ЭП

Документ подписан электронной подписью
30.08.2024 10:32, Землянская Людмила Григорьевна, директор
Ключ электроннй подписи

 

 

государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Колушкинская специальная школа-интернат»

 

Принято

 на заседании педагогического совета

Протокол от «_20_»_августа_2024г. №_1_

УТВЕРЖДАЮ:

Директор___________Л.Г. Землянская

Приказ от «23_»__августа___2024г. №_68_

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХ СЯ

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

10-11 классы.

 

 

2024г.

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

№п/п

Разделы АОП ПО ПП

Страницы

1

Пояснительная записка

3 - 4

2

Учебный план

4- 7

3

Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса

 

7 -35

4

 Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся

 

35

5

 Организация итоговой аттестации выпускников

 

35-36

6

Кадровое обеспечение

36-40

7

Учебно-методическое и информационное обеспечение

 

40

8

Материально-техническое обеспечение

 

40-41

9

 Требования к организации практики

41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная образовательная программа  профессионального обучения (профессиональной подготовки) (далее – АОППО ПП) по специальностям: «Столяр строительный», «Садовник», «Швея» разработана для профессиональной подготовки по профессиям рабочих для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на базе выпускников специальных (коррекционных) образовательных школ без получения среднего общего образования, сроком обучения 2 года и  регламентирует цели, ожидаемые результаты, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по профессии и включает в себя: учебные планы, рабочие программы учебных дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

1.1 Нормативную правовую основу разработки АОППО ПП составляют:

-Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273- ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ, ред. от 29.07.2017 N 216-ФЗ));

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. N 513 "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение"  зарегистрировано в Минюсте РФ 8 августа 2013г. (ред. от 12 ноября 2018 г.);

-Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

-Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса, (письмо Департамента подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации 18 марта 2013 г. № 06-281).

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения. (зарегистрирован в Минюсте РФ 15 мая 2013 г. Регистрационный № 28395).

- СанПиН 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и  обучения, отдыха  и оздоровления детей и молодёжи" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28. 09. 2020 г. N 2;

- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п;

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";

- Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида (приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 10.07.2002г. № 1277);

-Устав ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» (Утв. приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской  области от  08. 11. 2015г. № 785) и Изменения и дополнения в Устав ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» (Утв. приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской  области от  29. 08. 2017г. № 645);

-Локальные нормативные акты, регулирующие обучение лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат».

Методическую основу разработки адаптированной образовательной программы составляют:

- «Методические рекомендации по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности" в части рекомендованных видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов; рационального трудоустройства инвалидов», утвержденные приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 51;

  • Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (письмо Департамента подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 марта 2014 года № 06-281;
  • Программно-методическое обеспечение для 10–12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида : пособие для учителя / под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой;
  •                .
  • 1.2. Нормативный срок освоения адаптированной образовательной программы

Нормативный срок освоения АОППО ПП при очной форме обучения составляет:

 

Образовательная база приема

Профессия

Нормативный срок освоения АОППО ПП  при очной форме обучения

ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат».

Садовник 18103

2 года

Столяр строительный 18880

2 года

Швея 19601

2 года

 

1.3. Требования к абитуриенту

К освоению АОППО ПП допускаются лица с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) из числа выпускников специальных  образовательных организаций.

Зачисление на обучение  проводится по личному заявлению поступающего или законного представителя, при наличии документа об образовании установленного образца (свидетельства об обучении).

 

2. Учебный план 10 - 11  классов  ГКОУ РО "Колушкинская специальная школа-интернат"                                                                                                                                                     на 2024-2025 учебный год.

2.1.Учебный план по профессиональному обучению для 10-11 классов  составлен в соответствии с приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 10.07. 2002 года № 1277. Учебный план для профессионального обучения в 10-11 классах  состоит из 2-х частей: инвариантной и вариативной. Недельная учебная нагрузка – 34 часа.

Инвариативная часть учебного плана представлена следующими предметами:

-русский язык;

- литература;

-математика;

- обществоведение;

- этика и психология семейной жизни;

- физкультура;

- производственное обучение;

-социально-бытовая ориентировка.

Для занятий по профессиональной подготовке, СБО обучающиеся делятся по подгруппам.

Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки  осуществляется в соответствии с  Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 73) и лицензией образовательного учреждения. Часы, необходимые для  профессиональной подготовки и присвоения соответствующего квалификационного разряда, формируются  за счет времени, выделяемого учебным планом на изучение образовательной области «Трудовая подготовка» в части образовательного  компонента «Производственное обучение»:

I курс обучения по рабочей специальности – 22 часа в неделю.

II курс обучения  по рабочей специальности – 24 часа в неделю.

Для разработки учебного плана по профессиям «Швея», «Садовник», «Столяр строительный» использовались нормативные и правовые документы:

-Федеральный Закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

-Приказ Минобразования и науки РФ от 02. 07.2013 №513 «Об утверждении перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»

-Приказ Минобразования и науки РФ от 18.04.2013 №292 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»

-Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих ОК 016 – 94 (Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 в ред. от 19.06.2012)

-Модели учебного плана для профессиональной подготовки лиц, не имеющих основного общего образования, разработанной учебно-методическим кабинетом Государственного Федерального учреждения Министерства труда и социального развития РФ в 2001 г. и согласованной с Управлением начального профессионального образования Минобразования России (4 января 2001 г.).

-Профессиональные стандарты, утвержденные   Приказом минтруда и соцзащиты РФ:

-Профессиональный стандарт «Садовод»;

-Профессиональный стандарт «Швея»;

 -Профессиональный стандарт «Столяр строительный».

Учебный план по профессиональному обучению  разработан с учетом реализации следующих принципов:

- ориентация на социально-экономическую ситуацию и требования регионального  и муниципального рынка труда;

- усиление профориентационной направленности профессионального  обучения средствами профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  в соответствии с их профессиональными интересами и психофизическими возможностями;

- обеспечение преемственности между профтрудовым обучением  и   профессиональным обучением.

