ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат»
|
|
Документ подписан электронной подписью |
государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат»
|
Принято на заседании педагогического совета Протокол от «_26_»_августа_2025г. №_1_ |
УТВЕРЖДАЮ: Директор___________Л.Г. Землянская Приказ от «27»__августа___2025г. №_69_ |
Адаптированная основная образовательная программа профессионального обучения (программа профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих) для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта)
по профессии
«Садовник»
2025г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная основная образовательная программа профессионального обучения (программа профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих) для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта) по профессии «Садовник» (далее -АООППО по должности «Садовник») разработана для профессиональной подготовки по профессиям рабочих для обучающихся с нарушением интеллекта на базе выпускников специальных (коррекционных) образовательных школ без получения среднего общего образования, сроком обучения 2 года и регламентирует цели, ожидаемые результаты, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по профессии и включает в себя: учебные планы, рабочие программы учебных дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Нормативную правовую основу разработки АООППО по должности «Садовник» составляют:
-Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273- ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ, ред. от 29.07.2017 N 216-ФЗ));
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. N 513 "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение" зарегистрировано в Минюсте РФ 8 августа 2013г. (ред. от 12 ноября 2018 г.);
-Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
-Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса, (письмо Департамента подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации 18 марта 2013 г. № 06-281).
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения. (зарегистрирован в Минюсте РФ 15 мая 2013 г. Регистрационный № 28395).
- СанПиН 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28. 09. 2020 г. N 2;
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
- Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 10.07.2002г. № 1277);
-Устав ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» (Утв. приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08. 11. 2015г. № 785) и Изменения и дополнения в Устав ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» (Утв. приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 29. 08. 2017г. № 645);
-Локальные нормативные акты, регулирующие обучение лиц с нарушением интеллекта в ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат».
Методическую основу разработки адаптированной образовательной программы составляют:
- «Методические рекомендации по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности" в части рекомендованных видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов; рационального трудоустройства инвалидов», утвержденные приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 51;
.
Нормативный срок освоения адаптированной образовательной программы
Нормативный срок освоения АООППО по должности «Швея» при очной форме обучения составляет:
|
Образовательная база приема |
Профессия |
Нормативный срок освоения АООППО по должности «Садовник» при очной форме обучения |
|
ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат». |
Садовник 18103 |
2 года |
1.3. Требования к абитуриенту
К освоению АООППО по должности «Садовник» допускаются лица с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) из числа выпускников специальных образовательных организаций.
Зачисление на обучение проводится по личному заявлению поступающего или законного представителя, при наличии документа об образовании установленного образца (свидетельства об обучении).
2. Учебный план для 11 класса ГКОУ РО "Колушкинская специальная школа-интернат" на 2025-2026 учебный год.
2.1.Учебный план по профессиональному обучению для 11 класса составлен в соответствии с приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 10.07. 2002 года № 1277. Учебный план для профессионального обучения в 11 классе состоит из 2-х частей: инвариантной и вариативной. Недельная учебная нагрузка – 30 часов.
Инвариативная часть учебного плана представлена следующими предметами:
-русский язык;
- литература;
-математика;
- обществоведение;
- этика и психология семейной жизни;
- физкультура;
- производственное обучение;
-социально-бытовая ориентировка.
Для занятий по профессиональной подготовке, СБО обучающиеся делятся по подгруппам.
Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 73) и лицензией образовательного учреждения. Часы, необходимые для профессиональной подготовки и присвоения соответствующего квалификационного разряда, формируются за счет времени, выделяемого учебным планом на изучение образовательной области «Трудовая подготовка» в части образовательного компонента «Производственное обучение»:
II курс обучения по рабочей специальности – 22 часа в неделю.
Для разработки учебного плана по профессии «Садовник» использовались нормативные и правовые документы:
-Федеральный Закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-Приказ Минобразования и науки РФ от 02. 07.2013 №513 «Об утверждении перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»
-Приказ Минобразования и науки РФ от 18.04.2013 №292 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»
-Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих ОК 016 – 94 (Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 в ред. от 19.06.2012)
-Модели учебного плана для профессиональной подготовки лиц, не имеющих основного общего образования, разработанной учебно-методическим кабинетом Государственного Федерального учреждения Министерства труда и социального развития РФ в 2001 г. и согласованной с Управлением начального профессионального образования Минобразования России (4 января 2001 г.).
