения в Устав ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» (Утв. приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 29. 08. 2017г. № 645);
-Локальные нормативные акты, регулирующие обучение лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат».
Методическую основу разработки адаптированной образовательной программы составляют:
- «Методические рекомендации по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности" в части рекомендованных видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов; рационального трудоустройства инвалидов», утвержденные приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 51;
Нормативный срок освоения АОППО ПП при очной форме обучения составляет:
Образовательная база приема |
Профессия |
Нормативный срок освоения АОППО ПП при очной форме обучения |
ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат». |
Садовник 18103 |
2 года |
Столяр строительный 18880 |
2 года |
|
Швея 19601 |
2 года |
1.3. Требования к абитуриенту
К освоению АОППО ПП допускаются лица с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) из числа выпускников специальных образовательных организаций.
Зачисление на обучение проводится по личному заявлению поступающего или законного представителя, при наличии документа об образовании установленного образца (свидетельства об обучении).
2. Учебный план 10 - 11 классов ГКОУ РО "Колушкинская специальная школа-интернат" на 2024-2025 учебный год.
2.1.Учебный план по профессиональному обучению для 10-11 классов составлен в соответствии с приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 10.07. 2002 года № 1277. Учебный план для профессионального обучения в 10-11 классах состоит из 2-х частей: инвариантной и вариативной. Недельная учебная нагрузка – 34 часа.
Инвариативная часть учебного плана представлена следующими предметами:
-русский язык;
- литература;
-математика;
- обществоведение;
- этика и психология семейной жизни;
- физкультура;
- производственное обучение;
-социально-бытовая ориентировка.
Для занятий по профессиональной подготовке, СБО обучающиеся делятся по подгруппам.
Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 73) и лицензией образовательного учреждения. Часы, необходимые для профессиональной подготовки и присвоения соответствующего квалификационного разряда, формируются за счет времени, выделяемого учебным планом на изучение образовательной области «Трудовая подготовка» в части образовательного компонента «Производственное обучение»:
I курс обучения по рабочей специальности – 22 часа в неделю.
II курс обучения по рабочей специальности – 24 часа в неделю.
Для разработки учебного плана по профессиям «Швея», «Садовник», «Столяр строительный» использовались нормативные и правовые документы:
-Федеральный Закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-Приказ Минобразования и науки РФ от 02. 07.2013 №513 «Об утверждении перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»
-Приказ Минобразования и науки РФ от 18.04.2013 №292 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»
-Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих ОК 016 – 94 (Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 в ред. от 19.06.2012)
-Модели учебного плана для профессиональной подготовки лиц, не имеющих основного общего образования, разработанной учебно-методическим кабинетом Государственного Федерального учреждения Министерства труда и социального развития РФ в 2001 г. и согласованной с Управлением начального профессионального образования Минобразования России (4 января 2001 г.).
-Профессиональные стандарты, утвержденные Приказом минтруда и соцзащиты РФ:
-Профессиональный стандарт «Садовод»;
-Профессиональный стандарт «Швея»;
-Профессиональный стандарт «Столяр строительный».
Учебный план по профессиональному обучению разработан с учетом реализации следующих принципов:
- ориентация на социально-экономическую ситуацию и требования регионального и муниципального рынка труда;
- усиление профориентационной направленности профессионального обучения средствами профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их профессиональными интересами и психофизическими возможностями;
- обеспечение преемственности между профтрудовым обучением и профессиональным обучением.
Профессиональное обучение направлено на приобретение обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями и иными профессиональными средствами, развитие мотивируемой потребности в получении востребованной профессии, в организации самозанятости на рынке труда, получение квалификационных разрядов по профессии рабочего без изменения уровня образования,
Образовательные области |
Образовательные компоненты |
10 класс |
|
11 класс |
|
|||||
инвариатив |
вариатив |
всего |
инвариатив |
вариатив |
всего |
всего |
|
|||
Общеобразовательный учебный цикл |
|
|
|
|
|
|
||||
Язык и литература |
Русский язык |
1/34 |
|
1/34 |
1/34 |
|
1/34 |
2/68 |
|
|
Литература |
1/34 |
|
1/34 |
1/34 |
|
1/34 |
2/68 |
|
||
Математика |
Математика |
1/34 |
|
1/34 |
1/34 |
|
1/34 |
2/68 |
|
|
|
|
|||||||||
Обществознание |
Обществоведение |
1/34 |
|
1/34 |
1/34 |
|
1/34 |
2/68 |
|
|
Этика и психология семейной жизни |
1/34 |
|
1/34 |
1/34 |
|
1/34 |
2/68 |
|
||
Физкультура |
Физкультура |
2/68 |
|
2/68 |
2/68 |
|
2/68 |
4/136 |
|
|
Коррекционная подготовка |
СБО |
1/34 |
|
1/34 |
1/34 |
|
1/34 |
2/68 |
|
|
Трудовая подготовка |
Производственное обучение |
22/748 |
|
22/748 |
22/748 |
|
22/816 |
44/1496 |
|
2.2.График учебного процесса по профессиональному обучению на 2024-2025 учебный год
Месяц
|
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май
|
||
10 класс |
02 -30 |
01 -25 |
5-29 |
02 -28 |
9 -31 |
03 -28 |
03-31
|
01-30 |
05-26 |
27-28 |
29 |
П/О |
П/О |
П/О |
П/О |
П/О |
П/О |
П/О
|
У/П |
У/П |
Консультации |
Промежуточная аттестация |
|
11 класс |
П/О |
П/О |
П/О |
П/О |
П/О |
П/О |
П/О
|
У/П |
У/П |
Консультации |
Итоговая аттестация |
3. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса
3.1. АОППО ПП предусматривает изучение следующих учебных циклов:
и разделов:
3.2.Общеобразовательный учебный цикл состоит из учебных дисциплин:
-Родной язык и литература.