        Профессиональное обучение направлено на приобретение обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта)  профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями и иными профессиональными средствами, развитие мотивируемой потребности в получении востребованной профессии, в организации самозанятости  на рынке труда,  получение квалификационных разрядов по профессии рабочего без изменения уровня образования,

 

Образовательные области

Образовательные компоненты

10 класс

 

11 класс

 

 

инвариатив

вариатив

всего

инвариатив

вариатив

всего

всего

 

 

Общеобразовательный учебный цикл

 

 

 

 

 

 

 

    Язык и литература

Русский язык

1/34

 

1/34

1/34

 

1/34

2/68

 

 

Литература

1/34

 

1/34

1/34

 

1/34

2/68

 

 

Математика

Математика

1/34

 

1/34

1/34

 

1/34

2/68

 

 

 

 

 

Обществознание

Обществоведение

1/34

 

1/34

1/34

 

1/34

2/68

 

 

Этика и психология семейной жизни

1/34

 

1/34

1/34

 

1/34

2/68

 

 

Физкультура

Физкультура

2/68

 

2/68

2/68

 

2/68

4/136

 

 

Коррекционная подготовка

СБО

1/34

 

1/34

1/34

 

1/34

2/68

 

 

Трудовая подготовка

Производственное обучение

22/748

 

22/748

22/748

 

22/816

44/1496

 

 

2.2.График  учебного процесса по профессиональному обучению    на 2024-2025    учебный год

 

Месяц

 

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

 

 

10 класс

02 -30

01 -25

5-29

02 -28

9 -31

03 -28

03-31

 

01-30

05-26

27-28

29

 

П/О

 

П/О

 

П/О

 

П/О

 

П/О

 

П/О

 

П/О

 

 

У/П

 

У/П

Консультации

Промежуточная аттестация

11 класс

 

П/О

 

П/О

 

П/О

 

П/О

 

П/О

 

П/О

 

П/О

 

 

У/П

 

У/П

Консультации

Итоговая аттестация

 

3.  Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса

3.1. АОППО ПП предусматривает изучение следующих учебных циклов:

  • общеобразовательного;
  • профессионального;

и разделов:

  • учебная практика;
  • промежуточная аттестация;
  • итоговая аттестация (квалификационный экзамен).

 

3.2.Общеобразовательный учебный цикл состоит из учебных дисциплин:

-Родной язык и литература.

-Обществоведение.

-Социально - бытовая ориентировка.

-Физическая культура.

-Математика.

-Этика семейной жизни.

 

3.3.  Аннотации рабочих программ дисциплин общеобразовательного учебного цикла:

 

3.3.1.Русский  язык и литература

 

Дисциплина «Русский язык и литература» входит в общеобразовательный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1и 2 курсах.

Основная цель обучения русскому языку  состоит в том,  чтобы обеспечить языковое развитие  умственно отсталых учащихся: помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи, пользоваться им в жизни как основным средством общения, а также сформировать умения и навыки грамотного письма.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • вести диалог в соответствии с задачами речевого общения;
  • писать изложение и сочинение после предварительной отработки содержания и языкового оформления;
  • оформлять изученные виды деловых бумаг;
  • пользоваться орфографическим и толковым словарём, применять изученные орфографические правила на письме с помощью учителя или самостоятельно;
  • принимать участие в чтении драматических произведений по ролям,

вырабатывающие у учащихся правильные эмоциональные интонации в устной

речи;

  • правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая

нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,

соответствие теме и др.);

  • участвовать в обсуждении произведения, что совершенствует умение ведения диалога учащимися (не перебивать собеседника, продумывать свой ответ и строить его в зависимости от сказанного собеседником);
  • правильно читать доступный текст вслух целыми словами, читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту;
  • пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты – самостоятельно;
  • выражать свое отношение к поступкам героев и событиям;
    знать:
  • части речи, использование их в речи;
  • наиболее распространённые правила правописания слов;
  • известные стихотворные произведения, прозаичные отрывки.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины за 2 года обучения:

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

136

Обязательные учебные занятия, в том числе

136

текущий контроль успеваемости

8

зачёт

2

 

3.3.2.Обществоведение

Дисциплина «Обществоведение»  входит в общеобразовательный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1, 2 курсах.

Основная задача обучения обществоведению: расширение правовых знаний у учащихся, формирование у них умений пользоваться своими правами, профилактика противоправных нарушений.

    В содержание учебного предмета включены в доступной форме элементарные сведения о государстве и праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен

знать:

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
  • важность для общества семьи и семейных традиций;
  • этические и правовые нормы, экологические требования;
  • ключевые понятия, формирующие целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни;
  • основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни;
  • значение коммуникации в межличностном общении человека;
  • законы и правовые акты РФ, названия кодексов РФ и их примерное

содержание;

  • свои основные права и обязанности гражданина РФ;

уметь:

  • признавать равноправие народов, единство разнообразных культур;
  • объяснять явления и процессы социальной действительности;
  • анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
  • определять собственное отношение к явлениям современной жизни,

формулировать свою точку зрения;

  • находить нужную социальную информацию в различных источниках;

адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины

и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей

(анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся

данные, соотносить их с собственными знаниями);

  • руководствоваться нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
  • взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,

участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  • пользоваться своими правами, обращаться в соответствующие органы и

инстанции.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины за 2 года обучения:

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

68

Обязательные учебные занятия, в том числе

68

текущий контроль успеваемости

4

зачёт

2

 

3.3.3. Социально-бытовая ориентировка (СБО)

 

Дисциплина СБО входит в общеобразовательный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1, 2 курсах.

Социально-бытовая ориентировка – система коррекционных занятий, направленных на подготовку умственно отсталых школьников к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социально- бытовой адаптации, на повышение общего уровня культуры поведения и отношений в семье, окружающем социуме.

Задачи курса состоят в следующем:

-формирование жизненной компетентности: овладение знаниями, умениями и

навыками достаточными для адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, помощи семье, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве;

-коррекция недостатков психофизического развития (психических функций и

познавательной деятельности);

-развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации;

-формирование социально-нормативного поведения в семье и окружающей среде;

-обучение практическому применению знаний, полученных при изучении

общеобразовательных дисциплин.

Содержание курса СБО:

  • личная гигиена;
  • одежда и обувь;
  • питание;
  • жилище;
  • транспорт;
  • торговля;
  • семья (бюджет семьи, семейные отношения);
  • средства связи;
  • медицинская помощь;
  • трудоустройство.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины за 2 года обучения:

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

68

Обязательные учебные занятия, в том числе

68

текущий контроль успеваемости

4

зачёт

2


3.3.4. Физическая культура

 

Дисциплина «Физическая культура» входит в общеобразовательный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1, 2 курсах.

Основные  задачи физической культуры для обучающихся с нарушением интеллекта:

- укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;

- формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.;

 - приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре;

 - воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности; - развитие чувства темпа и ритма, координации движений;

 - усвоение учащимися речевого материала, используемого учителем на уроках по физической культуре.

В программу включены следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика, игры подвижные и спортивные.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины.:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
  • проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями;
  • преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием различных способов передвижения;
  • осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
  • выполнять контрольные нормативы, предусмотренные по легкой атлетике, гимнастике, лыжам при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма.

знать:

  • влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни;
  • способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;
  • правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

136

Обязательные учебные занятия, в том числе

136

текущий контроль успеваемости

4

зачёт

2

 

3.3.5. Математика

 

Дисциплина «Математика»  входит в общеобразовательный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1и 2 курсах.

Главная цель программы - формирование у учащихся умений: видеть (узнавать) в быту постоянно возникающие математические ситуации, применять на практике полученные математические знания и умения, на основании ситуации составлять и решать различные жизненно важные задачи.