-Профессиональные стандарты, утвержденные Приказом минтруда и соцзащиты РФ:
-Профессиональный стандарт «Садовод»;
Учебный план по профессиональному обучению разработан с учетом реализации следующих принципов:
- ориентация на социально-экономическую ситуацию и требования регионального и муниципального рынка труда;
- усиление профориентационной направленности профессионального обучения средствами профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их профессиональными интересами и психофизическими возможностями;
- обеспечение преемственности между профтрудовым обучением и профессиональным обучением.
Профессиональное обучение направлено на приобретение обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями и иными профессиональными средствами, развитие мотивируемой потребности в получении востребованной профессии, в организации самозанятости на рынке труда, получение квалификационных разрядов по профессии рабочего без изменения уровня образования,
|
Образовательные компоненты |
11 класс |
||||
|
|
инвариатив |
вариатив |
всего |
|
|
|
Общеобразовательный учебный цикл |
|
|
|
|
|
|
Язык и литература |
Русский язык |
1 |
|
1 |
|
|
Литература |
1 |
|
1 |
|
|
|
Математика |
Математика |
1 |
|
1 |
|
|
|
|||||
|
Обществознание |
Обществоведение |
1 |
|
1 |
|
|
Этика и психология семейной жизни |
1 |
|
1 |
|
|
|
Физкультура |
Физкультура |
2 |
|
2 |
|
|
Трудовая подготовка |
Производственное обучение |
22 |
|
22 |
|
|
Коррекционная подготовка |
СБО |
1 |
|
1 |
|
|
Максимальная нагрузка на обучающегося |
30 |
|
30 |
|
|
|
Общий объем учебного плана |
30 |
|
|
||
|
Трудовая практика в днях |
30 |
||||
2.2.График учебного процесса по профессиональному обучению на 2025-2026 учебный год
|
Месяц
|
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
март |
Апрель |
Май
|
||
|
11 класс |
01 -30 |
01 -24 |
5-28 |
01 -26 |
12 -31 |
02 -27 |
02-23
|
30-31 |
01-30 |
04-27 |
27-28 |
29 |
|
П/О |
П/О |
П/О |
П/О |
П/О |
П/О |
П/О
|
У/П |
У/П |
У/П |
Консультации |
Итоговая аттестация |
|
3. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса
3.1. АООППО по должности «Садовник» предусматривает изучение следующих учебных циклов:
и разделов:
3.2.Общеобразовательный учебный цикл состоит из учебных дисциплин:
-Русский язык и литература.
-Обществоведение.
-Социально - бытовая ориентировка.
-Физическая культура.
-Математика.
-Этика семейной жизни.
3.3. Аннотации рабочих программ дисциплин общеобразовательного учебного цикла:
3.3.1.Русский язык и литература
Дисциплина «Русский язык и литература» входит в общеобразовательный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 2 курсе.
Основная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие умственно отсталых учащихся: помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи, пользоваться им в жизни как основным средством общения, а также сформировать умения и навыки грамотного письма.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен
уметь:
вырабатывающие у учащихся правильные эмоциональные интонации в устной
речи;
нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.);
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины за 2 курс обучения:
|
Вид учебной работы |
Объём, часов |
|
Максимальная учебная нагрузка |
68 |
|
Обязательные учебные занятия, в том числе |
68 |
|
текущий контроль успеваемости |
8 |
|
зачёт |
2 |
3.3.2.Обществоведение
Дисциплина «Обществоведение» входит в общеобразовательный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 2 курсе.
Основная задача обучения обществоведению: расширение правовых знаний у учащихся, формирование у них умений пользоваться своими правами, профилактика противоправных нарушений.