-Обществоведение.
-Социально - бытовая ориентировка.
-Физическая культура.
-Математика.
-Этика семейной жизни.
3.3. Аннотации рабочих программ дисциплин общеобразовательного учебного цикла:
3.3.1.Русский язык и литература
Дисциплина «Русский язык и литература» входит в общеобразовательный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1и 2 курсах.
Основная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие умственно отсталых учащихся: помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи, пользоваться им в жизни как основным средством общения, а также сформировать умения и навыки грамотного письма.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен
уметь:
вырабатывающие у учащихся правильные эмоциональные интонации в устной
речи;
нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.);
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины за 2 года обучения:
Вид учебной работы |
Объём, часов |
Максимальная учебная нагрузка |
136 |
Обязательные учебные занятия, в том числе |
136 |
текущий контроль успеваемости |
8 |
зачёт |
2 |
3.3.2.Обществоведение
Дисциплина «Обществоведение» входит в общеобразовательный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1, 2 курсах.
Основная задача обучения обществоведению: расширение правовых знаний у учащихся, формирование у них умений пользоваться своими правами, профилактика противоправных нарушений.
В содержание учебного предмета включены в доступной форме элементарные сведения о государстве и праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен
знать:
содержание;
уметь:
формулировать свою точку зрения;
адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины
и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей
(анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся
данные, соотносить их с собственными знаниями);
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
инстанции.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины за 2 года обучения:
Вид учебной работы |
Объём, часов |
Максимальная учебная нагрузка |
68 |
Обязательные учебные занятия, в том числе |
68 |
текущий контроль успеваемости |
4 |
зачёт |
2 |
3.3.3. Социально-бытовая ориентировка (СБО)
Дисциплина СБО входит в общеобразовательный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1, 2 курсах.
Социально-бытовая ориентировка – система коррекционных занятий, направленных на подготовку умственно отсталых школьников к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социально- бытовой адаптации, на повышение общего уровня культуры поведения и отношений в семье, окружающем социуме.
Задачи курса состоят в следующем:
-формирование жизненной компетентности: овладение знаниями, умениями и
навыками достаточными для адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, помощи семье, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве;
-коррекция недостатков психофизического развития (психических функций и
познавательной деятельности);
-развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации;
-формирование социально-нормативного поведения в семье и окружающей среде;
-обучение практическому применению знаний, полученных при изучении
общеобразовательных дисциплин.
Содержание курса СБО:
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины за 2 года обучения:
Вид учебной работы |
Объём, часов |
Максимальная учебная нагрузка |
68 |
Обязательные учебные занятия, в том числе |
68 |
текущий контроль успеваемости |
4 |
зачёт |
2 |
3.3.4. Физическая культура
Дисциплина «Физическая культура» входит в общеобразовательный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1, 2 курсах.
Основные задачи физической культуры для обучающихся с нарушением интеллекта:
- укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
- формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.;
- приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре;
- воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности; - развитие чувства темпа и ритма, координации движений;
- усвоение учащимися речевого материала, используемого учителем на уроках по физической культуре.
В программу включены следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика, игры подвижные и спортивные.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины.:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен
уметь:
знать:
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Вид учебной работы |
Объём, часов |
Максимальная учебная нагрузка |
136 |
Обязательные учебные занятия, в том числе |
136 |
текущий контроль успеваемости |
4 |
зачёт |
2 |
3.3.5. Математика
Дисциплина «Математика» входит в общеобразовательный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1и 2 курсах.
Главная цель программы - формирование у учащихся умений: видеть (узнавать) в быту постоянно возникающие математические ситуации, применять на практике полученные математические знания и умения, на основании ситуации составлять и решать различные жизненно важные задачи.
Задачи:
- формирование элементарных представлений об экономике;
- выработка адекватных представлений о повседневной экономической ситуации в семье;
- обретение навыков анализа конкретных семейных экономических ситуаций;
- формирование умений делать экономический выбор, принимать
самостоятельные экономические решения в личной жизни, быть «хозяином»;
- освоение навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.
Программа определяет деятельность в 2 направлениях:
- теоретическая часть;
- практическая часть.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен
уметь:
деление на однозначное и двузначное число) с натуральными числами и
десятичными дробями;
решать простые задачи на нахождение части от числа, процентов от числа по его проценту;
знать:
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины для 2-х курсов:
Вид учебной работы |
Объём, часов |
Максимальная учебная нагрузка |
68 |
Обязательные учебные занятия, в том числе |
68 |
текущий контроль успеваемости |
4 |
зачёт |
2 |
3.3.6. Этика и психология семейной жизни
Дисциплина «Этика и психология семейной жизни» входит в общеобразовательный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1и 2 курсах.