Задачи:

- формирование элементарных представлений об экономике;

- выработка адекватных представлений о повседневной экономической ситуации в семье;

- обретение навыков анализа конкретных семейных экономических ситуаций;

- формирование умений делать экономический выбор, принимать

самостоятельные экономические решения в личной жизни, быть «хозяином»;

- освоение навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.

Программа определяет деятельность в 2 направлениях:

- теоретическая часть;

- практическая часть.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение, и

деление на однозначное и двузначное число) с натуральными числами и

десятичными дробями;

  • свободно оперировать мерами стоимости, длины, массы, времени;

решать простые задачи на нахождение части от числа, процентов от числа по его проценту;

  • решать составные задачи, требующие нескольких арифметических действий, для решения которых необходимо использовать знание зависимости между важнейшими величинами: цена - количество- стоимость; площадью прямоугольника и длинами его сторон; вычислять площадь и периметр прямоугольника, объем куба и параллелепипеда;
  • заполнять бланки и производить расчеты по оплате коммунальных платежей;
  • производить действие на калькуляторе: сложение, вычитание, умножение и деление, нахождение нескольких процентов от числа и числа по нескольким процентам;

знать:

  • натуральный ряд чисел от 1 до 1000000;
  • названия и обозначение единиц стоимости, длины, массы, времени, объема;
  • соотношение между единицами стоимости, длины, массы, времени, процента;

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины для 2-х курсов:

 

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

68

Обязательные учебные занятия, в том числе

68

текущий контроль успеваемости

4

зачёт

2

 

3.3.6. Этика и психология семейной жизни

Дисциплина «Этика и психология семейной жизни» входит в общеобразовательный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1и 2 курсах.

Целью изучения этики и психологии семейной жизни является формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека. Выработка у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми.

В задачи курса входит формировать представления о следующих важных понятиях курса:

- о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;

-об экономике и быте семьи, об основных статьях доходов и расходов семьи;

-об основах семейного законодательства;

-о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи.

Содержание курса этика и психология семейной жизни:

  • Семья.
  • Создание семьи.
  • Взаимоотношения в молодой семье.
  • Быт и экономика молодой семьи.
  • Конфликты в семье.
  • Ребенок в семье.
  • Конфликты с родителями.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен

знать:

· понятие «семья», понимать её значение в жизни человека;

· основные родственные связи в семье;

· этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой;

· понимать важность создания собственной семьи, условия для создания семьи;

· основные обязанности членов семьи, объяснить их значение в семейной жизни;

· основные статьи доходов и расходов семьи;

· основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;

· основы семейного законодательства,

· знать об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, понимать свою обязанность в воспитании их;

· особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребенка.

уметь:

· различать близких и дальних родственников;

· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

· объяснять, какие условия необходимы для вступления в брак;

· приблизительно рассчитать бюджет семьи на один месяц;

· объяснить свои претензии к партнеру, не унижая его достоинства;

· определять основные обязанности родителей по отношению к своим детям.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины для 2-х курсов:

 

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

68

Обязательные учебные занятия, в том числе

68

текущий контроль успеваемости

4

зачёт

2

 

 

3.4.В профессиональный учебный цикл  включено производственное обучение, часы которого распределены следующим образом:

Предмет, курс

Швея

(19601)

Столяр строительный

(18880)

Садовник

(18103)

Итого

 1 курс

2 курс

 1 курс

2 курс

 1 курс

2 курс

Производственное обучение

332

366

298

332

332

366

2026

Материаловедение

34

 

34

 

 

 

68

Технология  выращивания цветочно-декоративных и ягодных культур

 

 

 

 

136

 

136

Технология выращивания древесно-кустарниковых

и цветочно-декоративных  культур

 

 

 

 

 

102

102

Технология столярно-строительных работ (базовый курс)

 

 

204

 

 

 

204

Технология столярно-строительных работ (базовый курс)

 

 

 

204

 

 

204

Дворник

 

 

 

 

68

68

136

Технология швейно-вязально-вышивального дела

170

170

 

 

 

 

340

Охрана труда

34

 

34

 

34

 

102

Основы конструирования изделий

 

34

 

34

 

 

68

Специальный рисунок

 

34

 

 

 

 

34

Автоматизация производства

 

 

34

 

 

 

34

Основы электротехники

 

 

 

34

 

 

34

Оборудование

34

 

 

 

 

 

34

Вредители и болезни растений

 

 

 

 

34

 

34

Основы агрономии

 

 

 

 

 

68

68

Производственная практика

144

144

144

144

144

144

864

Консультации

12

12

12

12

12

12

72

Промежуточная аттестация

12

 

12

 

12

 

36

Итоговая аттестация

 

12

 

12

 

12

36

Итого

772

772

772

772

772

772

4632

 

 

3.5.Аннотации рабочих программ профессионального учебного цикла:

  • Швея:

3.5.1. Материаловедение швейного производства

 

Дисциплина «Материаловедение швейного производства» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается в течение двух семестров на 1  курсе.

Целью изучения материаловедения швейного производства является формирование представлений о строении, составе и свойствах различных материалов.

В задачи курса входит:

- познакомиться с производством швейных материалов;

- научиться определять их состав и свойства.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;
  • применять материалы при выполнении работ;
  • определять общую классификацию материалов, характерные свойства и области их применения;

знать:

  • общие сведения о строении материалов;
  • общие сведения, назначение, виды и свойства различных текстильных материалов.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины для 2-х курсов

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

34

Обязательные учебные занятия, в том числе

34

практические занятия

6

текущий контроль успеваемости

2

зачёт

2

 

 

3.7.2. Охрана труда

 

Дисциплина «Охрана труд»  входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1 курсе в течение 2-х семестров.

ЦЕЛЬ: Ознакомление учащихся с общими правовыми и организационными вопросами техники безопасности и охраны труда на швейном производстве.

ЗАДАЧИ:

-Развитие восприятия, памяти, мышления на основе сравнения, обобщения, умения делать элементарные выводы.

-Развитие речи обучающихся воспитанников, обогащение словарного запаса профессиональными терминами.

-Развивать способность к аналитической деятельности, планированию работы.

- Воспитывать готовность к труду и получению определённых профессиональных навыков, положительное отношение к трудовой деятельности.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • соблюдать санитарные требования;
  • использовать инструменты по назначению;
  • использовать инструкции по электробезопасности оборудования;

знать:

  • правовые и организационные основы охраны труда;
  • основы безопасности труда и пожарной охраны на швейном производстве;
  • основы электробезопасности;
  • основы гигиены труда.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

34

Обязательные учебные занятия, в том числе

34

текущий контроль успеваемости

2

зачёт

2

 

3.7.3.Оборудование швейного производства

 

Дисциплина «Оборудование швейного производства» входит профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1 курсе в течение 2-х семестров.

Цель программы: формирование основных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, установленных с учетом квалификационных требований.

