|
![]() Документ подписан электронной подписью |
Приложение №3
к содержательному разделу адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями),
ГКОУ РО «Колушкинская школа –интернат» в соответствии с ФАООП УО
Утвержденной приказом №68 от 2.08.2024г
Рабочая программа воспитания
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на 2024-2025гг.
Разработана на основании Приказа Министерства просвещения РФ от 24.ноября 2022г №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), получающих общее образование (далее ‒ Программа (Вариант 1) является обязательной частью АООП УО (Вариант 1)
ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа- интернат» .
Программа разработана с учётом:
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-p);
Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 гг. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г.№ 2945-p);
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400);
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р);
Указа Президента РФ от21.07.2020г.) «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года;
Приказа Минпросвещения России от 11.12.2020г. №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций протокол от 23 июня 2022г.№3/22;
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022г. №1026;
Программа разработана на весь период обучения ребенка.
Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в школе- интернате, разработана с учетом государственной политики в области образования и воспитания.
Программа воспитания:
Программа воспитания обучающихся ориентирует педагогический коллектив на совместную работу, на создание и развитие внутришкольного сообщества, поддерживает традиционную для отечественной сферы образования нравственную, гуманистическую основу, приоритет воспитательных задач над узко прагматическими, а именно: приоритет в формировании и развитии жизненной компетенции обучающихся с умственной отсталостью, всестороннего развитии личности с целью социализации и интеграции в общество.
Дополнительным приложением к Программе является Примерный календарный план воспитательной работы на учебный год. Рабочая программа воспитания обучающихся с умственной отсталостью является открытым документом, допускающим возможность внесения в него изменений в течение учебного года по внешним или внутренним причинам, связанным с изменениями условий воспитательной работы в среде образовательной организации.
Рабочая программа
Программа воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), получающих общее образование по АООП УО (вариант 1) включает следующие разделы:
В данном разделе раскрываются основные особенности традиционного школьного уклада ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат», который задаёт порядок жизни в образовательной организации и аккумулирует ключевые характеристики (ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, условия, средства воспитания), определяющие особенности воспитательного процесса, отражающие самобытный облик общеобразовательной организации и её репутацию в окружающем образовательном пространстве села и региона, социуме.
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
« Колушкинская специальная школа-интернат» находится по адресу: Ростовская область, Тарасовский район сл. Колушкино ул. Лесная 8а.
Она основана в 1967 году.
Месторасположение школы-интерната удаленное от районного посёлка и учреждений культурно-массового досуга. В ближайшем окружении территории: частные
домовладения, частные сельскохозяйственные предприятия.
С 2003 года образовательное учреждение перешло в подчинение министерства общего и профессионального образования Ростовской области.
Организационно-правовая форма учреждения – учреждение. Учреждение является государственным учреждением казенного типа.
В ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
На начало 2023 – 2024 учебного года в школе-интернате обучается 62 человек
Социальный контингент школы: многодетные семьи, опекаемые, приёмные семьи, семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Большая часть семей низкого социокультурного уровня. В связи с этим школа-интернат удаляет особенное значение организации воспитательной работы с семьями обучающихся: социальной, профилактической направленности, предоставляет родителям (законным представителям) социальные гарантии по содержанию и проживанию детей.
Для обучающихся учреждения характерны: неуверенность, завышенная или заниженная самооценка, нарушение процесса само регуляции, безразличное отношение к окружающему миру, наличие вредных привычек. У обучающихся наблюдается снижение познавательной активности, бедность словарного запаса.
Большинство обучающихся, воспитанников не способны противостоять негативному воздействию извне, для них характерна несоциализированность (от неспособности адаптироваться к новым обстоятельствам до различного проявления девиантного поведения).
В связи с этим воспитательный процесс в учреждении проходит в осложнённых условиях: необходимо не только решать общепринятые в системе образования задачи, опираясь при этом на ограниченные возможности обучающихся, но и обеспечивать удовлетворение особых потребностей в воспитании применительно к каждой категории лиц с отклонениями в развитии, формировать отсутствующие по причине первичного или последующих отклонений в развитии социальных, в том числе коммуникативных, поведенческих и иных навыков, личностных качеств.
Основными целями деятельности ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» являются обеспечение государственных гарантий на образование детей с ограниченными возможностями здоровья, реализация адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, реализация дополнительных общеразвивающих программ, содержание воспитанников в учреждении, осуществление присмотра и ухода за обучающимися.
Деятельность учреждения направлена на решение важной социально значимой задачи - подготовку ребенка с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни в обществе, социально -трудовой реабилитации и адаптации подростков к жизни в современном обществе. Успешному продвижению в данной области способствует выбор форм и методов работы с кадрами, четкое взаимодействие и скоординированность в деятельности всех участников учебно-воспитательной деятельности: педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей).
Воспитательный процесс в ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» направлен на создание специальных условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители (законные представители), представители организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами общеобразовательной организации (договорами, соглашениями о сотрудничестве). Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа интернат» определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное и вариативное содержание воспитания обучающихся. Воспитательная деятельность в ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Воспитательная система в школе- интернате складывается из совместной деятельности учителей, воспитателей, специалистов, обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов дополнительного образования; из воспитания на уроке, вне урока, в системе дополнительного образования, реализацию проектов и программ межведомственного взаимодействия, экскурсионной и творческой деятельности.