Целью изучения этики и психологии семейной жизни является формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека. Выработка у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми.
В задачи курса входит формировать представления о следующих важных понятиях курса:
- о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;
-об экономике и быте семьи, об основных статьях доходов и расходов семьи;
-об основах семейного законодательства;
-о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи.
Содержание курса этика и психология семейной жизни:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен
знать:
· понятие «семья», понимать её значение в жизни человека;
· основные родственные связи в семье;
· этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой;
· понимать важность создания собственной семьи, условия для создания семьи;
· основные обязанности членов семьи, объяснить их значение в семейной жизни;
· основные статьи доходов и расходов семьи;
· основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;
· основы семейного законодательства,
· знать об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, понимать свою обязанность в воспитании их;
· особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребенка.
уметь:
· различать близких и дальних родственников;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
· объяснять, какие условия необходимы для вступления в брак;
· приблизительно рассчитать бюджет семьи на один месяц;
· объяснить свои претензии к партнеру, не унижая его достоинства;
· определять основные обязанности родителей по отношению к своим детям.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины для 2-х курсов:
Вид учебной работы |
Объём, часов |
Максимальная учебная нагрузка |
68 |
Обязательные учебные занятия, в том числе |
68 |
текущий контроль успеваемости |
4 |
зачёт |
2 |
3.4.В профессиональный учебный цикл включено производственное обучение, часы которого распределены следующим образом:
Предмет, курс |
Швея (19601) |
Столяр строительный (18880) |
Садовник (18103) |
Итого |
|||
1 курс |
2 курс |
1 курс |
2 курс |
1 курс |
2 курс |
||
Производственное обучение |
332 |
366 |
298 |
332 |
332 |
366 |
2026 |
Материаловедение |
34 |
|
34 |
|
|
|
68 |
Технология выращивания цветочно-декоративных и ягодных культур |
|
|
|
|
136 |
|
136 |
Технология выращивания древесно-кустарниковых и цветочно-декоративных культур |
|
|
|
|
|
102 |
102 |
Технология столярно-строительных работ (базовый курс) |
|
|
204 |
|
|
|
204 |
Технология столярно-строительных работ (базовый курс) |
|
|
|
204 |
|
|
204 |
Дворник |
|
|
|
|
68 |
68 |
136 |
Технология швейно-вязально-вышивального дела |
170 |
170 |
|
|
|
|
340 |
Охрана труда |
34 |
|
34 |
|
34 |
|
102 |
Основы конструирования изделий |
|
34 |
|
34 |
|
|
68 |
Специальный рисунок |
|
34 |
|
|
|
|
34 |
Автоматизация производства |
|
|
34 |
|
|
|
34 |
Основы электротехники |
|
|
|
34 |
|
|
34 |
Оборудование |
34 |
|
|
|
|
|
34 |
Вредители и болезни растений |
|
|
|
|
34 |
|
34 |
Основы агрономии |
|
|
|
|
|
68 |
68 |
Производственная практика |
144 |
144 |
144 |
144 |
144 |
144 |
864 |
Консультации |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
72 |
Промежуточная аттестация |
12 |
|
12 |
|
12 |
|
36 |
Итоговая аттестация |
|
12 |
|
12 |
|
12 |
36 |
Итого |
772 |
772 |
772 |
772 |
772 |
772 |
4632 |
3.5.Аннотации рабочих программ профессионального учебного цикла:
3.5.1. Материаловедение швейного производства
Дисциплина «Материаловедение швейного производства» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается в течение двух семестров на 1 курсе.
Целью изучения материаловедения швейного производства является формирование представлений о строении, составе и свойствах различных материалов.
В задачи курса входит:
- познакомиться с производством швейных материалов;
- научиться определять их состав и свойства.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен
уметь:
знать:
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины для 2-х курсов
Вид учебной работы |
Объём, часов |
Максимальная учебная нагрузка |
34 |
Обязательные учебные занятия, в том числе |
34 |
практические занятия |
6 |
текущий контроль успеваемости |
2 |
зачёт |
2 |
|
3.7.2. Охрана труда
Дисциплина «Охрана труд» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1 курсе в течение 2-х семестров.
ЦЕЛЬ: Ознакомление учащихся с общими правовыми и организационными вопросами техники безопасности и охраны труда на швейном производстве.
ЗАДАЧИ:
-Развитие восприятия, памяти, мышления на основе сравнения, обобщения, умения делать элементарные выводы.
-Развитие речи обучающихся воспитанников, обогащение словарного запаса профессиональными терминами.
-Развивать способность к аналитической деятельности, планированию работы.
- Воспитывать готовность к труду и получению определённых профессиональных навыков, положительное отношение к трудовой деятельности.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен
уметь:
знать:
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Вид учебной работы |
Объём, часов |
Максимальная учебная нагрузка |
34 |
Обязательные учебные занятия, в том числе |
34 |
текущий контроль успеваемости |
2 |
зачёт |
2 |
3.7.3.Оборудование швейного производства
Дисциплина «Оборудование швейного производства» входит профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1 курсе в течение 2-х семестров.