Основными задачами программы являются:

- изучение устройство швейной машины;

 - изучение рабочего места оператора швейной машины;

 - изучение оборудование для влажно-тепловой обработки изделий;

 - определение основных типов швейных машин;

- определение основных причин неполадок швейного оборудования и способы их устранения.        

Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать:

  • общее устройство швейных машин;
  • оборудование для ВТО;
  • классификацию машин и образование их строчки;
  • техническое обслуживание швейных машин, технику безопасности.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • определять назначение машины и её класс;
  • применять при работе приспособления малой механизации.

      Соотношение теоретического и практического обучения, выделение практико-ориентированных блоков определяется данной учебной программой и тематическим планом курса.

      Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

34

Обязательные учебные занятия, в том числе

34

текущий контроль успеваемости

2

зачёт

2

 

3.7.4. Основы конструирования швейных изделий

Дисциплина «Основы конструирования швейных изделий» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 2 курсе в течение 2-х семестров.

ЦЕЛЬ: Формирование общетрудовых умений на доступном уровне.  Обучение основам конструирования швейных изделий,                    развитие    художественного вкуса.

 ЗАДАЧИ:

- обобщать знания, полученные в ходе бесед обучать  в практической деятельности использовать элементы             художественно- изобразительной грамоты;

-развивать самостоятельность в работе, способность к аналитической деятельности, планированию работы;

- воспитывать готовность к труду и получению определённых профессиональных навыков, положительное   отношение к труду.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать:

  • алгоритм определения размерных признаков одежды;
  • алгоритм построения чертежа выкройки  швейных изделий;
  • классификацию одежды и требования предъявляемые к ней;
  • использовать в практической деятельности элементы художественно-изобразительной грамоты;
  • виды и особенности отделки швейных изделий.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • использовать рациональные приемы работы чертежными инструментами и принадлежностями;
  • выполнять моделирование швейного изделия по инструкционной карте;           .
  • снимать мерки и  записывать их в инструкционную карту.

 Соотношение теоретического и практического обучения, выделение практико-ориентированных блоков определяется данной учебной программой и тематическим планом курса.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

34

Обязательные учебные занятия, в том числе

34

текущий контроль успеваемости

2

зачёт

2

 

3.7.5. Специальный рисунок 

Дисциплина «Специальный рисунок»  входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 2 курсе в течение 2-х семестров.

 

ЦЕЛЬ: Формирование  общетрудовых  умений на доступном уровне. Обучение основам дизайна в одежде, приемам рисования по схемам используемым в моделировании, дать общие и специальные знания по специальному рисунку.

 ЗАДАЧИ:

- обобщать знания, полученные в ходе бесед обучать  в практической деятельности использовать элементы             художественно- изобразительной грамоты;

-развивать самостоятельность в работе, способность к аналитической деятельности, планированию работы;

- воспитывать готовность к труду и получению определённых профессиональных навыков, положительное   отношение к труду

Требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать:

•  принципы построения композиции;

•  строение и пропорции частей тела человека;

• использовать в практической деятельности элементы художественно-изобразительной грамоты.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен уметь:

 • подбирать гармоничное сочетание цветов, составлять узоры из геометрических и растительных элементов; 

  • передавать объём изображенного предмета;            

 • строить фигуру человека по схеме, выполнять зарисовки моделей швейных изделий.

      Соотношение теоретического и практического обучения, выделение практико-ориентированных блоков определяется данной учебной программой и тематическим планом курса.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

34

Обязательные учебные занятия, в том числе

34

текущий контроль успеваемости

2

зачёт

2

 

 

3.7.6. Технология изготовления швейных изделий

Профессиональный модуль «Технология изготовления швейных изделий» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1 и 2 курсах. В профессиональный модуль входят следующие дисциплины: технология обработки (изготовления) швейных изделий; производственное обучение; учебная практика.

Главная цель программы:  сформировать знания и умения в области основ технологии обработки (изготовления) швейных изделий.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими  профессиональными компетенциями обучающихся в ходе освоения профессионального модуля должен:

уметь:

  • организовать рабочее место при выполнении ручных, машинных работ и ВТО;
  • правильно пользоваться инструментами и приспособлениями для ручных работ;
  • подбирать иглы и нитки в соответствии с тканью;
  • проводить технический осмотр машины и уход за ней;
  • выполнять все виды ручных стежков и машинных швов;
  • выполнять упражнения на специальных машинах с применением средств малой механизации;
  • выполнять влажно-тепловую обработку деталей и узлов;
  • обрабатывать отдельные детали и узлы швейных изделий.
  • изготавливать швейные изделия;

знать:

  • классификацию и виды ручных стежков и строчек;
  • характеристику ручных стежков и строчек;
  • терминологию ручных работ;
  • технические условия на выполнение ручных работ;
  • классификацию машинных швов;
  • характеристику соединительных, краевых и отделочных швов;
  • терминологию машинных работ;
  • технические условия на выполнение машинных работ;
  • оборудование и приспособления для ВТО;
  • терминологию ВТО;
  • технические условия на выполнение ВТО;
  • технику безопасности;
  • обработку отдельных деталей и узлов швейных изделий.
  • технологию изготовления швейных изделий.

   Соотношение теоретического и практического обучения, выделение практико-ориентированных блоков определяется данной учебной программой и тематическим планом курса.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

1306

Обязательные учебные занятия, в том числе

1306

Промежуточная аттестация

12

Итоговая аттестация

12

Учебная практика

 288

 

3.7.7. Технология художественной вышивки (ручной и машинной)

Дисциплина «Технология художественной вышивки (ручной и машинной)»  входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1- 2 курсах в течение 2-х семестров.

Главная цель программы:  сформировать знания и умения в области основ технологии художественной вышивки (ручной и машинной). Задачи дисциплины:

Ø формирование представлений о дисциплине, знакомство с историей развития вышивки как ремесла. Познакомить с назначениями материалов, инструментов и оборудования, применяемого в процессе вышивки как ручной, так и машиной;

Ø развитие умений применять технологические знания самостоятельно, технически правильно выполнять приёмы вышивки ручным способом и машинным способом;

Ø воспитание понимания значимости дисциплины при изготовлении изделий, привить устойчивый интерес к избранной профессии и предметам специального цикла.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен уметь:

- подбирать ткани и нитки для вышивки в зависимости от характера узора и способа его выполнения;

- подбирать ткани для определённого вида работ;

- выполнять основные строчки;

 - соединять отрезки ткани мережкой;

- подбирать виды вышивки для обновления одежды и выполнять их;

- изготавливать цветы из ткани и составлять композиции.

