|
![]() Документ подписан электронной подписью |
государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат»
Утверждаю. Приказ №68 от «23»_08_2024 г. Директор:_________/Л.Г. Землянская/
|
Рабочая программа по учебному предмету
«Социально – бытовая ориентировка» (СБО)
для 10 – 11 классов
предметной области «Коррекционная подготовка»
Пояснительная записка.
Цель преподавания СБО: сформировать практическую подготовку учащихся, воспитанников к самостоятельной жизни. Расширять социальный и бытовой опыт, учить применять полученные знания и умения в самостоятельной жизни. Раскрыть внутренний потенциал, стремление к самосовершенствованию и самореализации ориентируемый на успех развития мотивационной сферы.
Задачи преподавания СБО:
- практическая подготовка учащихся, воспитанников к решению различных жизненных задач;
- возможность систематично формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире;
- формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи;
- усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных ситуациях;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим. Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников
класс |
Общая характеристика учебного предмета.
|
10- 11 |
Соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, учащиеся 10-11классов продолжают изучение тем, включенных в программы для 5-9 классов. Программа построена по тому же принципу: опора на имеющиеся знания, умения и навыки, формирование на их базе новых, с расширением и углублением изученных ранее тем. Содержание программного материала обусловлено реалиями жизни, окружающими учащихся. Форма организации учебного процесса: урок. Формы организации практических работ: коллективные (бригадные), индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя). Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, проблемно-поисковые, технологии разноуровневого и дифференцированного обучения, ИКТ.
Уроки направленны на овладение учащимися опытом социального поведения для наиболее полной их реализации и интеграции в социуме и всестороннее формирование личности. Содержание учебного материала по СБО разнообразно, многопрофильно, предназначено для проведения эффективных занятий в 10-11 классах для детей с умственной отсталостью легкой степени (интеллектуальными нарушениями). Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся 10 -11 класса к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д. Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Для повышения эффективности учебного процесса на уроках используются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР): демонстрация видеосюжетов, фотографий, слайдов; использование компьютерных технологий; работа с интерактивной панелью.
|
10 класс
№ |
Наименование раздела учебной коррекцион- ной программы |
Характеристика основных направлений коррекцион- ной программы |
Кол – во часов |
Коррекционно – развивающие цели |
1. |
Личная гигиена. |
Уход за кожей лица, тела, ног. Бритье. Принадлежности, гигиенические средства Влияние курения на здоровье человека |
3 |
Развитие осознанного восприятия при знакомстве с предметами личной гигиены и активизирование слухового внимания при изучении способов ухода за ними. Формирование навыков контроля и самоконтроля;
|
2. |
Одежда и обувь. |
Стиль, мода, коррекция фигуры с помощью одежды. Одежда из меха. кожи |
3 |
Развитие логического восприятия при распределении одежды и обуви на категории: по сезонам и назначению. развитие логического мышления, памяти, словарного запаса, умения слушать, наблюдать, обобщать, делать выводы;
|
3. |
Питание. |
Сан. Гигиенические требования к приготовлению пищи Рецепты приготовления блюд |
6 |
Формирование навыков контроля и самоконтроля; коррекция и формирование предметных представлений коррекция и развитие психофизических качеств: обоняния, осязания, ловкости, скорости, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии. коррекция мышления через работу с инструкционной картой;
|
4. |
Культура общения. |
Правила этикета – поведение в гостях. Правила этикета-прием гостей. |
3 |
Развитие наглядно – действенного внимания и восприятие при формировании навыков культурного поведения в процессе общения со старшими. Развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации; Развитие логического мышления, памяти, словарного запаса, умения слушать, наблюдать, обобщать, делать выводы.
|
5. |
Жилище. |
Интерьер кухни. Кухонные электроприборы ( мультиварка, блендер, кухонный комбайн) Вредные насекомые, борьба с ними |
3 |
Развитие пространственной ориентировки при знакомстве с жилыми помещениями и их назначением. Формирование потребности адаптации к условиям жизни; воспитание положительного отношения к трудовой деятельности; воспитание волевых качеств;
|
6.
7. |
Семья.
