ЭП

Документ подписан электронной подписью
02.09.2024 16:54, Землянская Людмила Григорьевна, директор
Ключ электроннй подписи

 

 

государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Колушкинская специальная школа-интернат»

 

Утверждаю.

Приказ №68 от «23»_08_2024 г.

Директор:_________/Л.Г. Землянская/

 

 

 

 

Рабочая программа по учебному предмету

«Социально – бытовая ориентировка» (СБО)

 для 10 – 11 классов

предметной области «Коррекционная подготовка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         

 

                                                                                             Пояснительная записка.

 

    1.   Рабочая программа по СБО  для Х- XI классов разработана на основе программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой.  Москва.  ВЛАДОС.  2006г. и в соответствии с:
  • Федеральным  законом  от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • СанПиН 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и  обучения, отдыха  и оздоровления детей и молодёжи" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28. 09. 2020 г. N 2;
  • СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2);
  • Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. N 513 "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение" (С изменениями и дополнениями от:16 декабря 2013 г., 28 марта, 27 июня 2014 г., 3 февраля 2017 г.), зарегистрировано в Минюсте РФ 8 августа 2013г.;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения. Зарегистрирован в Минюсте РФ 15 мая 2013 г. Регистрационный № 28395.
  • Законом «Об образовании в Ростовской области». № 26-ЗС от 14.11.2013.
  • Примерным региональным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений        Ростовской области (пр. МО и ПОРО от 10.07.2002г. №1277).
  • Учебным планом государственного казённого общеобразовательного учреждения Ростовской области «Колушкинская специальная школа-интернат» на 2023-2024уч.г.
  • Адаптированной  образовательной программой профессионального обучения (профессиональной подготовки) ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» на 2023-2024 учебный год.
  • Годовым  календарным учебным графиком ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» на 2023-2024 учебный год.
  • Расписанием учебных занятий ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» на 2023-2024 учебный год.

Цель преподавания СБО: сформировать практическую подготовку учащихся, воспитанников к самостоятельной жизни. Расширять социальный и бытовой опыт, учить применять полученные знания и умения в самостоятельной жизни. Раскрыть внутренний потенциал, стремление к самосовершенствованию и самореализации ориентируемый на успех развития мотивационной сферы.

Задачи преподавания СБО:

- практическая подготовка учащихся, воспитанников к решению различных жизненных задач;

- возможность систематично формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире;

- формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи;

- усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных ситуациях;

- воспитание позитивного ценностного отношения к  собственному здоровью и здоровью других людей;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для  заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим. Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников

класс

Общая характеристика учебного предмета.

 

10- 11

Соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, учащиеся 10-11классов продолжают изучение тем, включенных в программы для 5-9 классов. Программа построена по тому же принципу: опора на имеющиеся знания, умения и навыки, формирование на их базе новых, с расширением и углублением изученных ранее тем. Содержание программного материала обусловлено реалиями жизни, окружающими учащихся.

Форма организации учебного процесса: урок.

Формы организации практических работ: коллективные (бригадные), индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя).

Технологии обучения:

игровые,

здоровьесберегающие,

личностно-ориентированные,

проблемно-поисковые,

технологии разноуровневого и дифференцированного обучения,

ИКТ.

 

Уроки направленны на овладение учащимися опытом социального поведения для наиболее полной их реализации и интеграции в социуме и всестороннее формирование личности. Содержание учебного материала по СБО разнообразно, многопрофильно, предназначено для проведения эффективных занятий в 10-11 классах для детей с умственной отсталостью легкой степени (интеллектуальными нарушениями).

Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся 10 -11 класса к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д. Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся.  Для повышения эффективности учебного процесса на уроках используются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР): демонстрация видеосюжетов, фотографий, слайдов; использование компьютерных технологий; работа с интерактивной панелью.

 

 

10 класс

                                                                         

Наименование раздела учебной  коррекцион-

ной программы

Характеристика основных направлений коррекцион-

ной программы

Кол – во часов

Коррекционно – развивающие цели

1.

Личная гигиена.

Уход за кожей лица, тела, ног.

Бритье. Принадлежности, гигиенические средства

Влияние курения на здоровье человека

3

Развитие осознанного восприятия при знакомстве с предметами личной гигиены и активизирование слухового внимания при изучении способов ухода за ними. Формирование навыков контроля и самоконтроля;

 

2.

Одежда и обувь.

Стиль, мода, коррекция фигуры с помощью одежды.

Одежда из меха. кожи

3

Развитие логического восприятия при распределении одежды и обуви на категории: по сезонам и назначению. развитие логического мышления, памяти, словарного запаса, умения

слушать, наблюдать, обобщать, делать выводы;

 

3.

Питание.

Сан. Гигиенические требования к приготовлению пищи

Рецепты приготовления блюд

6

Формирование навыков контроля и самоконтроля;

коррекция и формирование предметных представлений

коррекция и развитие психофизических качеств: обоняния, осязания,

ловкости, скорости, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости,

смекалки, сообразительности, воображения, фантазии.

коррекция мышления через работу с инструкционной картой;

 

4.

Культура общения.

Правила этикета – поведение в гостях.

Правила этикета-прием гостей.

3

Развитие наглядно – действенного внимания и восприятие при формировании навыков культурного поведения в процессе общения со старшими. Развитие коммуникативной функции речи как непременное

 условие социальной адаптации;

 Развитие логического мышления, памяти, словарного запаса, умения

слушать, наблюдать, обобщать, делать выводы.