 - устранять возможные дефекты;

 - выполнять вышивки с соблюдением технологических требований;

 - применять различную технику вышивки;

 - применять правила охраны труда во время работы.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать:

 - свойства тканей применяемые при вышивке и изготовлении цветов;

- регулировку натяжения верхней и нижней нитей швейной машины;

- основные строчки и способы их выполнения;

- обновление одежды с применением вышивки;

- технологию изготовления цветов из синтетических материалов.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

68

Обязательные учебные занятия, в том числе

68

текущий контроль успеваемости

4

зачёт

2

 

  • Садовник

 

3.7.8.Охрана труда

 

Дисциплина «Охрана труда»  входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1 курсе.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • соблюдать санитарные требования;
  • использовать инструменты по назначению;
  • использовать инструкции по электробезопасности оборудования;

знать:

  • правовые и организационные основы охраны труда;
  • основы безопасности труда и пожарной охраны в сельскохозяйственном производстве, зеленом хозяйстве и объектах озеленения;
  • основы электробезопасности оборудования;
  • основы гигиены труда.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

34

Обязательные учебные занятия, в том числе

34

текущий контроль успеваемости

2

зачёт

2

 

3.7.9. Основы агрономии

Дисциплина «Основы агрономии» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается в течение двух семестров на 2 курсе.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • определять типы почвы;
  • подбирать необходимый способ обработки почвы;
  • определять виды минеральных и органических удобрений;
  • выполнять мероприятия по борьбе с эрозией почвы и охране окружающей среды;

знать:

  • основные виды почвы;
  • виды обработки почвы;
  • основные виды удобрений, их применение;
  • способы орошения и осушения почвы;
  • мероприятия по охране окружающей среды.

  Соотношение теоретического и практического обучения, выделение практико-ориентированных блоков определяется данной учебной программой и тематическим планом курса.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

68

Обязательные учебные занятия, в том числе

68

текущий контроль успеваемости

2

зачёт

2

 

3.7.10. Вредители и болезни растений.

 

Дисциплина «Вредители и болезни растений» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1 курсе в течении 2-х семестров

Требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • определять вредителей растений по внешнему виду;
  • классифицировать болезни растений;
  • классифицировать болезни растений по внешним признакам;
  • выбирать необходимый защитный препарат;
  • различать способы обеззараживания почв и семян;

знать:

  • основные задачи защиты растений;
  • основные группы вредителей;
  • иметь понятие о внешнем и внутреннем строении вредителей;
  • характеристику инсектицидов и фунгицидов;
  • причины болезней растений и кустарников;
  • внешние признаки заболеваний растений и кустарников;
  • способы оздоровления почв;
  • способы обеззараживания семян.

 Соотношение теоретического и практического обучения, выделение практико-ориентированных блоков определяется данной учебной программой и тематическим планом курса.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

34

Обязательные учебные занятия, в том числе

34

текущий контроль успеваемости

2

зачёт

2

 

 

3.7.11. Технология выращивания

 Профессиональный модуль «Технология выращивания» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается в течение двух семестров на 1 и 2  курсах. В профессиональный модуль входят следующие дисциплины: технология выращивания цветочно-декоративных и ягодных культур; технология выращивания древесно- кустарниковых культур, производственное обучение; учебная практика.

Цель и задачи профессионального  модуля:  сформировать знания и умения в области основ технологии выращивания цветочно-декоративных,  ягодных и древесно-кустарниковых культур

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими  профессиональными компетенциями обучающихся в ходе освоения профессионального модуля должен:

 иметь практический опыт:

  • семенного и вегетативного размножения цветочно-декоративных и ягодных культур;
  • пикировки всходов цветочно-декоративных и ягодных культур;
  • высадки растений в грунт;
  • выполнения перевалки и пересадки горшечных растений;
  • ухода за растениями, размноженными рассадным и безрассадным способами;
  • размножения  деревьев и кустарников;
  • посадки деревьев и кустарников;
  • уход за высаженными деревьями и кустарниками;
  • формирование крон деревьев и кустарников.

 

уметь:

  • использовать специализированное оборудование и инструменты;
  • проводить предпосевную обработку семян и вегетативное деление растений;
  • подготавливать почву для посева и посадки растений; выполнять посев семян и посадку растений, ухаживать за всходами;
  • определять готовность всходов к пикировке, выполнять пикировку растений;
  • высаживать рассаду растений в открытый грунт, соблюдая условия посадки;
  • определять необходимость в перевалке и пересадке по внешним признакам, проводить перевалку и пересадку, ухаживать за пересаженными растениями;
  • проводить полив и прополку растений, рыхление почвы;
  • проводить подкормки и пинцировку растений;
  • проводить обработку против болезней и вредителей;
  • формировать растения;
  • проводить деление, зеленое черенкование, прививку древесных растений;
  • выполнять посадку древесных растений согласно агротехническим требованиям;
  • проводить подкормки минеральными и органическими удобрениями;
  • придавать кроне древесного растения заданную проектом форму.

знать:

  • специализированное оборудование и инструменты;
  • правила техники безопасности и охраны труда;
  • ассортимент древесно-кустарниковых растений, их внешнее и внутреннее строение;
  • биологические и экологические свойства древесно-кустарниковых растений, их распространение;
  • агротехнические требования;
  • правила и методы размножения древесных растений;
  • приемы зеленого черенкования;
  • химические препараты – стимуляторы;
  • сроки и приемы проведения прививки, способы прививки древесных растений;
  • приемы стратификации, скарификации и другие способы стимуляции семян к прорастанию;
  • индивидуальные особенности посадки древесно-кустарниковых растений, методы посадки;
  • виды удобрений, способы подкормки деревьев и кустарников;
  • виды формирования кроны деревьев и кустарников, сроки проведения работ, способы формирования кроны.

   Соотношение теоретического и практического обучения, выделение практико-ориентированных блоков определяется данной учебной программой и тематическим планом курса.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

1340

Обязательные учебные занятия, в том числе

1340

текущий контроль успеваемости

8

Промежуточная аттестация

12

Итоговая аттестация

12

Учебная практика

288

3.7.12. Дворник

Дисциплина «Дворник» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1 – 2 курсах в течении 2-х семестров

 

Основная цель: подготовка обучающихся к самостоятельной жизни через социальную и трудовую адаптацию.

Основные задачи обучения:

- развитие у обучающихся способности ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий;

- выработка самостоятельных трудовых умений и навыков, необходимых для выполнения обязанностей дворника;

- формирование необходимых коммуникативных навыков;

- формирование  у обучающихся положительного отношения к трудовой деятельности на предприятии, становление и закрепление социальных мотивов трудовой деятельности;

- формирование устойчивой целенаправленности, дисциплинированности и ответственности и ответственного отношения к выполнению своих обязанностей на рабочем месте.

.В результате изучения дисциплины обучающийся должен

знать:

- иметь представление о функциональных обязанностях профессионального дворника, об особенностях уборки в осеннее время, названия инструментов и хозинвентаря (метлы, лопаты, грабли, обыкновенные, веерные, совки, лопаты, носилки, вёдра, контейнер для мусора, шланг для полива);

- назначение спецодежды (рукавицы, халат);

- назначение и устройство, исправное состояние хозинвентаря;

-порядок хранения инструмента и хозинвентаря;

- правила безопасной работы с инструментами при уборке территории.