Цель программы: формирование основных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, установленных с учетом квалификационных требований.
Основными задачами программы являются:
- изучение устройство швейной машины;
- изучение рабочего места оператора швейной машины;
- изучение оборудование для влажно-тепловой обработки изделий;
- определение основных типов швейных машин;
- определение основных причин неполадок швейного оборудования и способы их устранения.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен уметь:
Соотношение теоретического и практического обучения, выделение практико-ориентированных блоков определяется данной учебной программой и тематическим планом курса.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Вид учебной работы |
Объём, часов |
Максимальная учебная нагрузка |
34 |
Обязательные учебные занятия, в том числе |
34 |
текущий контроль успеваемости |
2 |
зачёт |
2 |
3.7.4. Основы конструирования швейных изделий
Дисциплина «Основы конструирования швейных изделий» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 2 курсе в течение 2-х семестров.
ЦЕЛЬ: Формирование общетрудовых умений на доступном уровне. Обучение основам конструирования швейных изделий, развитие художественного вкуса.
ЗАДАЧИ:
- обобщать знания, полученные в ходе бесед обучать в практической деятельности использовать элементы художественно- изобразительной грамоты;
-развивать самостоятельность в работе, способность к аналитической деятельности, планированию работы;
- воспитывать готовность к труду и получению определённых профессиональных навыков, положительное отношение к труду.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен уметь:
Соотношение теоретического и практического обучения, выделение практико-ориентированных блоков определяется данной учебной программой и тематическим планом курса.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:Вид учебной работы |
Объём, часов |
Максимальная учебная нагрузка |
34 |
Обязательные учебные занятия, в том числе |
34 |
текущий контроль успеваемости |
2 |
зачёт |
2 |
3.7.5. Специальный рисунок
Дисциплина «Специальный рисунок» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 2 курсе в течение 2-х семестров.
ЦЕЛЬ: Формирование общетрудовых умений на доступном уровне. Обучение основам дизайна в одежде, приемам рисования по схемам используемым в моделировании, дать общие и специальные знания по специальному рисунку.
ЗАДАЧИ:
- обобщать знания, полученные в ходе бесед обучать в практической деятельности использовать элементы художественно- изобразительной грамоты;
-развивать самостоятельность в работе, способность к аналитической деятельности, планированию работы;
- воспитывать готовность к труду и получению определённых профессиональных навыков, положительное отношение к труду
Требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать:
• принципы построения композиции;
• строение и пропорции частей тела человека;
• использовать в практической деятельности элементы художественно-изобразительной грамоты.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен уметь:
• подбирать гармоничное сочетание цветов, составлять узоры из геометрических и растительных элементов;
• передавать объём изображенного предмета;
• строить фигуру человека по схеме, выполнять зарисовки моделей швейных изделий.
Соотношение теоретического и практического обучения, выделение практико-ориентированных блоков определяется данной учебной программой и тематическим планом курса.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Вид учебной работы |
Объём, часов |
Максимальная учебная нагрузка |
34 |
Обязательные учебные занятия, в том числе |
34 |
текущий контроль успеваемости |
2 |
зачёт |
2 |
3.7.6. Технология изготовления швейных изделий
Профессиональный модуль «Технология изготовления швейных изделий» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1 и 2 курсах. В профессиональный модуль входят следующие дисциплины: технология обработки (изготовления) швейных изделий; производственное обучение; учебная практика.
Главная цель программы: сформировать знания и умения в области основ технологии обработки (изготовления) швейных изделий.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающихся в ходе освоения профессионального модуля должен:
уметь:
знать:
Соотношение теоретического и практического обучения, выделение практико-ориентированных блоков определяется данной учебной программой и тематическим планом курса.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Вид учебной работы |
Объём, часов |
Максимальная учебная нагрузка |
1306 |
Обязательные учебные занятия, в том числе |
1306 |
Промежуточная аттестация |
12 |
Итоговая аттестация |
12 |
Учебная практика |
288 |
3.7.7. Технология художественной вышивки (ручной и машинной)
Дисциплина «Технология художественной вышивки (ручной и машинной)» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1- 2 курсах в течение 2-х семестров.
Главная цель программы: сформировать знания и умения в области основ технологии художественной вышивки (ручной и машинной). Задачи дисциплины:
Ø формирование представлений о дисциплине, знакомство с историей развития вышивки как ремесла. Познакомить с назначениями материалов, инструментов и оборудования, применяемого в процессе вышивки как ручной, так и машиной;
Ø развитие умений применять технологические знания самостоятельно, технически правильно выполнять приёмы вышивки ручным способом и машинным способом;
Ø воспитание понимания значимости дисциплины при изготовлении изделий, привить устойчивый интерес к избранной профессии и предметам специального цикла.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен уметь:
- подбирать ткани и нитки для вышивки в зависимости от характера узора и способа его выполнения;
- подбирать ткани для определённого вида работ;
- выполнять основные строчки;
- соединять отрезки ткани мережкой;
- подбирать виды вышивки для обновления одежды и выполнять их;
- изготавливать цветы из ткани и составлять композиции.