Трудоустройство |
Обязанности детей по отношения их к родителям Отношения между членами семьи
Варианты поиска работы Кодекс законов о труде |
2
4
|
Активизировать процессы припоминания при восстановлении родственных отношений в семье и записывание фамилии, имени, отчества своих близких родственн. Расширение словарного запаса. Развивать мыслительную и речевую деятельность для более успешной адаптации в дальнейшей жизни. Развивать осознанное восприятие, слуховое и зрительное внимание, в процессе оформления деловых бумаг, соблюдая принятые требования. |
8. |
Медицинская помощь.
|
Причины возникновения инфекционных заболеваний уход за больным |
3 |
Способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности при распределении обязанностей по уходу за больным. Корригировать поведенческие навыки для профилактики инфекционных заболеваний
|
9.
10.
11. |
Экономика домашнего хозяйства
Торговля
Транспорт |
Основные статьи расходов и доходов Сбербанк. Виды вкладов, сбережения Оптовая и розничная торговля Рынки сельхозпродукции Отличие рыночной торговли от магазинной
Автовокзал. Ориентирование в расписании рейсов. Культура общения пассажиров. |
2
|
Расширение словарного запаса.
Развивать наблюдательность и зрительное внимание в процессе формирования представлений о ярмарках, осуществляя практическую направленность и взаимосвязь с жизнью.
Активизировать мыслительную и речевую деятельность, расширять кругозор и пространственную ориентировку при знакомстве с транспортом, его разнообразием и назначением. |
12.
13.
|
Повторение пройденных тем.
Тестовые работы
Итого за год: 34 ч. |
|
3
2
|
|
|
|
|
11 класс
№ |
Наименование раздела учебной коррекцион- ной программы |
Характеристика основных направлений коррекцион- ной программы |
Кол – во часов |
Коррекционно – развивающие цели |
1. |
Личная гигиена. |
Гигиена тела. Макияж. Средства для загара. |
3 |
Развитие осознанного восприятия при знакомстве с предметами личной гигиены и активизирование слухового внимания при изучении способов ухода за ними. |
2. |
Одежда и обувь. |
Стиль, мода, обновление одежды .Особенности глажения фасонной одежды. |
2 |
Развитие логического восприятия при распределении одежды и обуви на категории: по сезонам и назначению. |
3. |
Питание. |
Составление меню на день. Виды праздничного стола: фуршет, традиционный. Способы приготовления солений, маринадов, выпечки, приготовления мяса. |
3 |
Развитие мелкой эстетического восприятия при знакомстве с кухонными приспособлениями и элементарной сервировке стола. |
4. |
Культура поведения. |
Поведение юноши по отношению к девушке. Поведение девушки по отношению к юноше.
|
5 |
Развитие наглядно – действенного внимания и восприятие при формировании навыков культурного поведения в процессе общения со старшими. |
5. |
Жилище. |
Мебель и оборудование детской комнаты, сан. требования к уборке. Электроприборы для уборки.
|
4 |
Развитие пространственной ориентировки при знакомстве с жилыми помещениями и их назначением. |
6.
7. |
Семья.
Трудоустройство |
Основы семейных взаимоотношений. Образ жизни будущей мамы.
Отчет учащихся о работе летом. Ярмарка вакансий. Анкета. |
2
2
|
Активизировать процессы припоминания при восстановлении родственных отношений в семье и записывание фамилии имени, отчества своих близких родственников.
Развивать мыслительную и речевую деятельность для более успешной адаптации в дальнейшей жизни. Развивать осознанное восприятие, слуховое и зрительное внимание, в процессе оформления деловых бумаг, соблюдая принятые требования. |
8. |
Медицинская помощь.
|
Страховой мед. полис, лист нетрудоспособности. Женская консультация. Детская консультация. |
3 |
Способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности при распределении обязанностей по уходу за больным. Корригировать поведенческие навыки для профилактики инфекционных заболеваний.
|
9. |
Экономика домашнего хозяйства |
Основные статьи расходов и доходов. Оплата коммунальных услуг. Пенсия через почту и сбербанк. |
2 |
Расширение словарного запаса |
10
11.
12.
|
Средства связи.
Повторение пройденных тем.
Тестовые работы
Итого за год: 34 ч. |
Основные средства связи. Стоимость услуг.
|
|
Расширять словарный запас, развивать слуховое внимание и восприятие при оформлении квитанций на денежный перевод. Активизировать математическое, логическое мышление в процессе практического применения полученных знаний.
Активизировать мыслительную и речевую деятельность, расширять кругозор и пространственную ориентировку при знакомстве с транспортом, его разнообразием и назначением.
Развивать наблюдательность и зрительное внимание в процессе формирования представлений о ярмарках, осуществляя практическую направленность и взаимосвязь с жизнью |