В содержание учебного предмета включены в доступной форме элементарные сведения о государстве и праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен
знать:
содержание;
уметь:
формулировать свою точку зрения;
адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины
и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей
(анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся
данные, соотносить их с собственными знаниями);
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
инстанции.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины за 2 курс обучения:
|
Вид учебной работы |
Объём, часов |
|
Максимальная учебная нагрузка |
34 |
|
Обязательные учебные занятия, в том числе |
34 |
|
текущий контроль успеваемости |
2 |
|
зачёт |
2 |
3.3.3. Социально-бытовая ориентировка (СБО)
Дисциплина СБО входит в общеобразовательный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 2 курсе.
Социально-бытовая ориентировка – система коррекционных занятий, направленных на подготовку умственно отсталых школьников к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социально- бытовой адаптации, на повышение общего уровня культуры поведения и отношений в семье, окружающем социуме.
Задачи курса состоят в следующем:
-формирование жизненной компетентности: овладение знаниями, умениями и
навыками достаточными для адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, помощи семье, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве;
-коррекция недостатков психофизического развития (психических функций и
познавательной деятельности);
-развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации;
-формирование социально-нормативного поведения в семье и окружающей среде;
-обучение практическому применению знаний, полученных при изучении
общеобразовательных дисциплин.
Содержание курса СБО:
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины за 2 курс обучения:
|
Вид учебной работы |
Объём, часов |
|
Максимальная учебная нагрузка |
34 |
|
Обязательные учебные занятия, в том числе |
34 |
|
текущий контроль успеваемости |
2 |
|
зачёт |
2 |
3.3.4. Физическая культура
Дисциплина «Физическая культура» входит в общеобразовательный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 2 курсе.
Основные задачи физической культуры для обучающихся с нарушением интеллекта:
- укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
- формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.;
- приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре;
- воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности; - развитие чувства темпа и ритма, координации движений;
- усвоение учащимися речевого материала, используемого учителем на уроках по физической культуре.
В программу включены следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика, игры подвижные и спортивные.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины.:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен
уметь:
знать:
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
|
Вид учебной работы |
Объём, часов |
|
Максимальная учебная нагрузка |
68 |
|
Обязательные учебные занятия, в том числе |
68 |
|
текущий контроль успеваемости |
2 |
|
зачёт |
2 |
3.3.5. Математика
Дисциплина «Математика» входит в общеобразовательный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 2 курсе.
Главная цель программы - формирование у учащихся умений: видеть (узнавать) в быту постоянно возникающие математические ситуации, применять на практике полученные математические знания и умения, на основании ситуации составлять и решать различные жизненно важные задачи.
Задачи:
- формирование элементарных представлений об экономике;
- выработка адекватных представлений о повседневной экономической ситуации в семье;
- обретение навыков анализа конкретных семейных экономических ситуаций;
- формирование умений делать экономический выбор, принимать
самостоятельные экономические решения в личной жизни, быть «хозяином»;
- освоение навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.
Программа определяет деятельность в 2 направлениях:
- теоретическая часть;
- практическая часть.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен
уметь:
деление на однозначное и двузначное число) с натуральными числами и
десятичными дробями;
решать простые задачи на нахождение части от числа, процентов от числа по его проценту;
знать:
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины за 2 курс обучения:
|
Вид учебной работы |
Объём, часов |
|
Максимальная учебная нагрузка |
34 |
|
Обязательные учебные занятия, в том числе |
34 |
|
текущий контроль успеваемости |
2 |
|
зачёт |
2 |
3.3.6. Этика и психология семейной жизни
Дисциплина «Этика и психология семейной жизни» входит в общеобразовательный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 2 курсе.
Целью изучения этики и психологии семейной жизни является формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека. Выработка у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми.
В задачи курса входит формировать представления о следующих важных понятиях курса:
- о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;
-об экономике и быте семьи, об основных статьях доходов и расходов семьи;
-об основах семейного законодательства;
-о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи.
Содержание курса этика и психология семейной жизни:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен
знать:
· понятие «семья», понимать её значение в жизни человека;
· основные родственные связи в семье;
· этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой;
· понимать важность создания собственной семьи, условия для создания семьи;
· основные обязанности членов семьи, объяснить их значение в семейной жизни;
· основные статьи доходов и расходов семьи;
· основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;
· основы семейного законодательства,
· знать об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, понимать свою обязанность в воспитании их;
· особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребенка.