- устранять возможные дефекты;
- выполнять вышивки с соблюдением технологических требований;
- применять различную технику вышивки;
- применять правила охраны труда во время работы.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать:
- свойства тканей применяемые при вышивке и изготовлении цветов;
- регулировку натяжения верхней и нижней нитей швейной машины;
- основные строчки и способы их выполнения;
- обновление одежды с применением вышивки;
- технологию изготовления цветов из синтетических материалов.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Вид учебной работы |
Объём, часов |
Максимальная учебная нагрузка |
68 |
Обязательные учебные занятия, в том числе |
68 |
текущий контроль успеваемости |
4 |
зачёт |
2 |
3.7.8.Охрана труда
Дисциплина «Охрана труда» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1 курсе.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен
уметь:
знать:
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Вид учебной работы |
Объём, часов |
Максимальная учебная нагрузка |
34 |
Обязательные учебные занятия, в том числе |
34 |
текущий контроль успеваемости |
2 |
зачёт |
2 |
3.7.9. Основы агрономии
Дисциплина «Основы агрономии» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается в течение двух семестров на 2 курсе.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен
уметь:
знать:
Соотношение теоретического и практического обучения, выделение практико-ориентированных блоков определяется данной учебной программой и тематическим планом курса.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Вид учебной работы |
Объём, часов |
Максимальная учебная нагрузка |
68 |
Обязательные учебные занятия, в том числе |
68 |
текущий контроль успеваемости |
2 |
зачёт |
2 |
3.7.10. Вредители и болезни растений.
Дисциплина «Вредители и болезни растений» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1 курсе в течении 2-х семестров
Требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен
уметь:
знать:
Соотношение теоретического и практического обучения, выделение практико-ориентированных блоков определяется данной учебной программой и тематическим планом курса.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Вид учебной работы |
Объём, часов |
Максимальная учебная нагрузка |
34 |
Обязательные учебные занятия, в том числе |
34 |
текущий контроль успеваемости |
2 |
зачёт |
2 |
3.7.11. Технология выращивания
Профессиональный модуль «Технология выращивания» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается в течение двух семестров на 1 и 2 курсах. В профессиональный модуль входят следующие дисциплины: технология выращивания цветочно-декоративных и ягодных культур; технология выращивания древесно- кустарниковых культур, производственное обучение; учебная практика.
Цель и задачи профессионального модуля: сформировать знания и умения в области основ технологии выращивания цветочно-декоративных, ягодных и древесно-кустарниковых культур
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающихся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
уметь:
знать:
Соотношение теоретического и практического обучения, выделение практико-ориентированных блоков определяется данной учебной программой и тематическим планом курса.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Вид учебной работы |
Объём, часов |
Максимальная учебная нагрузка |
1340 |
Обязательные учебные занятия, в том числе |
1340 |
текущий контроль успеваемости |
8 |
Промежуточная аттестация |
12 |
Итоговая аттестация |
12 |
Учебная практика |
288 |
3.7.12. Дворник
Дисциплина «Дворник» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1 – 2 курсах в течении 2-х семестров
Основная цель: подготовка обучающихся к самостоятельной жизни через социальную и трудовую адаптацию.
Основные задачи обучения:
- развитие у обучающихся способности ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий;
- выработка самостоятельных трудовых умений и навыков, необходимых для выполнения обязанностей дворника;
- формирование необходимых коммуникативных навыков;
- формирование у обучающихся положительного отношения к трудовой деятельности на предприятии, становление и закрепление социальных мотивов трудовой деятельности;
- формирование устойчивой целенаправленности, дисциплинированности и ответственности и ответственного отношения к выполнению своих обязанностей на рабочем месте.
.В результате изучения дисциплины обучающийся должен
знать:
- иметь представление о функциональных обязанностях профессионального дворника, об особенностях уборки в осеннее время, названия инструментов и хозинвентаря (метлы, лопаты, грабли, обыкновенные, веерные, совки, лопаты, носилки, вёдра, контейнер для мусора, шланг для полива);
- назначение спецодежды (рукавицы, халат);
- назначение и устройство, исправное состояние хозинвентаря;
-порядок хранения инструмента и хозинвентаря;
- правила безопасной работы с инструментами при уборке территории.
уметь:
- ориентироваться в задании по образцу убранного участка территории;
- применять инструмент и хозинвентарь по назначению, хранить его;
- применять правила безопасной работы на практике;
- производить технологически правильное подметание, сгребание листвы и мусора, его переноску, сбор в валки и кучи.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Вид учебной работы |
Объём, часов |
Максимальная учебная нагрузка |
68 |
Обязательные учебные занятия, в том числе |
68 |
текущий контроль успеваемости |
2 |
зачёт |
2 |
3.7.13. Охрана труда
Дисциплина «Охрана труда» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1 курсе.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен
уметь:
знать:
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Вид учебной работы |
Объём, часов |
Максимальная учебная нагрузка |
34 |
Обязательные учебные занятия, в том числе |
34 |
текущий контроль успеваемости |
2 |
зачёт |
2 |
3.7.14. Материаловедение
Дисциплина «Материаловедение» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается в течение двух семестров на 1 курсе.