Миссия, которой руководствуется педагогический коллектив - здоровый и социализированный выпускник, востребованный на современном рынке труда. Для этого педагоги уделяют большое внимание воспитанию обучающихся, совершенствованию и обновлению воспитательной деятельности с детьми через систему со управления. Управление воспитательным процессом осуществляется на уровне всех участников образовательного процесса. Наряду с администрацией, в решении основных вопросов воспитания, развития школы-интерната участвует Попечительский совет, Педагогический совет, родительское сообщество.
Кадровый потенциал, материально-техническая база ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа- - интернат» создают возможности для совершенствования школьной системы воспитания в соответствии с интересами и потребностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» состоит из двух основных о подразделений : школа и интернат. В школе происходит учебный процесс, в интернате организовано круглосуточное пребывание детей. Во всех подразделениях закладывается единый подход к организации воспитательной деятельности, обеспечивающий тесную взаимосвязь между педагогическим коллективом, взаимодействие между учащимися, сотрудничество в проведении ключевых общешкольных дел, праздников, поддержании совместных традиций.
Для размещения детей в учреждении создано 6 групп круглосуточного пребывания. В состав групп входят дети разного возраста, обучающиеся по АООП. В учреждении сложилась особая структура детского коллектива. Принцип формирования групп (в их составе 6-12 человек) позволяет решить несколько вопросов:
Условия проживания воспитанников максимально приближены к домашним. Есть холл с телевизором, спальный блок, который разделен на две части. В одной части девочки, а в другой– мальчики. Каждая часть спальни оснащена кроватями, тумбочками для каждого ребенка, стульями и столикими для игр и шифоньерами для одежды. Интерьер систематически обновляется, совершенствуется.
Но не маловажен и тот факт, что такая группа не является закрытой, изолированной от других групп школы-интерната. Дети имеют возможность в свободное время бывать в других группах, объединяясь на занятиях по интересам под контролем воспитателя группы.
Проживание воспитанников в интернате строятся по общему режиму дня, где прописаны общие групповые режимные моменты (подъем, приемы пищи, время воспитательских занятий и др.) при этом на каждого воспитанника разрабатывается индивидуальный режим дня, строящийся на основании психофизических особенностей детей.
В основе воспитательной деятельности в учреждении лежат следующие принципы воспитания обучающихся с легкой умственной отсталостью:
Стержнем годового цикла воспитательной работы ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа- интернат» являются ключевые общешкольные дела и события, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов:
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из социально уязвимых групп ( , опекаемые обучающиеся, обучающиеся из семей СОП), обучающимся с отклоняющимся поведением «группы риска»- создаются особые условия.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются:
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на:
Специфика воспитательного процесса в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями заключается:
Педагогический коллектив ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» разделяет ведущие подходы к организации воспитательного процесса:
в учебную, здоровьесберегающую, социально-общественную, трудовую и досуговую среду;
Одним из ключевых моментов является дополнительное образование, которое целенаправленно воздействует на личность ученика, удовлетворяя ее потребности в различных видах практической деятельности.
Представление широкого выбора направленностей, организация творческой работы в системе дополнительного образования решает следующие задачи:
В учреждении работают 6 кружков и секции. Таким образом, в блоке дополнительного образования задействовано 100% обучающихся школы- интерната.
Ключевой фигурой воспитания в учреждении является воспитатель и классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно-развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. В работе классных руководителей большое внимание уделяется правилам поведения и конструктивного общения со взрослыми и сверстниками, внешнему виду обучающихся, профилактике безнадзорности и правонарушений, правилам дорожного движения и безопасности пешеходов. Спортивно-оздоровительная работа, эстетическое развитие детей, посещение выставок, кинотеатров, библиотек - всё это труд педагогов, их инициатива, их стремление реализовать намеченные задачи совместных межведомственных и педагогических проектов.
Центральным направлением работы классных руководителей по патриотическому воспитанию обучающихся, новой традицией образовательной организации с сентября 2022 года является занятие «Разговоры о важном», где согласно определенной тематике на основе информационного ресурса реализации всероссийского широкомасштабного проекта происходит обсуждение многий понятий актуальных для современных детей и подростков.
Работа классных руководителей по организации воспитательной среды, регулярное проведение совещаний, семинаров, конференций и пр. с целью более качественного уровня организации воспитательной среды в образовательном учреждении.
Главным регулятором деятельности воспитанника во второй половине дня является воспитатель. Воспитатель проводит занятия, контролирует выполнение домашнего задания, организует и проводит внутригрупповые мероприятия, выезды и экскурсии группы, следит за соблюдением режима дня, участвует в организации и подготовке к внешкольным и внутри школьным мероприятиям, обеспечивает связь школы- интерната с семьей совместно с классным руководителем.
Эффективная воспитательная среда в учреждении учитывает условия жизни обучающихся, отражает этнокультурные традиции Ростовской области, самобытность родного края, а так же ресурсы ближайших социальных партнеров.
В учреждении выстроено сетевое сотрудничество и взаимодействие с социальными партнёрами, которое проявляется в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды школы- интерната. Такая деятельность расширяет представления и круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет обучающимся получить новый социальный опыт, способствует развитию личностного потенциала обучающихся и педагогического потенциала семьи.