уметь:
· различать близких и дальних родственников;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
· объяснять, какие условия необходимы для вступления в брак;
· приблизительно рассчитать бюджет семьи на один месяц;
· объяснить свои претензии к партнеру, не унижая его достоинства;
· определять основные обязанности родителей по отношению к своим детям.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины на 2 курсе обучения:
|
Вид учебной работы |
Объём, часов |
|
Максимальная учебная нагрузка |
34 |
|
Обязательные учебные занятия, в том числе |
34 |
|
текущий контроль успеваемости |
2 |
|
зачёт |
2 |
3.4.В профессиональный учебный цикл включено производственное обучение, часы которого распределены следующим образом:
|
Предмет, курс |
Садовник (18103) |
|
|
1 курс |
2 курс |
|
|
Производственное обучение |
332 |
332 |
|
Технология выращивания цветочно-декоративных и ягодных культур |
136 |
|
|
Технология выращивания древесно-кустарниковых и цветочно-декоративных культур |
|
136 |
|
Дворник |
68 |
68 |
|
Охрана труда |
34 |
|
|
Вредители и болезни растений |
34 |
|
|
Основы агрономии |
|
68 |
|
Учебная практика |
144 |
144 |
|
Консультации |
12 |
12 |
|
Промежуточная аттестация |
12 |
|
|
Итоговая аттестация |
|
12 |
|
Итого |
772 |
772 |
3.5.Аннотации рабочих программ профессионального учебного цикла:
3.7.8.Охрана труда
Дисциплина «Охрана труда» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1 курсе.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен
уметь:
знать:
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
|
Вид учебной работы |
Объём, часов |
|
Максимальная учебная нагрузка |
34 |
|
Обязательные учебные занятия, в том числе |
34 |
|
текущий контроль успеваемости |
2 |
|
зачёт |
2 |
3.7.9. Основы агрономии
Дисциплина «Основы агрономии» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается в течение двух семестров на 2 курсе.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен
уметь:
знать:
Соотношение теоретического и практического обучения, выделение практико-ориентированных блоков определяется данной учебной программой и тематическим планом курса.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
|
Вид учебной работы |
Объём, часов |
|
Максимальная учебная нагрузка |
68 |
|
Обязательные учебные занятия, в том числе |
68 |
|
текущий контроль успеваемости |
2 |
|
зачёт |
2 |
3.7.10. Вредители и болезни растений.
Дисциплина «Вредители и болезни растений» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1 курсе в течении 2-х семестров
Требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен
уметь:
знать:
Соотношение теоретического и практического обучения, выделение практико-ориентированных блоков определяется данной учебной программой и тематическим планом курса.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
|
Вид учебной работы |
Объём, часов |
|
Максимальная учебная нагрузка |
34 |
|
Обязательные учебные занятия, в том числе |
34 |
|
текущий контроль успеваемости |
2 |
|
зачёт |
2 |
3.7.11. Технология выращивания
Профессиональный модуль «Технология выращивания» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается в течение двух семестров на 1 и 2 курсах. В профессиональный модуль входят следующие дисциплины: технология выращивания цветочно-декоративных и ягодных культур; технология выращивания древесно- кустарниковых культур, производственное обучение; учебная практика.
Цель и задачи профессионального модуля: сформировать знания и умения в области основ технологии выращивания цветочно-декоративных, ягодных и древесно-кустарниковых культур
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающихся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
уметь:
знать:
Соотношение теоретического и практического обучения, выделение практико-ориентированных блоков определяется данной учебной программой и тематическим планом курса.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
|
Вид учебной работы |
Объём, часов |
|
Максимальная учебная нагрузка |
1340 |
|
Обязательные учебные занятия, в том числе |
1340 |
|
текущий контроль успеваемости |
8 |
|
Промежуточная аттестация |
12 |
|
Итоговая аттестация |
12 |
|
Учебная практика |
288 |
3.7.12. Дворник
Дисциплина «Дворник» входит в профессиональный учебный цикл адаптированной образовательной программы и изучается на 1 – 2 курсах в течении 2-х семестров
Основная цель: подготовка обучающихся к самостоятельной жизни через социальную и трудовую адаптацию.
