|
![]() Документ подписан электронной подписью |
государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат»
«Утверждаю».
Директор:_________/Л.Г. Землянская/
Приказ №68 от «_23_»__08__2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
10-11 класс
1 Пояснительная записка.
Цель обучения литературному чтению в 10-11 классах:
-развитие речевой деятельности обучающихся;
-знакомство с литературными произведениями, способствующими нравственному, психическому и социальному развитию умственно отсталых обучающихся.
Задачи:
- формировать общий интерес к чтению;
- выявлять интересы обучающихся, их литературные предпочтения;
- совершенствовать технику чтения;
- повышать способность осознанного восприятия прочитанного;
- развивать у обучающихся правильные речевые потребности;
-способствовать пониманию значения навыка чтения
Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи:
2.Общая характеристика учебного предмета.
Литературное чтение и развитие устной речи в 10-11 классах имеет целью подготовку умственно отсталых детей к самостоятельной жизни на основе усвоения социально ориентированных общеобразовательных предметов. Подчиняясь общей цели образования умственно отсталых обучающихся юношеского возраста, такой предмет имеет и свою собственную цель: развитие умения осмысленного чтения литературных, публицистических и технических текстов доступного им содержания и уровня сложности. Ознакомление учащихся с программными литературными произведениями является одним из факторов социально-бытовой ориентированности, залогом более успешной интеграции в общество. Представления о литературных произведениях и их авторах, полученные обучающимися на уроках, помогут им в дальнейшем при воспитании собственных детей.
Особенности восприятия умственно отсталых учащихся таковы, что они значительно успешнее воспринимают тот материал, который вызывает у них эмоциональный отклик, побуждает к переживаниям за того или иного героя. Учеников привлекает динамика событий, резкие повороты сюжета. Чтобы поддерживать интерес учащихся к произведению целесообразно устанавливать соответствие между событиями личной жизни учащихся и теми событиями, которые являются предметом литературного или публицистического изложения. Известно, что умственно отсталые учащиеся затрудняются в выявлении смысловых связей, установлении причинно-следственных зависимостей. Это касается даже несложных текстов. С еще большими проблемами старшеклассники сталкиваются, читая неадаптированные литературные произведения.
На первом этапе знакомства с произведением рекомендуется краткий пересказ учителем (чтение, если это небольшой объем текста) его содержания или целиком, или до того фрагмента, с которого начинается чтение самими обучающимися, с тем, чтобы прочитанные в дальнейшем эпизоды понимались ими исходя из общего смыслового контекста.
При обсуждении содержания прочитанного текста, характеристик образов продуктивно привлечение личного опыта старшеклассников, использование средств наглядности (иллюстрации, фотографии, фрагменты кино- и видеоматериалов), обращение к приему драматизации.
Юноши и девушки, знакомясь с доступными их осмыслению литературными текстами, которые вызывают у них непосредственный эмоциональный интерес и соотносятся с их личным опытом, получают основу для перехода к важнейшему этапу читательской деятельности — самостоятельному чтению.
Большое внимание на уроках литературы уделяется развитию устной речи. Этому процессу способствует обогащение пассивного и активного словаря учащихся в процессе работы над литературным произведением; умение объяснить значение некоторых слов и выражений с помощью толкового или фразеологического словаря; участие в чтении драматических произведений по ролям, вырабатывающее у учащихся правильные эмоциональные интонации в устной речи; участие в обсуждении произведения, которое совершенствует умение ведения диалога учащимися (не перебивать собеседника, продумывать свой ответ и строить его в зависимости от сказанного собеседником); заучивание стихотворных произведений, прозаических отрывков; использование приема «обмен информацией» на уроках внеклассного чтения в виде пересказа самостоятельно прочитанных газетных заметок, журнальных статей и др.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет литература находится в инвариативной части учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа рассчитана в 10-11 классах на 1 час в неделю, общий объем учебного времени 68 часов.