ЦЕЛЬ:
- ознакомление учащихся с применением древесины в народном хозяйстве;
- углубленное и расширенное изучение основных свойств древесины;
- современный Столяр в условиях рыночной экономики должен не только в совершенстве знать приемы и способы работы на различном оборудовании, но и знать основные физико – механические свойства древесины;
- воспитывать готовность к труду и получению определённых профессиональных навыков, положительное отношение к трудовой деятельности.
ЗАДАЧИ:
- обобщать знания, полученные в ходе бесед и практических занятий, обучать профессиональным приёмам труда;
- развивать самостоятельность в работе, способность к аналитической деятельности, планированию работы;
- формировать любовь к технике, профессии столяр.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен
знать:
уметь:
Соотношение теоретического и практического обучения, выделение практико-ориентированных блоков определяется данной учебной программой и тематическим планом курса.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Вид учебной работы |
Объём, часов |
Максимальная учебная нагрузка |
34 |
Обязательные учебные занятия, в том числе |
34 |
текущий контроль успеваемости |
2 |
зачёт |
2 |
3.7.15. Автоматизация производства
Дисциплина «Автоматизация производства» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается в течение двух семестров на 1 курсе.
ЦЕЛЬ:
- формировать знания об общих сведениях автоматизации производства, автоматизации технологических процессах и схемах автоматического управления;
-развивать умения в определении потребности в той или иной операции;
-учить планировать, организовывать и выполнять работу; оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации автоматических линий на производстве.
ЗАДАЧИ:
- воспитывать интерес к автоматическим процессам на производстве;
- формировать любовь к технике, профессии столяр строительный;
- использовать в качестве объекта труда учебные мастерские;
- формировать специальные умения, навыки самостоятельной работы на автоматических линиях.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен
знать:
• общие сведения об автоматизации производства, автоматизации технологических процессах и схемах автоматического управления;
• виды станочных линий, устройство и назначение автоматических линий.
уметь:
Соотношение теоретического и практического обучения, выделение практико-ориентированных блоков определяется данной учебной программой и тематическим планом курса.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Вид учебной работы |
Объём, часов |
Максимальная учебная нагрузка |
34 |
Обязательные учебные занятия, в том числе |
34 |
текущий контроль успеваемости |
2 |
зачёт |
2 |
3.7.16. Основы конструирования мебели
Дисциплина «Основы конструирования мебели» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается в течение двух семестров на 2 курсе.
ЦЕЛЬ:
-Формирование общетрудовых умений и знаний на доступном уровне. Обучение основам конструирования мебели, овладеть базовыми знаниями для самостоятельной разработки конструкторской документации для изготовления несложных предметов мебели.
ЗАДАЧИ:
- научить выполнять несложные чертежи, читать чертежи, снимать размеры с плоских и объемных предметов несложной формы при выполнении эскизов и чертежей знания, правильно наносить размеры;
- развивать самостоятельность в работе, способность к аналитической деятельности, планированию работы;
- воспитывать готовность к труду и получению определённых профессиональных навыков, положительное отношение к трудовой деятельности.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен
знать:
уметь:
Соотношение теоретического и практического обучения, выделение практико-ориентированных блоков определяется данной учебной программой и тематическим планом курса.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Вид учебной работы |
Объём, часов |
Максимальная учебная нагрузка |
34 |
Обязательные учебные занятия, в том числе |
34 |
текущий контроль успеваемости |
2 |
зачёт |
2 |
3.7.17. Основы электротехники
Дисциплина «Основы электротехники» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается в течение двух семестров на 2 курсе.
ЦЕЛЬ:
- формировать знания об электрических цепях, электротехнических и электронных устройствах, производстве, распределении и потреблении электроэнергии;
-развивать умения в определении потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;
- учить планировать, организовывать и выполнять работу; оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность.
ЗАДАЧИ:
- воспитывать интерес к труду и уважение к человеку труда;
- формировать любовь к технике, профессии столяр строительный;
- использовать в качестве объекта труда учебные мастерские;
- формировать специальные умения, навыки самостоятельного выполнения несложных электротехнических работ.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен
знать:
• общие сведения об электрических и магнитных цепях, электрических и электронных устройствах в производстве, распределение и потребление энергии ;
• виды твердых проводников, виды электроизоляционных и магнитных материалов;
• область применения машин и аппаратов высокого, низкого напряжения;
• назначение измерительных электроприборов.
уметь:
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Вид учебной работы |
Объём, часов |
Максимальная учебная нагрузка |
34 |
Обязательные учебные занятия, в том числе |
34 |
текущий контроль успеваемости |
2 |
зачёт |
2 |
3.7.18. Производственное обучение .
Профессиональный модуль «Производственное обучение» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается в течение двух семестров на 1 и 2 курсах. В профессиональный модуль входят следующие дисциплины: технология столярных и слесарных работ, технология отделочных работ (штукатурно-малярных, обойных, плиточных, настилочных), технология установки фурнитуры и ремонтных работ системы водоснабжения и канализационной системы здания, производственное обучение, учебная практика.