Основные задачи обучения:
- развитие у обучающихся способности ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий;
- выработка самостоятельных трудовых умений и навыков, необходимых для выполнения обязанностей дворника;
- формирование необходимых коммуникативных навыков;
- формирование у обучающихся положительного отношения к трудовой деятельности на предприятии, становление и закрепление социальных мотивов трудовой деятельности;
- формирование устойчивой целенаправленности, дисциплинированности и ответственности и ответственного отношения к выполнению своих обязанностей на рабочем месте.
.В результате изучения дисциплины обучающийся должен
знать:
- иметь представление о функциональных обязанностях профессионального дворника, об особенностях уборки в осеннее время, названия инструментов и хозинвентаря (метлы, лопаты, грабли, обыкновенные, веерные, совки, лопаты, носилки, вёдра, контейнер для мусора, шланг для полива);
- назначение спецодежды (рукавицы, халат);
- назначение и устройство, исправное состояние хозинвентаря;
-порядок хранения инструмента и хозинвентаря;
- правила безопасной работы с инструментами при уборке территории.
уметь:
- ориентироваться в задании по образцу убранного участка территории;
- применять инструмент и хозинвентарь по назначению, хранить его;
- применять правила безопасной работы на практике;
- производить технологически правильное подметание, сгребание листвы и мусора, его переноску, сбор в валки и кучи.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
|
Вид учебной работы |
Объём, часов |
|
Максимальная учебная нагрузка |
68 |
|
Обязательные учебные занятия, в том числе |
68 |
|
текущий контроль успеваемости |
2 |
|
зачёт |
2 |
4. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся
Оценка качества освоения АООППО по должности «Садовник» включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и практике доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения. Формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации представлены в рабочих программах учебных дисциплин и практики.
Для аттестации обучающихся на соответствие их достижений поэтапным требованиям АООППО по должности «Садовник» (текущая успеваемость и промежуточная аттестация) создаются контрольно-измерительные материалы и контрольно - оценочные средства, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции и однозначно выявить освоение вида профессиональной деятельности.
Школа-интернат создает условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов привлекаются работодатели (по согласованию), преподаватели, читающие смежные дисциплины.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется преподавателем, ведущим дисциплину, в форме зачетов, дифференцированных зачетов. Форма промежуточной аттестации устанавливается с учетом индивидуальных особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости предусматривается увеличение времени на подготовку к зачету, экзамену, а также проведение дополнительных консультаций. Возможно проведение промежуточной аттестации по индивидуальному графику или в несколько этапов.
Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.
Квалификационный экзамен проводится школой-интернатом для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационного разряда по профессии.
Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в профессиональных стандартах. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей (по согласованию).
Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд по результатам профессионального обучения и выдается свидетельство о профессии рабочего.
Выпускники или родители (законные представители) несовершеннолетних выпускников не позднее, чем за 3 месяца до начала итоговой аттестации могут подать письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий с указанием условий при проведении итоговой аттестации. В специальные условия могут входить: увеличение времени для подготовки ответа, формы предоставления заданий и ответов (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, предоставление перерыва для приёма пищи, лекарств) и условий выполнения практической квалификационной работы.
С целью комплексного сопровождения обучения лиц с нарушением интеллекта школа-интернат укомплектована педагогическими, руководящими, иными работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением интеллекта. Взаимодействие команды специалистов способно обеспечить систематическую медицинскую, психолого-педагогическую и социальную поддержку обучающихся с нарушением интеллекта на всех этапах образования: психолого-педагогическое изучение, ведение мониторинга психолого-педагогического сопровождения, анализ результативности обучения.