Социальными партнерами ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа –интернат» являются: ГБУСОН РО «РЦ Тарасовского района», МЦБ Тарасовского района, МБУК Тарасовского района РДК и КСДК с. Колушкино Юртовое казачье общество Митякинского юрта ОКО Донецкий округ ВКО ВВД, КДН и ЗП (комиссия по делам несовершеннолетних)
За многие годы в школе-интернате сложилась система, при которой основополагающим и главенствующим в учебном и воспитательном процессе стало оздоровление обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывается комплекс показателей состояния здоровья из различных данных, в тесном сотрудничестве ведется постоянный поиск путей совершенствования содержания основных направлений здоровьесберегающей среды.
Компонент здоровье сбережения окружающего пространства является ключевым для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализуется грамотно отобранными стратегиями в соответствии с рекомендациями специалистов для данной нозологической группы с учетом их индивидуальных особенностей, запросов семей и ресурсов учреждения.
Воспитательная работа с детьми, находящимися на индивидуальном обучении строится с учётом особенностей ребёнка, образа жизни обучающегося и его семьи. Учитель обучающий ребенка индивидуально на дому привлекает своего ученика к участию в классных и общешкольных мероприятиях, реализации программ дополнительного образования.
Использование «электронных образовательных ресурсов» (ЭОР) и дистанционных форм в воспитательной работе очень важны. Используются не только во время вынужденной изоляции от школы, но и для вовлечения в целенаправленный воспитательный процесс обучающихся на дому, которые находятся на длительном лечении.
Социальные сети ( Ват цап , Телеграмм, ВК, ), в которых осуществляется неформальное общение между учениками, их родителями, присутствуют в жизни учреждения и класса. Это позволяет обучающимся знакомиться с сетевым этикетом, самостоятельно и с помощью педагога повышать свой уровень цифровой грамотности.
Немало важную роль играет предметно - пространственная среда, которая предполагает включение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не только в освоение возможностей открытой без барьерной среды, создаваемой силами взрослых, но и самому принять посильную активную позицию и помогать ее развитию и обустройству.
Окружающая ребенка предметно - пространственная, эстетическая среда школы- интерната, при условии ее грамотной организации, отвечающей необходимым специальным условиям воспитании и обучения, указанным в АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обогащает внутренний мир ребенка, способствует формированию у него уверенности в собственных силах, чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы- интерната. Воспитывающее и коррекционно - развивающее влияние на ребенка осуществляется через различные виды и формы по обустройству и освоению предметно - пространственной среды.
Программа воспитания реализуется на основе накопленных лучших традиций и современных подходов.
Семьи, воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью в единый воспитательных процесс, участвуют в родительском совете школы, в родительском комитете. Для просвещения родителей действует «Родительский всеобуч». Взаимодействие школы- интерната с родительскими сообществами позволяет выстроить максимальную адресную совместную воспитательную работу согласно с родительскими ожиданиям, запросам, а также профессиональным интересам и возможностям конкретного педагогического коллектива. Образовательной организации готова к долговременному сущностному взаимодействию со значимыми для обучающегося взрослыми, последовательное вовлечение семьи в общую воспитательную работу.
Современный российский национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования в ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» определены следующие цели воспитания :
Программа воспитания ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» направлена на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Стремление педагогических работников к достижению поставленной цели предполагает, прежде всего, выявление и поддержку положительной динамики в личностных образовательных результатах обучающихся с умственной отсталостью, а не единый уровень воспитанности. В этой связи важны скоординированные усилия всего коллектива обучающихся, вовлечение в воспитательную работу семьи обучающегося и значимых для него людей.
Общая цель воспитания конкретизируется через учет возрастных особенностей обучающихся и их особых потребностей, обусловленных состоянием здоровья.
Основной целью воспитания является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися с умственной отсталостью социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел в будущем.
Приоритетные ценностные отношения:
Сформулированная цель определяет ряд задач, максимально приближающих к ее достижению. Задачами воспитания ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» являются:
Таким образом, личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают осознание российской гражданской идентичности, сформированность ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» проходит в особых условиях: решаются как общепринятые в системе образования воспитательные задачи, с учетом ограниченных возможностей обучающихся, обеспечивается удовлетворение особых потребностей в воспитании, формируются отсутствующие социальные, коммуникативные, поведенческие и иные навыки, личностные качества.
Планирование и воспитательная деятельность осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно- деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, возраст сообразности, комплексности, связи воспитательного процесса с жизнью, воспитания личности в коллективе и через коллектив.
Рабочая программа воспитания ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» реализуется в единстве учебной, воспитательной и внеурочной деятельности по основным направлениям:
Исходя из особенностей обучающихся ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат», их психофизических возможностей, возможностей организации воспитательного процесса эти направления имеют свое особое содержание.
В ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП УО предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП УО в ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» образования включают индивидуально - личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Речь идет об описании портрета обучающегося по завершении этапа обучения по АООП УО, который формулируется исходя из современного национального воспитательного идеала с учетом специфики особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
К личностным результатам освоения АООП УО относятся сформированные потребности и навыки обучающихся в:
Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы школы-интерната. Модули располагаются в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы учреждения. Деятельность педагогических работников в рамках комплекса модулей направлена на достижение результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы-интерната. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
Классное руководство - особого вид педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся. Осуществляя работу с классом, классный руководитель:
представителей) обучающихся или их; корректно привлекает братьев и сестер обучающегося при подготовке открытых мероприятий, образовательных событий и иных значимых мероприятий;
Уровень |
Направления деятельности |
Формы и виды деятельности |
Воспитательная работа с классным коллективом |
Формирование и развитие коллектива класса |
-изучение учащихся класса (потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива), отношений, общения и деятельности в классном коллективе с помощью наблюдения, игр, методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения уровня социальной активности обучающихся; - опрос обучающихся по интересам и увлечений обучающихся; -проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного коллектива с помощью игры; - проведение классных часов, как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников: «Если вы вежливы», «Я и моё место в жизни» и т.п. тематические классные часы к государственным датам «День народного Единства», «Дети войны», классные часы по профориентации и др. -сплочение коллектива класса через игры и упражнения на сплочение, походы и экскурсии, праздник «День рождения класса» и т.п. -организация органов со управления в классе: выработка законов класса, выборы командира класса, руководителей отделов, разделение детей на временные инициативные группы; -установление позитивных отношений с другими классными коллективами (через подготовку и проведение ключевого общешкольного дела): «День знаний», «День учителя», «Дни здоровья», «Новый год у ворот!» и др.
|
Индивидуальная воспитательная работа с обучающимися |
Изучение особенностей личностного развития обучающихся класса. |
-наблюдение; -изучение личных дел обучающихся, собеседование с учителями – предметниками; -использование анкет, тестов, для изучения мотивации учащихся, конкретной группы учащихся или класса в целом, уровень тревожности учащихся класса; -проведение индивидуальных и групповых диагностических бесед. |
Организация совместных интересных и полезных дел для личностного развития ребёнка. |
-совместное планирования работы каждого месяца, подведение итогов; -формирование традиций в классном коллективе: «День именинника», концерты для мам, бабушек, пап, «Вот и стали мы на год взрослей» и т.п.; -сбор информации об увлечениях и интересах обучающихся и их родителей для организации интересных и полезных дел: экскурсии «Осенняя тропинка», «Мастер-класс» от мамы (для мам),выставка работ родителей и детей, т.п.; -создание ситуации выбора и успеха. |
|
Индивидуальная работа с учащимися класса. |
-работа классного руководителя, воспитателя, педагога-психолога с учащимися, имеющими психологические проблемы; -проба учащимися различных социальных ролей; -вовлечение учащихся в социально значимую деятельность. |
|
|
Работа улучшению успеваемости в классе по отдельным предметам. |
-контроль за успеваемостью учащихся класса; -контроль за посещением консультаций по предметам, дополнительных занятий с педагогами; -организация учебной взаимопомощи одноклассников. |
|
Работа с обучающимися, состоящими на различных видах учёта, в «группе риска», оказавшимся в трудной жизненной ситуации. |
- контроль за свободным время провождением; -вовлечение детей в кружки дополнительного образования; -делегирование отдельных поручений в классе и т.д.; -разбор ситуаций на Совете по профилактике с приглашением родителей. |
Взаимодействие со специалистами, работающими с обучающимися класса |
Регулярное взаимодействие классного руководителя с учителями- предметниками. |
-посещение учебных занятий; -мини-педсоветы по проблемам класса; -индивидуальные беседы с учащимися и их родителями. |
Взаимодействие с родителями (законными представителям и обучающихся в рамках воспитательной работы |
-Индивидуальная работа с семьёй; -Работа с родительским активом; -Работа с родительским коллективом класса. |
-изучение категории семьи, психологического климата семьи (анкетирование, посещение семьи), составление социального паспорта класса; -педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей (классные родительские собрания); -привлечение родителей к совместной детско-взрослой познавательной, проектной, общественно-полезной деятельности; -консультирование родителей по проблемам поведения, обучения детей c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей, при необходимости с участием специалистов – педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога. |
Воспитательный потенциал урока – это специально организованное, развивающееся в рамках воспитательной системы взаимодействие педагога и обучающихся, осуществляемое с целью обеспечения равных возможностей, с одной стороны, а с другой стороны, для реализации каждым ребенком своих потребностей, способностей и интересов в процессе воспитания.
Реализация данного воспитательного потенциала зависит от следующих факторов:
«бинарных уроков», включающих педагога-предметника и специалистов коррекционно-развивающего профиля в рамках решения воспитательных и коррекционно-развивающих задач;
«с режиссированная» опора в процессе урока на знания и умения обучающегося, его личностные образовательные результаты, достигнутые в условиях дополнительного образования (посещение кружков, студий, секций в рамках технической, физкультурно-спортивной, туристко- краеведческой и художественной направленностях).
Реализация педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
Воспитание на занятиях школьной внеурочной деятельности осуществляется в рамках двух направлений (коррекционно-развивающих и общеразвивающих занятий).
Внеурочная деятельность способствует социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения воспитательных, культурно- развлекательных, спортивно- оздоровительных и иных досуговых мероприятий. Виды внеурочной деятельности подобраны с учетом возможностей и интересов обучающихся.