уметь:

- ориентироваться в задании по образцу убранного участка территории;

- применять инструмент и хозинвентарь по назначению, хранить его;

- применять правила безопасной работы на практике;

- производить технологически правильное подметание, сгребание листвы и мусора, его переноску, сбор в валки и кучи.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

68

Обязательные учебные занятия, в том числе

68

текущий контроль успеваемости

2

зачёт

2

 

  • Столяр -строительный.

 

3.7.13. Охрана труда

Дисциплина «Охрана труда» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1 курсе.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • соблюдать санитарные требования;
  • использовать инструменты по назначению;
  • использовать инструкции по электробезопасности оборудования;
  • выполнять правила безопасности при столярных работах.

знать:

  • правовые и организационные основы охраны труда;
  • системы охраны труда на деревообрабатывающем предприятии;
  • основы гигиены труда.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

34

Обязательные учебные занятия, в том числе

34

текущий контроль успеваемости

2

зачёт

2

 

3.7.14. Материаловедение

Дисциплина «Материаловедение» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается в течение двух семестров на 1 курсе.

ЦЕЛЬ:

- ознакомление учащихся  с применением древесины в народном хозяйстве;

- углубленное и расширенное изучение основных свойств древесины;

-  современный Столяр в условиях рыночной экономики должен не только в совершенстве знать приемы и способы работы на                различном   оборудовании, но и знать основные физико – механические свойства древесины;

- воспитывать готовность к труду и получению определённых профессиональных навыков, положительное отношение к    трудовой деятельности.

ЗАДАЧИ:

- обобщать знания, полученные в ходе бесед и практических занятий, обучать профессиональным приёмам труда;

- развивать самостоятельность в работе, способность к аналитической деятельности, планированию работы;

- формировать любовь к технике, профессии столяр.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен

знать:

  • основные части дерева, строение и основные свойства древесных пород (твердость, цвет, текстура, лиственные,  хвойные) и их  промышленное применение;
  • виды пиломатериалов, разновидность клеев и их основные свойства;
  • виды отделки древесины, пленкообразующих веществ, красок и лаков;
  • виды фанеры, древесноволокнистых и древесностружечных плит;
  • область применения и иды мебельной фурнитуры;
  • способы хранения, сушки древесины; виды защитных химических составов.

уметь:

  • определять основные части дерева, распознавать виды и назначение древесных материалов;
  • отличать твердые породы древесины от мягких, пользоваться таблицей физико-механических свойств древесины;
  • измерять количество древесины;
  • отличать синтетические и натуральные клеи;
  • определять способы отделки древесины и приемы нанесения пленок;
  • работать с лакокрасочными материалами;
  • устанавливать на изделия мебельную фурнитуру.

   Соотношение теоретического и практического обучения, выделение практико-ориентированных блоков определяется данной учебной программой и тематическим планом курса.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

34

Обязательные учебные занятия, в том числе

34

текущий контроль успеваемости

2

зачёт

2

 

3.7.15. Автоматизация производства

Дисциплина «Автоматизация производства» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается в течение двух семестров на 1 курсе.

ЦЕЛЬ:

- формировать знания об общих сведениях автоматизации производства, автоматизации технологических процессах и схемах автоматического управления;

-развивать умения в определении потребности в той или иной операции;

-учить планировать, организовывать и выполнять работу; оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации автоматических линий на производстве.

 ЗАДАЧИ:

- воспитывать интерес к автоматическим процессам на производстве;

- формировать любовь к технике, профессии столяр строительный;

 - использовать в качестве объекта труда учебные мастерские;

 - формировать специальные умения, навыки самостоятельной работы на автоматических линиях.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен

знать:

 • общие сведения об автоматизации производства, автоматизации технологических процессах и схемах автоматического управления;

• виды станочных линий, устройство и назначение автоматических линий.

 уметь: 

  • различать виды станочных линий.

  Соотношение теоретического и практического обучения, выделение практико-ориентированных блоков определяется данной учебной программой и тематическим планом курса.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

34

Обязательные учебные занятия, в том числе

34

текущий контроль успеваемости

2

зачёт

2

 

3.7.16. Основы конструирования мебели

Дисциплина «Основы конструирования мебели» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается в течение двух семестров на 2 курсе.

ЦЕЛЬ:

-Формирование  общетрудовых  умений и знаний на доступном уровне. Обучение основам конструирования мебели, овладеть базовыми знаниями для самостоятельной разработки конструкторской документации для изготовления несложных предметов мебели.

ЗАДАЧИ:

- научить выполнять несложные чертежи, читать чертежи, снимать размеры с плоских и объемных             предметов   несложной формы при выполнении эскизов и чертежей знания, правильно наносить размеры;

- развивать самостоятельность в работе, способность к аналитической деятельности, планированию работы;

- воспитывать готовность к труду и получению определённых профессиональных навыков, положительное отношение             к  трудовой деятельности.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен

знать:

  • основные виды столярных  соединений и способы их выполнения; 
  • рабочие инструменты и измерительные приборы;
  • правила чтения  чертежей и эскизов на столярные изделия  и деревянные конструкции;

уметь:

  • выбирать рабочий инструмент для измерительных и разметочных работ;
  • производить замеры и  вычерчивать несложные детали, оформлять спецификацию;
  • читать чертежи и эскизы  несложных технических деталей, определять вид соединения.

  Соотношение теоретического и практического обучения, выделение практико-ориентированных блоков определяется данной учебной программой и тематическим планом курса.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

34

Обязательные учебные занятия, в том числе

34

текущий контроль успеваемости

2

зачёт

2

 

3.7.17. Основы электротехники

 

Дисциплина «Основы электротехники» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается в течение двух семестров на 2 курсе.

ЦЕЛЬ:

- формировать знания об электрических цепях, электротехнических и электронных устройствах, производстве, распределении и потреблении электроэнергии;

-развивать умения в определении  потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;

 - учить планировать, организовывать и выполнять работу; оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность. 

ЗАДАЧИ:

- воспитывать интерес к труду и уважение к человеку труда;

- формировать любовь к технике, профессии столяр строительный;

 - использовать в качестве объекта труда учебные мастерские;

 - формировать специальные умения, навыки самостоятельного выполнения несложных электротехнических работ.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен

знать:

• общие сведения об электрических и магнитных цепях, электрических и электронных устройствах в производстве, распределение и потребление энергии ;

• виды твердых проводников, виды электроизоляционных и магнитных материалов;

• область применения машин и аппаратов высокого, низкого напряжения;

• назначение измерительных электроприборов.

уметь:

  • различать проводники, лампы и электромагнитные материалы.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

34

Обязательные учебные занятия, в том числе

34

текущий контроль успеваемости

2

зачёт

2

 

3.7.18. Производственное обучение .