|
№ |
Должность, функции, направления деятельности |
|
1. |
Заместитель директора по воспитательной работе. Функции: -организация профориентационной работы; -организация работы педагогов по воспитанию обучающихся; - контроль за посещаемостью; -подготовка и издание методических разработок, практических рекомендаций для педагогов в целях обеспечения адаптации и сопровождения обучения лиц с ОВЗ; -размещение на сайте школы-интерната актуальных материалов для лиц с ОВЗ и их родителей (законных представителей); - организация обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров в области инклюзивного образования; -содействие социализации лиц с нарушением интеллекта через вовлечение их во внеурочную деятельность: - участие во внутренних мероприятиях школы-интерната. |
|
2 |
Заместитель директора по учебной работе Функции: -организация разработки и коррекции адаптированных образовательных программ профессионального обучения; - программ профессиональной подготовки по профессии рабочего; -составление расписания занятий; -организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума; -контроль за соблюдением режима учебных занятий; -контроль за реализацией учебных дисциплин, профессиональных модулей; -контроль за организацией и процедурой промежуточной аттестации лиц с нарушением интеллекта; -контроль за сохранностью и движением контингента из числа лиц с нарушением интеллекта; -определение потребности в оснащении учебно-материальной базы для обучения лиц с нарушением интеллекта; -разработка календарного учебного графика; -контроль за организацией и процедурой итоговой аттестации лиц с нарушением интеллекта; -подготовка и издание методических разработок, практических рекомендаций для педагогов в целях обеспечения адаптации и сопровождения обучения лиц с нарушением интеллекта; -размещение на сайте школы-интерната актуальных материалов для лиц с нарушением интеллекта и их родителей (законных представителей); - организация обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров в области инклюзивного образования. |
|
3 |
Учитель. Функции: -ведение профориентационной работы с обучающимися с нарушением интеллекта; -обеспечение качественной теоретической и практической подготовки в соответствии с рабочей программой, физиологическими и психологическими особенностями здоровья обучающимися с нарушением интеллекта; -осуществление контроля за деятельностью обучающихся с нарушением интеллекта во время образовательной деятельности; -организационно-педагогическое сопровождение образовательной деятельности, групповая и индивидуальная работа с обучающимися с с нарушением интеллекта в образовательном процессе и процессе социализации; -индивидуальные консультации и занятия с обучающимися, организованные для оказания помощи в освоении учебного материала, объяснения и подкрепления содержания учебной дисциплины и выработки навыков; -коррекция нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; - разработка и внедрение методов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
|
4 |
Педагог-психолог Функции: -содействие личностному и профессиональному развитию обучающихся с нарушением интеллекта; -создание условий для эффективной социально-психологической адаптации к новым условиям жизни и обучения, развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия в социуме, -формирование профессионального самоопределения, социально-ценностного отношения к семье, осваиваемой профессии, ответственности за свое профессиональное становление, самостоятельности, поддержка и укрепление психического здоровья. -оказание методической помощи педагогам в овладении ими основами коррекционной психологии по направлениям: психопрофилактическое; психодиагностическое; коррекционно-развивающее; консультативное. |
|
5. |
Учитель физической культуры Функции: -осуществление комплекса мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию обучающихся с нарушением интеллекта, формирование у обучающихся: -осознанного отношения к своим силам; -способности к преодолению физических, психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; -потребности быть здоровым и вести здоровый образ жизни; -стремления к повышению умственной и физической работоспособности. |
|
6. |
Социальный педагог Функции: -осуществление социальной защиты, выявление потребности обучающихся с нарушением интеллекта и их семей в сфере социальной поддержки, определение направлений помощи в адаптации и социализации, участие в установленном законодательством РФ порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах местного самоуправления; -содействие трудоустройству выпускников; -мониторинг трудоустройства выпускников; -ведение профориентационной работы с абитуриентами из числа обучающихся с нарушением интеллекта; -осуществление особого контроля за иногородними обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); -сбор статистических данных; Работа по направлениям: -профилактическое; -коррекционное; -консультативное; -аналитическое. |
|
7. |
Врач-педиатр Функции: -осуществление медицинско -оздоровительного сопровождения обучающихся с нарушением интеллекта; - ведение профилактической деятельности; |
|
8 |
Электроник. Функции: -осуществление помощи педагогическим работникам и обучающимся в использовании технических и программных средств, работе в мобильной лаборатории информационных технологий; -ответственный за работу сайта школы-интерната; -размещение на сайте школы-интерната актуальных материалов для обучающихся с нарушением интеллекта и их родителей (законных представителей). |
Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с нарушением интеллекта
Педагогические и иные работники школы-интерната, участвующие в реализации АООППО по должности «Садовник», ознакомлены с психофизическими особенностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и производят их учёт при организации образовательного процесса. Образовательная организация обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации один раз в три года, ведения методической работы, применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучения и воспитания обучающихся с нарушением интеллекта.