Внеурочная деятельность в ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» организуется по направлениям развития личности, определяемым образовательным стандартом для обучающихся по АООП :
Коррекционные-развивающие занятия являются неотъемлемым компонентом АООП обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Коррекционно-развивающее занятия направлены на преодоление и ослабление недостатков в психическом и физическом развитии обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и осуществляется через коррекционные курсы АООП (вариант 1):
Общеразвивающие занятия в рамках внеурочной деятельности реализуются через организацию увлекательных, интересных и полезных для детей курсов, проводимых во второй половине школьного дня. Такая деятельность, позволяет детям с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах.
Программа внеурочной деятельности предполагает следующие направления: нравственное, социальное, общекультурное, общественно полезные (трудовые) практики и и т. д. ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интерна» для воспитательной работы выбрала общекультурное направление, которое более гармонично вписываются в образовательную среду школы- интерната и отвечает на актуальные запросы учеников.
Общекультурное направление. Курсы внеурочной деятельности, цель которых расширить представление о родном крае, его истории, культуре, природе, способствуя нравственному, трудовому, эстетическому, физическому воспитанию обучающихся и навыкам самостоятельной деятельности. Представлено курсами внеурочных занятий:
«Разговоры о важном» - развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине-России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Программа направлена на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
« Мой выбор» - формирование у обучающихся младших классов знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации подростков в будущем. Программа направлена на расширение кругозора младших школьников по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств, расширение знаний о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе. Уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных качеств. Формирование у обучающихся 5 класса конкретно- наглядных представлений о существенных сторонах профессий, умения ориентироваться в мире профессий, умения работать с различными источниками информации. Развивать познавательные способности и творческую активность обучающихся. Научить обучающихся навыкам ориентации в личных психологических свойствах, способах самоанализа и самосовершенствования. Цель программы помочь обучающимися правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, сформировать информационную готовность к профессиональному выбору
« Школа безопасности» - вырабатывать необходимые умения и навыки безопасного поведения у обучающихся 1-4 классов в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций. Развивать у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Прививать основы культуры здорового образа жизни, развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Формирование потребности у обучающихся 5 класса соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности, воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности. Развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз. Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли. Формирование духовно-нравственных качеств обучающихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность.
«Билет в будущее» - формирование у обучающихся 6-7 классов готовности к профессиональному самоопределению, построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся, основанной на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практико- ориентированного и диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечению всех участников образовательного процесса. Повышение познавательного интереса и компетентности обучающихся в построении своей карьерной траектории развития. Актуализация процессов профессионального самоопределения на основе знакомства с познавательными фактами о достижениях из различных отраслей экономического развития страны. информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики РФ) посредством различных мероприятий.
Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» по направлению «профориентация» включает в себя:
Задача совместной деятельности педагогического работника и обучающегося – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагоги актуализируют его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и в непрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
Анализируя показатели жизнеустройства выпускников ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интерната, видно, что доля выпускников, охваченных различными формами жизнеустройства на протяжении трех последних лет составляет 100 %, соответственно работа по данному направлению является эффективной.
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогическими работниками и обучающимися. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе -интернате, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогическими работниками в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа обучающихся и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе-интернате. Введение ключевых дел в жизнь школы-интерната помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогическими работниками для обучающихся.
Для этого в ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» используются следующие формы работы:
«Дни большой профилактики»;
общешкольных ключевых дел;
Модуль «Образовательные путешествия и экскурсии. »
Экскурсии, походы помогают обучающемуся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающегося труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
Предметно-пространственная среда ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа- интернат» строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями. Реализация воспитательного потенциала предметно- пространственной и здоровьесберегающей среды усиливается благодаря совместной деятельности педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе, что является одной из ключевых традиций школы.
Внешний вид здания, фасад, центральный вход имеет эстетический вид и позволяет обучающимся, посетителям с особенностями в развитии, инвалидам идентифицировать образовательное учреждение и беспрепятственно его посетить благодаря специальным средствам.
Организована и еженедельно (по понедельникам) проводится церемония поднятия Государственного флага Российской Федерации и звучания Гимна.
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы предметно-эстетической средой школы как:
Благоустройство учебных кабинетов отвечает всем требованиям ФГОС и СанПин: размещение интерактивных досок, проекторов, звукового оборудования, предметных наглядных пособий (портреты писателей, тематические таблицы, схемы и т.п.). Кроме этого благоустройство классных кабинетов осуществляют классные руководители вместе со школьниками своих классов и их родителями: оформлены классные уголки, обустроены игровые зоны с настольными играми. На территории школы находится стадион, игровая площадка с песочницей. Осуществляется событийное оформление пространства при проведении школьных мероприятий, таких как «1 сентября», «День учителя», «Новый год», «Последний звонок», государственных праздников - «День матери», «День защитника Отечества», «Международный женский день» и т.д.
Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями (законными представителями) школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм:
Уровень участия |
Виды формы участия |
Содержание деятельности |
Сроки участия |
|
Групповой й уровень |
по желанию родителей |
Участие родителей в управлении образовательной организацией, решении вопросов воспитания и социализации их детей. |
1 раз в четверть |
|
Общешкольны родительские собрания; |
Обсуждение вопросов обучения и воспитания школьников. |
2 раза в год |
||
Дни открытых дверей |
Демонстрация достижений обучающихся, приемов коррекционной работы по направлениям |
1 раз в год |
||
Собрание с с родителями выпускников |
Обсуждение вопросов организации обучения, дальнейшего профориентирования. |
февраль, апрель, май |
||
Тематические классные собрания для родителей |
Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе которого родители получают рекомендации классных руководителей, специалистов школы и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитании детей. |
1 раз в четверть |
||
|
Родительские собрания с элементами тренинга (Проблема суицида среди подростков) |
Педагогическое просвещение родителей по вопросам суицида среди подростков. Познакомить родителей с проблемой суицида в подростковой среде, оказать профилактическую помощь родителям. |
2 раза в год |
|
Собрание с родителями будущих первоклассников |
Анонсирование условий созданных в школе для обучения детей с УО (ИН), организация школьной деятельности первоклассника, адаптация его к образовательному процессу. |
август |
||
Тематические собрания для родителей детей стоящих на различных видах учёта (СОП, ВШУ). |
Обсуждение проблем воспитания, просвещение родителей с нарушением детско- родительских отношений. |
1 раз в четверть |
||
Взаимодействие с родителями посредством современных технологий |
Взаимодействие с родителями с помощью сайта, сообщества школы в Контакте: размещается информация, предусматривающая ознакомлении родителей, школьные новости; взаимодействие классного руководителя через родительские группы в Viber, WhatsApp,Образовательной платформы
«Телеграм» в и т.д. |
постоянно |
||
|
||||
Индивиду альный уровень |
Классные родительские комитеты |
Решение организационных вопросов при подготовке и проведению внутриклассных мероприятий воспитательной направленности, обсуждение проблем в обучении и воспитании участников классного коллектива |
1 раз в четверть |
|
Индивидуальные консультации для родителей классного руководителя |
Решения острых конфликтных ситуаций, целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. |
по необходимости |
||
Индивидуальные консультации для родителей специалистов школы |
Консультирование родителей по проблемам сопровождения детей с нарушениями здоровья |
по необходимости |
||
Психолого- педагогические консилиумы |
Участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; |
|
Поддержка детского соуправления в школе-интернате помогает педагогам воспитывать в обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку обучающимся с умственной отсталостью не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское соуправление трансформируется (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое соуправление. Детское соуправление в школе-интернате осуществляется следующим образом:
Модуль «Профилактика правонарушений и личная безопасность обучающихся»
Модуль «Социальное партнерство»
/П |
Социальный партнер |
Содержание совместной деятельности |
1 |
ГБУСОНРО«РЦ Тарасовского района» |
Участие в конкурсах/фестивалях Совместная организация мероприятий на базе ГБУСОН РО «РЦ тарасовского района» Организация дополнительного образования на базе школы |
2 |
МЦБ Тарасовского района |
Участие в конкурсах/фестивалях Совместная организация мероприятий на базе библиотеки |
3 |
МБУК Тарасовского района РДК и КСДК с. Колушкино |
Участие в конкурсах/фестивалях |
|
ГБП ОУ РО «ТМПТ» |
Организация экскурсий на базе Тарасовского многопрофильного техникума |
4 |
Юртовое казачье общество Митякинского юрта ОКО Донецкий округ ВКО ВВД |
Совместная организация мероприятий в школе интернат |
5 |
КДН и ЗП (комиссия по делам несовершеннолетних) |
Проведение профилактических занятий на базе школы. Тематические сообщения на классных и общешкольных родительских собраниях Занятия по профилактике детского безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Индивидуальные мероприятия, в том |
|
|
числе беседы с обучающимися в рамках реализации договора сетевого взаимодействия |
6 |
ЦЗН Тарасовского района |
Организация рабочих мест для обучающихся в каникулярное время и после окончания школы- интерната |
Работа по организации каникулярного досуга обучающихся направлена на целостное развитие личности обучающегося при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции.
Каникулярное время - это смена деятельности школьников, которая позволяет умственный труд, характерный для образовательного процесса, заменить многообразием досугово - оздоровительных форм работы. Во время каникул происходит разрядка накопившейся напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала.
На образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру. Поэтому в каникулярный период перед педагогическим коллективом стоит проблема наиболее рациональной и эффективной пропаганды здорового образа жизни, целостное развитие личности обучающихся, адаптации их в обществе и формирования активной позиции.
Целью педагогической деятельности в каникулярный период становиться создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей, воспитание лучших черт гражданина.
Для реализации данной цели, ставятся следующие задачи:
Поставленные задачи решаются путём организации досуговой деятельности на каникулах (осенних, зимних, весенних, летних) используя разные формы и приёмы (очные и онлайн мероприятия). План работы на каникулах составляется ежегодно, за 5 дней до каникулярного периода, учитывая следующие педагогические принципы: опора на интересы детей и их желание действовать, самостоятельность, отношения со взрослыми на основе сотрудничества, коллективно-творческая деятельность
Дополнительное образование обучающихся является неотъемлемой частью воспитательной работы в учреждении, оно представляет собой целостную систему, решающую задачи формирования и развития творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью), удовлетворения их индивидуальных потребностей в общеинтеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а также организации их свободного времени.