4.Содержание учебного предмета.
10 класс.
№ п/п |
Наименование разделов учебной программы |
Кол-во часов |
Характеристика |
|
1. |
Введение |
1 |
Образное отражение жизни в литературе. Жанры литературы. О книге и чтении. |
|
2 |
Устное народное творчество |
2 |
Песни, частушки, пословицы, поговорки, пестушки и потешки, скороговорки, загадки. Русские народные сказки. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Литературные приемы. Красота и доброта народных песен. Юмор частушек. Народная мудрость пословиц и поговорок, их меткость и точность, краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл. |
|
3 |
Литературные сказки |
1 |
Литературные сказки (Г.Х. Андерсен, П.П. Бажов, А.С. Пушкин, Ю.К. Олеша) |
|
4 |
Из произведений русской литературы Х1Х века |
8 |
И. А. Крылов. Слово о писателе: жизненный путь (основные этапы). Басни. Содержание басен. Мастерство диалога в басне. Мораль басен (басни по выбору). А.С. Пушкин. Жизненный путь (основные этапы). Лирика: «Я помню чудное мгновенье...», «Осень», «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и др. Осмысление жизни, творчества, любви, природы. М.Ю.Лермонтов. Жизненный путь (основные этапы). Лирика: «Выхожу один я на дорогу», «Кавказ», «Нищий» и др. Осмысление жизни, творчества, любви, природы. И.С. Тургенев. Жизненный путь (основные этапы). Повесть «Ася». Историко-бытовой комментарий к повести. Образ тургеневской девушки как изображение нравственной красоты и душевных качеств: скромность, обаяние, решительность А.П.Чехов.Слово о писателе: жизненный путь (основные этапы). Сатира и юмор произведений А.П. Чехова. Историко-бытовой комментарий к рассказам. «Злоумышленник», «Лошадиная фамилия» |
|
5 |
Из произведений русской литературы ХХ века |
11 |
С.А.Есенин. Слово о поэте: жизненный путь (основные этапы). Лирика: «Отговорила роща золотая …», «Собаке Качалова», «Край любимый. Сердцу снятся …» и др. Тема Родины и русской природы в произведениях. Нежность «ко всему живому». К. Симонов. Слово о писателе: жизненный путь (основные этапы). Историко-бытовой комментарий к произведениям «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня», «Родина». Художественная правда о человеке на войне, о сражающемся народе, о всепобеждающей силе любви. В.В. Маяковский. ЛирикаСлово о поэте: жизненный путь (основные этапы). Историко-бытовой комментарий к произведениям «Стихи о советском паспорте», «Рассказ о вселении литейщика Козырева в новую квартиру». Гордость за свое отечество, патриотизм. Оценка событий текущей жизни с позиций грядущего будущего. М.А.Шолохов.Слово о писателе: жизненный путь (основные этапы). Историко-бытовой комментарий к рассказу «Судьба человека». Судьба человека на войне, проявление твердости духа, мужества, чувства собственного достоинства, доброты. Торжество добра над жестокостью жизни. В.П.Астафьев. Слово о писателе: жизненный путь (основные этапы). Историко-бытовой комментарий к повести «Где-то гремит война». Художественная правда о «сражениях» человека в тылу, о трудной победе. К. Симонов. Слово о писателе: жизненный путь (основные этапы). Историко-бытовой комментарий к произведению «Жди меня», «Художественная правда о человеке на войне, о сражающемся народе, о всепобеждающей силе любви. В.М. Шукшин. Слово о писателе: жизненный путь (основные этапы). Историко-бытовой комментарий к рассказу «Микроскоп». Тяга героя к знаниям. Юмор в рассказе. |
|
6 |
Зарубежная литература |
3 |
Р.Л. Стивенсон. Джек Лондон. |
|
7 |
Внеклассное чтение |
6 |
А.С. Пушкин. Н.Ф. Дик. Легенды Тихого Дона. Современные СМИ. |
|
8 |
Техника чтения |
1 |
|
|
9 |
Повторение изученного |
2 |
|
|
Итого |
34 часов |
|
11 класс
№ п/п |
Наименование разделов учебной программы |
Кол-во часов |
Характеристика |
|
1. |
Введение |
1 |
Образное отражение жизни в литературе. Жанры литературы. Отражение культурных и этических ценностей народа. |
|
2 |
Устное народное творчество |
3 |
Пословицы, поговорки, считалки, скороговорки. Песни, частушки, пестушки, потешки. Произведения донского фольклора. Литературные приемы. Красота и доброта народных песен. Юмор частушек. Народная мудрость пословиц и поговорок, их меткость и точность, краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл. Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Понятие «БЫЛИНА», структура былины.