 

 

5.

Жилище.

Интерьер кухни.

Кухонные электроприборы

( мультиварка, блендер, кухонный комбайн)

Вредные насекомые, борьба с ними

3

Развитие пространственной ориентировки при знакомстве с жилыми помещениями и их назначением. Формирование потребности адаптации к условиям жизни;

 воспитание положительного отношения к трудовой деятельности;

воспитание волевых качеств;

 

6.

 

 

 

 

7.

Семья.

 

 

 

 

Трудоустройство

Обязанности детей по отношения их к родителям

Отношения между членами семьи

 

Варианты поиска работы

Кодекс законов о труде

2

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

Активизировать процессы припоминания при восстановлении родственных отношений в семье и записывание фамилии, имени, отчества своих близких родственн. Расширение словарного запаса. Развивать мыслительную и речевую деятельность для более успешной адаптации в дальнейшей жизни. Развивать осознанное восприятие, слуховое и зрительное внимание, в процессе оформления деловых бумаг, соблюдая принятые требования.

8.

Медицинская помощь.

 

Причины возникновения инфекционных заболеваний

уход за больным

3

Способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности при распределении обязанностей по уходу за больным. Корригировать поведенческие навыки для профилактики инфекционных заболеваний

 

9.

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

11.

Экономика домашнего хозяйства

 

 

 

Торговля

 

 

 

 

Транспорт

Основные статьи расходов и доходов                     Сбербанк. Виды вкладов, сбережения

Оптовая и розничная торговля

Рынки сельхозпродукции

Отличие рыночной торговли от магазинной

 

Автовокзал. Ориентирование в расписании рейсов.

Культура общения пассажиров.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расширение словарного запаса.

 

Развивать наблюдательность и зрительное внимание в процессе формирования представлений о ярмарках, осуществляя практическую направленность и взаимосвязь с жизнью.

 

Активизировать мыслительную и речевую деятельность, расширять кругозор и пространственную ориентировку при знакомстве с транспортом, его разнообразием и назначением.

12.

 

 

13.

 

Повторение пройденных тем.

 

Тестовые работы

 

 

Итого за год: 34 ч.

 

3

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

11 класс 

Наименование раздела учебной  коррекцион-

ной программы

Характеристика основных направлений коррекцион-

ной программы

Кол – во часов

Коррекционно – развивающие цели

1.

Личная гигиена.

Гигиена тела.  Макияж. Средства для загара.

3

Развитие осознанного восприятия при знакомстве с предметами личной гигиены и активизирование слухового внимания при изучении способов ухода за ними.

2.

Одежда и обувь.

Стиль, мода, обновление одежды .Особенности глажения фасонной одежды.

2

Развитие логического восприятия при распределении одежды и обуви на категории: по сезонам и назначению.

3.

Питание.

Составление меню на день.

Виды праздничного стола: фуршет, традиционный.

Способы приготовления солений, маринадов, выпечки, приготовления мяса.

3

Развитие мелкой эстетического восприятия при знакомстве с кухонными приспособлениями и элементарной сервировке стола.

4.

Культура поведения.

Поведение юноши по отношению к девушке. Поведение девушки по отношению к юноше.

 

 

5

Развитие наглядно – действенного внимания и восприятие при формировании навыков культурного поведения в процессе общения со старшими.

5.

Жилище.

Мебель и оборудование детской комнаты, сан. требования к уборке.

Электроприборы для уборки.

 

4

Развитие пространственной ориентировки при знакомстве с жилыми помещениями и их назначением.

6.

 

 

 

 

 

7.

Семья.

 

 

 

 

 

Трудоустройство

Основы семейных взаимоотношений. Образ жизни будущей мамы.

 

 

 

Отчет учащихся о работе летом.

Ярмарка вакансий. Анкета.

 

2

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

Активизировать процессы припоминания при восстановлении родственных отношений в семье и записывание фамилии имени, отчества своих близких родственников.

 

 

Развивать мыслительную и речевую деятельность для более успешной адаптации в дальнейшей жизни. Развивать осознанное восприятие, слуховое и зрительное внимание, в процессе оформления деловых бумаг, соблюдая принятые требования.

8.

Медицинская помощь.

 

Страховой мед. полис, лист нетрудоспособности. Женская консультация. Детская консультация.

3

Способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности при распределении обязанностей по уходу за больным. Корригировать поведенческие навыки для профилактики инфекционных заболеваний.

 

9.

Экономика домашнего хозяйства

Основные статьи расходов и доходов. Оплата коммунальных услуг. Пенсия через почту и сбербанк.

2

Расширение словарного запаса

10

 

 

 

 

 

11.

 

 

12.

 

Средства связи.

 

 

 

 

 

Повторение пройденных тем.

 

Тестовые работы

 

 

Итого за год: 34 ч.

Основные средства связи.

Стоимость услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расширять словарный запас, развивать слуховое внимание и восприятие при оформлении квитанций на денежный перевод. Активизировать математическое, логическое мышление в процессе практического применения полученных знаний.

 

Активизировать мыслительную и речевую деятельность, расширять кругозор и пространственную ориентировку при знакомстве с транспортом, его разнообразием и назначением.

 

Развивать наблюдательность и зрительное внимание в процессе формирования представлений о ярмарках, осуществляя практическую направленность и взаимосвязь с жизнью