Реализация дополнительных общеразвивающих программ имеет различную направленность:
Художественно эстетическое дополнительное образование призвано развить у детей
общую эстетическую культуру. В рамках программ этого профиля совершенствуются способности к тому или иному виду искусства. Ребенок получает возможность самореализоваться в творчестве и отточить коммуникативные навыки. Дополнительное художественное образование условно подразделяется на 5 блоков: музыкальное творчество, хореография, театральное искусство, изо и декоративно-прикладная направленность. |
|
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ |
|
Программы спорт - направленности ставят своей главной целью физическое совершенствование учащихся. Развитие достигается через приобщение к здоровому образу жизни. Занятия на тренажёрах - упражнения на различные группы мышц, упражнения для тренировки сердца и легкий бег, прыжки, упражнения с использованием нестандартного оборудования гимнастического городка, бумы для пресса, перекладина, брусья. |
|
ТУРИСТСКО -КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ |
|
На занятиях кружка « Краеведение» обучающиеся воспитанники приобретают определенные знания и умения, с помощью которых определяется собственная жизненная позиция. Воспитание чувства патриотизма и уважения к истории, традициям и культуре своей Родины. |
|
ТЕХНИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ |
|
Направленность признана приоритетной и стратегически важной на высшем правительственном уровне. Поддержка и развитие потенциала подрастающего поколения в этой сфере, повышение престижа профессий технической области соответствует стратегическим интересам страны. |
С целью создания благоприятной среды в ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» для реализации творческого потенциала, усиления мотивации учебных целей, развития стремления к постоянному саморазвитию, повышения познавательных интересов запланирована работа в следующих кружках и секций
:
Наименование программы |
Направление программы |
«Настольный теннис» |
физкультурно -спортивное |
«Волейбол» |
физкультурно -спортивное |
«Кукольный театр» |
художественное |
«Сувенирная лавка» |
художественное |
«Танцевальный кружок» |
художественное |
«Техническое творчество» |
техническое |
«Родные просторы» |
туристско-краеведческое |
Школьный спортивный клуб
Школьный спортивный клуб (ШСК) – это общественное объединение педагогов, обучающихся и родителей, способствующее развитию физической культуры, спорта в школе. Клуб создан с целью организации и проведения спортивно массовой и физкультурно-оздоровительной работы в школе во внеурочное время На базе школы-интернат создан школьный спортивный клуб « Виктория ». Школьный спортивный клуб является формирование у обучающихся школы-интерната потребности в здоровом образе жизни и систематических занятиях физической культурой и спортом, развитие и популяризация школьного спорта.
Реализация воспитательного потенциала школьного спортивного клуба учреждения предусматривает:
Модуль «Патриотическое воспитание» разработан на основе концептуальных и программных документов государственной политики в области развития системы воспитания. Региональные программы и проекты в области патриотического воспитания развивают и обогащают духовно-нравственное направление в соответствии с Указом Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей».
Региональный компонент патриотического воспитания является дополнительным содержанием для разработки модулей гражданско-патриотического направления и определения форм организации патриотического движения в образовательных организациях Ростовской области.
Региональный компонент представляет непрерывность патриотического воспитания от дошкольного до среднего профессионального образования посредством целевых 18 ориентиров, направлений содержательной работы, форм организации деятельности, перечня лучших практик в области патриотического воспитания.
Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 11.04.2023 № 350 «Об утверждения вариативного модуля «Патриотическое воспитание в дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях Ростовской области» определяет принципы единого подхода по развитию воспитательного пространства и преемственности содержания воспитания дошкольного, общего и среднего профессионального образования.
Данная модель патриотического воспитания в Ростовской области представляет собой практико-ориентированный инструмент, моделировать содержание патриотического, гражданского, духовно-нравственного и трудового воспитания
Формы организации деятельности обучающихся |
Показатели эффективности воспитательной деятельности |
Практическое участие школы- интерната |
Добровольческие (волонтерские) акции Коллективные творческие дела Культурологические проекты Посещение историко- культурных объектов Беседы, круглые столы Фестивали, конкурсы, соревнования Уроки мужества Смотры (строя, песни) Экскурсии, походы по памятным местам |
Наличие культурной этнической идентичности Знание культуры и традиций малой Родины Проявление уважения к культурному наследию народов России Активное участие в социально значимых акциях, инициирование новых проектов Готовность сотрудничать с людьми разных национальностей и конфессий в рамках социальных, культурных мероприятий Осознание себя гражданином России |
Гражданско- патриотический проект « Он наш герой!» |
«День казачьей воинской славы», и обществознания, патриотические олимпиады, экскурсии в музеи, туристические поездки; экскурсии по родному краю; изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с природой и использованием ее богатств;
«Добровольческая деятельность (волонтёрство)»
Волонтёрство – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, это участие школьников в общественно- полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом, предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. На базе школы организован волонтерский отряд « 5D».
На внешкольном уровне:
помощи семье и детям, учреждения здравоохранения);
При организации жизни воспитанников в школе-интернате создаются условия для формирования, становления и развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, умеющей полноценно жить и работать в современном обществе.