ЦЕЛЬ:
- формирование умений, необходимых для успешной социально – трудовой адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
ЗАДАЧИ:
1. Развитие у учащихся способности ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий.
2 Формирование необходимых коммуникативных навыков.
3. Формирование у учащихся положительного отношения к трудовой деятельности на предприятии, становление и закрепление социальных мотивов трудовой деятельности.
5. Формирование устойчивой целенаправленности, дисциплинированности и ответственного отношения к выполнению своих обязанностей на рабочем месте.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен
знать:
уметь:
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Вид учебной работы |
Объём, часов |
Максимальная учебная нагрузка |
1442 |
Обязательные учебные занятия, в том числе |
1442 |
текущий контроль успеваемости |
8 |
Промежуточная аттестация |
12 |
Итоговая аттестация |
12 |
Учебная практика |
288 |
4. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся
Оценка качества освоения АОППО ПП включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и практике доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения. Формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации представлены в рабочих программах учебных дисциплин и практики.
Для аттестации обучающихся на соответствие их достижений поэтапным требованиям АОППО ПП (текущая успеваемость и промежуточная аттестация) создаются контрольно-измерительные материалы и контрольно - оценочные средства, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции и однозначно выявить освоение вида профессиональной деятельности.
Школа-интернат создает условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов привлекаются работодатели (по согласованию), преподаватели, читающие смежные дисциплины.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется преподавателем, ведущим дисциплину, в форме зачетов, дифференцированных зачетов. Форма промежуточной аттестации устанавливается с учетом индивидуальных особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости предусматривается увеличение времени на подготовку к зачету, экзамену, а также проведение дополнительных консультаций. Возможно проведение промежуточной аттестации по индивидуальному графику или в несколько этапов.
Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме итогового экзамена по трудовому обучению (квалификационного экзамена).
Квалификационный экзамен проводится школой-интернатом для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационного разряда по профессии.
Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в профессиональных стандартах. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей (по согласованию).
Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд по результатам профессионального обучения и выдается свидетельство о профессии рабочего.
Выпускники или родители (законные представители) несовершеннолетних выпускников не позднее, чем за 3 месяца до начала итоговой аттестации могут подать письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий с указанием условий при проведении итоговой аттестации. В специальные условия могут входить: увеличение времени для подготовки ответа, формы предоставления заданий и ответов (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, предоставление перерыва для приёма пищи, лекарств) и условий выполнения практической квалификационной работы.
С целью комплексного сопровождения обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школа-интернат укомплектована педагогическими, руководящими, иными работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Взаимодействие команды специалистов способно обеспечить систематическую медицинскую, психолого-педагогическую и социальную поддержку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах образования: психолого-педагогическое изучение, ведение мониторинга психолого-педагогического сопровождения, анализ результативности обучения.
№ |
Должность, функции, направления деятельности |
1. |
Заместитель директора по воспитательной работе. Функции: -организация профориентационной работы; -организация работы педагогов по воспитанию обучающихся; - контроль за посещаемостью; -подготовка и издание методических разработок, практических рекомендаций для педагогов в целях обеспечения адаптации и сопровождения обучения лиц с ОВЗ; -размещение на сайте школы-интерната актуальных материалов для лиц с ОВЗ и их родителей (законных представителей); - организация обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров в области инклюзивного образования; -содействие социализации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)через вовлечение их во внеурочную деятельность: участие во внутренних мероприятиях школы-интерната. |
2 |
Заместитель директора по учебной работе Функции: -организация разработки и коррекции адаптированных образовательных программ профессионального обучения - программ профессиональной подготовки по профессии рабочего; -составление расписания занятий; -организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума; -контроль за соблюдением режима учебных занятий; -контроль за реализацией учебных дисциплин, профессиональных модулей; -контроль за организацией и процедурой промежуточной аттестации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); -контроль за сохранностью и движением контингента из числа лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); -определение потребности в оснащении учебно-материальной базы для обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); -разработка календарного учебного графика; -контроль за организацией и процедурой итоговой аттестации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); -подготовка и издание методических разработок, практических рекомендаций для педагогов в целях обеспечения адаптации и сопровождения обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); -размещение на сайте школы-интерната актуальных материалов для лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их родителей (законных представителей); - организация обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров в области инклюзивного образования. |
3 |
Учитель. Функции: -ведение профориентационной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); -обеспечение качественной теоретической и практической подготовки в соответствии с рабочей программой, физиологическими и психологическими особенностями здоровья лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); -осуществление контроля за деятельностью лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во время образовательной деятельности; -организационно-педагогическое сопровождение образовательной деятельности, групповая и индивидуальная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательном процессе и процессе социализации; -индивидуальные консультации и занятия с обучающимися, организованные для оказания помощи в освоении учебного материала, объяснения и подкрепления содержания учебной дисциплины и выработки навыков; -коррекция нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; - разработка и внедрение методов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