|
|
3 |
Литературные сказки |
2 |
Литературные сказки (П.П. Бажов, В.Гауф, А.С.) Составление отзыва о прочитанном. |
|
4 |
Из произведений русской литературы Х1Х века |
10 |
И.А. Крылов . Жизненный путь. Басни. А.С.Пушкин. Лирика. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», М.Ю.Лермонтов. Жизненный путь (основные этапы). Лирика. «Выхожу один я на дорогу». «Нищий», Лирика поэтов Тарасовского района, А.П.Чехов. Слово о писателе. «Жалобная книга». «Налим», М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»,
|
|
5 |
Из произведений русской литературы ХХ века |
9 |
А И. Куприн. Слово о писателе. «Чудесный доктор», В.В. Маяковский. Слово о писателе. « Стихи о советском паспорте», С.А.Есенин. Основные этапы жизненного пути. Лирика. «Отговорила роща золотая», Н.Н. Заболоцкий. Слово о поэте. «Не позволяй душе лениться». «Журавли», В.М.Шукшин .Слово о писателе. «Микроскоп», М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Пассажир». «Встреча», Стихи Н.Н.Туроверова. |
|
6 |
Советские писатели о войне |
3 |
М.В.Шолохов. Жизненный путь.(основные этапы). «Судьба человека», Б.Ш.Окуджава .Слово о поэте. «Мы за ценой не постоим». «Песенка об Арбате». |
|
7 |
Внеклассное чтение |
2 |
«Мир вокруг нас» ( по страницам газет) |
|
8 |
Обобщение |
3 |
Мое любимое произведение. Обзор изученных произведений. |
|
|
Итоговое повторение |
2 |
|
|
Итого |
34 часа |
|
5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
На уроках используется ТСО: компьютер, проектор, мультимедийная доска StarBoard
Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.4)
Программа обеспечивается УМК:
Сборник «Программно – методическое обеспечение для 10-12 классов с углублённой трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: Владос, 2006 г;
Чтение 8 класс, автор-составитель З.Ф.Малышева, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих АООП. – М.: Просвещение, 2017 г.
Чтение 9 класс, авторы-составители А.К. Аксёнова, М.И.Шишкова, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих АООП. – М.: Просвещение, 2017 г.
М.И. Шишкова. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для педагога-дефектолога. Издательство: Владос, 2010
А. Ц. Цыбикова. Система работы над литературными персонажами в старших классах специальной коррекционной школы VIII вида. – М., 1999г.;
Русский фольклор. Москва «Художественная литература» 2003г.
Демонстрационные пособия
Наборы иллюстраций:
-М.Ю.Лермонтов №1(1)
-А.С.Пушкин №1(2)
Комплекты портретов:
- Комплект портретов для кабинета литературы «Русские писатели XX века». №2 (1)
- Комплект портретов для кабинета литературы «Русские писатели XVIII-XIX в.» №2 (1)
Интернет ресурсы:
1. http://www.proshkolu.ru
2. http://nsportal.ru
3. http://pedsovet.su
Презентации к урокам чтения по темам.
Электронные физминутки для снятия напряжения с глаз.