Профессиональный модуль «Производственное обучение» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается в течение двух семестров на 1 и 2  курсах. В профессиональный модуль входят следующие дисциплины: технология столярных и слесарных работ, технология отделочных работ (штукатурно-малярных, обойных, плиточных, настилочных), технология установки фурнитуры и ремонтных работ системы водоснабжения и канализационной системы здания,  производственное обучение, учебная практика.

ЦЕЛЬ:

- формирование умений, необходимых для успешной социально – трудовой адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

ЗАДАЧИ:

1. Развитие у учащихся способности ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий.

2 Формирование необходимых коммуникативных навыков.

3. Формирование у учащихся положительного отношения к трудовой деятельности на предприятии, становление и закрепление социальных мотивов трудовой деятельности.

 5. Формирование устойчивой целенаправленности, дисциплинированности и ответственного отношения к выполнению своих обязанностей на рабочем месте.

 Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен

знать:

  • виды, устройство оконных блоков и переплетов, технологию сборки и установки;
  • виды, устройство подоконников, технология сборки и установки;
  • двери, виды, устройство, технология изготовления, сборки и установки;
  • технологию изготовления столярных перегородок, полов, лестниц;
  • виды и формы мебели, проектирование мебели, материалы для производства;
  • конструкции мебели, структуру и организацию технологического процесса;
  • этапы сборки мебели, технологию изготовления декоративных элементов;
  • приемы работы на станочном оборудовании и электроинструментом;
  • строение и основные свойства древесных пород и их применение;
  • виды ремонта столярных изделий;
  • приемы работы разметочным инструментом, рубанком, ножовкой;
  • основные части петли. Проверка качества и соответствие назначению петель перед установкой. Технология процесса установки петли;
  • устройство и принцип работы замков: накладного, врезного, висячего замков. Ремонт замков с заменой отдельных узлов и деталей. Технология процесса по установке врезного и накладного замков. Снятие старого замка и установка нового в старое гнездо. Врезка замка в новые дверные полотна;
  • виды материалов для стен жилого и промышленного строительства (бетон, пенобетон, железобетон, кирпич, сухая штукатурка, дерево и др.). Приёмы долбления и сверления в стенах различного материала. Особенности работы с перфоратором. Способы установки пробок в стенах и крепления шурупов, гвоздей, дюбелей, анкерных болтов;
  • принципы устройства систем водоснабжения и канализационных систем здания;
  •  инструменты и приспособления, применяемые при монтаже, установке и ремонте сантехнического оборудования систем водоснабжения и канализации;
  •  способы монтажа;
  •  виды и назначение сантехнического оборудования.

уметь:

  • распознавать виды и назначение древесных материалов;
    • составлять план изготовления, ремонта столярных и плотничных соединений, состоящих из основных деталей;
    • выполнять мелкий ремонт соединения;
    • рационально организовывать рабочее место;
    • составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления соединения;
    • выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
    • выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
    • соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
    • осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого соединения (детали);
    • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для мелкого ремонта изделий из различных материалов;
    • выполнять установку и закрепление петель;
    • выполнять ремонт замков с заменой отдельных узлов и деталей;
    • выполнять работы по устранению дефектов в оконных рамах и дверных коробках; 
    • выполнять работы по установке водопроводного крана, смесителей, сливных бачков;
    • выполнять ремонтные работы дощатых и паркетных полов;
    • выполнять ремонтные работы полов из плиток ПВХ;
    • отработка приёмов, применяемых при ремонте отдельных мест линолеумного покрытия;
    • отработка приёмов настилки и ремонта плиточных и бетонных полов с применением растворных смесей;
    • готовить  штукатурные  растворы, проводить подготовительные работы и работы  по нанесению штукатурной смеси на поверхность с последующей отделкой. Заделка щелей. Оштукатуривание поверхностей различной степени сложности;
    • выполнять подготовку под плиточные работы. Подготовка крепёжного раствора. Выполнение плиточных работ;
    • отработка навыков по оклейке стен обоями. Разметка стен с помощью отвеса и шнура. Приготовление клеящих растворов. Подготовка поверхностей и оклеивание стен обоями;
    • отработка навыков по составлению красок различных оттенков, подбор краски в соответствии с видами малярных работ. Изготовление трафаретов для малярных работ. Отработка приёмов владения навыками малярных работ

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

1442

Обязательные учебные занятия, в том числе

1442

текущий контроль успеваемости

8

Промежуточная аттестация

12

Итоговая аттестация

12

Учебная практика

288

 

 

4. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся

 

Оценка качества освоения АОППО ПП включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и практике доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения. Формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации представлены в рабочих программах учебных дисциплин и практики.

Для аттестации обучающихся на соответствие их достижений поэтапным требованиям АОППО ПП (текущая успеваемость и промежуточная аттестация) создаются контрольно-измерительные материалы и  контрольно - оценочные средства, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции и однозначно выявить освоение вида профессиональной деятельности.

Школа-интернат создает условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов привлекаются работодатели (по согласованию), преподаватели, читающие смежные дисциплины.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий  и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется преподавателем, ведущим дисциплину, в форме зачетов, дифференцированных зачетов. Форма промежуточной аттестации устанавливается с учетом индивидуальных особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости предусматривается увеличение времени на подготовку к зачету, экзамену, а также проведение дополнительных консультаций. Возможно проведение промежуточной аттестации по индивидуальному графику или в несколько этапов.

 

5.  Организация итоговой аттестации выпускников

Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме итогового экзамена по трудовому обучению (квалификационного экзамена).

Квалификационный экзамен проводится школой-интернатом для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационного разряда по профессии.

Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в профессиональных стандартах. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей (по согласованию).

Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд по результатам профессионального обучения и выдается свидетельство о профессии рабочего.

Выпускники или родители (законные представители) несовершеннолетних выпускников не позднее, чем за 3 месяца до начала итоговой аттестации могут подать письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий с указанием условий при проведении итоговой аттестации. В специальные условия могут входить: увеличение времени для подготовки ответа, формы предоставления заданий и ответов (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, предоставление перерыва для приёма пищи, лекарств) и условий выполнения практической квалификационной работы.

 

 

6. Кадровое обеспечение

С целью комплексного сопровождения обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школа-интернат укомплектована педагогическими, руководящими, иными работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Взаимодействие команды специалистов способно обеспечить систематическую медицинскую, психолого-педагогическую и социальную поддержку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах образования: психолого-педагогическое изучение, ведение мониторинга психолого-педагогического сопровождения, анализ результативности обучения.

Должность,

функции, направления деятельности

1.

Заместитель директора по воспитательной работе.

Функции:

-организация профориентационной работы;

-организация работы педагогов по воспитанию обучающихся;

- контроль за посещаемостью;

-подготовка и издание методических разработок, практических рекомендаций для педагогов в целях обеспечения адаптации и сопровождения обучения лиц с ОВЗ;

-размещение на сайте школы-интерната актуальных материалов для лиц с ОВЗ и их родителей (законных представителей);

- организация обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров в области инклюзивного образования;

-содействие социализации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)через вовлечение их во внеурочную деятельность: участие во внутренних мероприятиях школы-интерната.