Педагогическими работниками используются современные технологии, методы и средства обучения и воспитания, направленные на формирование социальной, профессиональной компетенции лиц с нарушением интеллекта.
Для эффективной работы педагогов по созданию условий для обучения обучающихся с нарушением интеллекта в школе-интернат обеспечивается на постоянной основе подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогов с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с нарушением интеллекта, специфики приёма- передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учётом различных нарушений функций организма человека. Также для сохранения и укрепления кадрового потенциала школы-интернат, осуществляющих образование детей с нарушением интеллекта, разработаны меры материального стимулирования деятельности педагогов и специалистов, включая установление соответствующих сложности их работы размеров и условий оплаты труда, а также мер их морального поощрения.
АООППО по должности «Садовник» обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам учебного плана.
Наряду с учебниками по дисциплинам имеются технологические карты и тесты, разработанные учителями производственного обучения, адаптированными к обучению лиц с нарушением интеллекта, которые в целом охватывают учебный материал, предусмотренный рабочими программами.
При проведении теоретических занятий используется мультимедиа комплексы, что обеспечивает наглядность процесса обучения и повышает его качество. Имеется возможность подключения во время урока к сети Интернет.
В школе-интернат имеется читальный зал. Каждому обучающемуся обеспечен доступ к библиотечному фонду.
Материально-техническое обеспечение реализации АООППО по должности «Садовник», адаптированной для лиц с нарушением интеллекта, отвечает санитарным и противопожарным нормам и особым образовательным потребностям обучающихся, создана безбарьерная архитектурная среда в учебном корпусе и в корпусе интерната, обеспечена доступность прилегающей территории, входных путей, путей перемещения внутри здания, наличие санитарно-гигиенических помещений.
Школа-интернат располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий и теоретической подготовки.
Кабинеты, в которых обучаются лица с нарушением интеллекта, оборудованы компьютерной техникой, мультимедийными проекторами или мультимедийными досками. Особую роль в обучении лиц с нарушением интеллекта играют видеоматериалы.
Перечень кабинетов и мастерских, используемых в реализации АООППО по должности «Садовник»
|
№ кабинета |
Наименование класса(кабинета) |
|
|
9 |
Класс русского языка и литературного чтения |
|
|
8 |
Класс истории и обществоведения |
|
|
7 |
Класс математики |
|
|
11 |
Кабинет персонала сферы обслуживания |
|
|
12 |
Кабинет по растениеводству |
|
|
10 |
Класс биологии |
|
|
11 |
Кабинет декоративно-прикладного искусства |
|
|
Учебная мастерская |
Швейно-вязально-вышивальная мастерская Столярно-строительная мастерская Теплица, Кабинет для практических занятий по растениеводству
|
|
|
Спортивный комплекс |
Спортивный зал, Кабинет ЛФК Спортивная площадка |
|
|
Залы |
Библиотека, Читальный зал, Концертно-выставочная зона
|
|
|
Кабинеты коррекции и психологической разгрузки |
Кабинет психолога Коррекционный кабинет Логопедический кабинет |
Учебная практика является обязательным разделом АООППО по должности «Садовник». Учебная практика проводится в целях освоения обучающимися трудовых функций, соответствующих видам профессиональной деятельности. Учебная практика проводится в специально оборудованных кабинетах и мастерских щколы -интерната, оснащённых необходимым оборудованием и инструментами. Форма проведения практики определяется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся. Количество часов учебной практики в день - 6 часов. Руководство учебной практикой осуществляет педагог, участвующий в реализации профессионального модуля.