4 |
Педагог-психолог Функции: -содействие личностному и профессиональному развитию лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); -создание условий для эффективной социально-психологической адаптации к новым условиям жизни и обучения, развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия в социуме, -формирование профессионального самоопределения, социально-ценностного отношения к семье, осваиваемой профессии, ответственности за свое профессиональное становление, самостоятельности, поддержка и укрепление психического здоровья. -оказание методической помощи педагогам в овладении ими основами коррекционной психологии по направлениям: психопрофилактическое; психодиагностическое; коррекционно-развивающее; консультативное. |
5. |
Учитель физической культуры Функции: -осуществление комплекса мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирование у обучающихся: -осознанного отношения к своим силам; -способности к преодолению физических, психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; -потребности быть здоровым и вести здоровый образ жизни; -стремления к повышению умственной и физической работоспособности. |
6. |
Социальный педагог Функции: -осуществление социальной защиты, выявление потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их семей в сфере социальной поддержки, определение направлений помощи в адаптации и социализации, участие в установленном законодательством РФ порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах местного самоуправления; -содействие трудоустройству выпускников; -мониторинг трудоустройства выпускников; -ведение профориентационной работы с абитуриентами из числа лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); -осуществление особого контроля за иногородними обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); -сбор статистических данных; Работа по направлениям: -профилактическое; -коррекционное; -консультативное; -аналитическое. |
7. |
Врач-педиатр Функции: -осуществление медицинско -оздоровительного сопровождения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - ведение профилактической деятельности; |
8 |
Электроник. Функции: -осуществление помощи педагогическим работникам и обучающимся в использовании технических и программных средств, работе в мобильной лаборатории информационных технологий; -ответственный за работу сайта школы-интерната; -размещение на сайте школы-интерната актуальных материалов для лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их родителей (законных представителей). |
Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Педагогические и иные работники школы-интерната, участвующие в реализации АОППО ПП, ознакомлены с психофизическими особенностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и производят их учёт при организации образовательного процесса. Образовательная организация обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации один раз в три года, ведения методической работы, применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Педагогическими работниками используются современные технологии, методы и средства обучения и воспитания, направленные на формирование социальной, профессиональной компетенции лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для эффективной работы педагогов по созданию условий для обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в школе-интернат обеспечивается на постоянной основе подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогов с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), специфики приёма- передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учётом различных нарушений функций организма человека. Также для сохранения и укрепления кадрового потенциала школы-интернат, осуществляющих образование детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработаны меры материального стимулирования деятельности педагогов и специалистов, включая установление соответствующих сложности их работы размеров и условий оплаты труда, а также мер их морального поощрения.
АОППО ПП обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам учебного плана.
Наряду с учебниками по дисциплинам имеются технологические карты и тесты, разработанные учителями производственного обучения, адаптированными к обучению лиц с интеллектуальными нарушениями, которые в целом охватывают учебный материал, предусмотренный рабочими программами.
При проведении теоретических занятий используется мультимедиа комплексы, что обеспечивает наглядность процесса обучения и повышает его качество. Имеется возможность подключения во время урока к сети Интернет.
В школе-интернат имеется читальный зал. Каждому обучающемуся обеспечен доступ к библиотечному фонду.
Материально-техническое обеспечение реализации АОППО ПП, адаптированной для лиц с интеллектуальными нарушениями, отвечает санитарным и противопожарным нормам и особым образовательным потребностям обучающихся, создана безбарьерная архитектурная среда в учебном корпусе и в корпусе интерната, обеспечена доступность прилегающей территории, входных путей, путей перемещения внутри здания, наличие санитарно-гигиенических помещений.
Школа-интернат располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий и теоретической подготовки.
Кабинеты, в которых обучаются лица с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), оборудованы компьютерной техникой, мультимедийными проекторами или мультимедийными досками. Особую роль в обучении лиц с ОВЗ играют видеоматериалы.
Перечень кабинетов и мастерских, используемых в реализации АОППО ПП
№ кабинета |
Наименование класса(кабинета) |
|
9 |
Класс русского языка и литературного чтения |
|
8 |
Класс истории и обществоведения |
|
7 |
Класс математики |
|
11 |
Кабинет персонала сферы обслуживания |
|
12 |
Кабинет по растениеводству |
|
10 |
Класс биологии |
|
11 |
Кабинет декоративно-прикладного искусства |
|
Учебная мастерская |
Швейно-вязально-вышивальная мастерская Столярно-строительная мастерская Теплица, Кабинет для практических занятий по растениеводству
|
|
Спортивный комплекс |
Спортивный зал, Кабинет ЛФК Спортивная площадка |
|
Залы |
Библиотека, Читальный зал, Концертно-выставочная зона
|
|
Кабинеты коррекции и психологической разгрузки |
Кабинет психолога Коррекционный кабинет Логопедический кабинет |
Учебная практика является обязательным разделом АОППО ПП.
Учебная практика проводится в целях освоения обучающимися трудовых функций, соответствующих видам профессиональной деятельности. Учебная практика проводится в специально оборудованных кабинетах и мастерских щколы -интерната, оснащённых необходимым оборудованием и инструментами и на садовых участках школы-интерната. Форма проведения практики определяется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся. Количество часов учебной практики в день - 6 часов. Руководство учебной практикой осуществляет педагог, участвующий в реализации профессионального модуля.