2

Заместитель директора по учебной работе

Функции:

-организация разработки и коррекции адаптированных образовательных программ профессионального обучения

- программ профессиональной подготовки по профессии рабочего;

-составление расписания занятий;

-организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума;

-контроль за соблюдением режима учебных занятий;

-контроль за реализацией учебных дисциплин, профессиональных модулей;

-контроль за организацией и процедурой промежуточной аттестации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-контроль за сохранностью и движением контингента из числа лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-определение потребности в оснащении учебно-материальной базы для обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-разработка календарного учебного графика;

-контроль за организацией и процедурой итоговой аттестации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-подготовка и издание методических разработок, практических рекомендаций для педагогов в целях обеспечения адаптации и сопровождения обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-размещение на сайте школы-интерната актуальных материалов для лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их родителей (законных представителей);

- организация обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров в области инклюзивного образования.

3

Учитель.

Функции:

-ведение профориентационной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-обеспечение качественной теоретической и практической подготовки в соответствии с рабочей программой, физиологическими и психологическими особенностями здоровья лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-осуществление контроля за деятельностью лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во время образовательной деятельности;

-организационно-педагогическое сопровождение образовательной деятельности, групповая и индивидуальная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательном процессе и процессе социализации;

-индивидуальные консультации и занятия с обучающимися, организованные для оказания помощи в освоении учебного материала, объяснения и подкрепления содержания учебной дисциплины и выработки навыков;

-коррекция нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

- разработка и внедрение методов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

4

Педагог-психолог

Функции:

-содействие личностному и профессиональному развитию лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-создание условий для эффективной социально-психологической адаптации к новым условиям жизни и обучения, развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия в социуме,

-формирование профессионального самоопределения, социально-ценностного отношения к семье, осваиваемой профессии, ответственности за свое профессиональное становление, самостоятельности, поддержка и укрепление психического здоровья.

-оказание методической помощи педагогам в овладении ими основами коррекционной психологии по направлениям:

психопрофилактическое; психодиагностическое; коррекционно-развивающее; консультативное.

5.

Учитель физической культуры

Функции:

-осуществление комплекса мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирование у обучающихся:

-осознанного отношения к своим силам;

-способности к преодолению физических, психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

-потребности быть здоровым и вести здоровый образ жизни;

-стремления к повышению умственной и физической работоспособности.

6.

Социальный педагог

Функции:

-осуществление социальной защиты, выявление потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их семей в сфере социальной поддержки, определение направлений помощи в адаптации и социализации, участие в установленном законодательством РФ порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах местного самоуправления;

-содействие трудоустройству выпускников;

-мониторинг трудоустройства выпускников;

-ведение профориентационной работы с абитуриентами из числа лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-осуществление особого контроля за иногородними обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-сбор статистических данных;

Работа по направлениям:

-профилактическое;

-коррекционное;

-консультативное;

-аналитическое.

7.

Врач-педиатр

Функции:

-осуществление медицинско -оздоровительного сопровождения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

 - ведение профилактической деятельности;

8

Электроник.

Функции:

-осуществление помощи педагогическим работникам и обучающимся в использовании технических и программных средств, работе в мобильной лаборатории информационных технологий;

-ответственный за работу сайта школы-интерната;

-размещение на сайте школы-интерната актуальных материалов для лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их родителей (законных представителей).

 

Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Педагогические и иные работники школы-интерната, участвующие в реализации АОППО ПП, ознакомлены с психофизическими особенностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и производят их учёт при организации образовательного процесса. Образовательная организация обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации один раз в три года, ведения методической работы, применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Педагогическими работниками используются современные технологии, методы и средства обучения и воспитания, направленные на формирование социальной, профессиональной компетенции лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Для эффективной работы педагогов по созданию условий для обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в школе-интернат обеспечивается на постоянной основе подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогов с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), специфики приёма- передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учётом различных нарушений функций организма человека. Также для сохранения и укрепления кадрового потенциала школы-интернат, осуществляющих образование детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработаны меры материального стимулирования деятельности педагогов и специалистов, включая установление соответствующих сложности их работы размеров и условий оплаты труда, а также мер их морального поощрения.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение

АОППО ПП обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам учебного плана.

Наряду с учебниками по дисциплинам имеются технологические карты и тесты, разработанные учителями производственного обучения, адаптированными к обучению лиц с интеллектуальными нарушениями, которые в целом охватывают учебный материал, предусмотренный рабочими программами.

При проведении теоретических занятий используется мультимедиа комплексы, что обеспечивает наглядность процесса обучения и повышает его качество. Имеется возможность подключения во время урока к сети Интернет.

В школе-интернат имеется читальный зал. Каждому обучающемуся обеспечен доступ к библиотечному фонду.

8. Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение реализации АОППО ПП, адаптированной для лиц с интеллектуальными нарушениями, отвечает санитарным и противопожарным нормам и особым образовательным потребностям обучающихся, создана безбарьерная архитектурная среда в учебном корпусе и в корпусе интерната, обеспечена доступность прилегающей территории, входных путей, путей перемещения внутри здания, наличие санитарно-гигиенических помещений.

Школа-интернат располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий и теоретической подготовки.

Кабинеты, в которых обучаются лица с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), оборудованы компьютерной техникой, мультимедийными проекторами или мультимедийными досками. Особую роль в обучении лиц с ОВЗ играют видеоматериалы.

Перечень кабинетов и мастерских, используемых в реализации АОППО ПП

№ кабинета

Наименование класса(кабинета)

 

9

Класс  русского языка и литературного чтения

 

8

Класс  истории и обществоведения

 

7

Класс  математики

 

11

Кабинет персонала сферы обслуживания

 

12

Кабинет  по растениеводству

 

10

Класс  биологии

 

11

Кабинет декоративно-прикладного искусства

 

Учебная

мастерская

Швейно-вязально-вышивальная мастерская

Столярно-строительная мастерская

Теплица,

Кабинет для практических занятий   по растениеводству

 

 

Спортивный

комплекс

Спортивный зал,

Кабинет ЛФК

Спортивная площадка

 

Залы

Библиотека,

Читальный зал,

Концертно-выставочная зона

 

 

Кабинеты коррекции и психологической разгрузки

Кабинет психолога

Коррекционный кабинет

Логопедический кабинет

 

 

9. Требования к организации практики

Учебная практика является обязательным разделом АОППО ПП.

 Учебная практика проводится в целях освоения обучающимися трудовых функций, соответствующих видам профессиональной деятельности. Учебная практика проводится в специально оборудованных кабинетах и мастерских щколы -интерната,  оснащённых необходимым оборудованием и инструментами и на садовых участках школы-интерната. Форма проведения практики определяется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся. Количество часов учебной практики в день - 6 часов. Руководство учебной практикой осуществляет педагог, участвующий в реализации профессионального модуля.