Цель воспитательной работы в ГКП: создание условий для формирования духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на созидательный труд и сознательный выбор жизненной позиции учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Воспитание детей, проживающих в школе-интернате осуществляется через:
совместных дел, празднования дней рождения, включающие творческие подарки и розыгрыши.
Воспитательная работа в группе круглосуточного пребывания осуществляется по следующим направлениям: нравственное, социальное, общекультурное, спортивно- оздоровительное, правовое воспитание, безопасность жизнедеятельности.
Нравственное направление Работа в данном направлении способствует формированию у учащихся нравственных качеств, представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, приобщение их к общечеловеческим ценностям, любознательности, любви к родному краю, городу, родным местам, людям, которые там живут, а также основ российской гражданской идентичности и чувства личной ответственности за Отечество.
Социальное направление Работа в данном направлении способствует формированию основ нравственного самосознания личности, развитию социальной компетенции учащихся, умения оказывать сочувствие, поддержку, принимать помощь другого, правильно оценивать окружающее и самих себя, развитию у обучающихся личностной, семейной, социальной культуры, формированию 11 трудовых умений в различных сферах повседневной жизни, воспитанию уважительного отношения к человеку – труженику, формирование профессионального самоопределения.
Общекультурное направление Работа в данном направлении способствует формированию этических представлений и нравственных чувств, нравственного поведения, усвоение моральных норм и правил поведения, расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта, круга общения, выход учащегося за пределы семьи и образовательной организации, формирование общественной направленности личности.
Спортивно-оздоровительное направление Работа в данном направлении способствует формированию у учащихся ценностного отношения к здоровью, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья, расширяет знания и навыки по гигиенической культуре, формирует умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, развивает способности к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата.
Правовое воспитание, безопасность жизнедеятельности Работа в данном направлении способствует формированию у учащихся знаний о праве, правовом государстве, правовых нормах как регуляторах поведения человека, семейных ценностях, справедливости и ответственности органов власти, знаний о правилах безопасного поведения и сохранения своего здоровья, как личной и общественной ценности. Занятия в ГПД проводятся один раз в неделю по каждому из направлений воспитательной работы. В конце года по каждому из направлений воспитательной работы проводиться мониторинг с целью определения уровня усвоения знаний и умений обучающихся.
Цель школьных медиа (совместно создаваемых обучающимися
и педагогическими работниками средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
Участие обучающихся в системе школьных медиа развивает такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело, позволяет максимально проявить обучающимися свои возможности в избранной области деятельности, влияет на профессиональное самоопределение.
Самоанализ воспитательной работы осуществляется в соответствии с планируемыми (ожидаемыми) результатами воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего образования, установленными соответствующими ФГОС.
Самоанализ воспитательной работы в ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» осуществляется ежегодно с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование самоанализа воспитательной работы включается в календарный план воспитательной работы.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в ГКОУ РО школе- интернате являются:
Основными направлениями анализа организуемого в образовательной организации воспитательного процесса, являются:
Ежегодно выбирается одно из направлений анализа воспитательной среды, в ее взаимосвязи с коррекционно-развивающей деятельностью:
развитие детско-взрослых сообществ в условиях образовательной организации;
анализ характера общения обучающихся друг с другом и педагогического работниками, как в урочной, так и во внеурочной работе;
наличие и эффективность сетевого и межведомственного взаимодействия;
развитие этетической предметно-пространственной и социальной безбарьерной среды, привлечение обучающихся и родительских сообществ к реализации этого направления;
развитие системы наставничества в образовательной организации как между обучающимися, так и между педагогическими работниками.
По выбранному направлению формулируется критерий, который поможет коллективу образовательной организации осуществить самоанализ, а также разрабатывается инструмент анализа и способы интерпретации.
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем директора по воспитательной работе в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются Педагогическим советом.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или Педагогическом совете школы-интерната. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах:
какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год;
какие проблемы решить не удалось и почему;
какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
Основой для данного вида анализа методика Е. Худенко , где уровень воспитанности определяется как для отдельного обучающегося, так и в целом класса по 10 показателям:
Каждый показатель содержит 3 - 4 индикатора, оцениваемых по 5-балльной шкале. Методика Н Е Худенко дает возможность отследить динамику развития личностных качеств обучающихся и формирование воспитанности класса по 4 уровням (низкий, средний, хороший, высокий). Цифровая обработка данных позволяет визуализировать этот процесс.
Критерием, на основе которого осуществляется данный самоанализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Самоанализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (педагогом-психологом, социальным педагогом), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся. Способами получения информации о состоянии воспитательной среды в образовательной организации могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Результаты обсуждаются на заседании Методического объединения классных руководителей или Педагогическом совете.
Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:
психического (работа с детьми, часто пропускающими учебные занятия, с детьми «группы риска», детьми с ОВЗ);
физического (проведение уроков физкультуры, спортивных секций, спортивных соревнований, физминуток, соблюдение здоровьесберегающих технологий);
интеллектуального (создание условий для работы с одаренными детьми, участие в интеллектуальных мероприятиях);
уровень духовно-нравственной воспитанности детей.
Главным ожидаемым результатом и итогом работы педагогического коллектива школы - интерната являются сформированные навыки и умения обучающихся .Оценивая результат проделанной работы необходимо учитывать не только возраст, но и степень его дефекта, уровень развития и диагноз обучающегося.